Сторожевой корабль проекта 1135 свирепый внутри. Я командовал СКР «Неустрашимый

1993 год

1994 год

12-27 октября 1994 года на Тихоокеанском флоте работала комиссия в составе представителей Госкомимущества РФ и прокуратуры ТОФ. Цели проверки - соблюдение законодательства РФ по реализации имущества.

ТАВКР «Новороссийск» (возраст 11 лет, цена остаточная 39.284.130$ США) продан за 3.832.348$. Нанесён ущерб государству 34.969.890$ - 25 ноября 1994 г.

ТАВКР «Минск» (возраст 15 лет, стоимость построенного корабля 250.000.000 руб., остаточная стоимость на момент продажи 86.580.000 руб. или 27.424.770 $ США) продан за 4.236.709$. Нанесён ущерб государству 23.188.060$ 25 ноября 1994 г.

Продавцы «Минска» и «Новороссийска» утверждают, что корабли были проданы как металлом. Разница в остаточной стоимости двух самых больших надводных кораблей ВМФ и стоимости их продажи как металлолома выражается суммой в 57.870.780 $ США.

Следовательно, на эту сумму было снято соответствующее оборудование и материальная часть, и только после этого корабли превратились в металлолом. Где это оборудование, куда оно поставлено или куда оно продано?

Для сравнения: ПСКР 3 ранга пр. 10410 водоизмещением в 385 тонн стоил в 1993 году чуть больше 7 миллионов долларов, и это полностью оснащённый. Это фактически тот же доллар, за который продавали корабли пр. 1143. С двух авианесущих крейсеров получилась сумма меньше стоимости одного патрульного корвета.

Стоимость продажи на железо ТАВКР «Минск» - 4 млн. 236.709 долларов США. Эти деньги поступили в бюджет. Эта сумма - ориентировочно 0,268% его первоначальной стоимости. Менее половины процента. Крейсер прослужил менее 20 лет. По американским правилам, корабль, прослуживший более 16, но менее 20 лет, и находящийся в боеготовом состоянии, не может быть реализован другому флоту по стоимости менее 50% первоначальной (правда, это для усреднённого корабля серии - то есть не первого и не последнего, ибо первый гораздо дороже, последний слегка дешевле). Продажа корабля на слом определяется рыночной ценой, но вывод из состава флота (то есть из консервации стадии D - полугодичная готовность к вводу в строй) не допускается, пока остаточная стоимость корабля сохраняется в пределах 10% от стоимости постройки - её должно опустить ниже этой планки разукомплектование, но так, чтобы стоимость работ не привела, наоборот, к росту стоимости останков. Правда, это всё не относится к авианосцам и линкорам, для продажи которых требуется специальное разрешение Конгресса, и цена каждого корабля определяется отдельно.

Цена продажи «Новороссийска» - ещё меньше.

Если замахиваться на ведущие образцы техники, то на деньги, вырученные от продажи «Новороссийска», можно купить 1 (один) танк М1 «Абрамс», но не новый, а нуждающийся в модернизации; за деньги от продажи «Минска» - полтора, от силы два. Так что, продав два вполне современных авианесущих крейсера, Россия получила деньги на покупку от силы трёх не очень современных танков.

Операция ЦУМР 1994 года под кодовым названием «Ильмень».

Стоит задача: какая сумма (в долларах США) должна быть получена от реализации 30 кораблей и судов в октябре 1994 года, замаскированных под МРЗК «Ильмень», если бы они реализовывались по самой минимальной цене за тонну металлолома (140$)?

Ключ к разгадке. По данным официального отчёта «The Platon Report» (журнал Брокерского дома за 1997 год), минимальная стоимость металла для разделки судов на скрап для региона Дальнего Востока на октябрь 1994 года составляла 140$ за тонну. Ниже цены не было! Продавать за цену меньше минимальной - это явно себе в убыток. Если подобное рассказать любому вменяемому человеку, первое что он спросит: «…всё ли в порядке у продавцов с головой?»

Но к нашим «торговым работникам» он неуместен. Как раз с головой у них всё в порядке, и даже очень. Продавали они не своё, но главное - не забывая и себя.

Оказывается, под видом маленького корабля МРЗК пр. 861 «Ильмень» продано 30 единиц (подводных лодок, надводных кораблей и судов специального назначения):

Три БДК пр. 1171: «А. Торцев», БДК-25, «С. Лазо»;

Пять БДК пр. 775: БДК-197; БДК-63, БДК-90, БДК-181, БДК-48;

МРК пр. 1234 «Вихрь»;

СКР пр. 1135 «Горделивый»;

МДК-96 пр. 771;

СКР пр. 159: СКР-138, СКР-133, СКР-128;

Две плавбазы ПЛ пр. 1883: «Иван Кучеренко», «Иван Вахромеев»;

МПК-114 пр. 204;

МПК пр. 1124: МПК-81, МПК-122;

МТЩ пр. 266 МТ-208;

Два МТЩ пр. 254: МТ-27, МТ-53;

Три подводные лодки: пр. 690 СС-36, пр. 651 Б-63, пр. 629а Б-163;

Три подводные лодки пр. 641: Б-885, Б-833, Б-112;

ОИС пр. 861 «Заполярье».

ЦУМР и ВЭС контрактом № 148/8/4050 от 06.10.1994 г. под видом МРЗК «Ильмень» продало вышеуказанные корабли как «довесок» к проданным за бесценок ТАВКР «Минск» и «Новороссийск». Общий тоннаж 30 единиц составлял 55.643 тонны, при этом вес металла составлял 38.905,1 тонны.

Продавцы, занизив в 1,7 раза минимальную цену металлолома, равную 140 долл. США и определив её в среднем 81,74 доллара США за тонну, получили от продажи 3.180.390 долл. США. Должны были получить 5.764.066 долл. США. Ущерб государству составляет 2.583.676 долл. США.

Хочется задать вопрос тем, кто подписывал контракты - Качанову, Зобнину, Летунову, Ерёмину, Васильеву и другим продавцам: какая цель преследовалась при продаже этих кораблей при цене за тонну металла ниже минимальной цены?

И руководителям прокуратуры: какая цель преследовалась следователем по особо важным делам ГВП В. Стрикаловым и надзирающими за его деятельностью прокурорами, чтобы этого не заметить?

