Что символизирует дубовые ветки. Денежный символ - "дубовые листья"

Во многих индоевропейских традициях существовал культ дуба, считавшегося священным деревом, жилищем богов, небесными вратами, через которые божество может появиться перед людьми. Как и все деревья, дуб выступает в роли мирового дерева: он символизирует мировую ось, соединяющую верхний и нижний миры, живых существ и умерших предков, знаменуя центр Вселенной. Дуб означал силу, мужество, выносливость, долголетие, плодородие, благородство, верность. Это дерево было посвящено верховным богам-громовержцам: в Греции — Зевсу, в Древнем Риме — Юпитеру, в Германии — Донару, у литовцев — Перкунасу, у славян — Перуну.

Дуб символически связывают с огнем и молнией. По мнению Дж. Фрезера, древние считали, что «великий бог неба, объект их культа, чей ужасный голос доносился до них в раскатах грома, возлюбил-де дуб превыше остальных лесных деревьев и часто нисходил на него с грозового облака в виде молнии, оставляя в память о своем визите расщепленный, обугленный ствол и сожженную листву. Такие деревья были окружены ореолом славы, так как в их разрушении видели руку великого Громовержца». Место, куда ударяла молния, становилось священным.

Дубовые рощи были местом совершения обрядов, важнейших ритуалов (жертвоприношения, суда, клятвы), в них устраивались праздники. Дубовая палица в качестве орудия громовержца или солнечного бога символизировала твердость власти, суровость. Венок из дубовых листьев выражал идею силы, мощи, достоинства.

В Древней Греции центром святилища Зевса в Додоне был старый дуб, под которым находился источник. По шелесту листьев этого дуба давали предсказания жрецы оракула при храме. Зевсу был посвящен и особый крылатый дуб, на который было наброшено покрывало с изображением земли, океана и звезд. В дуб и липу были посмертно превращены богами Филемон и Бавкида, здесь дуб выступает как символ супружеского счастья. «Дубовыми» нимфами являлись дриады. В Афинах мальчик, произносивший во время элевсинских мистерий брачную формулу, увенчивался дубовыми листьями и терниями. По легенде, у Геракла была дубовая палица. По некоторым версиям из дуба была сделана мачта корабля аргонавтов.

В Риме дуб символизирует силу и долголетие. Каждый год в дубовой роще праздновалась свадьба Юпитера и Юноны, на участниках обряда были венки из дубовых листьев. Дубовые ветви носили в брачных процессиях как символ плодородия. Священным считалось и дубовое полено, с его помощью поддерживался вечный огонь в храме Весты.

Дубу отводилась значительная роль в сакральных представлениях кельтов . В частности, под дубом творит свои чары Мерлин. Кельтские жрецы, друиды, превращали дубовые рощи в настоящие святилища и культовые центры, а дубовые ветви использовали в различных ритуальных обрядах. Само слово «друид» происходит, по мнению исследователей, от древнего названия дуба. В верованиях друидов дуб символизировал ось мира и ассоциировался с силой и мудростью. По представлениям кельтов все, что растет на этом священном дереве, является даром небес. Особую роль играет образ дуба, увитого «золотой ветвью» омелы, причем дуб символизирует мужской принцип, а омела — женский. В эпоху христианизации кельтов многие церкви и монастыри в Ирландии часто возводились неподалеку от дубрав или отдельных дубов.

В старину у славян было распространено верование, что в дубах обитают души умерших предков. Это представление подтверждается реальным фактом древних захоронений в лесах, в частности, дубовых, — на деревьях и под деревьями. В легендах и сказках древних славян дуб зачастую является сакральным местом, с которым связана судьба человека и возле которого совершаются решающие для героев события. Дуб почитали и как дерево плодородия; сохранился обычай садить дубок при рождении ребенка.

В библейской традиции дуб — символ гордости и высокомерия; у дуба становится царем Азимелах, под дубом восседает Саул, под дубом Иаков закапывает чужих богов, на дубе находит свой конец Авессалом. У христиан дуб — эмблема Христа как силы, проявляющейся в беде, твердости в вере и добродетели. По некоторым версиям христианского предания крест распятия был сделан из дуба.

Дуб – символ власти и славы. Соответствует зодиакальному знаку Льва (Лев – символ южных стран). Символизирует твердость духа. Является знаком долговечности и даже бессмертия. Дубы являются атрибутом монархической власти. Королевские дубы произрастали в дворцовых парках ряда европейских монархов вплоть до буржуазных иудейских революций. Восставшие массы срубали «королевский дуб», что символизировало расправу с венценосными особами .

