Урок по литературному чтению на тему И.А. Куприн "Слон" (3класс)

Цели: ознакомить с рассказом Куприна “Слон”, дать представление о жизни и творчестве писателя, учить понимать поступки героев и их эмоциональное состояние.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя; понимать содержание художественного и научно-популярного текста, задавать вопросы к прочитанному тексту; согласованно работать в паре; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; высказывать своё мнение о прочитанном произведении; подводить итог своей деятельности на уроке.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: учебник “Литературное чтение”, карточки с текстом о слоне, проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

Пусть проходят дни, столетья,
Тысячелетья пронесутся –
Доброта и милосердье
Ценностями остаются.

Сегодня на уроке на примере нового рассказа мы поведём разговор о том, как добро, понимание, отзывчивость могут сотворить чудо, спасти жизнь.

2. Разминка речевого аппарата. (Презентация. Слайд 3 )

Прочитайте загадку, отгадайте её.

Набирает воду носом,
Будто шлангом и насосом.
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит…(слон).

– Прочитайте по слогам орфографически.
– Прочитайте с ускорением.
– Прочитайте весело.
– Прочитайте грустно.

У вас на столах лежат карточки с текстом о слонах. Вы будете работать в паре. Ваша задача внимательно прочитать текст, постараться запомнить как можно больше информации. После почтения вы должны придумать 2–3 вопроса.

1-й ряд – к первому абзацу текста.

2-й ряд – ко второму абзацу текста.

3-й ряд – к третьему абзацу текста.

Договоритесь, кто какой вопрос будет задавать и кого вы бы хотели спросить. Пара, закончившая работу подает знак о готовности (дети берутся за руки и поднимают руки вверх).

Проверяем задание: задайте свой вопрос, назовите от кого вы хотите услышать ответ, оцените правильность ответа.

Мы много интересного узнали о слонах. а сейчас давайте полюбуемся этими могучими животными. (Слайд 3, 4, 5)

– Ребята, кто уже догадался, о ком мы будем читать?

(Слайд 6)

– Как называется рассказ? Интересно ли вам узнать его содержание?
– Кто написал? Знаете ли вы о жизни и творчестве этого писателя?
– Давайте поставим цели нашего урока.

(Слайд 7)

Познакомиться с жизнью и творчеством Куприна.

Познакомиться с содержанием рассказа “Слон”.

Работать над грамотностью, скоростью чтения.

4. Знакомство с жизнью и творчеством писателя.

(Слайд 8).

Рассказ учителя.

Александр Иванович Куприн родился 7сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику шёл второй год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Позднее Куприн писал о своём детстве “Бывало, в раннем детстве вернёшься после долгих летних каникул в пансион. Всё серо, казарменно, пахнет свежей краской и мастикой, товарищи грубы, начальство недоброжелательно. Пока день ещё крепишься кое-как, но когда настанет вечер, и возня в полутёмной спальне уляжется, о, какая нестерпимая скорбь, какое отчаяние овладевает маленькой думой! Грызёшь подушку, подавляя рыдания, шепчешь милые имена и плачешь, плачешь, плачешь…” Часто люди, испытывающие трудности в детстве, учатся стойко их преодолевать. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России. Современники писали о Куприне как о мускулистом силаче с зоркими глазами, человеке энергичном, волевом, азартном и даже рисковом. Он жил в постоянном движении, поиске: в 43 года научился плавать у мирового рекордсмена, с другим известным спортсменом поднялся на воздушном шаре, одним из первых в мире спустился на морское дно в водолазном костюме. Он любил цирк, животных, особенно лошадей. Все его друзья и знакомые были удивительными людьми: известный борец, дрессировщик, клоун, певец, писатель. Много разных рассказов написано Куприным для взрослых, но есть у него и рассказы для детей. С одним из них мы сегодня познакомимся.

5. Работа по теме урока.

  • Прогнозирование содержания рассказа.

(Слайд 8)

– Перед чтением рассказа я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации к рассказу “Слон” и попробовать понять, о чем этот рассказ. (Выслушиваются предположения детей.)

  • Зарядка для глаз.
(Слайд 10)
  • Чтение рассказа “Слон” учителем и учащимися.
  • – Во время чтения мне потребуется ваша помощь. О чем должен помнить читающий ученик, чтобы его было интересно слушать?

