Отчёт по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность. Отчет по самообразованию"развитие познавательных возможностей младших школьников на основе проектной деятельности по окружающему миру" Формулу успеха знают многие

ОТЧЁТ
по самообразованию
«Развитие познавательного интереса
через уроки внеклассного чтения»
НУРПЕИСОВА ГУЛЬСИМ КАНАШЕВНА
учитель начальных классов
Октябрьской СОШ
Целью всей своей педагогической деятельности считаю развитие личности ребёнка.
Основные задачи работы: формирование прочных знаний, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями для того, чтобы учащиеся добывали знания и применяли их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда.
В своей деятельности стараюсь постоянно поддерживать интерес к учению; не дать ребёнку разочароваться, обмануться в своих ожиданиях; разжечь искру познания. Ведь желание учиться не пропадёт только при условии, если ученик добивается успехов в учёбе.
Развитие познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приёмов активизации является средством достижения этой цели. Любая деятельность человека имеет определённую цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей. Постоянно работаю над развитием творческого потенциала у детей. Стараюсь развивать такие качества как активность, любознательность, фантазию, зоркость, оптимизм, быстроту и гибкость мышления. Главное – вера в ребёнка, уважение его как личности, стремление помочь ему в достижении успеха. Стараюсь осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку.
В 1 класс мои учащиеся поступили не очень активными, двое ребят вообще молчали. Их словарный запас был бедноватый. Некоторые ребята меня не воспринимали как положено. Передо мной встал вопрос: как ликвидировать этот барьер? И тогда я поставила перед собой проблему: способствовать развитию и расширению познавательного интереса учащихся через упражнения и игры, связанные с расширением знаний учащихся.
Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения.
Поэтому моей проблемой работы с классом и темой самообразова- ния стало:
«Развитие познавательного интереса через чтение и письмо».
Обоснование выбранной темы: считаю главным в работе учителя заинтересовать учащихся предметом; помочь им раскрыться, проявить себя творчески; помочь преодолеть все комплексы, не дающие ученику свободно развиваться. Именно нестандартные формы урока, уроки внеклассного чтения и внеклассная работа с учащимися помогают учителю найти индивидуальный подход к каждому ученику; позволяют дифференцированно оценивать знания ребят; поощрять и поддерживать их творчество; развивать их интеллект.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные способы и условия развития познавательного интереса младших школьников в процессе обучения на уроках русского языка и литературы.
Исходя из данной цели, определены следующие задачи:
- изучить методические источники по теме самообразования; - проанализировать возможности учебного процесса с точки зрения данной темы; - разработать в процессе обучения учащихся начальных классов различные способы и условия для развития познавательного интереса на уроках русского языка и литературы; - выявить психолого-педагогические предпосылки осуществления развития познавательной активности младших школьников на уроках русского языка и литературы; - определить содержание, которое способствует активизации познавательной деятельности в учебной и внеучебной работе младших школьников по теме исследования; - проанализировать результативность опытно-педагогической работы и предложить рекомендации по итогам исследования.
ГИПОТЕЗА: «Если создавать условия и способы для развития познавательного интереса и целенаправленно и регулярно его развивать, то это будет способствовать достижению более высокого уровня обученности учащихся на уроках русского языка и литературы».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ.
1 этап. Диагностико-прогностический или организационный.
1. Изучение обязательного минимума содержания образовательных программ по русскому языку и литературе;
2. Изучение и анализ содержания программ;
3. Изучение методической и учебной литературы по предмету;
4. Выбор методов, приёмов, техник и технологий обучения и воспитания, обеспечивающих результативность учебно-воспитательной работы.
2 этап. Практический.
1. Планирование и переход к опытно-экспериментальной работе по индивидуальному плану;
2. Планирование открытых уроков, целевых взаимопосещений уроков;
3. Анализ проводимых уроков и мероприятий (своих и коллег);
4. Анализ успеваемости учащихся за четверть и за год.
3 этап. Обобщающий.
1. Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого ученика;
2. Изготовление раздаточного и наглядного материала;
3. Разработка методического пособия по теме самообразования;
4. Составление отчёта и самопрезентации по теме самообразования;
5. Выступление на расширенном заседании методического совета.СХЕМА!!!
Способы развития познавательного интереса
Способы развития познавательного интереса: методы развития; формы развития; учебно-методический комплекс.
Методы развития познавательного интереса: игровые ситуации; творческие работы; проблемно-поисковая деятельность.
Формы развития: индивидуальная работа; работа в группах; работа в парах.
Учебно-методический комплекс: учебники; хрестоматии; рабочие тетради; дополнительный материал.
Чтение и письмо всегда было и остаётся важным предметом в начальной школе, им принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка. При изучении языка творчество детей развивается при восприятии художественного произведения, пересказе, особенно в драматизации, в различных видах сочинения, в языковых играх, в моделировании явлений языка, в составлении словарей, книжных страничек, алгоритмов, в исследовании слов.
В первом классе дети раскрывают один из секретов волшебницы речи – рифму. И работа по развитию творчества направлена на упражнения по рифмованию. С этой целью ввожу в ход урока:
СХЕМА!!!
Загадки на договаривание
Работа над чистоговоркой«Слово рассыпалось»
«Кто больше?»
«Поймай рифму»
Условия формирования познавательного интереса в начальной школе должны ориентироваться на индивидуальные особенности каждого ученика. Одна из главных целей уроков русского языка научить ребёнка безошибочно определить место орфограммы и решать орфографические задачи. Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений через ребусы, загадки, кроссворды. Работа по ребусам на уроках русского языка развивает логическое мышление, стимулирует творческую активность учащихся. Во втором классе продолжаю работу над проблемой. Продолжаю использовать на уроках чистоговорки, анаграммы, кроссворды, пословицы, поговорки, загадки.
Включение ребуса в ход урока- праздник для детей. Поэтому даже самый сложный этап урока проходит как отдых. В глазах детей зажигается огонёк радости. А радость познания, эмоциональный настрой - главные помощники учителя на уроке и во внеклассной работе.
Загадки учат детей говорить ярко, образно. Они обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка. Назначение загадки состоит в выработке у учащихся внимания и акцентирования его на изучаемом материале (для пополнения словарного запаса детей, знакомства с лексическим значением слова, развития слуховой, зрительной памяти, выработки орфографической зоркости); расширяют кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и обогащая речь.
К.Д. Ушинский писал: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребёнок отгадал её сам, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты, а для того, чтобы доставить уму ребёнка полезное упражнение; приладить загадку, дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребёнка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные».
Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребёнка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку как творческую задачу.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ – МОНИТОРИНГ успеваемости и качества знаний по русскому языку и литературе за последние 3 года!!!

