Тайная война за чистоту русского языка. Социальный проект "мы за чистоту русского языка" Что значит бороться за чистоту русского языка

Махачева Анай Садыковна

Руководитель проекта:

Магомедова Саида Абдуламидовна

Учреждение:

МКОУ "СОШ №4" г. Хасавюрт, Республика Дагестан

В данной исследовательской работе по русскому языку "За чистоту русского языка!" я исследую словари русского языка и узнаю их типы, познакомлюсь с историей отечественной лексикографии и с электронными словарями. Проведу анкетирование и выясню, насколько востребованы словари.

В моем исследовательском проекте по русскому языку "За чистоту русского языка!" я планирую выяснить значение термина "словарь " и изучить историю развития словарного дела в России.


Для выполнения исследовательской работы по русскому языку "За чистоту русского языка" мне необходимо будет изучить и проанализировать литературу, найти необходимую информацию в сети Интернет, провести опрос школьников.

Введение
Глава I. Понятие «словарь »

1.1. История появления словарей.
1.2. Основные словари современного русского языка.
Глава II. Типы словарей
2.1. Анкетирование о знании словарей.
2.2. Электронные словари и энциклопедии.
Глава III. Заключение
Библиографическое описание
Приложение

Введение

Вы любите читать словари? и Часто ли обращаетесь к ним? Уверена, что многие из вас дадут отрицательные ответы или зададут встречный вопрос: «А что может быть интересного в словарях, чтобы их читать? »


А ведь словарь - это историческая повесть о жизни людей, их думах, чаяниях, бедах и радостях; каждое слово, помещенное в словаре, связано с жизнью, деятельностью народа, творца языка.

Недавно мы изучали тему «Лексика. Культура речи ». Меня заинтересовала эта тема. Мне много раз приходилось обращаться к словарям: толковому, орфографическому. Так появилась проблема : какие вообще существуют словари, когда и как они появились, кто был первым автором. Не тот образованный человек, который все знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос.

Актуальность работы очевидна: в условиях научного прогресса в обиход входят новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Учащиеся не всегда знают, где и каким образом они могут получить необходимую информацию.Обращение к словарям открывает перед учащимися богатства человеческой мысли, способствует формированию целостного научного представления о системе языка.

Цель исследования: познакомиться со словарями русского языка, историей отечественной лексикографии, типами словарей и с электронными словарями.

Задачи исследования :

  • выяснить значение термина «словарь »;
  • изучить историю появления словарей и развитие словарного дела в России;
  • определить типы словарей по назначению и функциональной принадлежности;
  • выяснить, как востребованы современные словари русского языка;
  • узнать про электронные словари.

Объектом работы стали словари, а предметом – типы словарей, их структура, история появления.

Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме исследования, поиск информации в сети Интернет, анкетирование учащихся и обобщение полученных данных.

Гипотеза: можно предположить, что если учащиеся будут иметь представление о типах словарей и о содержащейся в них информации, то им легче будет ориентироваться в словарях при выполнении определённой работы.





Жаргонизм – это слово или выражение, принадлежащее какому-либо жаргону. Итак, в современной жизни нередко можно увидеть девушку, идущую с сигаретой и разговаривающую матом по телефону. Не знаю, как у вас, а у меня это вызывает чувство отвращения. Сейчас все изменилось, и из нежных, ранимых созданий девушки превратились в грубых и жестких существ. Очень жаль, что многие перестали обращать внимание на это, не понимают, из-за чего все начинается. А ведь следить за своим поведением и за своей речью, очень тяжёлый труд, который большинству нынешней молодёжи кажется безрезультатным. А напрасно.






Плохое воспитание и образование в первую очередь провоцирует нецензурную речь. С самого раннего детства ребёнок подражает родителям, и если при его воспитании используется ненормативная лексика (пусть даже не конкретного в его адрес), то когда человек становится взрослым, он не отказывается от этой привычки, заложенной в него родителями. Образование воспитывает в человеке ответственность, умение ставить перед собой цели, грамотность, а значит и культуру речи, поэтому чистота речи зависит и от образования.


Неумение вести себя уважительно по отношению к другим тоже накладывает отпечаток на речь человека. Когда молодой человек не видит среди других людей разницы ни в возрасте, ни в статусе, ни в положении, он будет говорить со всеми, как со своими друзьями, приятелями и сверстниками, используя те же самые жаргонизмы и прочие, засоряющие речь, слова. А значит, его речь станет очень далека от правильной речи. Воспитанный молодой человек всегда будет уважительно относиться и к своим сверстникам, и к людям старшего возраста, используя грамотную речь.



Язык это не только метод общения, также он является одним из признаков жизни народа, его использующего; это книга, в которой отображается вся история развития народа, весь его исторический путь, начиная от древнейших времен до наших дней. В каждой фразе прослеживается историческое прошлое, неотступно сопровождающее людей; прослеживается настоящее, и, возможно, будущее всех тех, кто с молоком матери впитывал в себя русские слова, наполненные любовью близких и дорогих сердцу людей.






ЧГПК – 2

Борецкая Татьяна Викторовна 2014 г

Урок-мероприятие по русскому языку

Тема: "Чистота речи. Давайте говорить красиво".

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока: комбинированный

Цели урока:

    определение проблемы современного русского языка и пути их решения

    закрепление знания о разнообразных языковых нормах

    развитие системы ценностных отношений к родному языку, ответственного отношения к собственному слову, уважение к собеседнику

    воспитание любви к русскому языку и бережного к нему отношения

Оборудование урока:

с использованием компьютерных технологий (портрет Ахматовой, музыкальное сопровождение); карточки-задания

Ход мероприятия

План урока

1. Организационный момент:

Проверка наличия и готовности учащихся,

Объявление темы и цели урока, запись эпиграфа: «Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную заботу». Б. Васильев

2. Этап актуализации знаний:

Не секрет, что переустройство экономической и социальной жизни в нашей стране – это общие перемены, которые не на все (как желалось бы) воздействуют благотворно. Меня беспокоит та волна перемен, которая выхолащивает культуру русской речи, засоряет экологию русского слова.

