Введение. Психологическое познание как деятельность Кто писал психологическое познание

Психологическое познание человека

это может вам помочь Еще Авиценна говорил о том, что нет таких болезней, которые не лечатся травами

Психологическое познание человека

Психологически познать человека - это значит получить информацию о его психологических особенностях, понять внутреннее состояние и на основании этих знаний предсказать его действия, поступки, поведение в различных жизненных ситуациях. Понятие "человеческая психология" составляют познавательные процессы, состояния, свойства, отношения. Познавательные процессы включают в себя ощущения, восприятие, память, воображение, мышление и речь. К психологическим состояниям относятся эмоциональные, мотивационные и волевые состояния. Психологические свойства - это способности, темперамент, характер. Отношения охватывают отношения человека к себе, к другим людям, к событиям в жизни, к различным объектам и предметам. Все это необходимо знать для того, чтобы лучше понимать человека . Это в свою очередь, позволяет предвидеть, предсказывать его поведение. Зная, например, особенности внимания человека , можно судить о том, способен ли он длительно и сосредоточенно трудиться. Более или менее точное представление об особенностях памяти человека подскажет, сможет ли он запомнить нужные сведения, вовремя, точно и полно воспроизвести их, а также, сколько времени ему может понадобиться для запоминания материала, и как долго этот материал будет храниться в памяти.

Знания о мышлении позволят нам представить особенности интеллекта данного человека , оценить его способности, определив, в частности, где, в чем и каким образом они больше всего проявляются: в решении практических задач с помощью реальных действий с материальными предметами (практическое или наглядно-действенное мышление) или при внутренних манипуляциях с образами (образное мышление), а возможно, в решении абстрактно-логических, теоретических проблем при помощи понятий и по законам логики (словесно- логическое мышление).

Психологические знания о состояниях человека включают представления о его положительном или отрицательном эмоциональном настрое, об общем тонусе (повышенном или пониженном), о внутренней напряженности, об особенностях внимания, а также о характере эмоций: аффектов, чувств, страстей и стрессов. Изучив мотивацию человека , также можно получить немало важных сведений о нем: каковы его основные потребности и интересы, мотивы поведения, цели и ценности, каким образом он принимает и реализует разнообразные решения.

Немаловажно иметь представление и о типе темперамента человека , знать, например, холерик он, флегматик, сангвиник или меланхолик. Еще более важно точно знать черты характера, так как именно они определяют непосредственное поведение человека , его действия, реакции, поступки в тех или иных социальных ситуациях. Особый интерес представляет выявление акцентуированных черт характера, степени развитости тех свойств личности, от которых зависит отношение к людям, например отзывчивость, доброта, готовность прийти на помощь, порядочность, честность и другие.

Наконец, далеко не последнюю роль в психологическом познании человека играет выяснение его отношения к самому себе и к окружающим людям: доволен ли он собой и своими взаимоотношениями с окружающими, любит или не любит себя и людей, удовлетворен или не удовлетворен своим местом в системе человеческих отношений, добр или жесток, честолюбив или без особых претензий, сговорчив или несговорчив, контактен или замкнут, общителен или малообщителен по своей натуре.

Знание психологических состояний человека позволяет находить способы общения с ним, соответствующие его сиюминутному настрою, и тем самым избегать недоразумений и конфликтов (например, человек в данный момент находится в состоянии аффекта, стресса, или просто пребывает в плохом настроении и не расположен к общению). Представление о мотивах и потребностях человека поможет найти общий язык с ним, заинтересовать его и организовать взаимодействие с ним таким образом, чтобы оно в наибольшей степени отвечало актуальным интересам и потребностям данного человека .

Имея информацию о том, как человек принимает и практически реализует принятые решения, мы можем привести наши ожидания в соответствие с психологической индивидуальностью этого человека . Зная, например, о том, что он принимает решение сразу, не раздумывая, и тут же старается его реализовать, общаясь, взаимодействуя с ним, мы настраиваемся на быструю реакцию с его стороны и тщательно продумываем свои действия. Напротив, если известно, что человек не склонен сразу принимать решение, и начинает действовать лишь тогда, когда всё до мелочей обстоятельно обдумано и взвешено, мы не ожидаем от него немедленных реакций и действий. Точное представление о темпераменте и характере человека также позволяет прогнозировать, предвидеть его реакции. Кроме того, поскольку темперамент и характер достаточно устойчивы, приходится принимать как неизбежные некоторые поступки человека , строить личные и деловые взаимоотношения с ним с учетом уже сложившихся особенностей.

Как сказал Бернард Ингхем, бывший в 1979-1990г.г. пресс-секретарем М.Тэтчер: "Следует различать манеру или темперамент и личность. Первые могут быть модифицированы или спрятаны имиджмейкерами, если это необходимо сделать. Холодный или нерешительный темперамент может быть улучшен, грубость может быть спрятана, по крайней мере, на время, нервный темперамент может быть смягчен, а тщеславие осторожно занижено. Однако ни один имиджмейкер не имеет другого выбора как принять личность своего объекта. Личность формируется задолго до того, как имиджмейкер прикоснется к ней и она не может быть существенно изменена или спрятана".

Наконец, зная отношения человека к себе и другим людям, мы можем или подстраиваться под эти отношения или заранее настраиваться на то, чтобы, в конечном счете, изменить их в нужную сторону. Мы можем и должны знать о психологии человека как можно больше, и все эти знания можно, так или иначе, использовать в жизни. В настоящее время мы располагаем накопленными веками знаниями о психологии человека , весомый вклад в этот процесс внесли профессиональные психологи, а также писатели, философы, представители других областей науки и искусства. Зачастую люди, не имеющие отношения к науке, по мере развития цивилизации собирали и передавали из поколения в поколение полезные сведения о психологии человека и об отношениях людей в виде житейских мудростей, обычаев, традиций. И, тем не менее, по сей день мы не можем с уверенностью говорить о том, что знания наши о психологии человека и его поведении достаточно полны и объективны.