Обобщение опыта

Проектно-исследовательская деятельность

во внеурочное время

Горяева Ирина Васильевна

воспитатель

Боровская областная санаторная школа-интернат

«… Проектное обучение поощряет и усиливает

истинное учение со стороны учеников,

расширяет сферу субъективности в процессе

самоопределения, творчества и конкретного участия …»

В. Гузеев

Введение

Современный человек многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять творческую работу, развивать коммуникационные навыки. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческой активности обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников.

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять в этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.

Обоснование необходимости проектной деятельности

Развивая в детях навыки проектной и исследовательской работы, учащиеся будут самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы.
В дальнейшем работать с такими детьми будет легче и интереснее

Обычно замкнутые дети в процессе работы раскрепощаются, становятся увереннее. Дети работают увлеченно.

Дети учатся ценить труд других участников осуществления проекта, учатся продуктивно работать сами.

Актуальность метода проектов, в том, что он способствует активизации творческой и познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определенных личностных качеств. При разработке и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения на себя, анализировать результаты деятельности.

Цели и задачи

Цель: формировать способность к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности;

    Инициирование и позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов.

    Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала.

    Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания.

Основное содержание

Изучая различные методики воспитания, педагогические и образовательные технологии, пришла к выводу, что в формировании современного гражданина перед педагогом стоит задача помочь детям найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в средних классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от кратковременных (1-2 дня) к долгосрочным, от личных проектов к групповым.

Проект имеет ряд достоинств:

Работа над проектом стимулирует учащихся к самообучению;

Воспитательная функция проектной деятельности заключается в возможности проявления и развития деловых качеств учащихся (лидер, исполнитель), в умении сотрудничать с коллективом, подчиняться производственной дисциплине.

Степень активности учащихся и педагога на разных этапах разная.. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

1-й этап

педагог ученик

2-й этап

педагог УЧЕНИК

3-й этап

УЧЕНИК педагог

Как видно из схемы, роль педагога, несомненно, велика на всех этапах реализации проекта, но всё же главной задачей педагога является координирующая и направляющая функция. И от того, как педагог выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль педагога тоже велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать педагог с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась просто к самостоятельной работе по какой-либо теме?

Прежде всего, начиная работу над проектом, я пробуждаю в учащихся интерес к теме проекта. Тему проекта формулирую естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Например: рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна.

В своей работе я использую различные задания для создания мини-проектов: газета– «Наркотикам Нет!», мегаВалентинка, коллаж ко Дню Учителя «Педагоги нашей школы», поздравительная открытка на Наурыз и др.

Организационный этап:

При организации проектно-исследовательской работы с учащимися, соблюдаю следующие требования:

    положительное отношение к ребенку, проявление уважения к личности и поддержании чувства собственного достоинства в каждом;

    предоставление права на свободу выбора;

    оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

    учет индивидуально-психологических особенностей детей.

Плановый этап:

Каждый проект осуществляется под моим руководством:

Оказываю помощь в определении темы и разработке структуры проекта;

Обсуждаю с учащимися этапы реализации проекта;

Моя роль сводится к методическому сопровождению, а каждый участник проекта учится работать самостоятельно, получать новые знания и использовать уже имеющиеся, творчески подходить к выполнению заданий и представлять результаты своей работы.

Основной, практический этап:

Цель: воплощение творческого замысла.

Основной, практический этап самый продолжительный и интересный. Моя роль на этом этапе, в основном, консультационная. Учащиеся проводят сами самоконтроль качества работы. Дети изготавливают творческое изделие.

Завершается проект аналитическим этапом.

Презентация проекта. Анализируют свою деятельность (окончательная оценка проекта). Ребята демонстрируют свои работы, рассказывают, какие ставили цели, с какими столкнулись трудностями, что не получилось и почему? Часто проекты в процессе работы меняются, дополняются. Одноклассники оценивают проекты, выражают одобрение.

Плюсами проектно- исследовательской деятельности являются вырабатываемые умения:

    планировать свою работу;

    предвидеть результаты;

    использовать различные источники информации;

    самостоятельно отбирать и накапливать материал;

    анализировать, сопоставлять факты;

    аргументировать мнение;

    самостоятельно принимать решение;

    устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом);

    адекватно оценивать себя и друг друга.

Реализуя программу « Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время», создаются условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Основные принципы организованной деятельности - индивидуальность, творчество и успех, доверие и поддержка, право выбора.

В своей практике использую следующие виды проектов:

исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, плакатов;

ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и т.д.);

информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, сцены, и др.);

творческие (оформление результата в виде детского праздника, музыкального номера и др)

В результате учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

Формируются и отрабатываются:

    навыки сбора, систематизации, анализа информации;

    навыки публичного выступления (ораторское искусство);

    умения представить творческую работу в доступном, эстетичном виде;

    умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи;

    самоопределение учащихся в видах и формах творческой деятельности;

    умение работать в группе, в команде;

    повышение активности участия учащихся в конкурсах, выставках;

    умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.

Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

Повышается уровень художественной культуры.

Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

Например, в результате реализации проектов «Грампластинка-вторая жизнь» - были изготовлены работы: «Бабочка» в технике Мозаика из стекла, в технике бумагопластика «Гроздь винограда», в технике ассамбляж «Тройка». Все работы были взяты на выставку детских работ в рамках смотра-конкурса «Детство без границ». В ходе работы были изучены истории техник: мозаика, бумагопластика, ассамбляж.

В ходе проекта «Буфы: вчера, сегодня, завтра» девочками была изучена история создания буфов и техника исполнения узора. Итогом работы послужило пошив декоративных подушек в данной технике.