Обильные урожаи желудей повторяются через 4 – 8 лет. Возобновление осуществляется также пнёвой порослью. Дуб живёт до 400 – 500 лет, отдельные деревья – до 1500 – 2000 лет. Относительно светолюбив, часто заглушается быстрорастущими деревьями (берёзой, осиной и грабом).

Англ. dub «посвящать в рыцари, давать титул», а также шутл. «окрестить», dub in «производить дубляж».

Этимология слова «дуб» – русск. дуб, укр. дуб, ст.-слав. дбъ, болг. дъб, сербохорв. дуб, словен. dob, чеш., слвц. dub, польск. dab, род. п. debu, в.-луж., н.-луж. dub. Первоначальное значение, вероятно, «дерево »; ср. полаб. jabkodab «яблоня». В этимологии, по-видимому, следует исходить из *dombros от *dom-ros, которое могло развиться в праславянском в основу на -u под влиянием какого-либо др. названия дерева (напр., *dybъ или *grabъ, как *grabrъ по аналогии *dobrъ). Менее убедительно сближается слав. dobъ с д.-в.-н. tanna «ель». Неубедительно сравнение с греч. «слепой, темный», ирл. dub «черный», гот. dumbs «тупой», откуда dobъ якобы «темное дерево». *dhumros «дерево темного цвета», др.-инд. dhumras «дымчатый, серый». Из и.-е. *dheub-; ср. польск. dub, dziub «дупло» .

В качестве лекарственного сырья используется в основном кора дуба. Галеновые препараты коры дуба обладают вяжущим, противовоспалительным и противогнилостным свойствами. При нанесении галеновых препаратов дуба или танина на раны или слизистые оболочки наблюдается взаимодействие с белками, при этом образуется защитная пленка, предохраняющая ткани от местного раздражения. Это тормозит процесс воспаления и уменьшает боль. Дубильные вещества денатурируют протоплазматические белки патогенных микроорганизмов, что приводит к задержке их развития или гибели. Кора молодых ветвей, тонких стволов используется в качестве вяжущего, для полосканий при гингивитах, стоматитах, воспалительных процессах зева, глотки, гортани и для лечения ожогов, заменяет импортную ратанию. При туберкулезе, рахите. Настой – при гастритах и энтеритах, язве желудка, желудочных кровотечениях, колитах, дизентерии, холере. Примочки – при кожных заболеваниях, пролежнях, клизмы и свечи – при геморрое и трещинах анального отверстия, спринцевание – при вагинальных заболеваниях и полименорее, ванны – при гипергидрозе. Инфузы и отвары – при обморожениях. Противоядие при отравлениях алкалоидами и солями тяжелых металлов. Отвар оказывает выраженное дезодорирующее действие. В народной медицине (внутрь) – при гинекологических болезнях, обильных менструациях, поносе, язвенной болезни желудка, дизентерии, желудочно-кишечных заболеваниях, болезнях печени и селезенки, щитовидной железы, рахите, холере, пиелонефрите; наружно – при потливости, для обмывания кровоточащих геморроидальных узлов и гнойных ран, полоскания горла и полости рта при воспалениях, для устранения неприятного запаха изо рта, для выведения мозолей; мазь – при ожогах и обморожениях. Кора дуба входит в состав сборов для ванн от золотухи и рахита. Листья – настой и отвар при сахарном диабете. Желуди – желудевый кофе и сухой порошок – при колитах, золотухе. Настой и отвар – при рахите, анемии, нервных заболеваниях, полименорее, скрофулезе, сахарном диабете .

Дуб – в традиционной культуре славян одно из самых почитаемых деревьев, символизирующее силу, крепость и мужское начало, а также олицетворяющее объект и место совершения религиозных обрядов и жертвоприношений.

У славян дуб соотносится с верхним миром. Ему приписываются положительные значения. Дуб занимает первое место в ряду деревьев и соотносится с первыми элементами других символических рядов. Русские называли его Царь Дуб. В славянских языках и диалектах слово «дуб» часто выступает в родовом значении «дерево», например, сербы говорили, что дуб – царь дрва.