На чем основывается такая критическая оценка? Дело в том, что психологические знания касаются самых сложных и труднопознаваемых из всех существующих в мире явлений, так как значительная, а точнее сказать, большая часть внутренней психологической жизни человека протекает на так называемом бессознательном уровне, о котором мы до сих пор конкретно почти ничего не знаем.

Но, тем не менее, кое-какие достоверные знания о психологии человека есть. Мы, например, более или менее определенно знаем о том, как человек воспринимает и перерабатывает элементарную информацию об окружающем его мире в виде ощущений и образов, формируется на базе работы центральной нервной системы и органов чувств. Нам доступны многие знания, относящиеся к области восприятия.

С достаточной уверенностью можно судить о внимании человека , о его памяти, о многих других вещах, связанных с использованием человеком имеющейся у него информации для решения разнообразных задач. В психологии это относится к сферам воображения, мышления и речи. В целом немалыми, но, конечно, далеко не исчерпывающими знаниями мы располагаем о психологии познавательных процессов. Несколько хуже дело обстоит в области познания личности и индивидуальности человека , объяснения его поступков. О способностях людей, например, до сих пор известно очень мало: не до конца ясна их природа, нет достаточных сведений о том, как их формировать или изменять. Вместе с тем мы все же научились более или менее хорошо оценивать уровень развития способностей человека при помощи различных тестов.

Сложившееся много веков назад представление о типах темперамента человека сохранилось до сих пор. К нему в XX веке добавились знания, касающиеся органических основ темперамента, а также методики, позволяющие проводить психодиагностику свойств темперамента, определять его тип у человека . Примерно то же самое можно сказать и о характере человека . Зная с древнейших времен множество черт характера (эти знания отражены в языках, на которых говорят представители разных народов), психологи только в XX веке научились его оценивать с помощью разнообразных тестов. Но ученные до сих пор ещё не получили ответа на вопрос, как возникают и развиваются те или иные черты характера у человека . И здесь практические умения, касающиеся управления темпераментом и характером человека , несколько опережают развитие научно достоверных знаний об этих личностных особенностях.

Знания и объяснения мотивации человека , его ценностей, целей, интересов и потребностей, во-первых, в большинстве случаев имеют характер интуитивных догадок, то есть научно не вполне обоснованных предположений и гипотез, во - вторых, касаются в основном лишь отдельных мотивационных образований человека , например, осознаваемых потребностей, интересов и целей.

Не менее сложно изучение межличностных отношений. Связано это с тем, что, с одной стороны, познание последних сложнее, чем, например, познание психических процессов, с другой стороны - область науки, специально исследующая человеческие отношения, - социальная психология - возникла относительно недавно. Тем не менее, мы уже сейчас вполне в состоянии оценить личные взаимоотношения человека с окружающими людьми, его деловые взаимоотношения, отношение к себе или другим людям.

ТЕМА: Предмет, задачи и методы психологии.

1. Предмет психологии, ее задачи.

3. Основные отрасли психологии.

4. Основные методы психологических исследований.

1 -Предмет психологии, ее задачи.

Исследование внутреннего мира человека, общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществляет специальная наука – психология (от греч. psiche – душа и logos – наука). Греческая буква y(пси) – символ психологии.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе.

Важно отметить, что понятие «душа» у всех «племен и народов» ассоциируется с внутренним миром человека - его сновидениями, переживаниями, воспоминаниями, мыслями, чувствами, желаниями. Внутренний мир человека весьма отличен от внешнего, о чем свидетельствуют те же сновидения.

Происхождение слова «психология»

Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.

Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса верховное божество греков превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.



Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обретшая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал.

Психея, или Психе, - в греческой мифологии олицетворение души, дыхания. Психе отождествлялась с живым существом. Дыхание ассоциировалось с ветром, дуновением, полетом, вихрем, поэтому душа обычно изображалась порхающей бабочкой или летящей птицей. По Аристотелю, Психе и есть «душа» и «бабочка». На основе различных мифов о Психее римский писатель Апулей (ок. 125 - ок. 180 н.э.) создал книгу «Метаморфозы», в которой в поэтической форме представил странствия человеческой души в поисках любви.

Мнения историков о том, кто изобрел слово “психология”, расходятся. Одни считают его автором Меланхтона, другие – философа Гоклениуса, который применил слово “психология” в 1590 году.

Слово «психология» стало общеизвестным в 18 веке в научных кругах Европы благодаря деятельности немецкого философа Христиана Вольфа (1679 – 1754 гг). В книгах “Эмпирическая психология” (1732г.) и “Рациональная психология” (1734 г.) Вольф использовал термин “психология”.

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл . В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисципли­ны, во втором - для описания поведения или психических особенностей отдель­ных лиц и групп людей.

Житейские психологические знания очень приблизительны, расплыв­чаты и во многом отличаются от научных знаний :

1. житейские психологические знания конкретны, привязаны к кон­кретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобще­нию, для чего используются соответствующие понятия.

2. житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения - случайным опытом и его субъектив­ным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознава­емы.