Казалось бы, что в условиях глубоких перемен надо перестраивать не язык, служащий для объединения нации, а наше отношение к нему. Удвоить, утроить уважение к доброму, яркому нашему слову, неразрывно связанному с делом и помогающему делу. Никому ведь не приходит в голову, что надо упростить и выхолостить химию, физику, математику или ботанику. А вот мысли по рационализации, реформированию могучего русского языка в наше время становятся символом решительных, радикальных обновлений.

Сторонники упрощения русского языка не задумываются над тем, что делают. Скорее всего, они исходят из сиюминутных нужд, не задумываются, что облегчить язык нельзя без ущерба для него. Расстраивая яркий русский язык, не желают думать, а может, и не знают, что язык – это история нашего народа, сама культура, процесс и результат её накопления и обновления.

3. Этап постановки целей, формулирования темы урока

Сегодня мы все чаще слышим о том, что язык болен.

Давайте попробуем определить болезни языка.

(Идет обсуждение в группах и выступление их представителей)

В результате дискуссии на доске появляются следующие записи:

Жаргон,

Скудность, однообразность лексики,

В разговорной речи приветствуется сквернословие, матерщина,

Очень часто речь журналистов, дикторов, то есть тех, кого раньше принимали за образец, оставляет желать лучшего,

Иногда неоправданное употребление иностранных слов.

Вывод: Речь засоряется и огрубляется.

На ваш взгляд, каковы причины этих болезней? (обсуждение в группе)

Отсутствие запретов или хотя бы критики со стороны многих взрослых при употреблении ненормативной лексики вызывает уверенность в правильности словоупотребления;

Бедность словаря подростков объясняется и тем, что учащиеся часто пассивны на уроках и что ведущая роль принадлежит учителю;

В век компьютеризации не проявляется интерес к классической литературе и искусству;

- Какими чертами должна обладать правильная речь?

Правильность речи , т.е. соответствие принятым в определенную эпоху литературно-языковым нормам. “Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни”. (Д.И.Писарев)

Точность речи , т.е. соответствие мыслям говорящего, или пишущего. “Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но, прежде всего, требованием смысла”. (К.Федин)

Логичность речи , т.е. соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. “Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей”. (Н.Г.Чернышевский)

Ясность речи , т.е. доступность пониманию слушающего, или читающего. “Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять”, – писал еще в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан.

Простота речи , т.е. безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, “красивостей” слога. “Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания”. (Л.Н.Толстой)

Живость речи , т.е. отсутствие шаблонов, выразительность, образность, эмоциональность. “Язык должен быть живым”. (А.Н.Толстой)

Благозвучие , т.е. соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. “Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их”. (А.П.Чехов)

И до чего это чудесны наши русские слова! Если долго вслушиваться в них и повторять раздельно одно только слово, и уже все видишь и слышишь, что заключено в нем. Как будто бы и короткое оно, но попробуй вслушайся... Вот, например, слово ручеек. Если повторять его часто-часто и вслух, то сразу и услышишь: ручеек журчит между камешками! Или другое слово - зной. Зачнешь долго тянуть з, то так и зазвонит этот зной наподобие тех мух, которых только и слышишь в полуденную ржаную пору. Произнес я слово - в ьюга, и в ушах так и завыло это зимнее, лесное: в-в-в-и-ю... Ах, какое хорошее слово - яблоки. Полнозубое, веселое, морозно-хрустящее...

В канун Преображения... жарко-румяные, яснозорчатые, осенецветные, багровые, златоискрые, янтарные, сизые, белые, зеленые, с красными опоясками, в веснушках, с розовинкой, золотисто-прозрачные (инда зернышки просвечивают), большие, как держава в руке Господа Вседержителя…(Василий Акимович Никифоров-Волгин)

Итак, мы увидели, еще раз убедились, насколько красив наш “великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!”

Божьей красотой” называл русский язык Никифоров-Волгин, “волшебным и радостным чудом – Константин Паустовский. А сейчас на телеэкранах, заменивших литературу, только в одной рекламе можно за вечер услышать до 70 заимствованных слов! Послушайте речь дикторов радио и телевидения, речи политиков и вы услышите: маркетинги и мониторинги, истеблишмент и паблисити, аксессуары и инвестиции, дистрибьюторы и демпинги, дилеры и киллеры, инаугурация и дискредитация и т.д.

Всегда ли оправдано употребление заимствованных слов? Хорошее слово уникальный, но оно заменило огромное количество хороших, красивых и более выразительных русских слов:

4. Практическая работа. Закрепление знаний о разнообразных языковых нормах.

Выполнение заданий по русскому языку и культуре речи.

ЭСТАФЕТА

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Команды путешествуют по различным станциям в соответствии со своим маршрутным листом (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). На станциях выполняют различные задания по русскому языку. В маршрутном листе отмечается время, потраченное на выполнение заданий и оценка, которую получает команда: отлично, хорошо, удовлетворительно. Помимо этого, команда получает лепестки разного цвета, соответствующие той или иной оценке: красный – отлично, синий – хорошо, зеленый – удовлетворительно.

В конце игры команды составляют из лепестков цветок и прикрепляют его на стенде.

Количество команд – 3. Маршрут определяется жеребьёвкой. На станциях находится по 2 судьи. Время выполнения задания 5-10 минут. После того, как время истекло, команда покидает станцию.

Станция 1 "Ударная”

Расставьте ударения в словах.

Одновременно, приданое, средства, сливовый, дремота, обеспечение, позвонит, избалованный, тотчас, упрочение, феномен, каталог, красивее, эксперт, ходатайство.

Ответы:

Одноврем е нно, прид а ное, ср е дства, слив о вый, дрем о та, обесп е чение, позвон и т, избал о ванный, т о тчас, упр о чение, фен о мен, катал о г, крас и вее, эксп е рт, ход а тайство.