Заинтересовавшись темой декоративных подушек, было решено изучить технику «Лоскутное шить». Результат: 2 картины сделанные в технике «печворк без иголки» и 2 диванные декоративные подушки украшают игровую комнату.

Считаю, что мне удалось выстроить такое воспитательно-образовательное пространство, в котором каждый заинтересованный ученик сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в творческом деле, почувствовать и прожить в школе ситуацию успеха.

В итоге, необходимо отметить, что в ходе реализации педагогического проекта наблюдается положительная динамика по формированию положительной мотивации, направленной на развитие творческой активности обучающихся, повысился процент учащихся участвующих в разнообразных конкурсах разного уровня, участие в выставках и в изготовлении индивидуальных творческих проектов. Работа по реализации инновационного образовательного проекта показала, что процесс формирования творческой активности школьников оказался эффективным благодаря применению проектной технологии.

Формулу успеха знают многие,

дело за малым - познать сам успех.

В.И. Лизинский

Список литературы:

    Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

    Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995

    Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157

    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. - М.,: Издательский центр «Академия», 1999, - 224 с.

    Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, - с. 52-55

    Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, - с. 41-45

    Проект «Гражданин» - способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000.

    Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998

    «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс - 81415.

    Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80

    Самарская С.В. "Формирование творческой активности обучающихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время через проектную деятельность"

Людмила Савельева
Отчёт по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность»

работы по самообразованию воспитателя МАДОУ «Сказка»

Савельевой Людмилы Владимировны

на 2016 - 2017 учебный год

Тема : « с детьми дошкольного возраста.»

Актуальность : Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию . Экспериментирование становится одним из ведущих видов деятельности .

Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Именно в дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность .

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Цель : создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Задачи :

Изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности ;

Создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность , оценочное и критическое отношение к миру;

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

Развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

(заполняется в процессе реализации плана)

Возникающие трудности и во-просы по ходу реализации этапа

Информационно-аналитический этап

1. Выбор темы самообразования , составление плана работы Сентябрь

2. Изучение методической литературы по данной проблеме В течение года 1. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе» , «Вентана-Граф» , 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска : Программа по организации поисковой деятельности детей до-школьного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А. И. Методика организации эко-логических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Об-руч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю. И. Воз-дух : Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Менщикова. – Волго-град : Учитель, 2009.

9. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников 5-7 лет».

10. Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром 3-7 лет» . Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию ) .

3. Изучение статей в педагогических журналах.

В течение года «Воспитатель ДОУ» ,

«Дошкольное воспитание» ,

«Ребенок в детском саду» ,«Обруч» Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию ) .

4. Изучение опыта работы педагогов В течение года

5. Прослушала вебинар «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Декабрь «Академия Роста»

Практический этап

Совместная деятельность взрослого и ребенка

1. Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке . Сентябрь Опыты с песком и глиной.

2. Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности , в исследовательской деятельности . Октябрь Опыты с воздухом.

3. Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности , в повседневно-бытовых ситуациях, в исследователь-ской деятельности . Январь Опыты с водой.

4. Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности , во время коллективных занятий, опыт-но-экспериментальной деятельности . Март Опыты с магнитом.

5. Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. Апрель Опыты «С водой и без воды» , «На свету и в темноте» .

6. Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. Сентябрь-май Картотека опытов и экспериментов для детей 6 -7 лет.

Практический этап

Взаимодействие с родителями

1. Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» . Октябрь Участие во всероссийском конкурсе.

2. Подготовка детей к интернет конкурсу на тему : «Что из чего сделано?» с участием родителей Октябрь Диплом детям

3. Мини проект своей семьи.

Балабанская Арина «Свойства соли»

Куницына Вероника «Свойства воды» Ноябрь Представление мини проекта перед детьми.

4. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности . Май Фотовыставка «Юные исследователи» .

5. «Свойства песка и глины» Март Мастер-класс для родителей.

Представление опыта работы

1. Конспект НОД «Юные исследователи в лаборатории соли» Апрель Победитель во всероссийском конкурсе.

3. Отчёт о проделанной ра-боте по теме самообразования .

Май Выступление на педагогическом совете.

4. Отчет по теме самообразования Май Показ открытого занятия для учителей.

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе за 2016- 2017 учебный год Воспитатель:.

Презентация «Отчёт по самообразованию «Развитие мелкой моторики через художественно-изобразительную деятельность» Отчет работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через художественно-изобразительную деятельность".

Отчёт по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования» Отчёт по самообразованию за 2016-2017 уч. г Тема: Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования и воспитания.

Говоря о познавательно - исследовательской деятельности, мы имеем ввиду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства.

Отчёт по самообразованию

«Развитие познавательных возможностей младших школьников на основе проектной деятельности по окружающему миру»

2012-2014 учебный год

Учитель начальных классов

Быкова Татьяна Николаевна

МБОУ «Центр образования с. Усть-Белая»

ЧАО, Анадырский район

Наш центр образования села Усть-Белая перешла на новые стандарты. Мой класс в 2012 году стал экспериментальным в этой области. Помощником в изучении новых стандартах была Казначеева Лариса Валентиновна. Прежде всего, я начала с изучении программы, где познакомилась с темами и учебными универсальными действиями (УУД). Затем составила сама рабочую программу по предметам. Дальше познакомилась со структурой урока. На уроках я стала использовать элементы уроков нового стандарта. Столкнулась с тем, что ребята начали знакомиться со словом «проект».

Поэтому я взяла тему « проектно-исследовательской деятельности по окружающему миру».

Цель:

Задачи:

Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт- это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

Проектно – исследовательский метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени (1 день, 1 неделя, месяц и до 1 года).

Включать школьников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.

Мы начали работать над проектами уже будучи в 3 классе

И поэтому темы детских проектных работ выбирала из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Помощниками учащихся являются учитель, родитель. Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью можно проводить специальные собрания-лекции, на которых разъяснять родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

Первый проект был посвящен теме «Природа нашего края».