Продажа кораблей ВМФ была поставлена на конвейер:

1995 год

ЭМ пр. 56А «Гремящий» продан за 225.000$ 28 марта 1995 г. В отчётных документах на 390 тонн занижено водоизмещение. (390 т × 140 долларов за тонну = 54.600 долларов США; неплохая заначка!)

МРК пр. 1234 «Град» продан за 13.100$ 11 марта 1995 г. - как подержанная иномарка. Контракт был подписан лично заместителем Главнокомандующего ВМФ - начальником тыла ВМФ адмиралом И. Ф. Васильевым.

ПСКР пр.11351 - 1+1 ед.

ТТХ:
СКР пр.1135 (1135М)
Водоизмещение, т:
стандартное: 2835 (пр.1135М – 2935)
полное: 3190 (пр.1135М – 3305)
Размеры, м:
длина: 123
ширина: 14,2
осадка: 4,5
Скорость полного хода, уз: 32
Дальность плавания: 4000 миль (14 уз), 3515 миль (18 уз), 3155 миль (24 уз), 1240 миль (32 уз)
Автономность, сут: 30
Силовая установка: 1х48000 л.с. ГТА М7 (2х6000 л.с., маршевая М60, 2х18000 л.с., форсажная М3), 2 ВФШ, 5 ДГ ДГАГ-500/Г-МШ (или ДГАС-500/1МШ) по 500 кВт
Вооружение:
1х4 ПУ КТ-М-1135 УРПК-4 «Метель» (4 ПЛУР 85Р);
2х2 76 мм АК-726 (2000 выстрелов); пр.1135М – 2х1 100 мм АК-100 (1250 выстрелов);
2х2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-М» (40 ЗУР 9М33);
2х4 533 мм ЧТА-53-1135 (4 торпеды СЭТ-65, 4 торпеды 53-65К);
2х12 РБУ-6000 «Смерч-2» (96 РГБ-60);
18 мин ИГДМ-500 или 10 мин КСМ или 14 мин КАМ или 14 мин КБ «Краб» или 10 мин «Серпей» или 4 мины ПМР-1 или 7 мин ПМР-2 или 7 мин МТПК-1 или 14 мин РМ-1 или 12 мин УДМ-2
Экипаж, чел: 192 (23 офицера, 27 мичманов) (пр.1135М – 196)

ПСКР пр.11351
Водоизмещение, т:
стандартное: 3274
полное: 3642
Размеры, м:
длина: 122,98
ширина: 14,2
осадка: 4,8
Скорость полного хода, уз: 31,04
Дальность плавания: 3636 миль (14,05 уз), 3000 миль (18 уз), 2600 миль (20 уз), 1600 миль (30 уз)
Автономность, сут: 30
Силовая установка: 1х46000 л.с. ГТА М7К (2х6000 л.с. маршевая М62, 2х17000 л.с. форсажная М8К)
Вооружение:
1х1 100 мм АК-100 (500 выстрелов);
2х6 30 мм АК-630М (12000 выстрелов);
1х2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК «Оса-МА2» (20 ЗУР 9М33);
2х4 533 мм ЧТА-53-1135 (8 торпед);
2х12 РБУ-6000 «Смерч-2»;
1 вертолет Ка-27ПС;
Экипаж, чел: 193 (22 офицера)


История:
По условиям раздела Черноморского флота СССР, военно-морским силам Украины достались 2 СКРа проекта 1135 и 1 СКР проекта 1135М; кроме того на судо-строительном заводе "Залив" (г. Керч) строились 2 корабля для пограничного флота СССР 2 ПСКРа проекта 11351, они так же вошли в состав флота Украины.
СКР "Разительный" - ФР "Севастополь" U132
СКР "Безукоризненный" - ФР "Миколаив" U133
СКР "Беззаветный" - ФР "Днипропетровськ" U134
ПСКР "Киров" - ФР "Гетман Сагайдачный" U130
ПСКР "Красный Вымпел" - ФР "Гетман Вишневецкий" U131 (не достроен )

СКР "Разительный" - ФР "Севастополь" U132
вступил в строй 31 декабря 1976 года и 5 февраля 1977 года после межфлотского перехода из Балтийска в Севастополь включен в состав КЧФ.
С 25 по 30 июля 1981 года нанес визит в Триполи (Ливия), с 28 декабря 1984 года по 2 января 1985 года - в Гавану (Куба) и с 24 по 28 апреля 1989 года - в Констанцу (Румыния).
1 августа 1997 года передан ВМС Украины (U 132).

30 ноября 2004 года распоряжением кабинета министров Украины N 875-р исключен из состава флота
6 июля 2006 года в 13.00 корабль буксиры вывели из бухты и потащили на разделку в Турцию.

СКР "Безукоризненный" - ФР "Миколаив" U133
3 марта 1980 года включен в состав КЧФ.
С 27 сентября по 2 октября 1981 года нанес визит в Джезаир (Алжир), с 26 по 31 марта 1987 года - в Стамбул (Турция) и с 15 по 19 августа 1991 года - в Констанцу (Румыния).
В 1994 году завоевал приз ГК ВМФ по артподготовке (в составе КУГ).
14 июля 1997 года расформирован, 1 августа 1997 года передан ВМС Украины (U 133).
8 сентября 1997 года исключен из состава ВМФ РФ.
В 2001 году исключен из состава ВМС Украины и разделан на металл.

СКР "Беззаветный" - ФР "Днипропетровськ" U134
17 февраля 1978 года корабль включен в состав Краснознамённого Черноморского флота.
С 10 по 13 августа 1979 года - визит в Варну (Болгария).
С 26 по 31 марта 1987 года - визит в Стамбул (Турция).
В январе 1988 года - визит в Тобрук (Ливия).
В 1988 году завоевал приз главкома ВМФ СССР по противолодочной подготовке (в составе корабельной ударной группы).
12 февраля 1988 года во время операции по вытеснению кораблей ВМС США из односторонне заявленной 12-мильной зоны СССР у берегов Крыма совершил навал на крейсер УРО ВМС США «Йорктаун».
После навала на «Йорктаун» у корабля были порваны леера, потерян якорь, а выше ватерлинии был прорезан корпус. На базе обнаружилась пробоина в акустической «бульбе». После инцидента корабль около месяца находился в ремонте, после чего продолжил нести боевую службу в Черном море.
В 1988 - 1989 годах корабль осуществлял слежение за кораблями ВМС США в Черном море, принимал участие в учениях.
1 августа 1997 по условиям раздела Черноморского флота «Беззаветный» передан ВМС Украины.
В октябре 2002 года фрегат «Дніпропетровськ» был выведен из состава боевых кораблей ВМС Украины.
26 марта 2005 года уведен на буксире из Севастополя и 12 мая 2005 года затоплен в Чёрном море.

