Что такое исторический источник. Исторический источник: виды и типы

Изучая историю, вам следует знать, что между реально произошедшими в прошлом событиями и картиной, описанной в монографиях ученых-историков, существует огромное промежуточное звено. Это исторический источник. Проще говоря, любое историческое исследование начинается исключительно с прочтения всех имеющихся документов о том периоде. Только лишь с помощью свидетельств современников или лиц, хорошо осведомленных об этом временном отрезке, может быть проведена качественная ретроспективная реконструкция событий.

Так что такое исторические источники, от которых так много зависит? Давайте обсудим этот немаловажный вопрос подробнее.

Основные определения

Итак, что включает в себя понятие «исторические источники»? В науке принято так называть все сохранившиеся свидетельства о прошлом, которые могут нам дать объективную картину происходившего. Разумеется, существует немало различных классификаций такого рода данных, предложенных как отечественными, так и зарубежными историками и археологами. Так что такое, по мнению видных исследователей, исторические источники? Определение некоторых из них мы приведем в статье.

К примеру, Л. Н. Пушкарев описывает следующие их типы:

Свидетельства письменного вида.
. Вещественные исторические источники.
. Сведения, полученные по результатам этнографических исследований.
. Устные предания, которые передаются из поколения в поколение.
. Лингвистические свидетельства.
. Кино- и фотохроника.
. Аудиозаписи. Эти исторические источники (и их классификация тоже) появились сравнительно недавно, но именно они дают нам шанс услышать голоса тех, кто вершил судьбы мира несколько лет назад!

Классификация Шмидта

Незадолго до нашего времени, в 1985 году, С. О. Шмидт предложил несколько более развернутую классификацию, решив использовать в ней типы и подтипы. Какие же он различает исторические источники? Определение их разновидностей мы приводим ниже.

1. Как и в прошлом случае, все вещественные свидетельства во всем их многообразии: от скульптур до домашних отходов, найденных при раскопках.
2. Источники, относящиеся к изобразительному искусству:
а) художественные (кино- и фотосъемка);
б) графические (полотна художников, простые зарисовки);
в) изобразительно-натуральные (фотографии из обычных домашних архивов).
3. Источники словесного типа:
а) устные исторические источники, включая все наречия и разновидности языковых форм;
б) фольклор, включая редкие предания, встречающиеся только в определенной местности;
в) все письменные памятники эпохи, к кому бы они ни относились, с какой бы целью ни создавались; если говорить проще, то бюрократический перечень материалов может дать куда как более правдивую и развернутую картину мира, чем официально утвержденная летопись или учебник; к этой же разновидности относится и стенография.
4. Конвенционные исторические Это ноты, обозначения алхимиков и химиков, астрологов и астрономов, экономические сокращения и т. д.
5. Поведенческие сведения. К ним относятся не только ритуалы и обычаи примитивных племен, но даже корпоративные и прочие традиции современного общества, которые своими корнями восходят к тем же самым примитивным верованиям.
6. Звук. С этим типом данных все ясно: это любые записанные фонограммы того или иного исторического периода.

Вот что такое исторические источники, если говорить о научном определении этого термина. Но никакие, даже самые достоверные сведения не смогут дать исследователю объективного представления о произошедшем, если он не умеет правильно с ними работать и интерпретировать их.

Следует помнить, что исторические источники и их классификация - также довольно расплывчатое понятие. По мере появления новых средств хранения и передачи информации все эти списки будут расширяться и переосмысляться. Вот какие есть исторические источники.

На что нужно обратить внимание, извлекая информацию из документа?

При работе с любым свидетельством эпохи нужно постоянно помнить два немаловажных момента.

1. Важно! Не следует воспринимать источник как кладезь готовых ответов. Вами будут получены только лишь те сведения, вопросы касаемо которых вы сможете задать и увязать с имеющейся у вас на руках информацией. В этом плане чрезвычайно важными могут стать записки и отчетности рядовых статистов и архивариусов, которые, несмотря на свою кажущуюся «бедность», порой содержат массу полезных сведений. Эти исторические источники и их виды обывателям представляются «бесполезными бумажками», хотя порой они поистине бесценны!

2. Ни в коем случае не воспринимайте источник как объективное отражение мира, так как он был создан человеком, имеющим собственные представления. Это чрезвычайно важное обстоятельство, которое иногда упускают из виду даже видные и опытные ученые мужи!

Чтобы не быть голословными по последнему пункту, поясним. Взять знаменитое сражение Александра Невского со шведами. Начать хотя бы с того, что даже отечественные историки сомневаются в реальности произошедшего хотя бы потому, что в шведских архивах вообще нет письменных свидетельств о той битве.

Возможно, они просто предпочли умолчать о случившемся. Возможно, что отечественные летописцы (по «заказу сверху», как сейчас любят говорить) просто преподнесли рядовую приграничную стычку как героическое сражение. Как бы там ни было, но всегда стоит изучить источники, предоставленные обеими сторонами.

Кроме того, в отечественных летописях (да и в европейских нередко) частенько встречается слово «тьма». Тьма воинов, тьма челяди, тьма ладей боевых… Как все это понимать? Если отталкиваться от монгольского тумена, то «тьмой» называлось количество воинов, равное 10 000. И что же, во время той самой битвы со шведами, когда на реке была «тьма» их кораблей, туда пришли все суда того периода? Навряд ли. Здесь мы подходим к еще одной особенности - к интерпретации.

Об интерпретации

Помните, что исторические источники, примеры которых мы привели и приведем, которые создавались человеком, всегда преследовали какие-то цели, нередко корыстные. Зная о мотивах, которые двигали автором, можно немало узнать о его исторической эпохе. Проще говоря, все источники нужно правильно интерпретировать.

Под этим словом понимается попытка выяснить, что же конкретно вкладывал автор в смысл каждого слова и выражения, которые встречаются в его произведении. В самой интерпретации имеется три немаловажных аспекта.

1. Во-первых, нативное содержание самого источника. Всегда следует подходить к историческим документам критически, никогда на слово не веря тем сведениям, которые там приведены.