Станция 2 «Мудрово»

Прочитайте китайские пословицы. Подберите русские пословицы, соответствующие им по смыслу.

У себя на голове верблюда не заметит, на другом иголку увидит.

В тихом месте зло таится.

Когда много каменщиков, дом получается кривой.

Торгующий овощами ест ботву.

Народу столько, что с коромыслом не пройдешь.

Язык беду приводит.

Призывая огонь на соседа, сгоришь сам.(китайская).

Ответы:

В чужом глазу соломинку видит, а у себя бревна не замечает. В тихом омуте черти водятся. У семи нянек дитя без глазу. Сапожник всегда без сапог. Народу столько, что негде яблоку упасть.Язык мой – враг мой. Не рой яму другому – сам в нее попадешь.

Станция 3 "Ненашево”

Замените русским словом.

Пьедестал –

Грот –

Пресс –

Артист –

Оригинальный –

Негативный –

Компетентный –

Ответы:

Пьедестал – возвышение

Грот – пещера

Пресс – давление

Артист – лицедей

Оригинальный – непохожий

Негативный – отрицательный

Компетентный – знающий

Дискуссия –

Атеист –

Триумф –

Шеф –

Атлет –

Банкротство –

Трасса –

Дискуссия – спор

Атеист – неверующий

Триумф – победа

Шеф – начальник, командир

Атлет – спортсмен

Банкротство – поражение

Трасса – дорога

Станция 4 «Склонилово»

Просклоняйте сочетания числительных с существительными:

7845 жителей, полторы минуты, оба сотрудника.

И. Семь тысяч восемьсот сорок пять жителей

Р. Семи тысяч восьмисот сорока пяти жителей

Д. Семи тысячам восьмистам сорока пяти жителям

В. Семь тысяч восемьсот сорок пять жителей

Т. Семью тысячами восемьюстами сорока пятью жителями

П. Семи тысячах восьмистах сорока пяти жителях

И.Полторы минуты

Р.Полутора минут

Д. Полутора минутам

В.Полторы минуты

Т.Полутора минутами

П.Полутора минутах

И. Оба сотрудника

Р. Обоих сотрудников

Д. Обоим сотрудникам

В. Оба сотрудника

Т. Обоими сотрудниками

Станция 5 "Лишково"

Найдите лишнее слово.

Тюль, бюллетень, гроздь , рояль

Кофе, какао, пюре, эскимо

Ответы:
Тюль, бюллетень, гроздь, рояль (все существительные мужского рода, кроме гроздь).

Кофе, какао, пюре, эскимо (все существительные среднего рода, кроме кофе).

Станция 6 "Малые корневищи”

Среди предложенных вам слов одно – лишнее. Какое?

Проводник

Водопровод

Водопой

Наводнение

Станция 7 «Близняшки»

Подберите синонимы к словам

Неправильно:

Интересно:

Пустяк:

Жаркий:

Восторг :

Ответ:

Неправильно ( искажённо, неверно, ошибочно, неточно, ложно, фальшиво).

Интересно (занимательно, увлекательно, захватывающе)

Пустяк ( мелочь, безделица, ерунда, чепуха)

Жаркий ( знойный, жгучий, горячий, палящий)

Восторг ( восхищение, ликование, веселье, радость)

Станция 8 "Толмачёво”

Напишите слова, значения которых даны ниже

Задача 1. В это можно бить, а можно лезть. Перед этим можно стоять, но нельзя сидеть. Что это: а) гонг; б) глаза; в) метро; г) очки; д) лицо

Задача 2. За это можно взяться, но этого нельзя коснуться. До этого можно довести и с этого можно свести, но на это нельзя возвести. Что это: а) дело; б) лестница; в) перила; г) победа; д) ум?

Задача 3.Это можно прочистить, но нельзя очистить. Это можно вправить, но нельзя исправить. Это можно пудрить, но нельзя румянить. Что это: а) кости; б) мозги; в) труба; г) ум; д) щеки?

Задача 4. Это можно раскрыть, но нельзя закрыть. В этом можно держать и хранить, но нельзя носить. Что это: а) ящик; б) чемодан; в) дом; г) секрет; д) замок?

Задача 5. Это бывает больным, а бывает мокрым и пустым. На этом можно уложить, а можно на это поставить. Что это: а) печень; б) кровать; в) место; г) стол; д) вид?

Ответы:

Задача 1.

Ответ: б) глаза. Устойчивые выражения: бить в глаза (свет бьет в глаза); лезть в глаза; стоять перед глазами. Невозможно (или по крайней мере нетипично и странно): сидеть перед глазами. Для остальных слов отметим следующее: в гонг можно бить, но нельзя лезть; в метро, напротив, можно лезть, но нельзя бить. Наконец, для каждого из четырех слов (гонг, метро, лицо, очки) не различается сочетаемость с глаголами стоять и сидеть: либо оба выражения возможны, либо невозможны, но такого противопоставления, как для глаз, нет.

Задача 2.

Ответ: д) ум. Существуют устойчивые выражения: взяться за ум; довести до ума; свести с ума. НЕ существует выражений коснуться ума и возвести на ум. Для остальных слов отметим следующее: нельзя свести с дела, перил и победы, а лестницы можно коснуться, и на лестницу можно возвести.

Задача 3.

Ответ: б) мозги. Устойчивые выражения: прочистить мозги, вправить мозги и пудрить мозги. Невозможно: очистить мозги, исправить мозги и румянить мозги. Для остальных слов отметим следующее: кости, трубу и ум нельзя пудрить, а щеки можно не только пудрить, но и румянить (и уж точно их нельзя прочистить и вправить).

Задача 4.

Ответ: г) секрет. Устойчивые выражения: раскрыть секрет, держать в секрете, хранить в секрете. Невозможно: закрыть секрет. Для остальных слов отметим следующее: дом, ящик, чемодан и замок можно закрыть. Таким образом, выбор из пяти слов очевиден. Однако интересно отметить, что в русском языке есть слова, похожие в этом отношении на секрет. Так, сходную с секретом сочетаемость имеет слово тайна.