ПСКР "Киров" - ФР "Гетман Сагайдачный" U130
5 октября 1990 года заложен как «Киров» на эллинге ССЗ «Залив» в Керчи, по заказу морских частей погранвойск КГБ СССР.
В июне 1992 года в недостроенном состоянии перешёл в собственность ВМС Украины и переименован. Вступил в строй 2 апреля 1993 года и 4 июля 1993 года поднял военно-морской флаг Украины. Флаг поднимал командир корабля капитан 3 ранга Катушенко В.С. Первоначально (до июля 1994 г.) носил бортовой номер «201», затем U-130. Переклассифицирован во фрегат. В настоящее время - флагман ВМС Украины.
В июне 1994 г. совершил официальный визит во Францию, в 1995 году совершил деловой визит в Абу-Даби (Объединённые Арабские Эмираты) на выставку оружия «Айдекс-95», в том же году корабль посетил порт Варна (Болгария) и Специя (Италия). В 1996 году совершил первый трансатлантический поход во главе отряда кораблей ВМС Украины в США в порт Норфолк. Тогда же совершены деловые визиты (дважды) в порты Гибралтар (Великобритания) и в Понта-Делгада (Португалия) на Азорских островах.
В 1996 году посещал Поти, Стамбул и Варну. В июне 1999 года совершил официальный визит в составе отряда кораблей ВМС Украины в Израиль в порт Хайфа. В 2000-2004 годах самостоятельно и в составе групп кораблей посещал различные порты Турции, Болгарии.
В 2008 году корабль на протяжении 3-х месяцев принимал участие в операции «Активные усилия» в Средиземном море.
24 сентября 2013 года фрегат «Гетман Сагайдачный» с вертолётом Ка-27 на борту и группой специального назначения вышел в море из порта Севастополя, чтобы присоединиться к операции НАТО по противодействию пиратству на море «Океанский щит». 3-го января 2014 года операция была закончена и 20 января «Сагайдачный» присоединился к операции ЕС «Аталанта».
В марте 2014 года корабль возвращался из Средиземного моря из за событий в Крыму, фрегат 5 марта прибыл в Одессу где и находится по сей день.

Фотоальбом:
1 - U132 "Севастополь"

3 - СКР "Беззаветный" во время навала на американский КР "Йорктаун"

И это справедливо: на разных кораблях - своя специфика. Это касается и особенностей корабельной организации, и нюансов службы, и существующей моральной атмосферы в экипаже, и бытовых условий. Где-то - сложнее, в чём-то - легче… Опытные офицеры и мичманы, которым довелось послужить на кораблях разных классов и рангов, зачастую тоже не могут определиться с приоритетами в этом вопросе. При этом часто можно услышать такое мнение: интереснее, почётнее и, как это ни удивительно, легче служить на активно плавающих кораблях, где не приходится скучать и каждый занят своим делом.

"На флаг и гюйс!". Подъем Военно-морского флага в День Конституции СССР 7 октября 1982 г. Средиземное море. В точке якорной стоянки у побережья Кипра. Флаг поднимает командир отделения сигнальщиков старшина 1 статьи Анатолий Тронза, призванный из Жданова.

Пожалуй, с этим утверждением волне можно согласиться, тем более, личный опыт убеждает в основательности подобной аргументации. На мой взгляд, одинаковое чувство гордости испытывали моряки и ГРКР "Москва", и БДК "Азов", других кораблей, в том числе водолазных ботов ВМ-125 и ВМ-114, на которых мне доводилось выходить в дальние походы. Но, пожалуй, самые неизгладимые впечатления и трудно передаваемые словами чувства у многих моряков оставляет их "первый" корабль. Для многих матросов и старшин-"срочников" он становится в их флотской биографии и единственным.

Командование СКР "Разительный". Справа налево: командир корабля капитан 3 ранга Анатолий Федорович Ильин, старший помощник командира капитан 3 ранга Олег Леонидович Стельмах, зам. командира по политчасти капитан-лейтенант Валерий Алексеевич Чумак.

Действительно, служба на "первом" корабле, да особенно ещё по всем показателям - лучшем на флоте, запоминается навсегда. Таким для меня, лейтенанта "образца 1982 года", как и для многих моих сослуживцев, стал СКР "Разительный" - корабль с яркой биографией и примечательной судьбой. 26 ноября его ветераны отмечают 35-летие со дня подъёма Военно-морского флага на своём корабле.

СКР "Разительный", построенный на калининградском "Янтаре" по проекту 1135М ("Буревестник") в черноморском строю находился два десятка лет, чрезвычайно активных, насыщенных дальними походами и учебно-боевыми задачами. Судите сами: за это время "Разительный" 10 (!) раз выполнял задачи боевой службы в Средиземном море, Атлантическом и Индийском океанах. Под руководством одиннадцати командиров (офицеров А. Демченко, В. Балашова, А. Ильина, В. Носачева, В. Саватеева, О. Гарамова, В. Лазарева, М. Канагеева, К. Клепикова, С. Мясоедова, Е. Шевченко) экипаж корабля становился "отличным", завоёвывал призы и переходящие знамёна, объявлялся лучшим на Черноморском флоте и в ВМФ СССР. И было за что: противолодочные учения, слежения за силами вероятного противника, обеспечение безопасности советского судоходства в "горячих точках", несение боевого дежурства на линии радиолокационного дозора у ближневосточных берегов, укрепление международного военного сотрудничества в рамках совместных учений с моряками союзных и дружественных флотов… "Разительный", пожалуй, был самым плавающим черноморским кораблём, вместе со своими собратьями-"буревестниками" ("Безукоризненным", "Беззаветным", "Пылким", "Ладным", "Деятельным" и "Пытливым"), составляя одно из основных звеньев как нашего флота, так и Средиземноморской эскадры на пике её активности.