2. Если в составлении документа участвовал посредник (переписчик, переводчик), полезно обратить внимание на его комментарии и толкования (если они имеются). Конечно же, в этом случае крайне важно учитывать качество такого рода дополнений, которое зависит от квалификации редактора.

3. Наконец, ваше собственное понимание и толкование источника.

В последнем случае исследователь переходит непосредственно к анализу имеющихся у него данных. Крайне важно умение взглянуть на происходившие события глазами современника, для которого та эпоха была полностью родной. Исследователь должен самостоятельно дать свое определение достоверности источника, опираясь на собственные сведения и умея их применить для отстаивания своей позиции перед другими учеными.

Запомните, что любые исторические источники, примеры которых вы приводите, должны иметь не только устное, но и документальное подтверждение!

Особенно важно раскрыть подоплеку документа, выяснить, о чем прямо или косвенно сообщает автор «между строк». Следует учесть все моменты и возможные толкования терминов, которые встречаются в источнике. Чтобы было проще понять, вспомните про «опиум для народа».


Какие ассоциации такое выражение может вызвать у современного человека? Только самые негативные. Меж тем еще в начале прошлого века героин в аптеках продавали в качестве «средства от кашля», а уж опиум с древних пор считался едва ли не главным обезболивающим, которое может снять любые страдания. Чувствуете разницу? Первоисточник вложил в эти слова прямо противоположное нынешнему значение.

Синтез

Только после сбора всех сведений можно приступать к обобщению своей работы, к выводам. Все это называется синтезом. Это очень важный этап, так как даже из самой правдивой, точной и достоверной информации можно вывести совсем не те выводы, которые бы были нужны.

Вариабельность источников в зависимости от исторического периода

Не следует забывать, что источники, подвергавшиеся обработке в разные периоды истории, несут на себе отпечаток каждой эпохи. И это далеко не метафорическое выражение, так как в разные периоды истории был принят разный подход как к изучению, так и к толкованию документов.

Например, документы 17 и 18 веков могут быть отличены любым мало-мальски образованным человеком, так как в их стилистике наблюдаются кардинальные перемены.

Так, в это время резко увеличивается количество документальных свидетельств, но содержание каждого из них в значительной степени упрощается. Но куда важнее то обстоятельство, что в то время впервые появляются действительно массовые источники, информация из которых уже могла оказывать значительное влияние на те слои населения, которые принимали самое деятельное участие в развитии всей страны. Кроме того, в те годы приходит едва ли не к современному виду статистика и документы фискальной отчетности.

Все эти исторические источники, группы которых мы описали выше, являются не только достаточно достоверными, но и предельно объективными, что в историческом аспекте - до обидного редко встречаемое исключение.

Периодика и публицистика оказали на ту эпоху едва ли не большее влияние, чем все институты, занимавшиеся пропагандой тех или иных идей. Начинается широкое распространение также личных источников, мемуаров и биографий. Это чрезвычайно важно просто из-за того, что мы можем видеть процесс становления конкретных личностей тех исторических периодов, наблюдать за изменением их мировоззренческих взглядов.

Российский парадокс

Так некоторые историки называют ситуацию, когда древнейшие исторические источники 13-14 веков в нашей стране изучены куда лучше источников начала и середины 20-го века. Впрочем, ничего парадоксального в этом нет совершенно.

Всего за сто лет наша многострадальная держава пережила три революции, четыре большие войны (не считая нереального количества локальных инцидентов). Все это происходило в период правления пяти государственных образований, которые сменяли друг друга. Не забывайте и о тех колоссальных экономических преобразованиях, которыми был ознаменован этот период: ни ни строительство той же Краснояркой ГЭС в те годы попросту не имели аналогов за рубежом.

Разумеется, в годы СССР основными становятся различные постановления и отчеты Эти исторические источники (письменные и множество кино- и фотохроники) представлены во всем многообразии. Вот тут-то и скрывается сложность: чтобы получить «взгляд со стороны», многим историкам приходится получать доступ к американской и подобным заведениям, так как в них собрано огромное количество документов, которые были составлены членами как бывшего царского правительства, так и простыми эмигрантами. Важно заметить, что следует отличать воспоминания «первой волны» и тех людей, которым пришлось покинуть страну во время и после Гражданской войны и западной интервенции, ее сопровождавшей.

Дело в том, что в 1905 году из страны уехали наиболее дальновидные люди, в воспоминаниях которых можно отыскать достаточно подробные и точные предсказания распада Империи. В 1918-1924 в Старый и Новый свет эмигрировали не только успевшие спастись члены царской семьи и интеллигенция, но и бывшие сторонники большевиков, взгляды которых на мир кардинально отличаются друг от друга.

Какие документы представляют наибольшую ценность для изучения?

Неприятно признавать, но до сей поры многие ученые с определенным недоверием и скепсисом относятся к законодательным актам, материалам делопроизводства, периодике. Впрочем, не менее странным является то обстоятельство, что мемуары многими исследователями воспринимаются едва ли не как откровение свыше, истиной в последней инстанции. Такое отношение - грубейшая ошибка, из-за которой существует множество исторических ляпов и неточностей.

Все подобные исторические источники и их виды нужно пристрастно и подробно анализировать в каждом случае!

Несмотря на то что мемуары следует считать сугубо документальным, пусть даже и весьма специфическим жанром, их объективность порой остается под огромным вопросом. Тот же Скорцени в своих мемуарах клятвенно утверждает о «благих намерениях» нацистской Германии, но поверить в это как минимум сложно.

Жанр воспоминаний

Воспоминания - несколько другой случай. Эти документы зачастую могут иметь решающее значение при реконструкции того или иного исторического события, так как отражают взгляды порой совершенно случайных людей. Впрочем, не всегда все это так однозначно, потому как и в воспоминаниях люди нередко выкладывают свое мировоззрение с точки зрения оправдывающейся стороны, а то и вовсе замалчивают многие моменты.

Проще говоря, как мемуары, так и воспоминания - чисто субъективные документы, к которым следует относиться с максимальной настороженностью и критическим взглядом. Это нельзя считать недостатком, напротив, изучая эти источники, можно составить абсолютно верное представление о нравах исторического периода. Конечно, вы вряд ли сумеет провести такой анализ, изучая бюрократические материалы.