Задача 5.

Ответ: в) место. Устойчивые выражения: больное место; мокрое место; пустое место; уложить кого- либо на месте; поставить кого –либо или что –либо на место. Для остальных слов отметим следующее: кровать и стол не бывают больными, а вид и печень – мокрыми и пустыми.

Станция 9 «Коротково»

Замени одним словом, изобрази:

Баклуши бить -

Белены объесться -

После дождичка в четверг -

стреляный воробей –

Намылить шею, голову -

На краю земли -

Работать спустя рукава -

Воды в рот набрал

Водить за нос

Давать голову на отсечение

Зуб на зуб не попадает

Горбить спину - работать

Душа в пятки ушла -

Как в воду опущенный

Ответы:

Баклуши бить - бездельничать Белены объесться - взбеситься (применяется к людям, которые делают глупости После дождичка в четверг - никогда

стреляный воробей - опытный

Намылить шею, голову - сильно отругать

На краю земли - где-то очень далеко

Работать спустя рукава - работать плохо, с ленцой

Воды в рот набрал – молчит и не желает отвечать

Водить за нос – обманывать

Давать голову на отсечение – обещать.

Зуб на зуб не попадает - говорят, если кто-то замёрз от сильного холода или от дрожи, волнения, страха.

Горбить спину - работать.

Душа в пятки ушла - человек перетрусивший, испугавшийся

Как в воду опущенный – печальный, грустный

Станция 10 «Препиналкино»

Определите варианты прочтения фраз:

1) В эту ночь холодную печь растопили.

2) На утес одинокий орел садится.

Станция 11 "Большие правки”

Лексические нормы

В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ
нужно употребить ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ?

1) Работы, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ художником на выставке,
не были оценены по достоинству.

2) Товарищи молодого лейтенанта, ПРЕДСТАВЛЕННОГО к
ордену, были несказанно рады задруга.

3) Члены комиссии выразили благодарность за ПРЕДСТАВ-
ЛЕННЫЕ в их распоряжение материалы инспекции.

4) Ассортимент продукции, ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ на нашем
сайте, необычайно широк.

Морфологические нормы

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара капроновых чулков

2) поезжай по этой дороге

3) подожжёт хворост

4) до две тысячи десятого года

Синтаксические нормы

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Закрыв глаза,

1) моё тело вдруг перестало чувствовать усталость, и я
мгновенно заснул.

2) попробуйте вспомнить самые волнующие минуты ва-
шей жизни.

3) мне показалось, что весь мир растворился в бархатной
темноте.

4) не оставалось другого выбора, кроме как притвориться
спящим.

Синтаксические нормы (в словосочетании, в простом и сложном предложениях)

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) С мнением историка соглашались теперь и те, кто ещё
недавно критиковал его позицию.

2) С первого июня электрички будут ходить согласно лет-
него расписания.

3) В рассказе «Матрёнин Двор» отразились основные сто-
роны жизни российской деревни середины XX века.

4) Пушкин стал одним из участников нового поэтического
общества, противостоящего идеям Шишкова.

Станция 12 "Творилово” ("Рифмачи”)

Строки известных поэтических произведений "переведены” на язык прозы. Попробуйте их узнать.

Например: "Холодно и светло. Прекрасная часть суток”. – Мороз и солнце! День чудесный.

Непогода темнотой укрывает землю, поднимая снег столбом. То она кричит, как животное, то ревет, как ребёнок. (Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…) Нахожусь за ограждением, в сыром и тёмном помещении. Юная птица, выращенная в клетке, моя печальная приятельница, ест сырое мясо. (Сижу за решёткой в темнице сырой. // Вскормлённый в неволе орёл молодой, // мой грустный товарищ, махая крылом, // кровавую пищу клюёт под окном.) Облака воздушные, бессмертные путешественники! Полем голубым вы несётесь, выстраиваясь друг за другом, как и я, выгнанные с любимого севера в южном направлении. (Тучки небесные, вечные странники! // Степью лазурною, цепью жемчужною // мчитесь вы, будто как я же изгнанники, // с милого севера в сторону южную…)

Станция 13 "Дежурная буква"

Составьте небольшой текст, в котором все слова будут начинаться с одной буквы. (Например: Витя влез в ванну. Вера взяла вилку в вазе. Вот ведро воды.)

Дежурит буква К.

Дежурит буква П.

Станция 14 "Скороговоркино".

Произнесите скороговорку.

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.

У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.

«Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки свои»!

5. Рефлексия.

Как беречь чистоту речи, пока вы учитесь? Надежных рецептов нет. Но приемы, принятые и одобренные вами, помогут сохранить чистоту русского языка:

Не говорите плохих слов сами.

Не копируйте других.

Не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст”.

Запишите предложение:

Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство! Настоящий контроль – это контроль изнутри.

- Как вы понимаете данное выражение?

Ответы учащихся.

Мы не властны над речью других, но мы хозяева своего слова.

Пусть о вас всегда говорят: “Это культурные люди, владеющие культурой чувств, культурой общения, умеющие правильно, красиво и выразительно говорить, писать!”

И.А. Бунин

«Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте.
Звучат лишь Письмена!
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
Наш дар бесценный речь».

6. Домашнее задание:

Сочинение-миниатюра “За чистоту русской речи”!