В сакральной практике именно дуб выполнял ряд культовых функций, в фольклоре и практической магии дуб выступает в образе трехчастного мирового дерева , моделирующего Вселенную. В заговорах дуб, стоящий на острове, вблизи храма, на горе, посредине океана, обозначает центр мира и сам мир и вместе с тем идеальное иномирное пространство, где только и возможно разрешение той или иной кризисной ситуации (в частности, избавление от болезни). Под священными дубами у славян проходили собрания, судилища, свадебные обряды. Например, в трактате Константина Багрянородного (середина Х в.) сообщается о том, что росы совершали жертвоприношения на о. Хортица, где рос огромный дуб. По сведениям из Воронежской губ., молодые после венчания ехали к старому дубу и трижды объезжали вокруг него. Повсеместно запрещалось рубить и причинять ущерб священным дубам.

Славяне посвятили дуб громовержцу Перуну (в частности, запрещалось находиться под дубом во время грозы и выращивать дуб около дома, т.к. в первую очередь гром бьет в дуб).

В приметах и запретах дуб сопоставлялся с хозяином дома. В заговорах дуб наделялся именем собственным (например, Карколист, Дорофей).

На больших дубах обитали гигантские мифологические змеи – покровители угодий, охранявшие местность от града и непогоды и боровшиеся с халами. Рядом с дубом или прямо на нём находятся царь, царица, Бог, а вокруг дуба в его корнях или на листьях лежит змея (ср. также южнославянского Змея-охранителя, живущего на дубе). На дубе обитал царь птиц Кук и орёл. В белорусском фольклоре дуб и Перун фигурируют в сюжетах сказок и заговоров, посвященных преследованию громовержцем змея, сокола и других противников. На дубах обитали русалки: А.С. Пушкин поместил дуб Лукоморья в центр мифологического мироздания, а не его ветви – русалку.

В верованиях, практической магии и фольклоре дуб последовательно выступает как мужской символ. Воду после купания новорожденного мальчика выливают под дуб. На Витебщине повитуха обрезала мальчику пуповину на дубовой плахе, чтобы он вырос крепким. Когда невесту вводят в дом мужа, она первой входит туда и говорит про себя: «Около двора дубочки, а в дом – сыночки», если хочет, чтобы у неё рождались мальчики.

Есть древнерусский обычай тереться спиной о дуб при первом громе или при виде первой весенней птицы, чтобы спина была крепкой; затыкать за пояс на спине дубовую ветку, чтобы спина не болела во время жатвы, и др. Поляки вешали на рога коровам дубовые венки, чтобы коровы были сильными и чтобы рога не ломались при бодании.

Дуб служил объектом, на который символически переносили болезни (ещё один факт дублирования). Белорусы выливали под молодой дуб воду, в которой мыли чахоточного больного. Поляки при нарывах во рту плевали в отверстие, выкопанное под дубом. Украинцы, поляки, чехи мораване оставляли на дубе одежду больного; болгары, сербы и македонцы посещали почитаемые дубы и привязывали к их ветвям ленточки и нитки из одежды. В народной медицине южных славян популярным способом лечения детских болезней, а также способом прекращения детской смертности в семье был обычай закладывать в ствол дуба отрезанные ногти и волосы больного ребенка или нитку , которой предварительно измеряли ребенка, а затем забивать это отверстие колышком: когда ребенок перерастет это отверстие, болезнь оставит его .

Среди дубовой рощи строили храмы Велеса (в частности, храм Ваала в Дамаске; о культе Велеса-Ваала подробнее см. ). Из дуба была сделана знаменитая палица Геракла. Друиды называли дуб «деревом науки» (ср. иудохристианскую сказку о двух деревьях, растущих в рае: дерево жизни и дерево познания). Ни одно дерево не пользовалось у народов Европы такой любовью и почетом, как дуб. Славяне, древние греки, римляне считали его священным, поклонялись ему, приписывали чудодейственные свойства. Считалось, что дуб был дан богами людям как великий подарок. Без разрешения жрецов нельзя было срубить дуб, обломать ветку. В Греции дубовая ветка была символом силы, могущества, знатности. Дубовыми ветками награждали воинов, совершивших великие подвиги. Необразованные греки считали, что дуб появился на земле раньше других деревьев. Они посвящали дуб богу света , наук и искусства Аполлону. На почве мифологии Аполлона в возник миф о гипербореях (Гиперборея – Русь, см. ) и их стране, где под знаком милости Аполлона процветали мораль и искусства (Pind. Pyth. X 29 – 47; Himer. XIV 10; Herodot. IV 32 – 34). Насчёт искусств следует сообщить хотя бы то, что именно на Руси, на Авдеевской стоянке, 20-го тыс. до н.э. найдена самая древняя флейта . И вообще в образе Аполлона настойчиво угадывается славянский бог Перун. Согласно мистериальнои шкале древнеегипетской «Книги мертвых», дуб соответствует пятому часу ночного пути солнечной барки Ра.