Так что такое исторические источники, если говорить о мемуарах? Насколько они ценны и достоверны?

О правильном анализе мемуаров

Как бы там ни было, мемуары зачастую являются ценнейшим источником информации, пренебрегать которым - откровенная глупость. Зачастую искренность человека, который их писал, легко проверяется путем сопоставления нравов тех лет и написанного.

Очень важен и объект описания: личность или событие, произошедшее на глазах (или в те годы) очевидца. К описанию личностей следует подходить особенно осторожно, так как подобная информация неизбежно будет крайне субъективной, а вот события (особенно те, к которым человек не имел никакого прямого отношения) зачастую описываются вполне достоверно. Итак, каким же должен быть подход к изучению мемуаров?

В первую очередь вам важно узнать о том человеке, который их написал. Конечно же, для этого лучше воспользоваться несколькими источниками, а при возможности - «живыми» воспоминаниями ныне здравствующих его современников. Последнее особенно важно, так как практически наверняка позволит достоверно установить роль автора в описываемых событиях: на самом ли деле он был безучастным статистом или же принимал в них самое непосредственное участие.

Помимо того, необходимо установить все возможные источники осведомленности автора. Очень часто именно посредством этого способа выявлялись откровенные лгуны, которые пытались присвоить себе лавры менее знаменитых и известных современников.

Чрезвычайно ценным обстоятельством является факт приложения официальных документов к воспоминаниям. К примеру, такой подход к делу весьма характерен для легендарного Врангеля. Многие факты того периода безвозвратно утрачены или извращены, так что эти материалы приобретают попросту запредельную ценность.

Практически все то же самое действительно, если говорить о воспоминаниях дочери легендарного П. А. Столыпина, которая в приложениях прикладывает все документы о землепользовании, которые были составлены ее отцом. Впрочем, если Врангель включил в свои воспоминания данные бумаги самостоятельно, то приложениям в мемуарах дочери Столыпина мы обязаны издательству «Современник», в котором сочли, что эти бумаги наверняка заинтересуют пристрастного читателя. Как можно убедиться, сотрудники издательства были совершенно правы.

Следует учесть, что цензура в том или ином виде имела место всегда: если в наше время существуют целые аппараты государственного значения, то в смутные времена, времена Средневековья и т. д. лучшим цензором был страх за свою жизнь. Поэтому обязательно учитывайте период, к которому относится тот или иной документ - очень часто автор упоминает о каких-то моментах вскользь, но постоянно (в контексте) возвращается к ним снова и снова, делая определенные намеки на свою точку зрения.

Наконец, кто и когда писал мемуары? Если человек свои воспоминания брал из дневника, который вел постоянно, или же просто составил воспоминания из такого рода документов, то информации, которая в них изложена, вполне можно доверять. Если же мемуары были написаны автором в преклонном возрасте, то зачастую к ним можно относиться как к разновидности художественной литературы. Практика показывает, что люди забывают более 90% информации, каждая крупица которой бесценна, уже по прошествии всего лишь пары-тройки лет.

Вот что такое исторические источники. Надеемся, что прочтение данной статьи оказалось для вас полезным.

Исторический источник – это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. Существуют разные классификации исторических источников. Например Л.Н. Пушкарев историк и филолог выделяет следующие семь типов источников: 1. письменные; 2. вещественные; 3. этнографические; 4. устные; 5. лингвистические; 6. фотокинодокументы; 7. фонокументы.

В 1985 г. С.О. Шмидтом была предложена другая схема классификации источников по типам и подтипам. Вещественные источники во всем их многообразии (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода). Изобразительные источники

А) художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии); Б) изобразительно-графические; В) изобразительно-натуральные (прежде всего фотографии, кинокадры). Словесные источники: А) разговорная речь; Б) памятники устного творчества (фольклор); В) письменные памятники (включая эпиграфические) во всем многообразии содержания и формы – видов и разновидностей. Извлекая информацию из источника, важно помнить два существенных момента: 1. Источник не является объективным отражателем событий, он дает лишь ту информацию, которую в нем ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов. 2. Источник не является объективным отражателем истории и потому, что он передает события через мировосприятия автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.

Интерпретацию проводят с целью установить (в той или иной мере, в какой это возможно с учетом временной, культурной, любой другой дистанции, разделяющей автора произведения и исследователя) тот смысл, который вкладывал в произведение его автор. В интерпретации присутствуют три аспекта. Содержание самого источника (условно говоря, «Самотолкование» источника). Очень важно критические оценивать источник на предмет его достоверности и не верить без оговорок всему, что там говорится. Толкование, которое дает вам через предисловие, комментарий посредник. Между нами и опубликованным источником всегда стоит толкователь: редактор, составитель комментариев. При использовании результатов их работы, важно понять уровень и качество ее исполнения. Ваше собственное понимание источника. От интерпретации исследователь переходит к анализу его содержанию. Синтез – это завершающий этап изучения произведения, рассматриваемого в качестве исторического источника. На этом этапе создается возможность обобщить результаты анализа. Источники при всем многообразии структуры, содержания, происхождения, обстоятельств возникновения имеют общие свойства формы и содержания. Теоретические принципы и методы источниковедческого анализа постоянно обогащаются и развиваются в ходе научно-практической работы с историческими источниками. С ходом исторического развития нашего Отечества претерпевали изменения и исторические источники. Например, письменные исторические источники XI-XVII вв. это летописи (местные и общерусские), исторические произведения, хронографы, законодательные источники, акты, литературные произведения; в XVIII нач. ХХ в. происходят изменения в корпусе исторических источников при переходе от средних веков к новому времени и далее. Увеличивается количественный рост, упрощается содержание отдельно взятых документов, увеличивается количество разновидностей, происходит публикация и тиражирование исторических источников, появляются массовые источники. Расширяется комплекс делопроизводственных материалов. Широко используются материалы фискального, административного и хозяйственного учета, статистика. Появляется такой вид исторических источников, как публицистика и периодическая печать. Более широко распространяются источники личного происхождения. Они наиболее последовательно воплощают процесс самосознания личности и становления межличностных отношений. К источникам личного происхождения относятся дневники, частная переписка (эпистолярные источники), мемуары-автобиографии, мемуары – «современные истории», эссеистика, исповеди.