Это проект делали ребята два урока: на первом уроке мы обсуждали что относится к слову «природа» и поставили себе цель «Что они хотят узнать о природе своего края», к второму уроку они находили информацию из разных источников: библиотека, интернет. Но проблема в том, что дети были не все подготовлены. И поэтому они разделились на 2 группы: мальчики и девочки. Защита проектов не произошла, так как не хватила времени. Дети проекты оформляют только в бумажном варианте, но хотелось, что бы были и презентации.

Следующий проект «Круговорот воды». Этот проект ребята готовили дома с помощью картона и пластилина.

Цель этого проекта: познакомиться с круговорот воды.

Задача: узнать как происходит круговорот воды.

Проект «Растения нашего края». Здесь ребята с помощью интернета находили информацию о растениях, которые растут в Чукотском автономном округе.

Цель проекта: познакомиться с растениями нашего края.

Ребята разделились на группы. У каждой группы было свое задание. А затем они начали представлять свои работы.

Были проекты индивидуальные:

- «Школа кулинаров» ребята создавали свою книгу, где были предложены рецепты блюд.

- «Что такое деньги». Поэтому проекту был дан открытый урок. К этому уроку готовилась не только я, но и ребята. Они искали информацию о деньгах. А затем на уроке ребята разделились на 3 группы, где оформили свой листок информации и защитили его. В конце урока мы все листки информации склеили и получили целый проект.

Эти проекты были созданы ребятами в 3 классе. Все проекты были изображены на бумаге. Но на этом я не останавливалась. Мне хотелось, что бы ребята могли делать свои проекты в форме презентации. Вот и в 4 классе моей задачей стало научить ребят оформлять свои проекты в презентации. Поэтому тема и цель по самообразованию осталась та же, но только изменились задачи:

    Продолжать учить находить информацию в различных источниках.

    Уметь оформлять эту информацию в презентации.

    Защищать свои проекты.

    Воспитывать любовь к окружающей среде не только своего края.

Уже будучи в 4 классе ребята в течение года пробовали создавать свои проекты на разные темы, но получались не у всех. Самые лучшие проекты ребята защищали на школьной научной практической конференции. Где заняли призовые места.

Это такие ребята:

Луценко Александра и Никифорова Татьяна «Число вокруг нас» - 1 место;

Насикан Никита «Первобытные люди» - 2 место.

Казарина Ирина и Чупрова Александра «Какие бывают пчёлы» - 4 место.

Есть ребята которые приготовили и защищали свои работы на уроках окружающего мира:

Вальгиргин Семён и Никулин Роман «Ледоход»;

Зюбин Владимир и Насикан Никита «Тундра с. Усть-Белая».

От урока к уроку, от проекта к проекту дети набирались опыта, развивалась их речь, память, учились оценивать себя и выступление одноклассников. В основном у меня дети выполняют индивидуальные и групповые проекты. Темы для проектов выбираю с учетом программного материала и интересов учащихся. Это делается для того, чтобы проекты способствовали расширению знаний обучающихся и применению полученных знаний на практике.

Материал дети представляют в различном варианте – кто-то в устной форме, кто-то готовит сообщение от руки, кто-то в печатном варианте, у кого какая возможность и желание. Но обязательно добиваюсь, что бы материал, который готовят дети, был им понятен и доступен, а не просто скачан с интернета. Каждый проект очень интересен.

Этот класс я выпустила в 5 класс. Набрала нынче уже 1 класс. В этом году я продолжу работу над этой темой, но только не 1 предмету (окружающему миру), а по всем предметам. В 2014-2015 учебном году я оставила эту тему, но чу-чуть изменила «Развитие познавательных возможностей младших школьников на основе проектно-исследовательской деятельности »

Цель: научить детей самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Задачи:

    Познакомить со словом «проект».

    Научить находить информацию в различных источниках.

    Уметь оформлять эту информацию на разных носителях

    Воспитывать любовь к окружающей среде не только своего края.

План:

    Открытые уроки по теме самообразованию.

    Создание проекта страницы альбома «Природа нашего края»

А) оформление страниц альбома;

Б) выступление агитбригады в детском саду;

В) вручение альбома «Природа нашего края» детям подготовительной группе.

3. Создание проекта «Деревня»

А) выполнение брёвнышек из бумаги;

Б) оформление дома;

В) оформление деревни;

Г) выступление на школьной научной конференции.

4. Отчёт на МО начальных классов.

Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Моя роль- помочь детям в этом.

Муниципальное образовательное учреждение
Алтайская средняя общеобразовательная школа №1
имени П.К.Коршунова
Алтайского района Алтайского края

Бочкарёва Любовь Валерьевна
учитель начальных классов

Творческий отчет по теме: Проектно-исследовательская деятельность как условие развития личности младших школьников

Аннотация к материалу:

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства.

Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в создании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы - создание полноценных и необходимых условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально - волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.

Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя - увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.

Дети - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по- настоящему увлечь их предметом исследования. Я предоставляю возможность детям самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их изыскательный энтузиазм в нужное русло. Свою работу я начинаю с проведения комплекса диагностик по изучению интересов детей.

Цель исследовательской деятельности - создание благоприятных условий для развития творческой личности.

Использование материала:

Материал может быть использован учителями начальных классов и родителями, как на разных этапах урока, так и во внеурочной деятельности.

Краткая характеристика материала (план)

  1. Актуальность темы.
  2. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников (цель, задачи, проектная деятельность, исследовательская деятельность).
  3. Направления работы с младшими школьниками.
  4. Этапы индивидуальной и групповой работы.
  5. Методическое обоснование опыта.
  6. Результативность использования проектно-исследовательской деятельности.
  7. Заключение (факторы успешности опыта).
  8. Приложения.
  9. Список литературы

1. Актуальность темы:

Моё кредо: Дарить детям радость!
Помочь ребёнку стать творцом!

Мой принцип: Я помогу тебе это сделать самому!