    • Беседа по первичному восприятию.

    – Понравился ли вам рассказ?
    – Что вы испытывали при чтении текста?
    – Выберите из предложенных слов те, которые передают ваше настроение в начале и в конце произведения. (Слайд 11)

    6. Подведение итогов.

    – Что вы узнали о жизни и творчестве А.И.Куприна?
    – Что помогло больной девочке выздороветь?
    – Чтение кого из детей показалось вам наиболее интересным? Почему?

    7. Рефлексия. (Слайд 12)

    Литература:

    1. “Литературное чтение” Учебник для 3 класса начальной школы. Часть 2. Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. Издательство “Просвещение”, 2012, 2013.
    2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. Москва, “Вако”, 2013.

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Речевая разминка 1.Прочитайте по слогам. 2.Прочитайте с ускорением. 3.Прочитайте, начиная быстро, а затем замедляя темп. 4.Прочитайте скороговоркой. Работа над скороговоркой. Павка на лавке Плетет лапти Клавке. Не годятся лапти Клавке на ножки, А годятся лапти На лапке кошке.

    Cлайд 3

    Детство – время золотое, ест и пьёт, и спит в покое. Деньги потерял – ничего не потерял; время потерял – много потерял; здоровье потерял – всё потерял. Здоровье приходит днями, а уходит часами.

    Cлайд 4

    Прочитайте еще раз пословицы и поговорки. Подумайте, можно ли их отнести к нашему рассказу «Слон». Детство - время золотое, ест и пьет, и спит в покое. 2)Деньги потерял - ничего не потерял; время потерял – много потерял; здоровье потерял - все потерял. 3)Здоровье приходит днями, а уходит часами. Они подходят к рассказу «Слон». 1.В первой говорится, что за ребенком в детстве ухаживают, о нем заботятся. 2.В рассказе показаны заботливые родители, готовые сделать для своей дочери даже невозможное. 3.Еще о здоровье: здоровье уходит часами, т. е. очень быстро. Здесь девочка «угасала» с каждым днем. Ей становилось все хуже и хуже.

    Cлайд 5

    А.И. Куприн в книге поделил этот рассказ на шесть частей. Посмотрим, совпадут ли они с нашими частями. Мы сразу будем составлять план. Откройте страницу 41 учебника. Прочитайте, что такое план. План в сжатой форме передает основное содержание произведения. План поможет тебе запомнить и пересказать содержание, не нарушая последовательности событий. Каким бывает план?

    Cлайд 6

    Деление текста на части. кратким развёрнутым подробным Прочитайте, что нужно для составления плана?

    Cлайд 7

    Деление текста на части Первая часть: до слов «Милая Надя, милая моя девочка...». Вторая часть: до слов «Но однажды утром девочка просыпается...». Третья часть: до слов «Через два часа он сидит в зверинце...». Четвертая часть: до слов «Ночью слона ведут в гости к больной девочке...». Пятая часть: до слов «На другой день девочка просыпается чуть свет...». Шестая часть: до конца.

    государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж»

    (ГБПОУ РО «ВПК»)

    Конспект пробного урока

    По литературному чтению

    Проведенного в 3 «в» классе

    Ивановой Татьяны Александровны

    Место проведения: МБОУ СШ №22

    Дата проведения: 01.02.2017г.

    Руководитель-консультант:

    Мищенко Татьяна Николаевна

    Руководитель-наставник:

    Бурунина Марина Александровна

    Заведующая педагогической практикой:

    Мастеренкова Инна Ивановна

    Оценка:

    Волгодонск

    2017г.

    Предмет : Литературное чтение

    Класс:

    Тема : «Слон» И.А.Куприн

    Тип урока : Продолжение изучения рассказа

    Цели:

      Проверка домашнего задания;

      Расширение словарного запаса;

      формировать речевые и мыслительные навыки;

      развивать умение анализировать поступки героев произведения;

    Формировать УУД:

    Личностные УУД:

    Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки;

    Умение анализировать произведение;

    Формирование открыто выражать свою позицию

    Регулятивные УУД:

    Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

    Коммуникативные УУД:

    Слушать и понимать речь других;

    Оформлять свои мысли в устной форме;

    Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

    Познавательные УУД:

    Ориентироваться в своей системе знаний;

    Осуществлять анализ объектов;

    Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую;

    Составлять ответы на вопросы.