3. существуют различия в способах передачи знаний. В силу конкретности и интуитивности житейские знания передаются из уст в уста, от поколения к поколению, с большим трудом, а часто эта переда­ча просто невозможна. Как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, «вечная проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов». В науке знания по психологии накапливаются, сохраняются веками и передаются посредством научной литературы (письменно), а также устно в рамках лекций (при обучении), конференций, семинаров и в других формах.

4. научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Отношения научной и житейской психологии многозначны: научная психология опирается на житейский психологический опыт, извлекает из него свои исследовательские задачи, и житейским опытом научное знание проверяется.

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осо­знаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология - это наука о психике и психических явлениях .

Рис. Основные различия житейских и научных психологических знаний

В современном общественном сознании слова «душа» и «психика» фактически являются синонимами: научная психология предпочитает использовать термин «психика», религиозные мыслители и некоторые философы говорят о «душе».

Психика - сложнейший феномен, возможно, самое сложное, что есть в мире. Поэтому дать исчерпывающее определение психики не представляется возможным. Психика – это "субъективный образ объективного мира" .

Психика - субъективный внутренний мир человека, опосредующий взаимодействие человека с внешним миром. Современными психологическими словарями психика определяется как «форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая регулятивную функцию в их поведении (деятельности)»*, как «высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем»**.

* Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1997. С. 291.

** Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Ростов н/Д: Феникс, 1998. С. 279.С

Предметом психологии являются психика и психические явле­ния как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

Классификация психических явлений. (существуют различные точки зрения на структуру психических явлений.)

Общепринято разделять психические явления на три основных класса:

- психические процессы,

- психические состоянии,

- психические свойства личности.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведе­ния человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым, прежде всего, относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются опреде­ленные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познаватель­ные, эмоциональные и волевые.

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощуще­ние, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внима­ние. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.

Эмоциональные психические процессы . В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чув­ства, настроения и эмоциональный стресс.

Волевые психические процессы - наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.

Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу психических процессов - неосознаваемые процессы . В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.

Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека.

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. Психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имею­щими объективную и субъективную обусловленность, но характерной для них общей особенностью является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в том числе и патохарактерологическими особенностями. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими личность человека.

Следующий класс психических явлений - психические свойства личности - характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенно­сти личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют непо­вторимость человека, его индивидуальность.

Характеризуя задачу психологии, С. Л. Рубинштейн пишет: «Психологическое познание - это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей».

Основная задача психологии - установить основные закономерности психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы.

А также психология изучает:

- нейрофизиологические основы психической деятельности;

Сознание человека как высшую форму психики;

Обусловленность психики человека социально-историческими факторами;

Закономерности формирования психических образов мира и воплощения этих образов во внешней, практической деятельности человека;

Структуру психики человека;

Отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов,

Индивидуально-психологические особенности личности,

Психологию конкретных видов человеческой деятельности.

Современная научная психология все глубже познает закономерности психической деятельности человека – закономерности психического отражения действительности и психической регуляции поведения, выявляет условия и средства оптимизации человеческой деятельности.

основные принципы психологии:

принцип детерминизма (принцип, согласно которому все в природе порождается действием материальных причин и законов. ПСИХИКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ И ИЗМЕНЯЕТСЯ С ИЗМЕНЕНИЕМ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ),

- принцип единства психики и деятельности (принцип психологии, утверждающий неразрывное единство сознания и деятельности - СОЗНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАХОДЯТСЯ В НЕПРЕРЫВНОМ ЕДИНСТВЕ. СОЗНАНИЕ ОБРАЗУЕТ ВНУТРЕННИЙ ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА),

- принцип развития (ПСИХИКА МОЖЕТ БЫТЬ ПРАВИЛЬНО ПОНЯТА, ЕСЛИ ОНА РАССМАТРИВАЕТСЯ В НЕПРЕРЫВНОМ РАЗВИТИИ, КАК ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).

Категории – это предельно широкие понятия, в которых отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений действительности и познания. Категории являются научными средствами организации знания о психической реальности. Категории отражают психические явления не только глобально, но в специфических характеристиках. Категории отражают существующие теоретические схемы, которые, в свою очередь, обобщают факты.

Совокупность научных категорий образует категориальный строй науки . Категориальный строй – предельно общая, глубинная, исторически развивающаяся познавательная структура, отображающая психическую реальность в её цельности и специфических характеристиках.

Ядерными в психологии являются категории “образа”, “мотива”, “действия”, “личности”.

Категория психического образа издревле выступала в качестве основы представлений о душе и сознании. В категории образа представлена реальность, которая существует независимо от мысли о ней и степени познанности человеческим умом.

Знание об окружающем мире, данное в форме ощущений, восприятий, представлений, мыслей, отделенное от самих вещей, явлений и телесных органов, их порождающих, подтолкнуло людей к пониманию независимого существования образов. Образ является результатом отделения от реальности, во-первых, и от органов, воспринимающих эту реальность, во-вторых. Образ не сводим ни к физическим, ни к физиологическим процессам. Но открытие этого обстоятельства произошло благодаря соотнесению образа с указанными процессами.

Первоначально разграничили образы ощущений и мыслей. В психологии это соответствовало выделению двух механизмов приобретения знания – через органы чувств и посредством мышления.

Далее категория психического образа была увязана с категорией психического действия. Для создания образа необходимы активные усилия субъекта, лишь в процессе реального взаимодействия организма с объектами внешнего мира возникают образы. Например, мы смотрим в книгу и видим образы букв. Мы осознаем реальность существования букв независимо от нашего их видения и реальную представленность образов букв в нашей психике. Чувственно-двигательная активность глаз была первой моделью для изучения связи образов и действий. Сопряженность образа с действием, как мышечным, так и умственным, была открыта психофизиологами – Г. Гельмгольцем (1821 – 1894 гг.) и Сеченовым И. М. (1829 – 1905 гг.).