Я, Бочкарева Любовь Валерьевна, учитель начальных классов.
Преподавательской деятельностью занимаюсь 24 года. Имею высшую квалификационную категорию.
Смысл учительской жизни - учение и воспитание, неотделимые друг от друга процессы. Именно это определяет мою позицию и мои принципы как учителя. Во главе воспитания стоит личность ребёнка. Ориентация на личность с высоким уровнем формирования различных компетенций, способную к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а также выявлению и созданию социально - педагогических и организационно - педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащегося.
Личностно- ориентированные технологии базируются на основе активизации деятельности учащихся и повышении активности учебного процесса.
Необходимым компонентом личностно- ориентированного урока является создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Роль учителя остаётся очень существенной: он ведёт дискуссию, задаёт вопросы, поддерживает, но для учащихся он партнер по обучению. Ученики получают новую роль - «исследователи».
Чтобы сделать процесс обучения личностно- ориентированным нужно: признать право каждого ребенка на индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их. Дети привыкают сами добывать знания, а не получать готовые выводы учебника.
Мой педагогический принцип - очень осторожно и бережно помочь раскрыться ребёнку, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою ценность. Всегда в беседе с ребенком использую открытый взгляд, улыбку, одобрение, подбадривание. Улыбка передаёт наши мысли, отношения и чувства к ребёнку. Ведь она идёт только от доброго сердца, служит поддержкой, поощрением, вдохновением и успокоением тому, к кому она обращена.
Думаю, что ученик в таких условиях будет развиваться как личность. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес, который является важнейшим качеством личности. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, побуждаю интерес к победе. А отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, настойчивым, уметь четко объяснять свои мысли.
У моих учеников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию:
- они умеют самостоятельно работать с источниками знаний, ведут экспериментальную практическую работу;
- понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;
- умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;
- активно участвую в диспутах, грамотно ведут диалог;
- а главное - у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.
Передо мной, как перед учителем, ежедневно, ежеурочно, стоят вопросы:
-Как заинтересовать ребенка учебным материалом?
-Как интересно и доступно донести до учащихся новый материал?
-Как создать для любимых учеников ситуацию успеха и веру в их силы?
Я решаю их путем включения учащихся в ситуацию творческой, поисковой и исследовательской деятельности. Стремлюсь строить обучение так, чтоб успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным ученикам. На наших занятиях воплощаются в жизнь и постоянно совершенствуются интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.
В результате мои ученики создают учебно-познавательные книжки - малышки, литературные газеты, рукописные журналы, создают свободные тексты, сочиняют стихи и сказки, по которым мы работаем на уроках.
Расширение кругозора является одним из факторов всестороннего развития личности.
Организация исследовательской деятельности учащихся является одним из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.
В работе с детьми я определила приоритетную воспитательную задачу:
сформировать у учащихся потребности и желания реализации:
- самоорганизации;
- самодеятельности;
- самоуправления;
-самообучения.
Представленные возможности позволяют удовлетворить разнообразные потребности ребёнка и его реального самоутверждения. Внеурочная деятельность детей оказывает существенное влияние на учебные занятия.
Таким образом, организацию учебно-воспитательного процесса строю на трёх составляющих:
1. Организацию проектно-исследовательской деятельности.
2. Развитие классного самоуправления.
3. Активизацию родительской общественности.
Моя задача - сделать так, чтобы большая часть детей в классе стали исследователями.
В настоящее время большое значение уделяется повышению качества образовательно-воспитательного процесса.
Для достижения положительной динамики одной из главных целей в своей деятельности я ставлю развитие познавательной активности школьников. Важнейшую роль для достижения цели играют активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является исследовательская деятельность школьников, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки.
В современном российском обществе возрастает потребность к людям неординарно мыслящим, творческим, активным, способным нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью образования и воспитания.
Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире, где будут востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.
В современной школе возрастает значимость подготовки ребёнка к самостоятельной исследовательской деятельности. Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебной деятельности является ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления.
В исследованиях многих педагогов, психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребёнок уже рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность - естественное состояние ребёнка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения. Начальная школа - важная ступень не только базового образования. Оно является основой для формирования азов исследовательской культуры.
В связи с этим значимое место в своей педагогической практике я уделяю организации исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и в неурочное время. Свою работу я начинаю с проведения комплекса диагностик по изучению интересов детей. Исследовательская деятельность младших школьников это совместная деятельность учеников, учителя и родителей. Цель исследовательской деятельности - создание благоприятных условий для развития творческой личности.
Русский педагог Константин Николаевич Вентцель писал, что на ребёнка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького искателя истины: опираться на собственный опыт ребёнка; обучать в действии; побуждать к наблюдению и экспериментированию.

3. Проектно - исследовательская деятельность младших школьников как условие развития творческой личности.

Выпускник современной школы должен обладать практическими знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно - ориентированной модели образования.
Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность.
Решив заняться этой проблемой, я определяю цели и задачи.
Цель работы: стимулировать развитие интеллектуально - творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи работы: обучение проведению учебных исследований младших школьников; развитие творческой активности детей; стимулирование интереса к наукам; ознакомление с научной картиной мира; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Исследовательская работа для ученика - средство самореализации. Процесс работы над проектом будет продвигаться тем успешнее, чем более, личностно значимым будет его цель и результат.
Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выявление истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретения учащимися навыка исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения.
Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование - это лишь этап проектной работы.
Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем.
В проектной и исследовательской деятельности детей развиваются важнейшие обще-урочные, познавательные умения и навыки.

Проектная деятельность:
1. Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для решения задачи?»
2. Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить недостающую информацию; находить варианты решения проблемы; выдвигать гипотезы.
3. Оценочные умения.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером, деловое общение.
5. Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс, принимать решение и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность.
6. Коммуникативные умения: вступать в диалог; задавать вопросы; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения.
7. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; артистические умения; использование различных средств наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.

Исследовательская деятельность:
1. Умение видеть проблемы. (Проблема - это затруднение, сложный вопрос, задача, требующие решения)
2. Выдвигать гипотезы. (Гипотеза - это предположение, суждение о закономерной связи явлений)
3. Задавать вопросы. (Вопрос играет одну из ключевых ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы)
4. Давать определение понятиям.
5. Проводить наблюдения и эксперименты. (Эксперимент - это важнейший из методов исследования)
6. Делать выводы и умозаключения.
7. Классифицировать материалы.
8. Работа с текстом.
9. Доказывать и защищать свои идеи.
Работу во внеурочное время по организации исследовательской деятельности учащихся строю по трем направлениям.