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 1

Станция

«Грамотей»

«Аз, буки, веди»

«Художественная»

«Орфоэпическая»

«В мире слов»

Время

оценка

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 2

Станция

«Аз, буки, веди»

«Художественная»

«Орфоэпическая»

«В мире слов»

«Грамотей»

Время

оценка


ГОРОДСКОЙ КОНКУРС СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

«ОТ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА – К РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ»

Номинация: «Уметь, чтобы помочь, знать, чтобы защитить…»

Направление: профилактика употребления в речи ненормативной лексики, жаргонизмов и излишнего подросткового сленга

Тема: «Мы за чистоту русского языка"

3-б класса,

МБОУ СОШ ЗАТО Видяево

Руководитель:

Пантась Нина Васильевна, учитель начальных классов,

ЗАТО Видяево

2016

ВВЕДЕНИЕ

Глава I . ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

1. 1 Причины употребления в речи ненормативной лексики, жаргонизмов, подросткового сленга.............................................................................................................................................21. 2 Краткая аннотация проекта.................................................................................................2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава II . ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

2.1. Цель проекта…................................................................................................................2 - 3

2.2. Задачи проекта ………………………………………………………............................2 - 3

Глава III . ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

3.1. Актуальность........................................................................................................................3

3.2. Юридическая правомерность действий в ходе

проекта ………………………………………………………………….........................4

3.3. Этапы реализации проекта……………………………………………….........................4

3.4. Формы работы над проектом……………………………………….……...................4 - 5

3.5. Научно-методическая работа........................................................................................... 5

3.6. Материально-техническое обеспечение………………………………......................5 - 6

3.7. Контрольно-инспекционная и аналитическая работа …………………........................6

3.8. Взаимодействие с родителями, с друг другом, с организациями Мурманской

области…………………………………………….............................................................6

3.9. План осуществления проекта......................................................................................6 - 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Глава 1 V . ИТОГИ

4.1. Ожидаемый результат…………………………………………………............................8

4.2. Перспективы развития проекта ………………………………………............................8

4.3. Оценка успешности проекта …………………………………………........................8 - 9

Полезные ресурсы: ………….....................................................................................................9

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I . ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

1.1. Причины употребления в речи ненормативной лексики, жаргонизмов, подросткового сленга:

а) для достижения определённого социального статуса в группе на основе принятия ее социальных и нравственных ценностей; б) ради забавы и удовольствия; в) для демонстрации остроты своего ума; г) в целях избежания повседневной банальности употребления слов литературного языка, стремление к большей экспрессивности речи; д) для привлечения внимания к собственной персоне; е) для выполнения конспиративной функции; социальной общности; ж) для создания собственной речевой маски.

1.2. Аннотация проекта

Наш проект «Мы за чистоту русского языка!» направлен на актуализацию проблемы существования ненормативной лексики, жаргонизмов и излишнего подросткового сленга в речи учеников начальной школы и отношения современного общества к этой "помолодевшей" действительности.

В своём проекте, мы хотим предоставить возможность нашим сверстникам задуматься и обсудить проблему существования в русском языке слов, которые не включены в традиционные словари, которые не рекомендуется употреблять в публичной речи, в том числе при общении в школе, в общественных местах.

Мы уверены, что наша словесная распущенность играет не последнюю роль в нашем формировании, в нашем интеллектуальном развитии, для нашего здоровья. Сегодня матом не ругаются, а разговаривают школьники, молодежь, взрослые мужчины и женщины. Мат распространяют СМИ и киноискусство. Жаргонизмы, сленг - обедняют нашу речь.

Своим проектом мы хотим привлечь внимание всех, а прежде всего школьников, к проблеме той части лексики, которая до некоторого времени считалась неприличной, а публично произнесенная фраза стоила человеку потери авторитета, каралась штрафом или наказанием в виде содержания под арестом в течение 15 суток.

Проект направлен изучение возможностей богатого литературного русского языка, на профилактику и предупреждение "загрязнения" нашей речи, на нетерпимость к подобным словам. Он охватывает важные стороны работы над нашей речью, исторические корни и включает интересные и доступные для учащихся формы работы. Его оригинальность в том, что дети сами непосредственно могут видеть ошибки других, анализировать их, искать решения для предотвращения этих ошибок. Учителем разработаны технологии по профилактике "загрязнения" русского языка. Действия в ходе проекта происходят в неназидательной форме. Каждый участник проекта ощущает свою значимость в данной работе, понимает, что от его успешности зависит успешность других. По этой причине каждый участник проекта всё выполняет добросовестно и сознательно. Проект жизнеспособен, имеет перспективы к развитию.

Проект рассчитан на 1 год

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава II . ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

2.1. Цель проекта:

2.2.Задачипроекта:

формирование позитивной речевой культуры в среде учеников.

а) привлечь внимание к проблеме ненормативной лексики и чистоты русского языка;

б) воспитать уважительное отношение к окружающим;

в) определить роль заимствованных с других языков слов;

г) познакомить учащихся с архаизмами и неологизмами;

д) прививать учащимся стремление к красоте, правильности русской речи;

е) повысить уровень культуры общения в среде подрастающего поколения.

Глава III . ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

3.1. Актуальность

Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, логично, образно, умение завладеть вниманием слушателей – своеобразная характеристика культурного человека, вызывающего симпатию окружающих, способного адаптироваться в обществе. Все мы знаем, насколько важна культура речевого поведения для хорошего будущего подрастающего человека. Конечно, формирование грамотной речи зависит от многих факторов: семьи, культуры воспитания, окружения и, конечно же, образования, желания личности самосовершенствоваться.

В последнее время наблюдается резкое падение общей речевой культуры. Проблемы языка давно уже вышли за рамки филологии и встали в ряд с другими общедуховными проблемами общества, речь становится не только средством коммуникации, но и мощным энергетическим зарядом, оказывающим скрытое воздействие на психику человека и весь окружающий мир.

Косноязычие, небрежность, неточность в подборе слов для выражения мысли поразительны, мы употребляем слова, даже не задумываясь об уместности их употребления. На страницы периодической печати, массовой литературы, в речь образованных людей потоком хлынули жаргонизмы, просторечные элементы и другие нелитературные средства: кусок, стольник, лимон, зеленые, баксы, отмывать и т. д. Общеупотребительными даже в официальной речи стали слова: тусовка, тусоваться, разборка, беспредел и многие другие. Не менее яркой чертой сегодняшнего языкового развития можно считать и засорение речи заимствованиями. Заимствования стали не просто модными словечками в речи школьников: шоу (зрелище), дисплей (экран), хит (шлягер), а необходимыми… Что остается говорить о любимом многими учащимися «контакте», дающем возможность свободного общения в онлайне? Да, это интересно, однако, если сокращенные слова, удобные для быстрого общения, использовать в устной, а то и в письменной речи, по меньшей мере, у слушателей вызывает недоумение. Да и как понять слова «мя», «тя», «лю», часто употребляемые детьми? Разве в нашем языке недостаточно ясных, чистых слов, понятных каждому человеку, которые не требуют замены? Больно за то, что невидимое, на первый взгляд, увлечение, сокращение слов, небрежное их использование приводит к бескультурью, обеднению словарного запаса, умалению достоинства личности…

А употребление в речи школьников, даже начальных классов, ненормативной лексики!