Постепенно в исследованиях образов были открыты свойства, функции, структура образов. Важным свойством образа является его целостность.

Чувственные образы (ощущения, восприятия) образуют сенсорную ткань сознания. Умственные и чувственные образы вместе создают основу для целостной категории психологического познания – категорию “образа”. Категория образа касается всех уровней психики.

Опыты В. Келера показали, что образы есть даже у обезьян. То есть даже на более низком уровне отражения психической реальности – у животных – наличествуют образы. Из опытов Э. Толмена следует, что образы имеются у крыс.

Исследования образов гештальтпсихологов показали, что образы обладают свойством инвариантности, то есть относительной устойчивости при наличии изменений. Одновременно было доказано, что порождение образа – активный процесс. Активность образов как их фундаментальное свойство стала предметом изучения отечественной психологии 70 – 80-х гг. ХХ в. Активность образов связывает категорию образа с категорией мотива, так как качество активности предполагает вопрос “Зачем, для какой цели осуществляется активность?”.

В заключение отметим, что природа образа может быть изучена целостным категориальным аппаратом, в котором категория образа является одним из компонентов.

“Мотив” происходит от латинского слова “мовео”, означающего “двигаю”. Мотив – это то, что двигает поведением человека, ради чего он тратит свою жизненную энергию. Категория “мотива” используется для обозначения всех психологических образований и процессов, побуждающих и направляющих поведение. Мотив определяет пристрастность, избирательность и конечную направленность поведения. На уровне конкретного поведения знание о мотивах субъекта объясняет, почему данное существо предпочитает делать именно это, а не что-то иное. Например, во время катастрофы на “Титанике” не все люди на судне стремились спасти свою жизнь во что бы то ни стало. Различия в их поведении может быть поняты только при наличии знания о мотивах, определявших поведение. Отказ от действий в сторону самосохранения не является безусловным биологически заложенным мотивом.

Первоначально категория мотива применялась для обозначения побуждений, имеющих осознанный характер. Позже оказалось, что поведение мотивировано, в смысле его целенаправленности, даже если оно не сопровождается сознательным намерением. Таким образом, наличие цели у поведения является одним из аспектов мотивированности поведения. Сопряженность мотива и цели поведения особенно очевидна в случае, когда один и тот же человек, имея определенное намерение, пытается реализовать его разными способами. Если непосредственная попытка достижения цели наталкивается на преграду, то выбирается другой, обходной, путь. Е. Брунсвик назвал свойство направленности мотива на достижение цели эквифинальностью. Мотив может быть реализован в различных действиях. Так, мотив связан ещё с одной категорией – “действия”. Действие – это инструментальная сторона осуществления мотива.

Мотивы не наблюдаемы непосредственно. Они не могут быть представлены как факты действительности. Они вообще не являются фактами в смысле вещности, реальной предметности. Мотивы – это условные, облегчающие понимание причин поведения конструкты, причем конструкты гипотетические. В действительности никаких мотивов не существует. Среди ядерных категорий психологии мотив является самым условным. Для категории образа можно пытаться обозначить материальную ткань этой категории. Мотив – это условная категория, объединяющая категории действия, личности, а также понятие цели. Ведущий специалист по исследованию мотивов Хайнц Хекхаузен считает, что мотив является промежуточной переменной в объяснительных психологических схемах. Это, однако, не означает, что категория мотива выдумана и произвольно помещена в мир. Мотив является плодотворной категорией, т. к. позволяет объяснять, предсказывать и выявлять особенности поведения индивидов.

Несмотря на то, что мотив является условным конструктом, были разработаны классификации мотивов человека. Во всех классификациях осуществлялось деление мотивов на безусловные, или врожденные, и приобретенные. Безусловными считаются стремления к сохранению жизни и безопасности, пище, питью, продолжению рода, уходу за детенышами, поддержанию постоянной температуры тела, избеганию боли, осуществлению выделений тела, дыханию, отдыху и сну, активности и агрессивности. Ряд авторов добавляют к безусловным потребностям ещё и познавательную мотивацию. Отметим, что данные мотивы свойственны не только для человека, но и для многих групп животных. К истинно человеческим относится мотивация к эстетическим впечатлениям. Человек, в отличие от животных, приобрел множество условных потребностей, таковыми являются потребности в алкоголе, табаке, наркотиках, кофе и др.

С древних времен философы и психологи локализуют мотивы в теле человека. Стремления происходят из тела, а разум обуздывает и направляет стремления при участии воли.

З. Фрейд полагал, что человеку присуща психическая энергия, которая и служит основой действия мотивов. Резервуаром энергии является тело, побуждения которого структурируются личностными структурами Супер-Эго, Эго и Оно. По Фрейду, все мотивы являются врожденными, а объекты мотивов фиксируются в раннем детстве.

Курт Левин обогатил содержание категории мотива изысканиями по взаимодейстию личности и её мотивов с окружающей реальностью, которую он обозначал как феноменальное поле. По Левину, мотивы реализуются не только сами по себе, исходя из внутренней заданности, но силы поля влияют на рождение и осуществление мотивов. Мотивационной напряженностью, по Левину, обладает окружающее пространство, а не только сам субъект. Левин считал, что актуальность мотивов сохраняется для определенных, коротких интервалов времени. Прошлый опыт влияет на мотивы, если он значим “здесь и теперь”. По Левину, нет принципиальных различий между органическими, биологическими мотивами и истинно человеческими мотивами (Левин изучал мотивацию, движущую людьми при чтении стихов и рисовании).