Первое направление - индивидуальная работа. Она предусматривает работу в двух аспектах:
- индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке разовых докладов, устных сообщений, по проведению простейших опытов, экспериментов, наблюдений, в подборе литературы, помощи другим детям в подготовке сообщений, в изготовлении наглядных пособий для изучения новой темы и др.;

Работа с учащимися по отдельной программе: помощь в подборе темы исследования, определении круга проблем, подборе необходимой литературы, в планировании работы, которую будет проводить ребенок.
Второе направление - групповая работа. Она включает в себя работу над организацией исследований, совместных исследовательских проектов, где целесообразнее подключить к работе сразу несколько детей.
Третье направление - массовая работа с детьми. В рамках данного направления организуются встречи с интересными людьми, проводятся заседания школьного научного общества учащихся начальной школы, школьные олимпиады. Ежегодно проводятся конференции учебно-исследовательских работ младших школьников.
Индивидуальную и групповую работу с детьми по формированию у них исследовательских умений и навыков, по развитию их творческих способностей, выработке самостоятельности выстраиваю в виде следующей технологической цепочки, состоящей из нескольких этапов.

5. Этапы индивидуальной и групповой работы:

1.На первом этапе выявляется группа детей, желающих целенаправленно заниматься исследовательской деятельностью, либо дети, в которых учитель, организатор исследовательской деятельности с детьми, увидел искру исследовательского таланта. При этом немаловажную роль играет то, желают ли родители поддержать своего ребенка в исследовательском поиске. Так как опыт детей младшего школьного возраста мал, без помощи родителей ребенку бывает трудно справиться. Но при этом важно, чтобы помощь взрослых была деликатной, невидимой для ребенка, не заменяла исследовательскую деятельность детей исследованиями и выводами взрослых, а лишь направляла детей по нужному руслу.

Кроме того, на первом этапе осуществляется помощь детям в выборе темы предстоящего исследования. Эта тема может быть близка или интересна ребенку в силу его увлечений. Например, ребенок желает исследовать поведение морской свинки потому, что в его доме появилась целая семейка животных. Тема может быть выбрана из желания узнать что-то доселе неизвестное, непонятное ребенку. Иногда мы сами, “невидимо” для ребенка выбираем тему предстоящего исследования, но так, чтобы эта тема заинтересовала ребенка, не оставила его равнодушным. При выборе темы исследования важно, чтобы работа по данной теме, в силу особенностей детей младшего школьного возраста, не занимала много времени, не требовала долговременных исследований, а предполагала быстрый и яркий результат. Еще очень важно, на мой взгляд, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения.

На втором этапе вместе с ребенком мы формулируем проблемы, которые необходимо решить в рамках предстоящего исследования, и которые являются мощной движущей силой процесса дальнейшего исследования.

А. И. Савенков пишет, что поиск проблемы - дело непростое, а способность творчески одаренного человека видеть проблемы - особый дар.
Поэтому на данном этапе большая роль отводится учителю, помощнику, наставнику ребенка. Важно, чтобы ребенок с помощью взрослого понял, осознал проблему, но не обязательно требовать ясного словесного оформления этой проблемы. Для того чтобы у ребенка формировать умение видеть проблемы, провожу с детьми тренировочные занятия и упражнения в ходе индивидуальной и групповой работы. Эти задания и упражнения, как и многое другое по организации исследовательской деятельности младших школьников я позаимствовала из книги А. И. Савенкова “Содержание и организация исследовательского обучения школьников”.

3. Следующий этап работы - постановка целей и задач исследования, определение объекта и предмета исследования. Для того чтобы вместе с детьми сформулировать цели и задачи, также проводим предварительно тренировочные упражнения.

4. Четвертый этап работы с будущими исследователями - организация непосредственной работы самого ребенка над выбранной темой. При этом работа осуществляется под руководством учителя и при помощи консультантов, в роли которых часто выступают родители.
Конечно, участие взрослого, как и на предыдущих этапах работы, необходимо. Только при этом предоставляется как можно больше самостоятельности ребенку, чтобы он мог почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий, понять их значимость.

5. Пятый этап работы по формированию исследовательских умений и навыков учащихся - отбор, структурирование собранного материала, составление текста выступления, подготовка презентации. На этом этапе мы работаем с ребенком в тесном сотрудничестве. С помощью наводящих вопросов, следуя плану исследования, вместе с детьми выстраиваем текст выступления.

6. На шестом этапе учащиеся имеют возможность выступить со своими сообщениями в классе. Как правило, ребята, не участвующие в исследовании, с большим интересом относятся к работам своих товарищей. Они задают множество вопросов, вступают в споры с авторами исследований. Одновременно авторы исследований получают практику общения с большой аудиторией.

7. Седьмой этап - итог исследовательской деятельности учащихся - школьная конференция учебно-исследовательских работ младших школьников, которая ежегодно проводится в конце учебного года. Проведение конференции стало одной из традиций нашей школы. Она проводится как праздник юных исследователей. На нее приглашаются дети, которые желают заниматься исследовательской деятельностью, педагоги школы, родители. При этом ребенок учится последовательно и логично излагать свои мысли, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, не останавливаться перед трудностями.

Выступление ребенка на школьной конференции учебно-исследовательских работ - венец его исследовательской деятельности, итог работы учащегося на всех этапах работы.
Но, конечно, на этом работа учителя с данным ребенком не заканчивается, а продолжается более глубоко и осознанно, и как показывает практика, при большей доли самостоятельности детей.
Дальше работа отправляется на краевой конкурс «Я - исследователь», а затем, на Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».

6. Методическое обоснование опыта.

Я начинаю исследовательскую работу с первого класса. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя: поддержание исследовательской активности, развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать.

Первичные навыки исследования ребёнок получает на интегрированных уроках «Природа и человек». Это уроки - исследования: «Свойства воды», уроки - экскурсии: «Растения лугов, лесов», «Осенний листопад», уроки - наблюдения: «Муравьи», «Первый снег», «Зимующие птицы», уроки - творчества: «Путешествие капельки воды», «Я - снежинка», практические работы: «Лекарственные растения», проведение опытов.