Вот почему актуальной становится проблема сохранения чистоты, лексического богатства русского языка, возможность использования его художественных средств для развития культуры общества. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.

И наиболее важная роль в этом отводится школе…

3.2. Юридическая правомерность предложений и действий в ходе проекта

Перед началом работы над проектом проводится представление родителям учеников краткой информации о проекте и получение от них согласия на сотрудничество детей, на работу детей с родителями в Интернете, публикации текстов и других наработок, выполненных коллективно или ребёнком индивидуально, а также фотографий детей в коллективной рукописной книге «Мы за чистоту русского языка»..

3.3. Этапы реализации проекта

Подготовительный

Основной

Заключительный

с ентябрь - октябрь

ноябрь - апрель

май

подготовка базы для выполнения

проекта

вся основная работа по воплощению проекта в жизнь: сбор и оформление материала, классные часы, классные мероприятия, открытое занятие «Мы за чистоту русского языка», знакомство со словарями, участие в "Дне Словаря", изучение исторических корней ненормативной лексики, заимствованных слов, неологизмов, архаизмов, жаргонизмов, молодёжного сленга, изучаем культуру других народов (саамская культура), поездки на экскурсии, участие в конкурсах (даже международных), знакомство с произведениями русских писателей и поэтов, помогающими почувствовать красоту русского языка, тесный контакт с МБО ЗАТО Виядево с целью привить любовь к книгам, обогатить речь школьников, прочее...

выпуск и презентация книги, обобщение опыта, печать в наработок в Интернете, "Вестнике Видяево", поездка на праздник славянской культуры и письменности в г. Мурманск.

3.4. Формы работы над проектом

Наш проект стал частью жизни детей, т. к. он интересен, жизнеспособен. В проекте задействованы такие взаимодополняющие друг друга формы работы:

пассивные формы работы

активные формы работы

работа над чистотой русского языка, его обогащением на уроках, в курсе учебных дисциплин: русский язык, литературное чтение и прочих;

конкурс сочинений "Мы за чистоту русского языка";

классные часы, беседы;

участие в различных конкурсах стихов (классных, общешкольных)

использование простора Интернет;

классные часы;

встречи с интересными людьми;

самостоятельный сбор материала;

выпуск и презентация книги Мы за чистоту русского языка»;

чтение художественной литературы.

изучаем культуру других народов (саамская культура) - поездка на экскурсию в деревню Самь - Сыйт; с

равниваем две культуры;

печать наработок в Интернете;

беседы;

поездка на праздник славянской письменности и культуры в г. Мурманск;

публикация статьи в "Вестнике Видяево";

сотрудничество с МБО ЗАТО Видяево;

участие в Дне Словаря;

участие в XX международном конкурсе детской рукописной книги;

классные мероприятия, направленные на расширение читательского кругозора, обогащению русского языка и нетерпимости к "засорению" языка;

мероприятия в рамках кружка "Я - читатель" и "Я - исследователь".

3.5. Научно-методическая работа

Это:

беседы учителя с родителями о необходимости обогащения и чистоты русского языка школьников;

оказание методической помощи родителям в плане привития любви к чтению детей и расширения их читательского кругозора;

создание и обновление странички в методическом уголке.

3.6. Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение предполагает обновление странички в методическом уголке, выделение средств на создание рукописной книги, средств на поездку на праздник славянской письменности и культуры, призов победителям в различных играх и конкурсах. Все средства выделяются родителями.

Смета:

Наименование

Цена (средняя)

Количество

Стоимость

Средства для рукописных книг

500, 0

500, 0

Средства для странички в методическом уголке

200, 0

200, 0

Средства на поездку в г. Мурманск

300, 0

6 300, 0

Средства на поездку в деревню Самь - Сыйт

1000, 0

21 000

Призы

1050, 0

Итого

29 050, 0

3.7. Контрольно-инспекционная и аналитическая работа

Эта работа по анализу причин и условий, засорения русского языка, бедности речи учащихся, отслеживания изменений в речи учащихся в ходе работы над проектом, это работа по отбору найденного материала и оформлению страничек книги. К этой работе привлекаются все участники проекта с чётким разграничением задач каждого участника.

3.8. Взаимодействие с родителями, с друг другом, организациями Мурманской области

Взаимодействие с друг другом и родителями подразумевает совместное участие в проводимых мероприятиях.

Взаимодействие с другими организациями (МОЦ ДОД «Лапландия», МБО ЗАТО Видяево, прочее) – это совместные мероприятия: участие в конкурсах этих организаций, посещение выставок по данной теме, прочее. (Включение в сотрудничество с этими организациями по мере объявлений этими организациями мероприятий по указанной теме).

3.10. План осуществления проекта

Подготовительный

Основной

Заключительный

сентябрь - октябрь

ноябрь - апрель

май

Подготовка базы для выполнения проекта:

Основная работа по воплощению проекта в жизнь:

1. Печать наработок в Интернете (по мере их завершения).

2. Участие в конкурсах чтецов (по мере их проведения).

3. Посещение выставок, связанных с культурой русского языка"

4. Еженедельно слушаем аудиозаписи русских писателей в исполнении мастеров слова, читаем предложенные произведения.