    Планируемые результаты:

    Личностные:

    Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям;

    Формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.

    Предметные:

    Анализировать и отвечать на поставленные вопросы.

    Метапредметные:

    Регулятивные:

    Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

    Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

    Познавательные:

    Уметь ориентироваться в своей системе знаний;

    Осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.

    Коммуникативные:

    Уметь слушать и понимать речь других;

    Оформлять свои мысли в устной форме.

    Задачи :

      воспитательные: воспитание трудолюбия, стремления к получению знаний;

      развивающие: уметь определять идею произведения; развитие оценочных суждений; формировать положительное отношение к труду.

      образовательные: дать представление об авторе и познакомить с произведением.

    Основные понятия:

    Межпредметные связи: Русский язык

    Ресурсы:

      основные: литература 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Клейманова, В.Г. Горецкий Школа России. «Просвещение» 2013г., презентация к уроку.

    Организация пространства : фронтальная работа, самостоятельная работа.

    Регулятивные УУД:

    Формирование способности к организации своей деятельности.

    2. Актуализация раннее изученного

    - Ребята, а вы знаете, кто такой Александр Иванович Куприн?

    На прошлом уроке вы с ним немного познакомились, посмотрите на доску это висит его портрет. А вы хотите узнать что Куприн написал для детей?

    - Александр Иванович Куприн - русский писатель-реалист. Родился в Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, который умер, когда Александру не исполнилось и двух лет. Мать отдала его в сиротское училище, потом он окончил военную гимназию.

    Еще в гимназии Куприн напечатал свой первый рассказ. Александр Иванович готовился к военной карьере, но не поступил вышел в отставку. Поселился Куприн в Киеве.

    За свою жизнь писатель перепробовал массу различных профессий - от грузчика до дантиста, журналиста. Бедствуя и скучая по родине, в мае Куприн решил вернуться в Россию. К этому времени он уже был серьезно болен. Умер Куприн 25 августа 1938 г.

    Ребята, также Александр Иванович написал много детских книг, посмотрите на экран, здесь представлена книжная выставка, самые знаменитые детские книги « Скворцы», « Ю-ю», « Изумруд», «Белый пудель», вы можете взять их для самостоятельного чтения.

    Скажите ребята, а с каким произведением Куприна вы начали знакомиться на прошлом уроке?

    Правильно. Скажите, почему папа хотел пригласить слона?

    Молодцы. А кого пригласили лечить девочку? (назвать имя)

    Давайте найдем в тексте описание доктора

    А давайте прочитаем, о чем мама разговаривает с доктором? Найдите в тексте диалог мамы и доктора. Будем читать по ролям.

    Так о чем они разговаривали?

    Правильно. Дети, а кто еще кроме мамы переживает за девочку?

    Найдите в тексте описание папы

    Скажите, а почему плечи папы трясутся?

    Молодцы. Но что же случилось однажды? Давайте узнаем и прочитаем разговор мамы с дочкой. Чтение по ролям

    О чем же был разговор?

    Скажите, а какого слона приводит папа? Найдите описание в тексте.

    А девочка рада такой игрушке?

    Что тогда решает папа?

    - да, нам показывали его на прошлом уроке

    Да

    Внимательно слушают

    Рассматривают книжную выставку

    - «Слон»

    Потому что девочка болела

    Доктора – Михаил Петрович

    Ищут и читают описание доктора

    Читают диалог по ролям

    О том, что девочку нужно развеселить или дать любимую игрушку.

    Папа

    Читают описание папы

    Потому что он плачет

    Читают по ролям

    О том, что девочке приснился сон, но она не могла вспомнить, но потом сказала что хочет слона

    Игрушечного, ищут описание в тексте

    Нет

    Пойти в зверинец

    Познавательные УУД:

    Ориентировка в своей системе знаний.

    Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь учителя; оформление своих мыслей в устной форме.

    Личностные УУД: открыто выражать свою позицию.

    Познавательные УУД: ориентировка в своей системе знаний; нахождение ответов в тексте; составление ответов на поставленные вопросы.