Тема 5

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

План

    Виды исторических источников, их внешняя и внутренняя критика.

    Хронологическая классификация источников.

    Типологическая классификация источников.

    Виды исторических источников,

их внешняя и внутренняя критика

Изучение исторического процесса и реконструкция событий прошлого ведется путем исследования исторических источников. Для того, чтобы исследование было качественным и профессиональным, историк должен собрать информацию о предмете исследования из максимально возможного количества исторических источников.

Исторический источник – это любой материальный объект, являющийся результатом человеческой деятельности и содержащий в себе информацию о прошлом человеческого общества.

В настоящее время по форме материального носителя выделяются пять видов исторических источников: 1) вещественные, 2) письменные, 3) устные, 4) кино-, фото-, видео- и аудиоматериалы; 5) электронные источники.

К вещественным источникам относятся археологические источники, гербы, печати, монеты, бумажные деньги, флаги, ордена, медали и т.д. Основную массу вещественных источников изучают специальные вспомогательные исторические дисциплины, являющиеся специализированными отраслями источниковедения (геральдика, сфрагистика, нумизматика, фалеристика и другие). Вещественные источники являются главным и единственным видом источников для исследователей при изучении древнейших периодов в истории человечества, когда письменности еще не существовало.

К письменным источникам относятся все документы и тексты, существующие в письменной форме. Письменные источники имеют еще одно название – нарративные, от латинского "нарраре" – писать. С момента появления письменности нарративные источники становятся главным видом источников для исследователей, поскольку они содержат в себе наибольшее количество информации о прошлом человеческого общества.

К устным источникам относятся тексты, существующие в настоящее время в устной форме, либо возникшие и существовавшие в устной форме в течение долгого времени, а впоследствии записанные (например, некоторые былины, которые появились в Киевской Руси, а были записаны только в XIX веке). Основную часть устных источников составляют фольклорные источники – произведения устного народного творчества (народный эпос, народные песни, сказки, легенды, предания, сказания и т.д.).

К четвертому виду источников относятся источники новейшего времени – фотодокументы (с середины 19 века), кинодокументы (с конца 19 века), аудиоматериалы (с конца 19 века), видеоматериалы (с середины 20 века).

Для использования исторического источника в научном исследовании необходимо установить его достоверность. Достоверность источника определяется путем его внешней и внутренней критики.

Внешняя критика – это определение подлинности источника путем установления времени и места его возникновения, а также авторства. Установление времени, места и авторства называется атрибуцией источника (установить все это – значит атрибутировать источник).

Внутренняя критика – это определение достоверности информации в источнике путем сравнения его содержания с содержанием других источников по данному предмету исследования.

Чем древнее источник, тем сложнее провести его внутреннюю и внешнюю критику. Однако без этого ни один исторический источник не может быть использован в научном историческом исследовании. Следует отметить, что объем и сложность решаемых при этом задач могут быть настолько велики, что определение достоверности информации в источнике часто становится самостоятельной научной проблемой, то есть проблемой самостоятельного научного исследования.

2. Хронологическая классификация исторических источников

В современном источниковедении существует сложная система классификации исторических источников, однако основными видами являются хронологическая и типологическая классификации.

Хронологическая классификация – это выделение групп источников по историческим эпохам в развитии общества. Данная классификация совпадает с общей периодизацией отечественной истории. В современной исторической науке принята следующая общая периодизация российской истории.

Общая периодизация отечественной истории

I. Первобытное общество на территории современной России – с 700 тыс. лет назад (проникновение древнейших людей на территорию Восточно-Европейской равнины) до VI в. н. э. (начало перехода к феодальному обществу).

II. Период перехода от первобытного феодальному обществу у восточных славян – с VI в. (возникновение крупных племенных союзов у восточных славян – Куява, Славия, Артания) до начала XII века (1132 г., распад раннефеодального государства Киевская Русь и начало феодальной раздробленности):

1) период разложения первобытного общества и формиро­вания предпосылок складывания государства у восточных славян – с VI в. до конца IX века (882 г.);

2) период раннефеодального государства Киевская Русь – с конца IX до начала XII вв. (1132 г.)

III. Период развитого феодализма в истории российского общества – с начала XII до середины XVIII века (1764 г., указ Екатерины Второй о запрещении лицам недворянского происхождения покупать крепостных для мануфактур, появление буржуазных мануфактур, начало перехода к капитализму).

IV. Период перехода от феодального общества к буржуазному – с середины XVIII в. до начала XX в. (социалистическая революция в октябре 1917 г.).

V. Период существования советского (бюрократического) общества в СССР – с 1917 г. (Октябрьская революция) до 1985 г. (начало политики перестройки, начало распада СССР и перехода к буржуазному обществу):

    период ликвидации буржуазных отношений, а также остатков фео­дальных отношений и формирования бюрократического (социалистического) об­щества – с 1917 г. до конца 1930-х гг.;

    период существования советского общества в сложив­шейся военизированно-бюрократической форме – с конца 30-х до середины 50-х гг. XX века;

    период перехода советского общества от военизирован­ной к административно-бюрократической форме – с середины 50-х до середины 60-х гг. XX века;

    период существования советского общества в развитой административно-бюрократической форме – с середины 60-х до середины 80-х гг. XX века.

VI. Период перехода России от бюрократического общества к буржуазному – с середины 80-х гг. XX века до настоящего времени.

В соответствии с общей периодизацией отечественной истории в современном источниковедении выделяется 5 видов источников:

1) письменные исторические источники периода разложения первобытного общества и перехода к феодализму (VI – начало XII вв.);

2) письменные исторические источники периода развитого феодализма (начало XII – середина XVIII вв.);

3) письменные исторические источники периода разложения феодализма и перехода к капитализму (середина XVIII – начало ХХ вв.);

4) письменные исторические источники советского общества (1917 – 1985 гг.);

    письменные исторические источники постсоветского (современного) периода – с 1985 г. по настоящее время.