Дуб – символ власти и славы. Соответствует зодиакальному знаку Льва (Лев – символ южных стран). Символизирует твердость духа. Является знаком долговечности и даже бессмертия. Дубы являются атрибутом монархической власти. Королевские дубы произрастали в дворцовых парках ряда европейских монархов вплоть до буржуазных иудейских революций. Восставшие массы срубали «королевский дуб», что символизировало расправу с венценосными особами .

Обильные урожаи желудей повторяются через 4 – 8 лет. Возобновление осуществляется также пнёвой порослью. Дуб живёт до 400 – 500 лет, отдельные деревья – до 1500 – 2000 лет. Относительно светолюбив, часто заглушается быстрорастущими деревьями (берёзой, осиной и грабом).

Англ. dub «посвящать в рыцари, давать титул», а также шутл. «окрестить», dub in «производить дубляж».

Этимология слова «дуб» – русск. дуб, укр. дуб, ст.-слав. дбъ, болг. дъб, сербохорв. дуб, словен. dob, чеш., слвц. dub, польск. dab, род. п. debu, в.-луж., н.-луж. dub. Первоначальное значение, вероятно, «дерево »; ср. полаб. jabkodab «яблоня». В этимологии, по-видимому, следует исходить из *dombros от *dom-ros, которое могло развиться в праславянском в основу на -u под влиянием какого-либо др. названия дерева (напр., *dybъ или *grabъ, как *grabrъ по аналогии *dobrъ). Менее убедительно сближается слав. dobъ с д.-в.-н. tanna «ель». Неубедительно сравнение с греч. «слепой, темный», ирл. dub «черный», гот. dumbs «тупой», откуда dobъ якобы «темное дерево». *dhumros «дерево темного цвета», др.-инд. dhumras «дымчатый, серый». Из и.-е. *dheub-; ср. польск. dub, dziub «дупло» .

В качестве лекарственного сырья используется в основном кора дуба. Галеновые препараты коры дуба обладают вяжущим, противовоспалительным и противогнилостным свойствами. При нанесении галеновых препаратов дуба или танина на раны или слизистые оболочки наблюдается взаимодействие с белками, при этом образуется защитная пленка, предохраняющая ткани от местного раздражения. Это тормозит процесс воспаления и уменьшает боль. Дубильные вещества денатурируют протоплазматические белки патогенных микроорганизмов, что приводит к задержке их развития или гибели. Кора молодых ветвей, тонких стволов используется в качестве вяжущего, для полосканий при гингивитах, стоматитах, воспалительных процессах зева, глотки, гортани и для лечения ожогов, заменяет импортную ратанию. При туберкулезе, рахите. Настой – при гастритах и энтеритах, язве желудка, желудочных кровотечениях, колитах, дизентерии, холере. Примочки – при кожных заболеваниях, пролежнях, клизмы и свечи – при геморрое и трещинах анального отверстия, спринцевание – при вагинальных заболеваниях и полименорее, ванны – при гипергидрозе. Инфузы и отвары – при обморожениях. Противоядие при отравлениях алкалоидами и солями тяжелых металлов. Отвар оказывает выраженное дезодорирующее действие. В народной медицине (внутрь) – при гинекологических болезнях, обильных менструациях, поносе, язвенной болезни желудка, дизентерии, желудочно-кишечных заболеваниях, болезнях печени и селезенки, щитовидной железы, рахите, холере, пиелонефрите; наружно – при потливости, для обмывания кровоточащих геморроидальных узлов и гнойных ран, полоскания горла и полости рта при воспалениях, для устранения неприятного запаха изо рта, для выведения мозолей; мазь – при ожогах и обморожениях. Кора дуба входит в состав сборов для ванн от золотухи и рахита. Листья – настой и отвар при сахарном диабете. Желуди – желудевый кофе и сухой порошок – при колитах, золотухе. Настой и отвар – при рахите, анемии, нервных заболеваниях, полименорее, скрофулезе, сахарном диабете .

Дуб – в традиционной культуре славян одно из самых почитаемых деревьев, символизирующее силу, крепость и мужское начало, а также олицетворяющее объект и место совершения религиозных обрядов и жертвоприношений.

У славян дуб соотносится с верхним миром. Ему приписываются положительные значения. Дуб занимает первое место в ряду деревьев и соотносится с первыми элементами других символических рядов. Русские называли его Царь Дуб. В славянских языках и диалектах слово «дуб» часто выступает в родовом значении «дерево», например, сербы говорили, что дуб – царь дрва.