Деятельность, действия и операции – это инструментальные воплощения активности человека.

Деятельность – самая крупная единица анализа активности. Результатом деятельности является динамика переживаний, выражающих отношение субъекта и реализацию его потребности в деятельности. Метафорически деятельность может быть представлена как движение в поле переживаний. Переживания, в зависимости от того, положительные они или отрицательные, окрашивают эмоцией и дают эмоциональную оценку результату деятельности.

Деятельность состоит из действий. Действия имеют целенаправленность. Действия, как правило, осознанны, так как их цели ясно осознаются человеком. Результатом действий становится преобразование жизненной ситуации или её познание.

Действия могут быть представлены в процессе анализа в виде последовательности операций. Операции – наиболее дробная единица активности. Выделение операций в категории действия позволяет проводить тонкий анализ действий. Одни и те же действия, например, письмо на бумаге, различные люди осуществляют неодинаково. Левши пишут левой рукой в инвертированной позиции. Правши пишут правой рукой. Маленькие дети пишут с большим напряжением пальцев руки. Операции – это очень мелкие движения, которые часто выполняются автоматически, т. е. неосознанно. Осознание автоматизированных движений возможно при произвольном контроле движения, а также при затруднениях в выполнении движения.

Деятельность, действия, операции могут быть внешне наблюдаемы. Несмотря на внешнюю простоту, деятельность представляет собой сложное психическое образование. Деятельность взаимосвязана с мотивами, целями и личностью субъекта деятельности.

Большой вклад в изучение активности и движений человека внес отечественный физиолог Николай Александрович Бернштейн (1896 – 1966 гг.). Бернштейн создал оригинальную концепцию построения движений. На основании концепции построения движений Бернштейна возможен анализ как непроизвольных, автоматизированных движений, так и сложных символических действий.

Индивид и личность.

Человек рождается уже с набором качеств, в которых заложены предпосылки для развития у него собственно человеческих качеств: прямохождение, строение мозга, строение руки обеспечивают человеческие возможности. В понятии “индивид” зафиксирован факт принадлежности человека к человеческому роду. Индивидом является и новорожденный, и необразованный взрослый из первобытной культуры, и высокообразованный человек.

В детском возрасте индивид включается в систему общественных взаимоотношений – через общение и предметные действия. Дальнейшее развитие человека как индивида формирует его как личность. Качества личности индивид приобретает постепенно.

Признаками сформированности личности Л. И. Божович называет:

· наличие соподчиненности мотивов во внутреннем мире человека;

· способность к сознательному контролю поведения;

· наличие самосознания.

Формирование личности происходит примерно к подростковому возрасту. В этом возрасте человек впервые задумывается над вопросом “Кто я?”.

Личность – это прижизненное образование. Формирование личности происходит стихийно. Одним из важных механизмов формирования личности является механизм идентификации. С помощью психологической идентификации происходит усвоение половой роли.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении в связи с включенностью в общественные отношения.

Можно усомниться в том, каким образом маленький ребенок включен в общественные отношения. Он ведь не бывает в широком обществе. Во-первых, в социальные связи маленький ребенок вступает через своих родителей; первоначально они и другие дети представляют для него социум. Во-вторых, в игре ребенок знакомится с предметами, сделанными другими людьми, может быть, изобретенными другими поколениями. Предметная деятельность с такими игрушками как машинки, волчки, куклы несет в себе историю достижений человечества в области материальной культуры. В-третьих, усваивая язык, ребенок познает значения слов, значения вещей, явлений, отношений окружающего мира. В языке зафиксированы достижения человечества, причины многих явлений. В словах “горизонт”, “восход солнца” сосредоточены достижения человека в области астрономии.

Таким образом, личность – это такое образование, которое возникает благодаря вхождению индивида в общественные отношения и посредством усвоения этих отношений. Личность формируется как социальная сторона человека (на основании биологических индивидных качеств).

Личность – это особое социальное, системное и сверхчувственное качество, носителем которого является телесный индивид со всеми его природными свойствами.

Социальное и системное качество – потому что личность включена в систему общественных отношений.

Сверхчувственное качество личности – потому что данное качество не может быть осязаемым, видимым. У человека есть вполне чувственные качества – тело, речь, мимика и др. Но включенность личности в общественные отношения, культуру и историю человечества может быть открыта только посредством научного анализа.

Таким образом, становится понятно определение личности по К. Марксу: личность – это совокупность всех общественных отношений.

Если индивид, вступая в общественные отношения, становится личностью, то закономерны вопросы: “Может ли существовать индивид, который не является личностью?”, “Возможно ли появление личности без индивидной основы?”.

Гипотетически может быть и то, и другое. Имеется ряд случаев, когда дети воспитывались животными в течение 3 – 4 и более лет. Почти все дети-маугли в дальнейшем почти не были способны усвоить человеческую речь. Они сохраняли качества биологической особи рода человека, но почти не обретали личностных качеств.

Допустимо, при известной доле условности, признать существование личностей, за которой не стоит реальный телесный индивид. Примерами такого рода являются литературные персонажи – Василий Тёркин, Анна Каренина и др.

Личность и индивидуальность.

Конкретная личность наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих её индивидуальность. Индивидуальность – это своеобразие человека как личности, отличающее его от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, привычках, интересах, интеллекте, качествах восприятия, мышления и др. Нет двух людей с одинаковым сочетанием психологических особенностей. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Индивидуальность есть только одна из сторон личности человека.