Типологическая классификация исторических источников

Внутри каждой исторической эпохи письменные исторические источники делятся на типы.

Типы исторических источников – это совокупность источников одной исторической эпохи, выделенных по их происхождению и функциям в обществе.

Среди всего комплекса вещественных источников в настоящее время выделяются 21 вид, каждый из которых является предметом изучения самостоятельной специальной вспомогательной исторической дисциплины:

    Металлические деньги – монеты (изучаются нумизматикой).

    Бумажные деньги и ценные бумаги (изучаются бонистикой).

    Ордена, медали, наградные знаки (изучаются фалеристикой).

    Знамена, флаги, вымпелы (изучаются вексиллологией).

    Форменная одежда и военные мундиры (изучаются униформоведением).

    Печати (изучаются сфрагистикой).

    Гербы (изучаются геральдикой).

    Почтовые марки (изучаются филателией).

    Эмблемы (изучаются эмблематикой).

    Вещественные источники, извлеченные из земли (археология).

    Костные остатки людей и животных (остеология).

Палеографические источники

    Древние тексты (изучаются палеографией).

    Древние рукописные книги (изучаются кодикологией).

    Берестяные грамоты (изучаются берестологией).

    Юридические документы (изучаются дипломатикой).

    Филиграни – бумажные водяные знаки в древних текстах (изучаются филиграноведением).

Эпиграфические источники

    Надписи на твердом материале (изучаются эпиграфикой).

    Надгробные надписи (изучаются эпитафикой).

    Имена собственные (изучаются ономастикой).

    Географические названия (изучаются топонимикой).

    Родословные книги (генеалогия).

Палеографические и эпиграфические источники составляют особую группу вещественных источников, поскольку они являются одновременно вещественными памятниками и носителями текстов. К вещественным, а не письменным источникам они относятся потому, что в рамках указанных дисциплин они изучаются прежде всего не с точки зрения содержания текста, а с точки зрения внешних характеристик материального носителя (качество и техника изготовления бумаги, качество и техника письма и т.д).

В современном источниковедении выделяется 9 типов письменных исторических источников :

1) летописи;

2) законодательные источники;

3) актовые материалы;

4) делопроизводственная документация;

5) статистические источники;

6) документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма);

7) литературные произведения;

8) публицистика;

9) научные труды.

Данные типы письменных источников возникли и существовали в различные периоды российской истории. По мере развития общества увеличивалось общее количество письменных источников, исчезали одни типы и возникали новые.

В данной статье мы коснемся творчества Алисы Зиновьевны Розенбаум, выехавшей по визе в 1925 году на учебу в США и получившей здесь гражданство. Дочь фармацевта, приложив немало усилий, «сделала себя сама» на американской земле, превратившись в признанного литературного классика и философа Айн Рэнд.

«Источник» - роман, написанный ею в 1943 году. Сначала он был неблагожелательно воспринят критикой, однако уже через пару лет это произведение, превратившись в бестселлер, заняло видное место в американской литературной классике. Что подтолкнуло Айн Рэнд к написанию романа? Идея ценности человеческого гения, человеческого эго для всего общества, индивидуализм, противостоящий серости, протест против расстрела в 1937 г. в далекой России Льва Беккермана, который был первой любовью Алисы?

Главный герой и героиня

Главным героем романа Айн Рэнд «Источник» является человек творческой Говард Рорк. Этот неординарный образ отражает философские взгляды писательницы, которые предельно кратко можно охарактеризовать как рациональный индивидуализм. Наш архитектор считает смешным советоваться с другими, ведь человек должен четко представлять, чего он хочет добиться в жизни. В противовес «командному», «муравьиному» коллективизму Рорк ощущает глубокую личную потребность творить и изменять мир. Он харизматичен, принципиален и последователен в отстаивании своих взглядов на потребность обладать необходимой степенью свободы.

Непростой центральный женский образ представляет книга «Источник». Айн Рэнд изображает деловую молодую женщину Доминик Франкон, которая также не изменяет своему «я». Перед обретением семейного счастья в браке с Говардом Рорком она дважды побывала замужем - за Питером Китингом и Гейлом Винандом.

Ближний круг общения

Человеком, неспособным выбрать путь главного героя, является его друг и сокурсник Питер Китинг. Он, к сожалению, желает следовать только внешней стороне успеха, не имея для этого внутреннего стержня. На его примере показывает историю большинства профессионалов со сломанными судьбами Айн Рэнд. «Источник» раскрывает причину его жизненного поражения - отказ от своего «я» в угоду интересам «нужных людей». Писательница рельефно осветила причину его кризиса - жизненную дезориентацию, подмену реального желания стать великим желанием того, чтобы его таковым считали другие люди.

Гейл Винанд, владелец газеты «Знамя», - человек более цельный. Однако, обладая качествами организатора и лидера, он постепенно ослабляет, нивелирует свой потенциал, следуя мнению представителей влиятельных слоев общества. В прошлом, при построении карьеры, он был индивидуалистом. Вспоминая начало своей карьеры, крутой редактор шутил, что очевидный минус (тогда ему никто не помогал) породил и плюс (зато никто не мешал). Впрочем, в конце романа, потеряв свое эго в угоду окружения, Винанд также терпит фиаско.

Айн Рэнд изображает в романе и открытого идейного оппонента Говарда, критика и журналиста Эллсворта Тухи - коллективиста по своим убеждениям, действующего нечистоплотными методами. Это низкий и подлый человек.

Неоконченный институт, неперспективное место работы

Говард Рорк с юности бескомпромиссно идет своим жизненным путем. Воспринимая архитектуру как дело всей своей жизни, он отказывается от классических методов проектирования зданий, вступая в конфликт с преподавателями Стентонского технологического института. Он предпочитает быть исключенным, но оставаться верным своим идеалам. Молодой идеалист находит в Нью-Йорке малоизвестного, но самодостаточного и креативного архитектора Генри Камерона, творчество которого считает достойным и перспективным. Впрочем, это бюро вскоре становится банкротом. Говард меняет несколько мест работы в разных компаниях. Не уступая попыткам коллег повлиять на свое видение архитектуры, он предпочитает бросить ее и устроиться работать каменотесом.