В сакральной практике именно дуб выполнял ряд культовых функций, в фольклоре и практической магии дуб выступает в образе трехчастного мирового дерева , моделирующего Вселенную. В заговорах дуб, стоящий на острове, вблизи храма, на горе, посредине океана, обозначает центр мира и сам мир и вместе с тем идеальное иномирное пространство, где только и возможно разрешение той или иной кризисной ситуации (в частности, избавление от болезни). Под священными дубами у славян проходили собрания, судилища, свадебные обряды. Например, в трактате Константина Багрянородного (середина Х в.) сообщается о том, что росы совершали жертвоприношения на о. Хортица, где рос огромный дуб. По сведениям из Воронежской губ., молодые после венчания ехали к старому дубу и трижды объезжали вокруг него. Повсеместно запрещалось рубить и причинять ущерб священным дубам.

Славяне посвятили дуб громовержцу Перуну (в частности, запрещалось находиться под дубом во время грозы и выращивать дуб около дома, т.к. в первую очередь гром бьет в дуб).

В приметах и запретах дуб сопоставлялся с хозяином дома. В заговорах дуб наделялся именем собственным (например, Карколист, Дорофей).

На больших дубах обитали гигантские мифологические змеи – покровители угодий, охранявшие местность от града и непогоды и боровшиеся с халами. Рядом с дубом или прямо на нём находятся царь, царица, Бог, а вокруг дуба в его корнях или на листьях лежит змея (ср. также южнославянского Змея-охранителя, живущего на дубе). На дубе обитал царь птиц Кук и орёл. В белорусском фольклоре дуб и Перун фигурируют в сюжетах сказок и заговоров, посвященных преследованию громовержцем змея, сокола и других противников. На дубах обитали русалки: А.С. Пушкин поместил дуб Лукоморья в центр мифологического мироздания, а не его ветви – русалку.

В верованиях, практической магии и фольклоре дуб последовательно выступает как мужской символ. Воду после купания новорожденного мальчика выливают под дуб. На Витебщине повитуха обрезала мальчику пуповину на дубовой плахе, чтобы он вырос крепким. Когда невесту вводят в дом мужа, она первой входит туда и говорит про себя: «Около двора дубочки, а в дом – сыночки», если хочет, чтобы у неё рождались мальчики.

Есть древнерусский обычай тереться спиной о дуб при первом громе или при виде первой весенней птицы, чтобы спина была крепкой; затыкать за пояс на спине дубовую ветку, чтобы спина не болела во время жатвы, и др. Поляки вешали на рога коровам дубовые венки, чтобы коровы были сильными и чтобы рога не ломались при бодании.

Дуб служил объектом, на который символически переносили болезни (ещё один факт дублирования). Белорусы выливали под молодой дуб воду, в которой мыли чахоточного больного. Поляки при нарывах во рту плевали в отверстие, выкопанное под дубом. Украинцы, поляки, чехи мораване оставляли на дубе одежду больного; болгары, сербы и македонцы посещали почитаемые дубы и привязывали к их ветвям ленточки и нитки из одежды. В народной медицине южных славян популярным способом лечения детских болезней, а также способом прекращения детской смертности в семье был обычай закладывать в ствол дуба отрезанные ногти и волосы больного ребенка или нитку , которой предварительно измеряли ребенка, а затем забивать это отверстие колышком: когда ребенок перерастет это отверстие, болезнь оставит его .

Среди дубовой рощи строили храмы Велеса (в частности, храм Ваала в Дамаске; о культе Велеса-Ваала подробнее см. ). Из дуба была сделана знаменитая палица Геракла. Друиды называли дуб «деревом науки» (ср. иудохристианскую сказку о двух деревьях, растущих в рае: дерево жизни и дерево познания). Ни одно дерево не пользовалось у народов Европы такой любовью и почетом, как дуб. Славяне, древние греки, римляне считали его священным, поклонялись ему, приписывали чудодейственные свойства. Считалось, что дуб был дан богами людям как великий подарок. Без разрешения жрецов нельзя было срубить дуб, обломать ветку. В Греции дубовая ветка была символом силы, могущества, знатности. Дубовыми ветками награждали воинов, совершивших великие подвиги. Необразованные греки считали, что дуб появился на земле раньше других деревьев. Они посвящали дуб богу света , наук и искусства Аполлону. На почве мифологии Аполлона в возник миф о гипербореях (Гиперборея – Русь, см. ) и их стране, где под знаком милости Аполлона процветали мораль и искусства (Pind. Pyth. X 29 – 47; Himer. XIV 10; Herodot. IV 32 – 34). Насчёт искусств следует сообщить хотя бы то, что именно на Руси, на Авдеевской стоянке, 20-го тыс. до н.э. найдена самая древняя флейта . И вообще в образе Аполлона настойчиво угадывается славянский бог Перун. Согласно мистериальнои шкале древнеегипетской «Книги мертвых», дуб соответствует пятому часу ночного пути солнечной барки Ра.