Категория личности объединяет множество понятий и категорий. Личность является субъектом реализации мотивов, действий. Образы существуют не сами по себе в некой абстрактной психической реальности, а в пределах личности. Личность формируется при жизни конкретных людей. Формирование личности происходит стихийно, хотя известны некоторые психологические механизмы, обеспечивающие становление личности, например, механизм идентификации.

Личность обладает целостностью. Условные деления личности на индивидные качества, волю, мотивационную сферу, процессы познания являются научными конструктами, необходимыми для психологического анализа. На практике все люди усматривают друг в друге целостность, которая существует не только как внешнее проявление, но и существует внутренне.

2. Психология в структуре современных наук.

Современная психология занимает промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Психология находится в родственных отношениях с философией , поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах.

При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют есте­ственные, гуманитарные и технические науки. Первые изучают природу, вторые - общество, культуру и историю, третьи связаны с изучением и созданием средств производства и орудий труда. Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Рис. Классификация А. Кедрова

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания.

Несколько иначе подошел к вопросу об определении места психологии в системе наук выдающийся швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896-1980). Традиционно вопрос о связи психологии с другими науками рассматривается в таком аспекте: что психология может получить от других наук. Такая постановка вопроса была логичной, поскольку психология - одна из самых молодых наук («математика существует уже 25 веков, а психология едва один век!»)*. В своем докладе на XVIII Международном психологическом конгрессе, который состоялся в Москве в 1966 г., Пиаже поставил вопрос иначе: что может дать психология другим наукам?

* Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук // XVIII Международный психологический конгресс. М., 1969. С. 128.

Ответ Ж. Пиаже знаменателен: «Психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития» *. Пиаже отмечает, что испытывает чувство гордости по поводу того, что психология занимает ключевую позицию в системе наук. «С одной стороны, психология зависит от всех других наук... Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможна без логико-математической координации, которая выражает структуру реальности, но овладение которой возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии»**. Плодотворное будущее психологии автор видит в развертывании междисциплинарных связей.

* Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук. С. 128; см. также: Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. М.: Гардарики, 2001.

** Пиаже Ж. Указ. соч. С. 152.

Б.Г. Ананьев в работе «Человек как предмет познания» рассмотрел связи психологии с другими научными дисциплинами. Анализ этих связей в рамках разработанной Ананьевым концепции комплексного человекознания позволил сделать вывод, что психология синтезирует достижения других наук. Известный отечественный психолог Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии» отмечал, что важнейшая функция психологии в том, что она «является интегратором всех (или во всяком случае большинства) научных дисциплин, объектом исследования которых является человек». Ломов отмечает, что взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологической науки: с общественными науками через социальную психологию, с естественными - через психофизику, психофизиологию, сравнительную психологию, с медицинскими науками - через медицинскую психологию, патопсихологию, нейропсихологию и др., с педагогическими - через психологию развития, педагогическую психологию и др., с техническими - через инженерную психологию, и т.д.

Психология тесно связана с другими науками.

Подчеркивая единство науки вообще, великий физик Макс Планк писал, что наука представляет собой внутренне единое целое. Её разделение на отдельные отрасли обусловлено не столько природой вещей, сколько ограниченностью способности человеческого познания. Рассматривая взаимосвязь психологии с другими науками, будем осознавать, что существует единый континуум научного знания и науки.

Психология и философия.

К необходимости обращения к философии психологов привела сложность и необычность проблем, с которыми они столкнулись. Многие явления и процессы в психологии с большим трудом поддаются экспериментальному – лабораторному – анализу и наблюдению. Во многом они решаются философски, то есть умозрительно, в результате осмысления. Такие проблемы, как смысл жизни, цели жизни, ценности, духовность, конструирование образа мира выступают как общие для философии и психологии.

В соответствующей литературе наука определяется обычно как исторически сложившаяся система а) знаний и б) методов его получения, а также как определенный социальный институт. Рассмотрим последовательно каждую из перечисленных составляющих науки применительно к психологии.

Одной из самых главных трудностей в психологической науке, как мы говорили ранее, является то, что в научной психологии так и не сложилась единая общепринятая система знаний. Психологи разных школ и направлений не могут договориться друг с другом по поводу решения фундаментальных психологических проблем. Этот плюрализм подходов стал оцениваться в первой трети XX в. как кризис в психологии - и до сих пор психологическая наука не вышла из этого состояния (некоторые психологи считают, что это вообще невозможно). Одной из задач курса «Введение в психологию» является поэтому знакомство с основными психологическими направлениями и концепциями (системами знаний) мировой психологии, которые пользуются в настоящее время наибольшим влиянием и претендуют на универсальность. Несмотря на серьезные различия между этими концепциями, можно найти в них и существенное сходство - их создатели в той или иной степени стремятся именно к научному познанию психической реальности.

Каковы же основные принципы научного познания? Многие авторы называют в качестве таковых: I) объективность, 2) детерминизм, 3) системность, 4) доказательность и обоснованность получаемых в исследованиях результатов, 5) постоянную рефлек-

сию используемых методов и др. Однако в последнее время объективность и детерминизм как универсальные принципы научного познания начинают подвергаться сомнению. Рассмотрим их более подробно (сначала применительно к науке вообще, а потом - к психологической науке в частности).

В эпоху так называемой классической науки (т.е. с XVII в. до середины XIX в.) объективность действительно выступала как абсолютный идеал научного познания; при этом предполагалось, что каждому фрагменту объективной реальности соответствует строго одно определенное знание, которое необходимо получить, отвлекаясь от свойств познающего субъекта. Таким образом, на этом этапе развития науки, называемом также этапом классической рациональности, объективность означала элиминацию (вынесение за скобки) исследователя с его сознанием, т.е. стремление к познанию мира самого по себе вне зависимости от используемых исследователем методов его познания.