Экипаж "Разительного" всегда отличали боевой настрой на достижение боевого успеха, особая атмосфера в коллективе. Совершенно заслуженно его комсомольская организация была удостоена Переходящего Красного Знамени "Лучшей комсомольской организации надводного корабля ВМФ". До сих пор не утратили молодого задора уже ставшие ветеранами моряки СКРа. Генераторами активности являются старшие мичманы запаса Владимир Григорьев, Виктор Довженко и Иван Степанов, благодаря которым создана и развивается ветеранская организация "Разительного". И 26 ноября, в день 35-летия родного корабля, ветераны-противолодочники соберутся на свою традиционную встречу. Место юбилейного сбора - площадь Ушакова, время - 10.00.

Капитан 1ранга Сергей ГОРБАЧЕВ, секретарь комитета ВЛКСМ СКР "Разительный" в 1982-1984 гг.

Сторожевые корабли проектов 1135 и 1135М - 32+1 ед .

Удачный проект газотурбинного СКР, способного действовать в морской зоне. Кодовое название - “Буревестник”. До 28.6.1977 все строившиеся и вступившие в строй корабли относились к классу БПК. Впервые на отечественном корабле относительно небольшого водоизмещения удалось разместить мощное противолодочное вооружение, включая ПЛРК “Метель”. 11 кораблей (в перечне отмечены знаком *) строились по усовершенствованному проекту 1135: на них 76-мм АУ заменили на одноствольные 100-мм, а также установили более мощную ГАС, что привело к увеличению водоизмещения на 140 т. В конце 1980-х гг. СКР “Легкий”, “Летучий” и “Пылкий” прошли модернизацию по проекту 11352: на них установили новые РЛС “Фрегат”, а вместо РБУ-6000 - рамы под счетверенные пакеты ПКР “Уран”. Правда, из-за недостаточного финансирования последние так и не были получены, и оба корабля по сей день плавают без ракет.

“БДИТЕЛЬНЫЙ” (зав. № 151). 21.7.1968 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде и 20.12.1968 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 28.3.1970, вступил в строй 31.12.1970 и 20.2.1971 включен в состав ДКБФ. 14.6-29.7.1972, находясь в зоне военных действий при несении боевой службы на Средиземном море, выполнял задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии. 5 - 9.10.1973 и 20 - 24.7.1974 нанес визиты в Гдыню (Польша), 4-9.1.1979 и 5 - 9.10.1989 - в Росток (ГДР), 19-27.7.1980-в Щецин (Польша), 15-21.4.1981-в Гавану (Куба) и 15- 20.6.1991 - в Амстердам (Нидерланды). В 1987 г. завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ), а в 1988 г. - приз ГК ВМФ по зенитной подготовке (в составе КУГ). В июне 1993 г. участвовал в учениях стран НАТО “Балтопс-93” на Балтийском море. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 31.7.1996 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.7.1997 расформирован и в конце 1997 г. продан фирме с Вирджинских о-вов для разделки на металл.

“БОДРЫЙ” (зав. № 152). 20.12.1968 зачислен в списки кораблей ВМФ и 15.1.1969 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде, спущен на воду 28.4.1971, вступил в строй 31.12.1971 и 14.2.1972 включен в состав ДКБФ. 14.6-29.7.1972, находясь в зоне военных действий при несении боевой службы на Средиземном море, выполнял задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии. 31.10.1974 награжден вымпелом МО СССР “За мужество и воинскую доблесть”. 27.6 - 1.7.1975 нанес визит в Гдыню (Польша), 7- 10.8.1981 -в Хельсинки (Финляндия), 12 - 18.6.1982 - в Луанду (Ангола), 25.6 - 2.7.1982 - в Лагос (Нигерия) и 5 - 8.10.1984 - в Росток (ГДР). В 1988 г. завоевал приз ГК ВМФ по зенитной подготовке (в составе КУГ). 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 17.7.1997 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1997 расформирован.

“ДОСТОЙНЫЙ” (зав. № 11). 11.8.1969 заложен на стапеле ССЗ “Залив” в Керчи и 5.2.1971 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 8.5.1971, вступил в строй 31.12.1971 и 28.4.1972 после межфлотского перехода из Севастополя в Североморск включен в состав КСФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 30.6.1993 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1993 расформирован.

“СВИРЕПЫЙ” (зав. № 153). 15.6.1970 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде и 20.10.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 27.1.1971, вступил в строй 29.12.1972 и 31.1.1973 включен в состав ДКБФ. 20-24.7.1974 и 19-23.7.1984 нанес визиты в Гдыню (Польша), 22-27.8.1976 и 15 - 21.4.1981 - в Гавану (Куба), 5 - 10.10.1978 - в Росток (ГДР). 26-30.5.1983-в порт Тунис (Тунис) и 11 - 15.6.1984- в Хельсинки (Финляндия). В 1987 г. завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ), а в 1988 г. - приз ГК ВМФ по зенитной подготовке (в составе КУГ). 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 30.6.1993 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 31.12.1993 расформирован и в 1994 г. продан английской фирме для разделки на металл.

“СИЛЬНЫЙ” (зав. № 154). 20.10.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ и 15.3.1971 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде, спущен на воду 29.8.1972, вступил в строй 30.6.1973 и 16.7.1973 включен в состав ДКБФ. 5-9.10.1973 и 27.6- 1.7.1975 нанес визиты в Гдыню (Польша), 22-27.8.1976 и 11 - 15.10.1985 - в Гавану (Куба), 10 - 14.10.1988 - в Праю (Кабо-Верде) и 5 - 9.10.1989 - в Росток (ГДР). В 1978 и 1983 гг. завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). 28.3-4.4.1984 участвовал в оперативном КШУ ВМФ “Ат-лантика-84”. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. С 12.3.1990 находился на Прибалтийском ССЗ на капитальном ремонте, но 30.6.1994 из-за отсутствия финансирования исключен из состава ВМФ и сдан в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.9.1994 расформирован и в 1994- 1995 на ССЗ “Янтарь” разделан на металл.