В болгарской легенде рассказывалось о том, как дубовая роща спрятала Бога, убегавшего от Чумы. В благодарность за это Бог сделал так, чтобы листья с дуба опадали лишь поздней осенью. Отсюда берёт своё начало «самобытная» иудохристианская сказка об Аврааме, жившем у Мамврийского дуба, под ветвями которого и произошло первое явление ему Бога. Очевидно, это был славянский бог, поскольку других богов, живущих в дубах, попросту не существовало. Подтверждается это и тем, что в иудохристианской семиотике дуб является символом идолопоклонства, и ветхозаветные пророки осуждали соплеменников за «хождение под дубом», то есть исполнение славянских обрядов и обычаев. Однако самих пророков хоронили по славянскому обычаю – под ветвями дуба .

Таким образом, дуб следует рассматривать как дубль Космического дерева, то есть такое дерево, в котором в одном – представлены все три составляющие Космического дерева, а также нашли своё отражение все персонажи славянской мифологии.

— А вам никогда не бывает страшно? — спросила Алиса.
— Вы здесь совсем
одни, и никто вас не охраняет…

— Как это «одни»? — сказала Роза. — А дуб на что?

Л. Кэрролл

«И дуб когда-то был крошкой, колыбелью ему служил маленький желудь… Больше, великолепнее его не было дерева во всем лесу. Вершина его высоко возносилась над всеми деревьями и была видна с моря издалека, служила приметой для моряков… В ветвях дуба гнездились лесные голуби, куковала кукушка, а осенью, когда листья его казались выкованными из меди, на ветви присаживались и другие перелетные птицы…» — так описывает это дерево Ганс Христиан Андерсен в своей сказке «Последний сон старого дуба».

И это очень показательный отрывок, ибо в нем представлена практически вся гамма символических значений и смыслов, которые приобрел этот лесной гигант за историю своего существования на земле, а именно долголетие, происхождение великого из малого, великолепие и мощь, священное значимое место, покровительство и прибежище, слава и даже жертва. Приглядимся же к ним повнимательнее, и рассмотрим во всех подробностях.

Происхождение и этимология названия

Индоевропейский корень слова «дуб» тождественен корню слова «дерево».

Святость дуба

У многих народов дуб посвящался богам: Зевс у греков, Юпитер у римлян, Тор у германцев, Перкунас у литовцев, Дубобог у японцев, Прове у балтийских славян. А в Ромове древние пруссы окропляли священный дуб кровью жертвенных животных и поклонялись в его образе сразу трем богам.

У литовцев и германцев дуб подчас заменял храм, ибо в его дуплах могли укрыться до сотни человек.

Жители Палестины хоронят под дубами своих пророков и святых. Так же поступают и суфии, которые к тому же украшают их ветви лоскутками одежды.

В Англии очень долго считалось, что срубить дуб — это роковой грех, хотя все остальные деревья можно было заготовлять без ограничений. Он использовался только для священных костров. Дуб считался деревом, которое может исцелять и предсказывать.

С введением же христианства началось повсеместное уничтожение дубов как главного предмета языческих культов.

И лишь в эпоху Возрождения снова входят в обиход эмблемы, связанные с дубом. Хотя иногда дубовый лист можно видеть и в готических орнаментах.

И до сих пор живо предание по которому у скептика который усомнился в святости дуба и отрубил его ветвь отсохла рука.

Дуб — символ долголетия и мощи

Повсеместно дуб считается символом долголетия и мощи. И это неудивительно. Ведь дубы известны с древнейших геологических эпох. Эти деревья современники мамонтов и других вымерших животных. Они могут жить до 2,5 тысяч лет, а зрелость дуба наступает только в 150 лет. Дубы вырастают до 30 метров в высоту и до 25 метров в окружности. До 18 века дубы возрастом несколько сотен лет считались в Северной и Восточной Европе обычным делом.

Символика дуба в Древнем Египте

Согласно «Книге Мертвых» дуб соответствует пятому часу ночного пути солнечной барки Ра.