Личность Питера Китинга

Книга «Источник» показывает и другое, прагматичное начало жизненного пути. Питер Китинг, в отличие от него, идет проторенным путем. Он оканчивает институт и идет работать в топовое архитектурное агентство. Молодой карьерист не чувствует душевного дискомфорта, угождая клиентам. В то же время его отношение к искусству архитектуры формально. Свои душевные силы он тратит на достижение внешнего лоска в работе. Сталкиваясь же с проблемой, Питер знает, что подсказка Говарда Рорка ему наверняка поможет.

Начало знакомства Говарда и Доминик

Тема любви - изюминка многих романов, не исключение и книга «Источник» Айн Рэнд. Отзывы свидетельствуют, что человеческие отношения в ней изображены мастерски. Доминик, дочь Гая Франкона, владельца карьера, где работает Говард Рорк, симпатизирует ему. Однако общение этих двух молодых людей с сильным эго заходит в тупик, закончившись грубым сексом. Девушка даже не узнала имени сумасбродного каменотеса.

Ловушка для индивидуалиста

Рорк же возвращается в Нью Йорк для работы по специальности. Наконец его творчество замечают. Однако Эллсворд Тухи, ведомый неприятием личности главного героя, решает уничтожить его газетной клеветой. Его расчет верен. Сначала журналист провоцирует Рорка на нестандартное архитектурное творчество. Для этого он уговаривает заказчика Хоптона Стоддарда поручить Говарду строительство храма человеческого духа. Тот создает действительно оригинальный проект, причем в нем предусмотрена фигура обнаженной женщины как архитектурный элемент. (Они опять встретились в Нью-Йорке с Доминик, и та ему позировала для создания скульптуры.)

Эллсворд убеждает Хоптона в некомпетентности исполнителя, и тот инициирует суд. «Традиционные» архитекторы, недолюбливающие «белую ворону» Рорка, свидетельствуют против него. Заступническое выступление на суде Доминик не помогло. Говарда осудили. Кстати, против обвиняемого свидетельствовал и его бывший однокурсник Питер Китинг. Эллсворд торжествует.

Личная жизнь Доминик

После суда Доминик Франкон, пытаясь разобраться в своих чувствах к Рорку, решает прекратить отношения. Она выходит замуж за Питера Китинга. Она изо всех сил помогает ему делать карьеру в архитектурной компании. И это заходит настолько далеко, что женщина по уговору с мужем отдается редактору известной газеты Гейлу Винанду. Тот влюбляется в молодую женщину и, в свою очередь, делает ей предложение. Доминик, разочарованная в Питере, соглашается. Бывший муж в качестве компенсации моральных издержек получает дорогой заказ.

Однако, несмотря на состоявшийся суд, к Рорку обращаются клиенты. Судьба часто иронична. Волей случая происходит одна из ее мистификаций. Для строительства своего нового семейного гнездышка преуспевающий редактор Винанд по своей воле выбирает архитектора, чьи здания ему неизменно нравятся, а именно Говарда Рорка. Они становятся друзьями. Бизнесмен не знает, что его супруга и архитектор ранее имели отношения.

Питер использует Рорка

В это время карьеристу Китингу удается получить задание на разработку государственного перспективного и сложного проекта - застройки района Кортланд. Дома эконом-класса должны впоследствии стать стандартом для подобного строительства в различных регионах. Питер обращается за помощью к Рорку. Тот, будучи заинтересованным в подобной работе как профессионал, соглашается анонимно и бесплатно сделать ее. Уговор прост: Китинг должен построить здание, строго соответствующее разработанному проекту.

Однако Говард, возвратившись из отпуска, обнаружил, что договоренность нарушена. Его эго оскорблено. Он в гневе уничтожает построенное здание, взорвав его. При этом Доминик отвлекает сторожа. Газета Винанда сначала выступает в поддержку Рорка, а затем, под давлением профсоюза - против.

Хэппи-энд

Развязка романа подтверждает мысль о том, что талантливый человек талантлив не только в своей профессиональной сфере. Блестящая речь обвиняемого в защиту самого себя убеждает судей в его невиновности. Рорк убедительно рассказывает о роли эго и индивидуализма в настоящем творчестве. Доминик и Говард женятся. Подтверждается цитата Айн Рэнд о том, что только человек, который любит себя, может в полной мере понять и полюбить другого.

Газета Винанда закрывается из-за проблем. Богач просит Рорка спроектировать для себя небоскреб как памятник духовной силе, которая могла бы быть у него самого, при этом бывший редактор признает, что Говард обладает ею.

Роман заканчивается сценой встречи супругов Рорков и Гейла Винанда на крыше уже построенного здания.

Главная идея романа

Единственный критерий ценности окружающих людей, который Говард Рорк признает, - это их личная независимость. Эту краеугольную идею преподносит своим читателям Айн Рэнд. «Источник» - это книга о человеческом достоинстве, о его первичном значении для любого человека. И единственный критерий, лакмусовая бумага, определяющая, обладает ли им человек в действительности, - это степень его независимости.

Вывод

Счастливую судьбу имеет роман «Источник» Айн Рэнд. Отзывы о нем многочисленны, имеется внушительная фильмография, тираж книги превышает 7 миллионов экземпляров. Случайно ли это? В значительной мере для читателей притягателен заложенный в романе Философия объективизма красной нитью проходит сквозь цитаты Айн Рэнд. «Источник» - тот роман, который стоит прочитать каждому. Это поможет осознать очевидную истину, что индивидуализм действительно является одним из двигателей прогресса. Ведь эго движет учеными, людьми творческих профессий, спортсменами, искусными мастерами.