5. Работаем (регулярно)над созданием рукописных книг:

"Мы за чистоту русского языка",

"Мой сильный маленький народ"

6. Сотрудничествво с МБО ЗАТО Видяево, МОЦ ДОД "Лапландия"

1. Обобщение опыта.

2. Выпуск и презентация книги "Мы за чистоту русского языка"

На протяжении подготовительное периода наблюдаем за речью сверстников, тестируем одноклассников по теме "Твоё отношение к ненормативной лексике, жаргонным словам. Что ты думаешь о твоей речи и речи твоих одноклассников, друзей!.

1. Поездка в деревню Самь - Сыйт

14 сентября 2016

1. Выбор темы,

согласование с родителями, распределение обязанностей.

1. Конкурс сочинений "Мы за чистоту русского языка"

2. Участие в общешкольном конкурсе чтецов "Это родина моя"

3. История ненормативной лексики, жаргонизмов, молодёжного сленга.

1. Поездка в г Мурманск на праздник славянской культуры и письменности

2. Публикация статьи в "Вестнике Видяево" "Русский язык - наше богатство"

1. Решение юридических вопросов. 2. Решение вопросов финансирования.

1. Открытое мероприятие в рамках недели начальной школы "В гости к саамам"

1. Решение вопросов по сотрудничеству.

Беседы:

Классные часы (по одному классном у часу, начитная с ноября 2016 года):

1. " Сила слова"

2. "Ты и твоя речь"

3. "Встречают - по одёжке, провожают - по уму"

4. "Чтобы научиться красиво говорить..."

5. "Книга - твой лучший друг".

6. "Поэты и писатели современности"

7. "Великие русские писатели и поэты"

Создание странички в классном методическом уголке.

Изучаем архаизмы.

интеллектуально-познавательная игра «Мы за чистоту русского языка»;

Встреча с интересными людьми (ЛИТО "Сполохи")

Изучаем неологизмы.

Изучаем заимствованные слова.

Классное мероприятие "Сударыня, позвольте"

Праздник "Как в старину"

Познавательная игра «Своя игра. Русский язык и литература.»

1. Игра "Словесные баталии"

1. Подводим итоги "Какой стала наша речь"

1. Участие в XX международном конкурсе детской рукописной книги

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Глава V . ИТОГИ

5.1. Ожидаемый результат

1.Реализация программы позволит сделать более красивой и богатой речь школьников, начнёт вырабатывать нетерпимость к "загрязнению" русской речи

2. У детей начнёт повысится читательская активность, возрастёт интерес к книгам.

3. Дети с получат возможность более легко общаться в любом обществе, не используя "новомодные словечки" в своей речи.

4. Учащиеся получат возможность узнать культуру коренных жителей Кольского Севера и начнут с уважением относиться к любой мировой культуре.

5.2. Перспективы развития проекта

Дети смогут представить рукописную книгу "Мы за чистоту русского языка" другим учащимся школы, с ней участвовать на конкурсах, привлечь в свои ряды единомышленников, начнут ценить свой язык, обогащать свою речь.

5.3. Оценка успешности проекта

Проект нацелен на достижение практического результата. Об этом говорит эффективность действий по реализации проекта. Во главу проекта ставится главная позитивная ценность - обозначение взрослым проблемы и охотное включение взрослых в реализацию проекта, создание мотивации для детей и взрослых, отвечающей потребностям детей. В ходе реализации проекта использованы и другие позитивные ценности, описанные в главах проекта и разумно подобранные с учётом возрастных особенностей учащихся начальной школы.

Проект или его отдельные технологии (некоторые технологии разработаны руководителем проекта) можно успешно использовать и другими группами учащихся.

Проект оригинален своими решениями практической направленности: семейное участие, коллективное творчество, использование материалов Интернет и прочее.

Проект жизнеспособен, поскольку он актуален. Он построен с учетом реальных возможностей и ресурсов МБОУ СОШ ЗАТО Видяево.

Полезные ресурсы:

1. https://deti-online.com/skazki/rasskazy-prishvina/ - Рассказы М. Пришвина для детей

2. https://www.tikitoki.ru/stihi-dlya-detey/poezija-sergeja-esenina-detjam - Поэзия С. Есенина детям

3. http://www.4egena100.info/olimpiada/citaty.html - цитаты великих писателей о русском языке

4. http://festival.1september.ru/articles/511075/ - Семинар-практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста "Учите детей говорить правильно"

5. http://www.krupenichka.ru/ustarevshie-slova/slovar-ustarevshih-slov.htmlСловарь устаревших слов

6. http://likbez24.ru/index.php/leksika/item/246-leksicheskij-slovarik - Лексический (толковый) словарь неологизмов

7. http://www.studfiles.ru/preview/6311366/page:34/ - Словарь подросткового сленга

8. http://slavculture.ru/mir/1178-mat-v-russkom-yazyke.html - Откуда появился мат в русском языке

ПРИЛОЖЕНИЯ

Реферат "За чистоту русского языка"



I. Введение.. Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.. Ненормативная лексика.. Заключение.


Введение


Современное состояние русского языка в России вызывает тревогу профессиональных словесников, ученых-лингвистов, писателей, президента страны В.В.Путина. Эту обеспокоенность я почувствовала, находясь на Всероссийской олимпиаде в Москве, в выступлении перед участниками олимпиады кандидата филологических наук, доцента, заведующего кафедрой русского языка ИИЯ РУДН Синячкина В.П., в обращениях к министру Просвещения Фурсенко учащихся школ России.

Языковая культура россиян, в первую очередь молодежи, далека от тех литературных норм, которых придерживались А.С.Пушкин, создатель русского литературного языка, И. С. Тургенев, тонкий ценитель «великого и прекрасного», Л.Н.Толстой, великолепно умеющий передавать сложные оттенки чувств героев.

Сочный, искрящийся, самобытный язык нашего народа, отточенный, красивый, богатый, глубокий язык наших русских писателей и поэтов находится в опасности потому, что так называемая ненормативная лексика, составляющая два-три процента нашей словесности, стал в современном русском языке доминировать.