Символика дуба у кельтов

Кельты как и германцы почитали дубы на которых росла омела. Под дубом они приносили человеческие жертвы.

Символика дуба у друидов

Само название друиды вероятно происходит от слова «dru» — дуб.

В гороскопе друидов дубу посвящено 21 марта — день весеннего равноденствия. Кроме того, друиды поедали желуди накануне предсказаний. В дубовых рощах они совершали свои богослужения.

К наиболее священным из обрядов друидов относился обряд срезания с дуба ветви омелы, которая считалась панацеей от всех болезней и несчастий. Его производили в полнолуние. Друид в белых одеждах приносил в жертву дубу двух белых быков, закалывая их в сени дерева. Затем специальным золотым серпом срезалась с дуба ветвь омелы.

Символика дуба у славян

Само слово дуб в славянских языках означает «дуплистое дерево» и долгое время слова дуб и дерево считались синонимами. Более того, дуб признавался как главное, настоящее дерево.

Дуб на Руси считался также символом защиты и обороны и именно из дуба были сложены стены Московского кремля при Иване Калите.

Символика дуба в античности

В Древней Греции дуб был посвящен Зевсу Громовержцу. Возможно, это пошло оттого, что по наблюдениям в дуб чаще всего попадала молния (это вошло даже в поговорки).

Греки считали, что через шелест листьев дуба Додоны Зевс передавал свою волю. Ветвями дуба украшались его храмы и, возможно, отсюда берет свое начало использование дуба как символа мужества, доблести, силы и мощи.

Знаменитая палица Геракла была сделана из дуба.

Римляне посвящали дуб Юпитеру. На острове Неми они почитали управляемую лесным царем дубовую рощу.

Кроме того, в античности дуб считался местом обитания особых нимф — дриад (от греч. drys — дуб).

Дубовый венок у древнеиталийских правителей считался символом сановного достоинства.

Дуб в христианской символике

В Ветхом Завете под сенью мамврийского дуба Аврааму явился Господь (при императоре Костантине на этом месте была построена базилика). Возможно поэтому, в мистериях Бог-отец часто выступал под именем или в форме дуба. Священными дубами окружена могила Авеля на утесе реки Авале в Ливанских горах. Под дубом же Иаков закопал всех идолов Сехема. Иисус Навин воздвиг под дубом камень для клятвы. В Офре ангел Господень явился под дубом Гедеону. Кормилица Ребекки была захоронена под дубом, названным потом «дубом плача». Авимилеха поставили в цари у дуба. Под дубом же был похоронен Саул.

Позже дуб, или точнее падуб (Каменный дуб) стал считаться одним из тех деревьев, из которых по преданию был сделан крест Господень. Колючий падуб — это еще и символ тернового венца. По легенде, когда деревья услышали, что Христа должны распять, они договорились между собой что не позволят использовать в этих целях свою древесину и, когда их коснулся топор дровосеков, распались на тысячу кусков. И только падуб остался цел. Так это дерево вошло в культуру как символ почитания Христа, а так же как символ страстей Господних. В этом значении его можно видеть на изображениях Св. Иеронима (размышляющего о страстях Господних) и Св. Иоанна (провозгласившего Христа агнцем Божьим и предсказавшего таким образом его жертву). Упавший же ствол дуба, попираемый ногой Св. Бонифация — аллегория обращения язычников.

Символика дуба в астрологии

В астрологии дуб соответствует зодиакальному знаку Льва.

Дуб как алхимический символ

В алхимии дуб — терии, полый внутри дуб, означает бочку, специальный сосуд для брожения и очищения элементов. Согласно «Фигурам Авраама Еврея» — это знак плавильного горна.

Дуб в военной символике

Дубовая ветвь, дубовый венок или гирлянды используются в военной униформе как эмблемы доблести и силы.

Во времена нацистов дубовые листья использовались в качестве наградных, почетных и орденских атрибутов.

Дуб в геральдике

В русской геральдике дубовая ветвь применятся с конца 19 века. 24 июля 1882 года она была внесена в большой государственный герб в качестве левой стороны венка, тогда как правую ветвь составляла лавровая ветвь.

В советской геральдике дубовая ветвь и лист применялись как эмблематические изображения на медалях, орденах, значках, памятниках воинской доблести и монетах выпуска 1922-1991 годов.

Дубовые листы внесены в соединенную эмблему военной организации стран Варшавского договора.