Мои учащиеся- «маленькие почемучки», им интересно всё! На протяжении пяти лет в нашей школе работает клуб «Я - исследователь». Занятия проходят один раз в неделю, с первого класса. Планирование курса происходит совместно с детьми и родителями.

Устное анкетирование позволяет выделить мне интересы моих учеников. В первом классе занятия носят пассивный характер (сама рассказываю детям о том, почему идет снег, как светят звезды и многое другое), а во втором классе получение знаний идет методом поиска - исследования.

Для решения задач использую коллективный учебный диалог, создание проблемных ситуаций, чтение - рассматривание, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из разного материала, экскурсии, опыты, выставки детских работ.

Во втором классе работа нацелена: на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследования; развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты исследования. Включение младших школьников в исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации. Ребята учатся прогнозированию, выделению основной мысли, аргументированному выражению своих мыслей.

В третьем классе в центре внимания - обогащение исследовательского опыта через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, её средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.

В четвертом классе по сравнению с предыдущими этапами обучения увеличивается сложность учебно-исследовательских задач, достигается осознанное и развернутое рассуждение, обобщений и выводов. Формы и виды деятельности школьников- мини-исследования, уроки-исследования, групповая работа, ролевые игры, самостоятельная работа, коллективное исследование и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент.

7. Результативность использования проектно - исследовательской деятельности в учебном процессе.

В результате формируется личность с менталитетом: мои ученики раскрепощены, верят в себя и свои способности, учатся свободно и критично мыслить. Я отношусь к ним с уважением - на занятиях царит атмосфера сотрудничества, совместного поиска методом проб и ошибок.

Необходимо помогать детям, видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Одна из задач учителя - поощрять творческие находки ребёнка, стремление к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять желание порыва, творческой идеи учащегося, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, проверить себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки. Также важно, чтоб исследование было посильным для ребенка и доступным для детского восприятия.

Исследовательская работа - желание самих учащихся достичь нового знания, достичь какой - то цели. Следовательно, никто другой, так как он, не сможет почувствовать и оценить свой труд.

Детей, которые занимаются исследованиями, легко распознать и оценить среди сверстников. У них особый блеск глаз, виден интерес к познанию всего, что их окружает.

Созданный мной кружок «Я - исследователь» стал важной частью жизни класса и родителей. Дети и родители находятся в постоянном поиске, наблюдении, проводят опыты и эксперименты, создают презентации. Родители стали частыми гостями в классе, «маленьким исследователям» нравится перед ними выступать, защищать свои исследовательские работы и проекты. А всё это потому, что дети видят, какой результат приносит их совместный труд, как гордятся ими родители.