Глубокие раздумья о состоянии нашего русского языка побудили меня взяться за этот реферат. В основу моей работы легли материалы энциклопедического словаря юного литературоведа, филолога, прослушанные в школе элективные курсы по русскому языку, труды Бабайцева и Ладыженской, Брагиной и Синячкина.

Своей работой я хочу привлечь внимание моих одноклассников, моих сверстников к этой проблеме, пробудить в них национальное самосознание, помочь понять, что изумрудная россыпь родной словесности лишь тогда победит языковую шелуху, когда она осветит душу каждого своим редкостным сиянием.

Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется

русский язык жаргонный термин

Доброе и злое, смелое и робкое, мудрое и глупое, искреннее и лживое, торжественное и обыденное - все это о слове, с помощью которого можно и признаться в любви, и укорять в ненависти, восхвалять красоту и обличать безобразие, рассказывать о подвиге и о предательстве, изображать свет и тьму, праздники и будни, радость и грусть, молодость и старость. С помощью слова можно подарить надежду и вселить разочарование, убедить в величии и унизить до ненависти. Словом можно ранить, а можно возвысить. Невозможно до конца осознать, каким удивительным инструментом выражение наших мыслей и настроения мы обладаем.

Трудно сказать, с какого возраста человек осознает, что для решения всех проблем, больших и малых, есть прекрасное средство - язык. Мне кажется, это я осознала с первым проблеском своего детского сознания, когда покорилась магии звучных слов: мама, дай, хочу. Я поняла, что смысловая суть этих слов удовлетворяет мои первейшие запросы.

Я росла, а вместе со мной рос мой язык, прекрасный русский язык. Меня «поили» им с рождения, с колыбели слышала я самую чистую русскую речь из сказок А.С.Пушкина, эти дивные родные слова впитала я в себя, они просто пришли ко мне и ласково легли в душу.

Родной язык, язык моих любимых поэтов и писателей помог увидеть серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, журавлиный косяк в небесной лазури. Увидела и изумилась! Без него, без русского языка, осталась бы я нема и глуха к этим красотам.

Ненормативная лексика


К сожалению, сейчас для этого богатого и красивого языка настало трудное время; происходит нравственная деградация общества, наблюдается удручающе низкий уровень духовности.

Это напрямую отражается и в языке. С экранов телевизоров, по радио, на улицах городов мы слышим сниженную, вульгарную, грубую речь, граничащую с уголовным жаргоном, упрощенную до крайности пошлого вкуса! Нашему «великому и могучему» русскому языку угрожают четыре проблемы:

Засорение терминами и словесными оборотами иностранного происхождения.

Все более широкое использование в русской речи слов и оборотов жаргонного характера.

Отказ ближнего зарубежья от изучения русского языка.

Ограничение использования его в качестве одного из мировых языков международного общения.

Уходят исконные слова и выражения, появляются новые, но вместе с тем и чужие понятия. Так нельзя! Мы русские (а еще раньше - русичи), всегда отличались красотой и певучестью речи. Не понятно, почему мы так приклоняемся перед всем иностранным и неоправданно употребляем слова, которые могут быть заменены русскими соответствиями.

Наверное, стоит поучиться у французов, которые за любые публичные нарушения норм национального языка, за посягательство на него в угрозу иностранщины, накладывают внушительные штрафы. В Польше проводят общенациональные контрольные на знание родного языка. Очень консервативные в смысле защиты от всего наносного остается немецкий язык. И подобных примеров в цивилизованных странах очень много.

У нас же родной язык гибнет, разлагается. А поскольку он является не только средством общения, но и хранителем культуры, то разрушается и сама культура.

Недавно по всем каналам прошел сюжет о том, как губернатор Ульяновской области учинил аппаратчикам всех уровней экзамены по русскому языку. Правильно! Иногда стыдно слышать выступления представителей власти, нарушающих нормы литературного языка. Но не экзамены нужны, а системная работа, возведенная в ранг государственной политики сбережения языка.

В силу своего возраста и неопытности я не могу представить эту систему работы, но понимаю, что ею должны быть охвачены детсады и школы, библиотеки и досуговые центры, телевидение и печать, высшие учебные заведения и органы власти, родители, ученики, писатели, деятели культуры, политики.

Увеличить количество уроков русского языка в старших классах.

Обратить внимание министерства просвещения на учебники, по которым работают школьники. Они должны быть красивыми по форме и умными, глубокими по содержанию.

Расширить круг научно-популярных передач по лингвистике.

Сделать классические произведения мировой литературы доступными каждой семье.

Ограничить доступ на телевидение, на страницы журналов и газет жаргонных, вульгарных слов, слов-пустышек.

На телевидении должно быть больше молодежных шоу, из которых было бы понятно, что говорить на правильном русском языке модно, потому что мы, молодые, подвержены моде.

В школах проводить больше уроков, интересных мероприятий по культуре речи.

Нам необходимо привить любовь к языку у граждан и, в первую очередь, у современной молодежи, чтобы показать роль русского языка на мировом ристалище и в межгосударственных связях.

Общая борьба, именно борьба, за чистоту родного языка даст свои результаты, если в стране будет объявлен не год русского языка, а век русского языка.

Заключение


Трудно переоценить роль русского языка, как в жизни отдельного человека, так в жизни всей нашей большой страны. Она поистине огромна: русский язык объединяет людей, хранит и передает будущим поколениям культурные ценности, задает направления научным исследованиям, он поддерживает, растит и оживляет наше самосознание.

Понимание этого заставляет всех нас более бережно и заботливо относиться к общей культуре родного слова и помнить о необходимости совершенствования собственной речи. Нужно каждому воспитывать в себе вкус к хорошей музыке, живописи.

В процессе работы над рефератом это я осознала еще глубже, уяснила для себя, что правильная, безошибочная речь - лучшая характеристика образованного человека. И, поэтому, насколько позволяет мне возраст, мои знания, силы, я буду пропагандировать в школе и среди моих сверстников великое русское слово.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Ландшафтный дизайн