Исторические источники как таковые имеют весьма и весьма неоднородную природу. Поэтому в источниковедении давно фигурируют самые разнообразные системы классификации исторических источников. Безусловно, все они связаны с определениями исторического источника и во многом зависят от последних. В целом можно выделить несколько типов классификации Никулин П.Ф. Учебное пособие «Теория и методика источниковедения в отечественной истории X - начала ХХ вв.» М., 2004. с. 48:

1. Классификация по цели создания. Предложена немецким ученым И. Дройзеном. В соответствии с ней источники делились на: ненамеренные (остатки, отражающие факты непосредственно), намеренные (свидетельства) и смешанные (памятники).

2. Классификация по степени близости источника к историческому факту, введена Э. Бернгеймом в 1889 году. Исторические источники разделяются на остатки и традицию. Это разделение источников, а соответственно и источниковедческого анализа (для традиции необходимы и внешняя, и внутренняя критики, для остатков -- достаточно внешней), было весьма широко распространено в источниковедении.

3. Классификация источников по носителю известна по трудам Э. Фримена, который разделил источники на: вещественные (памятники), письменные (документы) и словесные (повествования). В несколько видоизмененном виде эта система вошла в практику источниковедения в советский период, здесь источники были классифицированы в соответствии со способом кодирования и хранения информации на семь типов.

4. Смешанная классификация по цели создания и носителю (А. Ксенополь): вещественные (памятники), ненамеренные и осознанные (документы).

5. Классификация К. Эрслева по способу отражения источником исторического факта: остатки (людей и природные), изделия, произведенные людьми, факты современной жизни, дающие представление о событиях прошлого.

6. Классификация А. С. Лаппо-Данилевского: источники, изображающие историческое явление, и источники, отображающие явление». Благодаря первым возможно непосредственное восприятие события, данные вторых требуют «расшифровки».

7. В советском источниковедении утвердилась классификация источников по т. н. «социально-экономическим формациям» в соответствии с марксистско-ленинской схемой исторического развития.

8. Источники могут быть разделены также по видам: летописи, акты, мемуары, периодическая печать и т. д.

Последняя система классификации, безусловно, имеет смысл, однако, она не является глобальной, а затрагивает лишь конкретику источниковедения, и по сути своей остается частной классификацией. То же можно сказать и о выделении более общих видов: источники личного происхождения, массовые источники и т. д. Если же брать другую систему координат источниковедческого обобщения, то здесь весьма полезным может оказаться опыт источниковедения конца XIX -- начала XX вв. С другой стороны, встает вопрос, можно ли вообще предложить какую-то глобальную классификацию исторических источников, или же их комплекс представляет собой хаотичное нагромождение различных вещей и явлений. В этой связи наиболее актуальным становится определение исторического источника. Если исходить из того, что источник есть все, что может «источать информацию», и в этом случае под это понятие попадают и природные явления, то тогда существование обобщающей классификации действительно окажется абсолютно бессмысленным. Если же мы обратимся к определению более суженному, но более точному, то тогда существование единой классификации источников будет оправданным.

Например, по определению А. С. Лаппо-Данилевского: «источник -- всякий реализованный продукт человеческой психики, пригодный для изучения фактов с историческим значением» Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. М., 1996. с. 29 или по исходящему из него определению О.М. Медушевской: «источник -- продукт целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о социальных явлениях и процессах» Медушевская О.М. Источниковедение. М., 2007. с. 24.

В современном источниковедении принято классифицировать исторические источники на три большие группы Бородкин Л.И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. М., 2006. с. 19:

Первый, самый многочисленный тип представляют письменные исторические источники, которые, в свою очередь, подразделяются на следующие основные виды:

1) законодательные источники, включающие памятники древнерусского права, светского права и прочие законодательные памятники;

2) актовый материал;

3) делопроизводственные текущие документы;

4) статистические документы, а также документы экономического и географического порядка;

5) документы личного происхождения (мемуары, дневники, переписка);

6) периодическая печать;

7) публицистика и литературные памятники.

Ко второму типу следует относить материальные (вещественные) памятники. К материальным реликтам, к примеру, относятся архитектурные ансамбли, остатки жилищных комплексов, другие предметы ремесленного производства, произведения искусства, машинная и боевая техника и проч. Весьма многие материальные по-прежнему сокрыты под земным покровом. Их извлечением занимается археология - наука, изучающая, главным образом путем раскопок, материальные памятники древней и средневековой истории. Роль археологических изысканий первостепенна в тех случаях, когда производится историческая реконструкция древних эпох и народов, не имевших письменности. Поэтому специфика работы археолога заключена в том, что он часто прибегает к применению достижений вспомогательных исторических дисциплин, естествознания и даже точных наук.

Третий тип исторических источников представляют этнографические памятники, содержащие те или иные сведения о различных народах, их названиях, ареалах расселения, специфике их культурной жизни, а также об особенностях их религиозных верований, обрядов и обычаев.

Совершенно очевидна полная несостоятельность попыток разделения источников по социально-экономическим формациям. Эта классификация абсолютно не соотносится с понятием исторического источника. Заслуженный скепсис вызывает и деление источников на «остатки» и «традицию», поскольку всякая традиция есть в то же время и остаток своего времени, своей эпохи. Классификация источников по носителю, т.е. по способу кодирования и хранения информации, в целом неплохо отражает онтологическую сторону определения, но все-таки гносеологическая его сторона остается во многом в тени.

Среди разнообразия этнографических источников особую ценность имеют древнейшие письменные документы - папирусы, клинописи, летописи, хроники: в этих источниках содержится комплексный и разнохарактерный этнографический материал. Также ценную группу этнографических памятников составляют изобразительные памятники - рисунки, орнаменты, скульптура и проч. Например, народные орнаменты отражают сюжеты и эпизоды древней мифологии, а также специфику религиозных верований и символов языческих культов. Изучением материальной и духовной культуры занимается отдельная наука - этнография, специфическая область исторического знания. При изучении той или иной стороны жизни народа этнография широко привлекает данные других наук, чьи предметы изучения соприкасаются с ее предметом: фольклор, традиционная история, археология, география, психология, религиоведение. Особенно тесное предметное взаимодействие существует между этнографией и археологией. Это и понятно, ведь у этих наук сходные источники, находящиеся в коллективном пользовании. В известном советском учебнике «Этнография» под редакцией Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова сказано: «Органична связь этнографии с археологией. При изучении многих тем (история хозяйства, жилища и др.) очень сложно провести границу между источниками этих наук, т.к. этнографические материалы позволяют лучше понять археологические и, наоборот, без археологических данных невозможно изучать этническую историю» Бромлеь Ю.В., Марков Г.Е.. Этнография. М., 1984. с. 59.