“ДОБЛЕСТНЫЙ” (зав. № 12). 30.11.1970 заложен на стапеле ССЗ “Залив” в Керчи и 5.2.1971 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 22.2.1973, вступил в строй 28.12.1973 и 17.2.1974 после межфлотского перехода из Севастополя в Североморск включен в состав КСФ. В 1979 г. завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. С 19.6.1991 находился на СРЗ-35 (“Севморпуть”) в Мурманске на капитальном ремонте, но 3.7.1992 из-за отсутствия финансирования исключен из состава ВМФ и сдан в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1993 расформирован и 18.7.1995 продан посреднической фирме США для разделки на металл.

“СТОРОЖЕВОЙ” (зав. № 155). 20.10.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ и 20.7.1972 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калиниграде, спущен на воду 21.3.1973, вступил встрой 30.12.1973 и 7.12.1974 включен в состав ДКБФ. 8.11.1975 на ВПК произошла попытка протеста части экипажа против политики властей с целью привлечения внимания мировой общественности*. 10.11.1975 перечислен в состав КамФлРС КТОФ и в начале 1976 г. совершил межфлотский переход вокруг Африки из Балтийска в Петропавловск-Камчатский. 5 - 9.10.1974 нанес визит в Росток (ГДР). 10- 15.9.1980 произвел деловой заход в Массауа (Эфиопия). В 1981, 1982 и 1983 гг. завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). С 21.4.1987 по 14.11.1994 на “Дальзаводе” во Владивостоке прошел капитальный ремонт.

“РАЗУМНЫЙ” (зав. № 156). 28.3.1972 зачислен в списки кораблей ВМФ и 26.6.1972 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калиниграде, спущен на воду 20.7.1973, вступил в строй 30.9.1974 и 15.11.1974 включен в состав ДКБФ. Летом 1975 г. совершил межфлотский переход вокруг Африки из Балтийска в Петропавловск-Камчатский и 11.6.1975 перечислен в состав КамФлРС КТОФ. 15- 24.8.1978 нанес визит в Аден (Южный Йемен). В 1981, 1983 и 1986 гг. завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 16.3.1998 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.5.1998 расформирован и в б. Завойко (г. Петропавловск-Камчатский) поставлен на прикол.

“РАЗЯЩИЙ” (зав. № 157), 28.3.1972 зачислен в списки кораблей ВМФ и 28.9.1972 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калиниграде, спущен на воду 22.7.1974, вступил в строй 30.12.1974 и 14.2.1975 после межфлотского перехода вокруг Африки из Балтийска во Владивосток включен в состав КТОФ. 10 -17.11.1976 нанес визита Порт-Луи (Маврикий) и 10- 14.10.1981 -в Дананг (Вьетнам). С ноября 1981 по апрель 1983 г. на “Дальза-воде” им. 50-летия СССР во Владивостоке прошел средний ремонт. 17.11.1983 при несении боевой службы в северной части Аравийского моря столкнулся с ЭМ ВМС США “Ра!т”, в результате которого получил незначительные повреждения корпуса. В 1984 г. завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 29.10.1992 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей вОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 31.12.1992 расформирован и 6.10.1994 продан южнокорейской фирме дляразделки на металл.

“ДРУЖНЫЙ” (зав. № 158). 4.6.1973 зачислен в списки кораблей ВМФ и 12.10.1973 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калиниграде, спущен на воду 22.1.1975, вступил в строй 30.9.1975 и 25.10.1975 включен в состав ДКБФ. 25-30.8.1978 нанес визит в Гётеборг (Швеция), 4- 9.10.1979 и 9- 14.8.1982- в Росток (ГДР), 7 - 10.8.1981 - в Хельсинки (Финляндия), 26 -30.5.1983 - в порт Тунис и 1 - 5.6.1993 - в Кадис (Испания). В 1981 и 1998 гг. завоевывал призы ГК ВМФ по зенитной подготовке (в составе КУГ), а в 1998 г. - приз ГК ВМФ по противолодочной под готовке (в составе КПУГ). 28.3 - 4.4.1984 участвовал в оперативном КШУ ВМФ “Атлантика-84”. С 1.7.1988 по 21.1.1992 на Прибалтийском ССЗ “Янтарь” прошел капитальный ремонт. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В сентябре - октябре 1994 г. участвовал в совместных учениях ВМС стран НАТО“Коорега11у-94”.

“ДЕЯТЕЛЬНЫЙ” (зав. № 13). 28.3.1972 зачислен в списки кораблей ВМФ и 21.6.1972 заложен на стапеле ССЗ “Залив” в Керчи, спущен на воду 5.4.1975, вступил встрой 25.12.1975 и 19.2.1976 включен в состав КЧФ. 30.6 - 4.7.1977 нанес визит в порт Тунис, 25 - 30.7.1981 - в Триполи (Ливия) и 11 - 15.8.1989 - в Варну (Болгария). В 1978 и 1988 гг. завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). С 1991 г. находился на СРЗ-91 (г. Севастополь) на капитальном ремонте, но 10.7.1995 из-за отсутствия финансирования исключен из состава ВМФ и сдан в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1995 расформирован и 6.4.1997 уведен буксиром “Грядущий” в Турцию для разделки на металл.

“РЕЗВЫЙ” (зав. № 152)*. 4.6.1973 зачислен в списки кораблей ВМФ и 10.12.1973 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде, спущен на воду 30.5.1975, вступил в строй 30.12.1975 и 19.2.1976 после межфлотского перехода из Балтийска в Североморск включен в состав КСФ. В 1979, 1985, 1994 и 1995 гг. завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). 7 - 11.9.1982 нанес визит в Пуэрт-Нуар (Народная Республика Конго), 2 - 10.12.1982 - в Гавану (Куба) и 14-18.5.1993 - вТромсё (Норвегия). С 6.12.1989 по 6.8.1992 на СРЗ-35 (“Севморпуть”) в Мурманске прошел капитальный ремонт. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

“ЖАРКИЙ” (зав. № 711). 6.10.1973 зачислен в списки кораблей ВМФ и 16.4.1974 заложен на стапеле ССЗ им. А.А.Жданова в Ленинграде, спущен на воду 3.11.1975, вступил в строй 29.6.1976 и 11.8.1976 после межфлотского перехода из Балтийска в Североморск включен в состав КСФ. 12.7.1983 при прохождении капитального ремонта на ССЗ им. А.А.Жданова в Ленинграде сильно выгорел из-за пожара, возникшего в результате возгорания ветоши и топлива в кормовом машинном отделении. 5 - 22.6.1991 участвовал в поисковой противолодочной операции СФ в Сев.-Вост.Атлантике и Норвежском море. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. С 25.5.1993 по 1996 г. на СРЗ-35 (“Севморпуть”) в Мурманске прошел средний ремонт. В 1996 г. завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ).