    3. Словарная работа

    - Молодцы ребята, вы все правильно сказали. В рассказе «Слон» есть незнакомые для вас слова и мы их сейчас разберем. Кто-то из вас знает, что такое «вершки?» Вершки – это верхняя часть растения, что находится на земле.

    Значение слова «Пуд» кто знает? Пуд – это русская мера веса.

    Что такое «Попона» - это покрывало для лошади, а также для других домашних животных.

    Может кто знает, кто такой «Городовой?» - это смотрящий, т.е. полицейский

    Как понимаете выражение «Чудотворная икона?» - в и церквях , почитаемое как источник различного характера (чаще всего исцелений, помощи на войне, при пожаре).

    Запомните эти слова.

    Да/нет

    Кто знает отвечает

    Слушают

    Слушают/отвечают

    Слушают

    Познавательные УУД: ориентировка в своей системе знаний, знание определений предоставленным учителем.

    Коммуникативные УУД : слушание и понимание учителя; оформление своих мыслей в устной форме.

    4. Физкультминутка

    - Вы немного устали, давайте с вами разомнемся. Встаем из-за парт. Повторяем за мной

    В зоопарке ходит слон,

    Уши, хобот, серый он. (Наклоны головы в стороны.)

    Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.)

    Будто в гости приглашает. (Голову прямо.)

    Раз, два, три - вперёд наклон,

    Раз, два, три - теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)

    Головой качает слон -

    Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)

    Хоть зарядка коротка,

    Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)

    - Выполняют физкульминутку

    Коммуникативные УУД: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий, сравнивать полученные результаты,выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках.

    5. Продолжение изучения рассказа

    Присаживайтесь. Скажите ребята, а как вы думаете, что будет дальше в рассказе?

    Так давайте узнаем, привел ли папа девочке слона. Начинаем читать.

    Молодцы ребята, мы с вами много прочитали, скажите вам понравилось продолжение?

    Скажите ребята, в какое время суток вели слона? И Кто его вел?

    Скажите ребята, а как заманили слона в подъезд?

    Молодцы, а как же слон поместился в подъезде?

    Ребята, посмотрите на экран, здесь представлены иллюстрации, скажите, какие действия происходят на этих изображениях?

    Отвечают

    Да

    Ночью, городовой

    Ему купили фисташковый торт

    Расширили проходы

    Как девочка сидела со слоном за столом и как слона манили в дом

    Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и обдумывание последующих действий в тексте.

    Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь товарищей и учителя; договор с учителем о правилах поведения при чтении.

    6. Итог, д / З

    Молодцы ребята, вы очень хорошо сегодня поработали. Д/З прочитать стр. 30-35. Спасибо за урок, до свидания.

    Записывают д/з

    Личностные УУД: самооценка

    Конспект урока по литературному чтению согласно требованиям ФГОС

    3 класс

    Тема: А.И. Куприн «Слон». (Урок 1)

    Цели:

    Образовательные:

      познакомить учащихся с биографией и творчеством А.И. Куприна и его произведением «Слон»;

      способствовать формированию умения прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации;

      обогащать словарный запас учащихся.

    Развивающие:

      развивать речь учащихся, артикуляционный аппарат, дикцию;

      совершенствовать навыки грамотного, выразительного чтения, умения анализировать прочитанное и делать выводы;

      совершенствовать умение определять жанр произведения.

    Воспитательные: воспитывать интерес к детской литературе.

    Задачи:

      создать ситуацию сопричастности, сочувствия, сострадания;

      настроить на эмоционально-чувственное восприятие художественного текста через музыкальное произведение;

      формировать навыки исследовательской работы: умение строить предположения и вести доказательство.

    Познавательные:

      анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;

      выявлять основную мысль произведения;

      формулировать основную мысль на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

    Регулятивные:

      формулировать тему урока и его задачи;

      составлять план работы по решению учебных задач, поставленных на уроке.

    Коммуникативные:

      осознавать цель своего высказывания;

      строить диалог с учителем;

      задавать вопросы;

      слушать ответы одноклассников.

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Оборудование: учебник литературного чтения «Родная речь» Ч.2 под редакцией Л.Ф. Климановой, мультимедиа проектор, экран, компьютер.