В Германии дубовый лист использовался в качестве эмблемы начиная со средневековья и вплоть до новейшего времени. Трактовался он классически — как эмблема доблести, причем не только военной, но и трудовой.

Цветовая гамма в геральдических изображениях дуба

Цвет желудей — зеленый, золотой, коричневый, красный или пурпурный.

Цвет листьев — зеленый, серебряный или золотой.

(Подробнее о значениях конкретных цветов см. в разделе «Символика цвета»)

Приметы и гадания связанные с дубом

Если листья дуба скручиваются — то это к засухе (Уэльс).

Найдешь червя в желуде — к бедности, а паука — к болезни (Англия).

Взять два желудя, назвать именами влюбленных и опустить в тазик с водой. Если, плавая, они сойдутся — это к свадьбе (Англия).

Чтобы снять головную боль — вбей гвоздь в ветку дуба (Корнуолл).

В день летнего солнцестояния надо молча потереть рукой кусочек дуба и он будет исцелять все твои болезни.

В России при помощи дуба заговаривали зубную боль, детские болезни и горловые.

Листьям дуба приписывалась способность заколдовывать и усмирять львов.

Дубовая зола считалась предохраняющей от хлебной ржавчины.

Греческие заклинатели верили, что при помощи дубовой ветви можно вызвать дождь.

Дубовый столб в навозной куче применялся для отпугивания змей.

Комплекс отрицательных значений

Чем больше в армии дубов, тем крепче наша оборона.

Если начальник постоянно растекается мыслью по древу, то он наверняка — дуб.
Кора головного мозга ему досталась от дуба.
Стоят столы дубовые, сидят дубы здоровые.
Что ни начальник — дуб, что ни подчиненный — пень, что ни бумага — липа.
Не часто видишь людей, лезущих на дуб, а вот с дуба рухнувших — сплошь и рядом.
Каким же надо быть дубом, чтобы дать себя ободрать как липку?

Жизнь, как у желудя: висишь, качаешься, не знаешь когда упадешь, не знаешь какая тебя свинья съест, а кругом дубы, дубы.

Каждая свинья должна построить хлев, вырастить поросёнка и посадить дуб…

Откуда же столь богатый комплекс отрицательный значений, символов и ассоциаций у столь благородного дерева?

Как справедливо отмечает в своей статье Иветта Красногорская, возможно в таких ситуациях люди отталкиваются от все тех же переросших в метафоры, по своей сути положительных значений, таких как «непробиваемый» и «непреклонный».

Прочие значения

Дуб с желудями — эмблема зрелости, полной силы.

Дуб без желудей — эмблема юной доблести.

В немецких карточных играх желудь используется как знак масти.

Желудь является символом мужского полового органа и используется в этом значении как амулет.

У Вальтера Скотта вырванный дуб на щите Айвенго означал потерю наследства.

Хотелось бы отметить, что эмблема дубового листа — это воистину вневременной, внеклассовый и подлинно международный символ, тесно связанный с понятиями мужества, доблести и чести.

Однако даже он не избежал участи «превратного» толкования и неуместного использования.

Так Вильям Похлебкин описывает в своей книге удивительный случай, когда в 1986 году при восстановлении Дома-музея Ермоловой на Тверсоком бульваре в Москве портрет актрисы был помещен в венок из дубовых листьев вместо лавровых. Оправдывалось это тем, что поскольку Ермолова русская актриса, то и венок может быть из любого русского дерева…

Как справедливо заметил автор, если бы такой подход утвердился в области точных наук, то нас ожидал бы хаос, но «в области гуманитарных наук мы часто оказываемся нечувствительными к проявлениям неграмотности» (В.В. Похлебкин. Словарь международной символики и эмблематики).

Завершая же разговор об одном из самых великолепных символов в человеческой культуре, я снова обращусь к сказке Андерсена:

«Вершина дуба качалась в порыве тоскливого томления, смотрела вниз… И вот сквозь облака проглянули зеленые верхушки леса! Дуб увидал под собой другие деревья…кусты и травы тоже. «Нет, до чего же хорошо, просто не верится! — ликовал старый дуб. — Они все тут со мной, и малые и большие! Ни один не забыт! Возможно ли такое блаженство?» «На небесах все возможно!» — прозвучало в ответ» (Г.Х. Андерсен. Сказки и истории).

Так это дерево становится символом центра мира, его сакральной осью, к которой привязаны, и за которой тянутся все прочие живые существа во вселенной, прообразом отца, оберегающего, ведущего за собой и возводящего на новый уровень космического совершенства проводника.

Работы