“РЕЗКИЙ” (зав. № 160). 5.4.1974 зачислен в списки кораблей ВМФ и 28.7.1974 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калиниграде, спущен на воду 17.2.1976, вступил в строй 30.9.1976 и 1.11.1976 включен в состав ДКБФ. Зимой 1977 г. совершил межфлотский переход вокруг Африки из Балтийска во Владивосток и 2.2.1977 перечислен в состав КТОФ. В 1980 г. завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). 16-21.12.1977 нанес визите Бомбей (Индия), 16 - 20.2.1984 - в Массауа (Эфиопия) и 22 - 26.5.1984 - в Порт-Луи (Маврикий). 17 -21.5.1987 участвовал в вытеснении из территориальных вод СССР КР УРО ВМС США “АгКапзаб”. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 4.8.1995 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1995 расформирован и 7.9.1996 продан южнокорейской фирме для разделки на металл.

“РЕТИВЫЙ” (зав. № 712). 6.10.1973 зачислен в списки кораблей ВМФ и 12.6.1976 заложен на стапеле ССЗ им. А.А.Жданова в Ленинграде, спущен на воду 14.8.1976, вступил в строй 28.12.1976 и 5.2.1977 после межфлотского перехода вокруг Африки из Балтийска в Петропавловск-Камчатский включен в состав КамФлРС КТОФ. 30.10.1978 участвовал в поисках самолета ВВС США “Опоп” и его экипажа, упавшего в море у берегов Камчатки. В 1980, 1986 и 1992 гг. завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 4.8.1995 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1995 расформирован и 7.9.1996 продан южнокорейской фирме для разделки на металл.

“РАЗИТЕЛЬНЫЙ” (зав. № 161)*. 5.6.1974 зачислен в списки кораблей ВМФ и 11.2.1975 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калиниграде, спущен на воду 1.7.1976, вступил в строй 31.12.1976 и 5.2.1977 после межфлотского перехода из Балтийска в Севастополь включен в состав КЧФ. 25 - 30.7.1981 нанес визит в Триполи (Ливия), 28.12.1984-2.1.1985-в Гавану (Куба) и 24-28.4.1989 -в Констанцу (Румыния). 14.7.1997 расформирован, 1.8.1997 передан ВМС Украины и переименован в “Севастополь” (II 132). 8.9.1997 исключен из состава ВМФ РФ.

“ЛЕНИНГРАДСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”, с 15.2.1992 - “Лёгкий” (зав. № 713). 22.4.1974 заложен на стапеле ССЗ им. А.А. Жданова в Ленинграде и 8.5.1974 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 1.4.1977, вступил в строй 29.9.1977 и 29.11.1977 после межфлотского перехода из Балтийска в Североморск включен в состав КСФ. В 1979, 1994, 1995, 1996 и 1997 гг. завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). С 27.10.1988 по 22.1.1991 на СРЗ-35 (“Севморпуть”) в Мурманске прошел модернизацию по проекту 11352 и капитальный ремонт. 23 - 26.3.1994 участвовал в совместных учениях с кораблями ВМС Норвегии и Великобритании “Ротог-94” в Норвежском море. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 12 - 16.7.1993 нанес визит в Стамбул (Турция) с ГК ВМФ на борту и 24 - 25.10.1994 - в Киркенес (Норвегия).

“ГРОЗЯЩИЙ” (зав. № 162)*. 4.5.1975 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калиниграде и 7.5.1975 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 7.2.1977, вступил в строй 30.9.1977 и 29.11.1977 включен в состав КТОФ. В 1978 г. совершил межфлотский переход из Балтийска в Черное море, а в период с 24.2 по 3.7.1979 - переход вокруг Африки из Севастополя во Владивосток, произведя деловые заходы в Луанду (Ангола), Мапуту (Мозамбик) и Порт-Луи (Маврикий). В 1980 г. завоевал приз ГК ВМФ по зенитной подготовке (в составе КУГ). 9- 13.6.1983 нанес визит в Коломбо (Шри-Ланка). С 14.3.1990 входил в состав СахФлРС КТОФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. С 18.8.1992 находился на “Дальзаводе” во Владивостоке на капитальном ремонте, но 13.2.1995 из-за отсутствия финансирования исключен из состава ВМФ и сдан в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1995 расформирован и в 1997 г. продан американской посреднической фирме для разделки на металл.

“НЕУКРОТИМЫЙ”, с 2.11.1987 до 27.3.1990 - “Комсомолец Литвы” (зав. № 163). 7.5.1975 зачислен в списки кораблей ВМФ и 22.1.1976 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калиниграде, спущен на воду 7.9.1977, вступил в строй 30.12.1977 и 17.2.1978 включен в состав ДКБФ. 5- 10.1978 и 7- 11.10.1985 нанес визиты в Росток (ГДР). 12 - 18.6.1982 - в Луанду (Ангола), 25.6-2.7.1982-в Лагос (Нигерия), 26 - 30.5.1985 - в Гдыню (Польша), 5 - 8.6.1990 - в Киль (ФРГ), 21 - 23.6.1990 - в Щецин (Польша), 2-6.9.1991 - в Амстердам и 23 - 25.4.1997 - в Роттердам (Нидерланды). В 1981, 1984, 1998 и 1999гг. завоевывал призы ГК ВМФ по артподготовке, в 1981 и 1988 гг. - призы ГК ВМФ по зенитной подготовке (в составе КУГ), в 1983 и 1998 г. - призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

“БЕЗЗАВЕТНЫЙ” (зав. № 14). 4.6.1973 зачислен в списки кораблей ВМФ и 28.5.1976 заложен на стапеле ССЗ “Залив” в Керчи, спущен на воду 7.5.1977, вступил в строй 30.12.1977 и 17.2.1978 включен в состав КЧФ, 10 - 13.8.1979 нанес визит в Варну (Болгария) и 26 - 31.3.1987 - в Стамбул (Турция). 12.2.1988 вытеснял зашедший в территориальные воды СССР у берегов Крыма КР УРО ВМС США “УогМо\л/п”. В 1988 г. завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). 14.7.1997 расформирован, 1.8.1997 передан ВМС Украины и переименован в “Дтпропетровськ” (и 134). 8.9.1997 исключен из состава ВМФ РФ.