    Ход урока.

      Организационный момент (Слайд 1)

    Прозвенел уже звонок.

    Начинаем наш урок.

    Будьте все внимательны.

    А ещё старательны.

    Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.

      Разминка речевого аппарата (Слайд 2)

    Начнём наш урок с разминки. Прочитайте про себя «чистоговорку», записанную на доске.

    Са-са-са - в лесу бегает лиса.
    Со-со-со – у Вовы колесо.
    Ос-ос-ос – на поляне много ос.
    Су-су-су – было холодно в лесу.
    Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь.

    Задания: прочитать в обычном темпе, прочитать с ускорением, прочитать громко, прочитать тихо, прочитать весело.

      Постановка проблемного вопроса. Определение темы урока (Слайд 3)

    Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями, помещёнными в раздел «Были-небылицы». Определить его название нам поможет следующая загадка:

    Набирает воду носом,

    Будто шлангом и насосом.

    Ставьте зонтиков заслон:

    Всех сейчас окатит ….(Слон)

    4. Актуализация знаний учащихся (Слайды 4-7)

    Ребята, а что вы знаете о слонах? (Ответы детей)

    Рассказ учителя о слонах.

    Слоны – крупные животные. Самые крупные из них – африканские. Рост их достигает 4 метров, вес – до 7 тонн. В Африке их можно увидеть в саванне.

    Индийские слоны меньше – 2-3 метра в высоту и до 5 тонн весом. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести своё тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами.

    У слонов есть хобот. На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт – наберёт в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага.

    Рассказ «Слон», знакомство с которым мы начнём сегодня на уроке, написал известный русский писатель Александр Иванович Куприн. (Слайд 8)

      Ознакомление с жизнью и творчеством писателя (Слайд 9)

    Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре. В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину. Умер А. Куприн в 1938 году в Ленинграде.

    Много разных рассказов написано Куприным для взрослых, но есть у него и рассказы для детей. (Слайд 10)

    6. Знакомство с текстом произведения (Слайд 11)

    А теперь пришло время, чтобы узнать, о чем же это произведение.

    Слушаем внимательно аудиозапись, можно следить по тексту учебника (стр. 25) и думаем, какие чувства рождает у вас этот рассказ. (До слов «Но однажды утром»).

    7. Беседа по первичному восприятию произведения. (Слайд 12)

    - Какое настроение создалось у вас после прослушивания данного отрывка? Почему?

    8. Работа по тексту произведения (Слайд 13)

    Как зовут главную героиню рассказа?

    Кто приходит к Наде?

    Чем больна девочка? Как вы понимаете слово «равнодушие»?

    Каким лекарством предлагает доктор лечить Надю?

    Как себя ведут родители больной девочки?

    Что снится Наде?

    (Слайд 14)

    А сейчас я предлагаю вам послушать фрагмент прелюдии Шопена. (Звучит аудиозапись).

    Созвучно ли это музыкальное произведение с рассказом Куприна. Докажите.

    9. Физкультминутка (Слайд 15)

    По саване слон гулял,

    Топ-топ, топ-топ.
    Где слониха, слон не знал,

    Топ-топ, топ-топ.
    А слониха у реки,

    Буль-буль, буль- буль.

    Мыла хобот и клыки,

    Буль-буль, буль-буль.

    10. Продолжение знакомства с текстом произведения (Слайд 16)

    Хотите узнать, что произошло однажды утром?

    Продолжим знакомство с рассказом (Чтение текста учащимися « по цепочке» до слов « Я устала…Извини меня, папа…»

    12. Беседа по прочитанному

    Как вы думаете, что приснилось Наде?

    Почему вы так решили?

    Какого слона принёс Наде папа?

    Почему игрушечный слон не понравился девочке?

    Как объясняла Надя, почему она хочет именно живого слона?

    Как реагировал на её просьбу папа?

    13. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 17)

    Итак, наш урок подходит к концу. Удастся ли папе выполнить просьбу Нади, мы узнаем на следующих уроках. А пока закончите предложения:

    * Сегодня на уроке я узнал …..

    * Мне показалось интересным ….

    * Меня удивило…..

    14. Домашнее задание (Слайд 18)

    Томаты