Под влиянием немецкой классической философии примерно с середины XIX в. предметом особого внимания специалистов по науке становятся сам субъект и его познавательные действия, которые определяются не только природой объекта, но и задачей, стоящей перед субъектом. Сложились предпосылки для формирования неклассического типа рациональности, решающий вклад в оформление которого внесло неклассическое естествознание, особенно физика конца XIX - первой половины XX в. Обнаружилось, что для изучения законов существования, скажем, элементарных частиц невозможно абстрагироваться от способа наблюдения за ними; их поведение зависит от того, какой метод наблюдения мы при этом используем. Таким образом, в центре внимания исследователей оказались средства познания и процессы их конструирования субъектом. Неклассический тип рациональности, следовательно, предполагает обязательный учет зависимости результатов познания от методов его получения. Однако и здесь можно говорить о стремлении научного познания к определенной объективности, только теперь ее следует понимать как известную независимость от субъективных желаний и предпочтений ученого.

В настоящее время формируется еще один тип рациональности, называемый некоторыми авторами постнеклассическим. Объективность научного познания, согласно этому типу рациональности, не должна противоречить гуманистическим ориентирам и ценностям, и поэтому научное познание должно рассматриваться в контексте социальной и внутринаучной ценностно-целевой ориентации ученого .

Таким образом, несмотря на определенное изменение содержания понятия «объективность» в истории науки и понимание того, что абсолютно объективное исследование в науке невозможно, объективность, по мнению многих философов, остается од-

60

ной из наиболее фундаментальных ценностей научного исследования . Как мы видим, даже в естественных науках, о которых в основном и шла до этого речь, понимание объективности менялось в историческом развитии науки. Рассмотрим теперь, как обстояло дело с принципом объективности в психологии.

Проблема объективности научного познания в психологической науке всегда относилась к наиболее трудным и до сих пор неоднозначно решаемым проблемам. Ведь психология казалась многим особой наукой, потому что в ней познавательная активность субъекта направлена не на внешнюю реальность, а на самого себя, на свой внутренний мир. Многие психологи на этом основании изначально отказывались от признания психологии объективной наукой. «Разве можно объективно изучать субъективное?» - вопрошали они, подразумевая под субъективным внутренний мир субъекта, открытый для познания якобы только ему самому и никому другому. В рамках этой точки зрения главным (а иногда даже единственным) методом познания психических явлений провозглашался метод интроспекции, т.е. «всматривание внутрь себя». Сомнительность этого метода давно уже подчеркивалась многими исследователями, например И.М.Сеченовым, который сказал однажды, что, если бы психология действительно обладала таким особым «орудием» для «непосредственного» познания психики, она давно обогнала бы в своем развитии иные науки.

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Том 1

Издательство «Феникс»

Ростов-на-Дону

ПЕТРОВСКИЙ Артур Владимирович (1924 г. рождения), доктор психологических наук, профессор, академик Российской Академии образования. Заслуженный деятель науки РФ, с 1992 г. президент Российской Академии образования.

Автор книг по истории психологии, социальной психологии, психологии личности. Редактор и автор многократно переиздававшихся учебников по психологии для вузов. Его книги переведены на многие иностранные языки.

ЯРОШЕВСКИЙ Михаил Григорьевич (1915 г. рождения), доктор психологических наук, профессор, действительный член Нью-йоркской академии наук, почетный член РАО. Главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники Российской Академии Наук.

Художник О. Бабкин

Петровский А. В., Ярошевский М. Г.

История и теория психологии - Ростов-на-Дону:

Издательство «Феникс», 1996. - 416 с.

В работе представлен нетрадиционный подход к историческому развитию психологического познания, позволивший под новым углом зрения проследить эволюцию понятийных структур психологической науки, ее объясняющих принципов и проблем.

Этот подход реализуется благодаря ориентации на метод категориального анализа, цель которого выявить закономерный и системный характер преобразований научных знаний о психике.

И 4704010000 – без объявления ББК 65.5

Петровский А. В.

Ярошевский М. Г.

Издавна известно, что без ретроспективного анализа научного знания необъяснимо его современное состояние. Любая из разрабатываемых ныне проблем имеет исторические корни. Обращение к ним необходимо, чтобы объяснить зарождение проблемы, выявить испытанные в практике ее исследования продуктивные решения, с одной стороны, тупиковые ходы - с другой. Поэтому исторический взгляд справедливо называют самосознанием науки, подобно тому, как самосознание личности формируется благодаря осмыслению ею своего прошлого.

Как известно, исторический подход требует такой реконструкции событий, которая была бы адекватна их смене в исторически необратимом времени. Без хронологии нет истории. Соответственно, любой способ изучения динамики научных представлений имеет своей предпо сылкой четкое очерчивание процесса перехода от одной эпохи в эволюции знаний о психике к другой. Узловые пункты этой эволюции освещены в первой части книги.

Процесс «перехода» детально рассматривался в предшествующих работах авторов. При характеристике же одного из периодов, а именно истории русской психологии в советскую эпоху, авторы, учитывая допущенную ими прежде односторонность, сочли необходимым уделить специальное внимание оценке тех деформаций, которые претерпела наука под давлением идеологических установок и запретов.