“ЛЕТУЧИЙ” (зав. № 714). 7.5.1975 зачислен в списки кораблей ВМФ и 9.3.1977 заложен на стапеле ССЗ им. А.А.Жданова в Ленинграде, спущен на воду 19.3.1978, вступил в строй 10.8.1978 и 20.9.1978 после межфлотского перехода вокруг Африки из Балтийска в Петропавловск-Камчатский включен в состав КамФлРС КТОФ. 13- 17.12.1981 нанес визит в Мапуту (Мозамбик) и в декабре 1981 г. произвел деловой заход в Викторию (Сейшельские о-ва). В период с мая 1987 по октябрь 1991 г. модернизован на “Дальзаводе” во Владивостоке по проекту 11352. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1992 и 1999 гг. завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ).

“ГРОМКИЙ” (зав. № 164)*. 14.4.1976 зачислен в списки кораблей ВМФ и 23.6.1976 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде, спущен на воду 11.4.1978, вступил в строй 30.9.1978 и 23.11.1978 после межфлотского перехода из Балтийска в Североморск включен в состав КСФ. В 1980 г. завоевал приз ГК ВМФ по артподготовке (в составе КУГ), а в 1987 г. - приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). 26 - 30.8.1991 участвовал в проводке конвоя “Дер-виш-91” из Кольского зал. в Архангельск, посвященного 50-летию начала движения союзных конвоев. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. С 6.4.1993 находился на СРЗ-35 (“Севморпуть”) в Мурманске и с 27.12.1996 - на СРЗ-10 (“Шквал”) в губе Пала (г. Полярный) на капитальном ремонте, но 16.3.1998 из-за отсутствия финансирования исключен из состава ВМФ и сдан в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.5.1998 расформирован и в 1998г. на СРЗ-35 разделан на металл. С 12.10.1977 по 1.9.1979 СКР командовал И.Н.Хмельное (с 4.8.1994 по 22.12.1998-командующий КТОФ).

“БЕССМЕННЫЙ” (зав. № 165)*. 14.4.1976 зачислен в списки кораблей ВМФ и 11.1.1977 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде, спущен на воду 9.8.1978, вступил в строй 26.12.1978 и 9.2.1979 после межфлотского перехода из Балтийска в Североморск включен в состав КСФ. В 1979 и 1993 гг. завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ), а в 1980 и 1982 гг. - призы ГКВМФ по артподготовке (в составе КУГ). 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 16.3.1998 исключен из состава ВМФ и сдан в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.5.1998 расформирован и поставлен на прикол в Североморске.

“ПЫЛКИЙ” (зав. № 715). 7.5.1975 зачислен в списки кораблей ВМФ и 6.5.1977 заложен на стапеле ССЗ им. А.А.Жданова в Ленинграде, спущен на воду 20.8.1978, вступил в строй 28.12.1978 и 24.1.1979 включен в состав ДКБФ, а вскоре после межфлотского перехода из Балтийска в Севастополь перечислен в состав КЧФ. 10- 14.10.1983 нанес визит в Пирей (Греция) и 18 -23.7.1996- в Зеебрюгге (Бельгия). С 19.2.1987 по 9.7.1993 на Прибалтийском ССЗ “Янтарь” в Калининграде модернизирован по проекту 11352, после чего был возвращен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1998 г. завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ).

“ЗАДОРНЫЙ” (зав. № 716). 16.5.1977 зачислен в списки кораблей ВМФ и 10.11.1977 заложен на стапеле ССЗ им. А.А.Жданова в Ленинграде, спущен на воду 25.3.1979, вступил в строй 31.8.1979 и 13.9.1979 после межфлотского перехода из Балтийска в Североморск включен в состав КСФ. 28.12.1984 - 2.1.1985 и 3 - 7.11.1988 нанес визиты в Гавану (Куба), и 2 - 6.5.1984- в порт Алжир (Алжир).В периоде 11.6.1990 по 23.5.1995 на ССЗ “Северная верфь” в Ленинграде прошел капитальный ремонт. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1997 и 1998 гг. завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). В мае 1997 г. участвовал в совместных учениях с фрегатом ВМС Великобритании “!гоп Оик” в Баренцевом море.

“ГОРДЕЛИВЫЙ” (зав. № 166)*. 16.5.1977 зачислен в списки кораблей ВМФ и 26.7.1977 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде, спущен на воду 3.5.1979, вступил в строй 20.9.1979 и 17.10.1979 после межфлотского перехода вокруг Африки из Балтийска во Владивосток включен в состав КТОФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 5.7.1994 исключен из состава ВМФ и сдан в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1994 расформирован, 6.10.1994 продан южнокорейской фирме для разделки на металл. 27.6.1995 уведен из Владивостока на буксире.

“БЕЗУКОРИЗНЕННЫЙ” (зав. № 15). 16.5.1977 зачислен в списки кораблей ВМФ и 12.7.1978 заложен на стапеле ССЗ “Залив” в Керчи, спущен на воду 3.6.1979, вступил в строй 29.12.1979 и 3.3.1980 включен в состав КЧФ. 27.9 - 2.10.1981 нанес визит в Джезаир (Алжир), 26 - 31.3.1987 - в Стамбул (Турция) и 15-19.8.1991 - в Констанцу (Румыния). В 1994 г. завоевал приз ГК ВМФ по артподготовке (в составе КУГ). 14.7.1997 расформирован, 1,8.1997 передан ВМС Украины и переименован в “Микола!в” (II 133). 8.9.1997 исключен из состава ВМФ РФ.