Весь класс работал над проектом «Машины 21 века». Был создан план, ребята решили создать домашние машины - помощники для их любимых родителей. Ведь только дети видят все трудности родителей, как они возвращаются с работы домой, а дома ещё много работы.
Дудин Влад разработали проект стиральной машины, которая сама будет собирать бельё, стирать, гладить и раскладывать бельё по полкам.
Петухов Женя придумал машину, которая будет стряпать пельмени с большим количеством мяса и сама их варить.
Ильинова Ксения и Казанцева Маша придумали машину, которая будет ухаживать за мамой: делать ей массаж, маникюр и причёску. Были разные удивительные проекты ребят: робот - полотёр, вишнесос - машина для сбора вишни, лукорезка, чтоб мама не лила слёзы, а только улыбалась, а для папы автомолоток, чтоб мама не просила его каждый день забивать гвозди.
Для маленькой сестрички Гасанов Рустам придумал робота-няньку, чтоб она постоянно находилась под присмотром. Очень удивлены были родители талантами и фантазией своих детей.
После выступления все «исследователи» были награждены грамотами и сладкими призами.
Всего нами было проработано 27 тем: «Птицы Алтая», «Лекарственные растения Алтая», «Праздники в нашем селе», «Памятники села Алтайского», «Имена в нашей семье», «Моя родословная», «Как вырастить растение», «Семь чудес Алтайских гор», «Легенды старого Алтая», «Домашние животные», «Реки и родники села Алтайского», «Сохраним природу», «Какие бывают камни», «Цифры в нашей жизни», «Нумерология» и другие.
Девочки класса собрали огромную коллекцию семян овощных и садовых культур. Азимов Кирилл собрал гербарий хвойных растений Алтайского района. Все ребята защитили свои проекты и награждены грамотами.
Зырянова Данила очень заинтересовали птицы: своим обликом, голосом, подвижностью, выносливостью и любовью к своей Родине. Ему хотелось понять их загадочную жизнь, научиться распознавать их по внешнему виду, пению. Он много читал литературы, вёл дневник наблюдения за птицами, их повадками, образом жизни и решил остановиться на теме: «Зимующие птицы Алтая».
Натолкнула его на эту тему суровая сибирская зима. Ведя наблюдения, он увидел, как изменилась жизнь птиц с приходом холодов. Им было холодно и голодно. Данил решил создать условия для птиц, зимующих на Алтае. Но одному справиться с такой задачей, конечно, сложно и он привлёк одноклассников, затем своих соседей и жителей села Алтайского. Ребята и взрослые мастерили кормушки, развешивали их рядом с домом, в школе, раздавали прохожим. Девочки и мальчики собирали семена, хлебные крошки, устраивали дежурство в «птичьей столовой», развешивали листовки, в которых призывали жителей села позаботиться о пернатых. Пришла весна - птицы пережили суровую зиму, им помогли люди. Так родился проект «Добрая зима для пернатых Алтая». Зырянов Данил принял участие в российском конкурсе. Его работа опубликована на сайте фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».
Автор проекта награждён дипломом за участие в конкурсе, сборником детских работ и дисками.
В 2009 году Зырянов Данил участвовал в краевом конкурсе исследовательских и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь». Награждён Данил дипломом и сертификатом лауреата краевого конкурса.
В 2010 году Данил участвовал в муниципальном конкурсе «Твори добро своим руками»- за проектную работу был награждён грамотой и занял 2 место. Сейчас Зырянов Данил учится в пятом классе, его увлечение птицами не прошло и он работает над новым проектом.
Воронкову Ксению заинтересовала тема «Именная книга четвероногих друзей человека». Ей хотелось узнать: какими кличками, чаще всего, называют хозяева своих питомцев. Цель её проекта составить копилку кличек кошек и собак, исследовать все клички животных, провести наблюдения и найти ответ на вопрос: «Часто ли люди называют животных человеческими именами?». Ксения изучала литературу о домашних животных, провела анкетирование в классе, опрос учащихся в школе, при помощи взрослых записала клички из художественной литературы и фильмов. Она так увлекла всех вокруг этой проблемой, что быстро была создана именная книга четвероногих друзей человека. Ксения начала исследовать клички и пришла к выводу: чаще всего встречаются клички собак: Шарик, Бобик, Пушок, Малыш, Жучка, Кнопка, Дружок. Кошкам дают имена: Васька, Мурка, Барсик, Муська, Маруська, Мурёна, Пушок. А вот человеческими именами люди называют своих питомцев, но очень редко.
Воронкова Ксения была участником краевого конкурса исследовательских и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь» и награждена дипломом.
В 2010-2011 учебном году мои ребята очень активно приняли участие в исследовательских конкурсах.
На российский фестиваль исследовательских и творческих работ «Портфолио» отправлены 2 проекта: Гудковой Елизаветы - «Кошачье счастье» и Логиновой Елизаветы исследовательская работа «Сказка о капельке воды».
Гудкова Лиза очень любит домашних животных и ухаживает за ними. Она всегда наблюдала, как рождаются маленькие, беспомощные котята и кошка за ними ухаживает, учит их делать первые шаги, охотиться.
Но однажды, как только появились у любимой кошки котята, она заболела и умерла. Утром котята плакали и просили есть. Лиза решила заменить трем маленьким котятам мамочку, выкормить их и научить всему. И вот результат проекта «Кошачье счастье»: если рядом с котятами человек, который заботится о них, готовит тёплую постельку, убаюкивает по ночам, греет их в своих ладонях и дарит им свою ласку, то даже самое маленькое существо, тянется к жизни, а потом туже ласку дарит и тебе. Наша семья справилась с поставленной задачей! Как хорошо, что у нас живут две взрослые кошечки и один котик. Наша семья не смогла расстаться с ними. Мы слушаем их мурлыканье и чувствуем, что они счастливы. Лиза создала замечательный фотоальбом о своих питомцах.
Логинова Лиза услышала сказку о капельке воды. Мама рассказывала о том, как путешествовала капелька.
Лизе захотелось проследить путь капельки. Она начала вести наблюдения за осадками, вести дневник наблюдения, изучать круговорот воды в природе, создавать рисунки - слайды для альбома, сравнивала чистоту снега в селе и за его пределами. Закончила Лиза свою исследовательскую работу рейдом «Помоги очистить воду!»
На краевой конкурс «Я - исследователь» в этом году отправлены две работы: проект «Сохраним цветы Алтая» Кудрявцевой Ирины и исследовательская работа «Как развивается растение?» Шмаковой Ирины.
Кудрявцева Ирина решила изучить цветковые растения Алтайского края, которые занесены в Красную книгу. Она собрала много материала о растениях Алтайского района, на следующий год хотела бы продолжить изучать растительный мир за пределами района. Завершила она свой проект замечательной презентацией « Сохраним цветы Алтая».
Шмакова Ирина проводила исследования вместе с папой. Они очень увлеченно рассказывали о тех растениях, которые у них выросли из косточек. Ирина вела дневник наблюдений, где записывала о первых всходах, когда появились первые листочки, как маленькие расточки тянулись к солнцу. Сделала вывод, что растениям в зимнее время не хватает света. А какие замечательные рисунки в её альбоме!
Украинцев Данил решил изучать мир планет, Новосёлова Мишу увлекают путешествия моряков, а Алексеева Софья очень хотела бы узнать о жизни первобытных людей.
Рехтин Паша увлечен миром камней. Все ребята с удовольствием посещают кружок «Я - исследователь».
Все проекты и исследовательские работы дети защитили на школьной конференции.
Лучшие проекты ребят размещены на сайте школы.

8. Заключение.

Я считаю, что у нашего кружка интересное будущее. Планируем продолжить работу, вовлекая большее количество учащихся и родителей, активней используя образовательные возможности социального окружения.
Работа кружка «Я - исследователь» сплотила детей и учителя, детей и взрослых и привела к высоким результатам взаимопонимания.
Я познакомила вас с проектно - исследовательской деятельностью учащихся и надеюсь, что мой опыт хотя бы немного поможет вам вырастить настоящих творцов, а не простых исполнителей. Ведь главный результат этой работы - не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребёнком сообщение, составленная яркая презентация или даже склеенный из бумаги робот. Педагогический результат - это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр новообразований.
Организуя исследовательскую деятельность младших школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин, создаём для детей условия, способствующие развитию у младших школьников навыков исследовательской работы.
Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт самостоятельность детей в проведении исследований, в основании проблем, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует формированию у учащихся обще - учебных умений и навыков.
У детей, включенных в исследовательский поиск, развиваются мыслительные умения и навыки. Им предоставляется возможность творить в основной для младших школьников деятельности - учебной.
Итак, исследовательская деятельность ребёнка - это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни.
Проанализировав свою работу, я поняла, что устойчивого положительного результата можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребёнка».
Всегда в делах, всегда в заботах.
Учить детей - моя работа.
Я уверена, что организация исследовательской деятельности - перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим - необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы.

9. Список литературы.

1.В.И. Загвазянский. Как учителю провести эксперимент. -Методическое пособие. - Изд. Московское Общество России, 2008
2. А.И.Савенков. Исследования на дому. Методические рекомендации//исследовательская работа школьников//, 2002
3. Е.И. Белова. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. Флинт, 2008
4. И.Д. Чечель. Исследовательские проекты в обучении. Москва, 2009
5. В.Ф.Феактистов. Исследовательская деятельность младших школьников. Рекомендации и проекты, 2010.

1. Исследовательские работы и проекты детей.
2. Дипломы и грамоты.
3. Свидетельство о публикации статьи.
4. Фотографии.
5. Презентация.

Работы