Без истории нет теории науки. Но, чтобы история науки служила теоретическому развитию и эффективной разработке актуальных проблем, саму историю следует подвергнуть особому теоретическому рассмотрению. Его предметом становится не само по себе содержание мысли (применительно к психологии в качестве такого содержания выступают различные психические процессы, функции, проявления активности личности, ее свойства и т.д.), а сама эта научная мысль в ее динамике, в переходе от одних способов исследования предметного содержания к другим.

Трансформация научной мысли происходит закономерно. При всем многообразии отдельных гипотез, моделей, фактов, обобщений, которые запечатлеваются различными психологическими направлениями и школами, в этой полифонии и многокрасочности представлена постоянно звучащая «мелодия». Она проходит через всю историю науки. Это есть логика ее развития. Она охватывает устойчивые структуры этого развития, служит его осью.

В работе представлен нетрадиционный подход к историческому развитию психологического познания, позволяющий под новым углом зрения проследить эволюцию понятийных структур психологической науки, ее объяснительных принципов и проблем. Этот подход реализуется благодаря ориентации на метод категориального анализа, цель которого - выявить закономерный и системный характер преобразований научных знаний о психике. Тем самым история психологической науки смыкается с ее методологией.

Познание (в психологии)

Когнитивность в господствующих направлениях психологии

Изучение типов психических процессов, называемых когнитивными (собственно когнитивные процессы) находится под серьезным влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом. Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память , внимание , восприятие , действие , принятие решений и воображение . Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Вышеприведенное деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Наряду с этим часто также личностные способности к «осознанию» стратегий и методов когнитивности, известные как «метакогнитивность».

Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.

Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism ).

Огромный успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм , господствовавший вплоть до 1950-х гг.

Влияния

Успех когнитивной теории отразился на применении ее в следующих дисциплинах:

  • Психология (особенно когнитивная психология) и психофизика
  • Когнитивная неврология, неврология и нейропсихология
  • Кибернетика и изучение искусственного интеллекта
  • Эргономика и проектирование пользовательского интерфейса
  • Лингвистика (в особенности, психолингвистика и когнитивная лингвистика)
  • Экономика (особенно экспериментальная экономика)
  • Теория обучения

В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в своем самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:

  • Информатика и теория информации , где попытки построить искусственный интеллект и так называемый «коллективный интеллект » фокусируются на имитации способностей живых существ к распознаванию (т.е. к когнитивным процессам)
  • Философия , эпистемология и онтология
  • Физика , где эффект наблюдателя изучается математически

Нерешённые проблемы когнитивной теории

  • Насколько сильное сознательное вмешательство человека требуется для выполнения когнитивного процесса?
  • Какое влияние оказывает на когнитивный процесс индивидуальность?
  • Почему в настоящий момент настолько сложнее распознать компьютеру человеческую внешность, чем коту - своего хозяина?
  • Почему «горизонт понятий» у некоторых людей шире, чем у других?
  • Может ли наличествовать связь между скоростью когнитивного процесса и частотой моргания?
  • Если да, то в чем эта связь заключается?

Когнитивная онтология

На уровне индивидуального живого существа, вопросы онтологии хоть и изучаются различными дисциплинами, но здесь объединяются в один подтип дисциплин - когнитивную онтологию, что, во многом, противоречит предыдущему, лингвистически-зависимому, подходу к онтологии . При «лингвистическом» подходе бытие, восприятие и деятельность рассматриваются без учитывания природных ограничений человека, человеческого опыта и привязанностей, которые могут заставить человека «знать» (см. также квалиа) что-либо из того, что для других остается под большим вопросом.

На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию». Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия. Такого рода когнитивной специализации примером может служить неспособность взрослых человеческих особей улавливать на слух отличия языков, в которые они не были погружены с молодости.

Когнитивность как компрессия

Когнитивность как социальный процесс

Когнитивность в культурном контексте

Обобщение

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Познание (в психологии)" в других словарях:

    Познание приобретение или результат приобретения знаний: Познание (философия) совокупность процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание (в психологии) (когнитивность) термин, обозначающий в… … Википедия

    - “ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.Очерки по психологии исследования” (Erkenntnis und Irrtum. Skizzen zuer Psychologie der Forschung, 1905; рус. пер. 1912) одно из главных сочинений Э. Маха, посвященное проблемам теории познания. Для того, чтобы… … Философская энциклопедия

    Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования - «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ. ОЧЕРКИ ПО ПСИХОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ» («Erkenntnis und Irrtum. Skizzen zur Psychologie der Forschung») одно из главных сочинений Эрнста Маха, посвященное проблемам теории познания, увидевшее свет в 1905 г. (рус. пер …

    - «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ. Очерки по психологии исследования» (Erkenntnis und Irrtum. Skizzen zuer Psychologie der Forschung, 1905; рус. пер. 1912) – одно из главных сочинений Э.Маха, посвященное проблемам теории познания. Для того, чтобы… … Философская энциклопедия

    Познание и действительность - «ПОЗНАНИЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ» под таким названием издательство «Шиповник» (Спб.) в 1912 г. в серии «Библиотека современной философии» опубликовало книгу приват доцента Берлинского университета Эрнста Кассирера «Substanz und… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    познание религиозное - в отличие от науки, коей свойственна готовность к самоопровержению (далеко не всегда реализуемая) вплоть до базовых принципов, религиозное знание в рамках любой конфессии обычно направлено на утверждение и подтверждение исходных догматов, символа …

    познание художественное - свойственно искусству; отличается от познания научного тем, что наука, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию (хотя в психологии это не всегда так), тогда как искусство ориентировано на уникальную личность творца, на его… … Большая психологическая энциклопедия

Советы