“РЬЯНЫЙ” (зав. № 167)*. 16.5.1977 зачислен в списки кораблей ВМФ и 1.3.1978 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде, спущен на воду 1.9.1979, вступил в строй 31.12.1979. 21.2.1980 после межфлотского перехода вокруг Африки из Балтийска во Владивосток включен в состав КТОФ. 8 - 12.5.1982 нанес визит в порт Виктория (Сейшельские о-ва), 1 - 5.8.1982-в Ходейду (Северный Йемен), 13-17.8.1985 и 4-8.7.1986 - в Вонсан (КНДР). В 1984 г. завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ), а в 1987 г. - приз ГК ВМФ по зенитной подготовке (в составе КУГ). С 17.1.1992 числился в составе СахФлРС КТОФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. С 1.6.1989 находился на “Дальза-воде” во Владивостоке на капитальном ремонте, но 17.7.1997 из-за отсутствия финансирования исключен из состава ВМФ и сдан в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.12.1997 расформирован.

“ЛАДНЫЙ” (зав. № 16). 17.2.1978 зачислен в списки кораблей ВМФ и 25.5.1979 заложен на стапеле ССЗ “Залив” в Керчи, спущен на воду 7.5.1980, вступил в строй 29.12.1980 и 25.2.1981 включен в состав КЧФ. 7 - 10.8.1981 нанес визит в Варну (Болгария) и 18-22.6.1996-в Пирей (Греция). В 1991 и 1993 гг. завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ), а в 1994 г. - приз ГК ВМФ по артподготовке (в составе КУГ). В 1994 г. участвовал в совместных учениях с кораблями ВМС стран НАТО “Вп"з-94”, а 8.5.1995 - в международном морском параде в С.-Петербурге, посвященном 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. 27.7.1997 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

“РЕВНОСТНЫЙ” (зав. № 168)*. 17.2.1978 зачислен в списки кораблей ВМФ и 27.6.1979 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде, спущен на воду 23.4.1980, вступил в строй 27.12.1980 и 21.2.1981 включен в состав КамФлРС КТОФ. Вначале 1982 г. совершил межфлотский переход вокруг Африки из Балтийска, одновременно выполняя задачу по несению боевой службы в Индийском океане, 12.4.1982 прибыл во Владивосток, откуда вскоре перешел в Петропавловск-Камчатский. С 17.1.1992 входит в состав СахФлРС ТОФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

“ПЫТЛИВЫЙ” (зав. № 717). 17.2.1978 зачислен в списки кораблей ВМФ, но 21.2.1979 снят со строительства и на ССЗ им. А.А.Жданова в Ленинграде не закладывался.

“ПЫТЛИВЫЙ” (зав. № 169)*. 21.2.1979 зачислен в списки кораблей ВМФ и 27.6.1979 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калиниграде, спущен на воду 16.4.1981, вступил в строй 30.11.1981 и 9.2.1982 после межфлотского перехода из Балтийска в Севастополь включен в состав КЧФ. 30.5 - 3.6.1988 нанес визит в порт Алжир и 22-26.1.1991 - в Пирей (Греция), а 2.12.1989 участвовал в обеспечении на рейде Ла-Валетта (о. Мальта) рабочей встречи Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева с президентом США Дж.Бушем. В периоде 9.7.1993 по 1996 г. на Прибалтийском ССЗ “Янтарь” прошел капитальный ремонт. 28.7.1996 участвовал в международном морском параде в С.-Петербурге, по священном 300-летию Российского флота. 27.7.1997 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

“ПОРЫВИСТЫЙ” (зав. № 17). 21.5.1980 заложен на стапеле ССЗ “Залив” в Керчи и 28.5.1980 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 16.5.1981, вступил в строй 29.12.1981 и 9.2.1982 включен в состав КТОФ. В период с 18.9.1983 по 27.2.1984 совершил межфлотский переход вокруг Африки из Севастополя во Владивосток, произведя деловые заходы 12 -20.11.1983 в Луанду (Ангола), 8- 13.12.1983 -в Викторию (Сейшельские о-ва) и нанеся 5- 10.2.1984 визит в Мадрас (Индия). С 21.9.1983 по 27.2.1984 входил в состав КамФлРС КТОФ. 13 - 17.8.1985 и 14- 18.8.1990 нанес визиты в Вонсан (КНДР), 5 - 10.4.1987 - в Коломбо (Шри-Ланка) и 25-30.11.1987-в Аден (Южный Йемен). В 1984 г. завоевал призы ГК ВМФ по зенитной подготовке (в составе КУГ) и по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 8.5.1992 выведен из боевого состава в резерв 2-й категории и поставлен на отстой во Владивостоке, 5.7.1994 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации, 25.11.1994 передан морскому клубу “Восток” для использования в учебных целях и 15.12.1994 расформирован, но 20.3.1997 сильно выгорел в результате пожара при стоянке у стенки СРЗ-178 в б. Золотой Рог (г. Владивосток).

Водоизмещение наибольшее 3436 т, полное 3191 г, нормальное 3013 т, стандартное 2835 т; длина 122,9 м, ширина 14,19 м, осадка 7,21 м. Мощность ГТУ 2x26 000 л.с.; скорость полного хода 32 уз., экономическая 20 уз.; дальность плавания 4600 миль. Вооружение: 1x4 ПУПЛРК (4 ракето-торпеды “Метель”), 2x2 ПУ ЗРК “Оса-М”, 2x2 76-мм АУАК-726 (на СКР проекта 1135М*:2х1 100-ммАУ АК-100), 2x12 РБУ-6000 (на СКР “Легкий”, “Летучий” и “Пылкий” вместо РБУ-6000 установлены 2x4 ПУ ПКРК “Уран”), 2x4 533-мм ТА, мины заграждения. Экипаж 180 человек, в том числе 22 офицера.

* О “мятеже” на ВПК “Сторожевой” и его инициаторе В.М.Саблине наиболее подробно рассказывают книга А.Г.Майданова “Прямо по курсу - смерть” (Рига, “Лита”, 1991) и документальный фильм “Русская трагедия”. - Прим. ред.

Работы