Четвертый тип источников представлен фольклором - устным народным творчеством различных цивилизаций и эпох. К фольклорным источникам относятся: легенда - народное предание о жизни какого-либо лица или о каком-либо событии; эпос - героические сказания, былина; предание - переходящий из поколения в поколение рассказ о былом; сказка - народно-поэтическое повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил, и прочие источники. Фольклорные источники, как и данные археологии, приобретают ценность при реконструкции древнейших исторических эпох.

В советское время немало действительно заслуженных мэтров историографии придавали должное внимание фольклорным источникам. Известно, что такой признанный авторитет по истории Древней Руси, как академик Б.А. Рыбаков, упорно придерживался мысли о том, что древнерусские былины - суть разновидность устных источников, в которых нашли свое отражение события далекой древнерусской старины. В 70-80-е годы ХХ века в связи с пробуждением интереса к фольклору в отечественной исторической науке стала употребляться новая терминология - «устная история» как специфическая разновидность исторического фольклорного источника. Е.М. Жуков дает следующее определение термину «устная история»: «Под этим понимается использование устных свидетельств участников тех или иных событий, которые не зафиксированы в документальных материалах. Однако данные устной истории, как правило, трансформируются в разновидность документальных источников, поскольку для фиксации устных свидетельств или интервью непосредственных участников изучаемых событий широко применяется стенографирование или звукозаписывающая техника» Жуков Е.М. Очерки методологии истории. - М.: Наука, 1987. с. 146. При этом Е.М. Жуков резонно отмечает, что «устная история» имеет особое значение для народов, не имеющих своей письменности, «бесписьменных народов» Там же. С. 147.

То, что древние предания и легенды отражают в себе реальные исторические события, уходящие корнями в доисторические эоны, является очевидным фактом для некоторых духовных вождей ХХ века. Примером может служит творчество и историография Николая Рериха, провозвестника Новой космической эры, Нового Золотого века. В работе «Семь великих тайн космоса» создатель «Агни-йоги» пишет: «Да, легенды не отвлеченность, но сама реальность… Неверно думать, что легенда принадлежит призрачной древности. Непредубежденный ум отличит легенду, творимую во все дни Вселенной. Каждое народное достижение, каждый вождь, каждое открытие, каждое бедствие, каждый подвиг облекаются в крылатую легенду. Поэтому не будем презирать легенды истины, но посмотрим зорко и позаботимся о словах действительности» Самородов Д.П. Введение в историю и в основы научно-исторической методологии. М., 2005. с. 94.

О необходимости более внимательного, вдумчивого и доверительного создания отношения к легендам и другим разновидностям фольклорных источников ратуют современные представители теоретической истории. Недоброжелатель официальной историографии А.А. Вотяков (с гордостью признающий себя дилетантом) в своей «Теоретической истории» утверждает: «Свой фундамент Теоретическая История должна строить в основном на легендах…» Вотяков А.А. Теоретическая история. - М.: «София», 1999. с. 65

Многим ортодоксально ориентированным историкам по-прежнему трудно рассмотреть в историческом фольклоре оттиск невымышленной исторической реальности. Причиной такого положения дел является, во-первых приверженность догмам научного материализма, во-вторых - упорная верность официальной (скалигеровской) модели исторической хронологии. современные историки, отдающие свое предпочтение «удлиненной» модели хронологии и признающие факт существования доисторических цивилизаций, а также роль «космического» фактора во всемирной истории, напротив, осознают огромную источниковую ценность фольклора и учатся за тенетой аллегории и мифологической завуалированности увидеть то, что действительно когда-то происходило.

Еще один, пятый тип исторических источников представлен данными лингвистики - наукой о языкознании. Особую роль для историка в воссоздании картины древней истории имеет также топонимика, раздел языкознания, изучающий собственные географические названия в их совокупности.

С начала ХХ века в связи с быстрым развитием индустриальных технологий возникла еще один специфический тип исторических источников - фото и кинохроника, запечатлевшие новейшую историю в динамичной ретроспективе. К этому же типу источников примыкают и такие своеобразные источники, как фондодокументы.

Вывод по §2. Исторические источники как таковые имеют весьма и весьма неоднородную природу. В источниковедении давно фигурируют самые разнообразные системы классификации исторических источников: по цели создания, по степени близости источника к историческому факту, по носителю, по цели создания и носителю, по способу отражения источником исторического факта, по социально-экономическим формациям, по видам.

В современном источниковедении принято классифицировать исторические источники на три большие группы: письменные исторические источники, материальные (вещественные) памятники и этнографические памятники, содержащие те или иные сведения о различных народах, их названиях, ареалах расселения, специфике их культурной жизни, а также об особенностях их религиозных верований, обрядов и обычаев.

Вывод по главе 1. К историческим источникам в современном источниковедении принято относить весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты, и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события. При этом любой исторический источник является продуктом социальной деятельности людей.

Необходимо отметить, что изучение любого исторического источника представляет собой сложную научную задачу, предполагающую не пассивное следование за ним, но активное и пристрастное «вторжение», «вживание» в его структуру, смысл, специфику формы, содержание, язык, стиль. Каждый источник нуждается в глубоком индивидуальном изучении, учитывающем при этом необходимость комплексного исследования всех сохранившихся свидетельств о прошлом человеческого обществе.

В связи с тем, что исторические источники имеют весьма неоднородную природу, различные авторы предлагают самые разнообразные системы их классификации: по цели создания, по степени близости источника к историческому факту, по цели создания и носителю, по способу отражения источником исторического факта и по другим критериям.

В современном источниковедении принято классифицировать исторические источники на три большие группы: письменные источники, материальные памятники и этнографические памятники.

Деревья