Теория атрибуции социальной психологии. Ирина альбертовна мейжиссоциальная психология

Ф. Хайдер является основоположником исследований атрибутивных процессов. В предложенной им концепции человек стремится к формированию непротиворечивой и связной картины мира, и в процессе этого стремления у него "вырабатывается "житейская психология" как результат попыток объяснить для себя причины поведения другого человека и прежде всего вызвавшие его мотивы" . При этом важно, "объясняем ли мы то или иное явление факторами, локализованными внутри человека или вне его" (например, объяснить ошибку человека можно его низкими способностями, что будет представлять внутреннюю причину, либо трудностью задачи, что будет являться внешней причиной). Причем характер объяснения "в каждом отдельном случае определяется не только уровнем развития субъекта, его собственными побуждениями, но также необходимостью сохранить когнитивный баланс" . Примером может служить то, что при несовпадении ожидаемых действий и реакций, исходящих от знакомого человека нарушается когнитивное равновесие, и у познающего вступают в действие психологические силы, стремящиеся его восстановить.

Многие положения концепции Ф. Хайдера были проверены и подтверждены экспериментально, сам же он ссылается на эксперимент М. Циллига, проведенный еще в 1928 году. "В этом эксперименте две группы детей - популярных и непопулярных - выступали перед своими одноклассниками с гимнастическими упражнениями. Хотя "популярные" специально делали ошибки, а "непопулярные" выступали безошибочно, зрители впоследствии говорили об обратном. .

Теория каузальной атрибуции Г. Келли

Теория атрибутивного процесса, предложенная Г. Келли, достаточно развернуто отвечает на вопрос о том, откуда берутся причины, приписываемые объекту восприятия. В данной теории разбираются два случая:

1. Когда воспринимающий черпает информацию из многих источников и имеет возможность различным образом комбинировать поведение объекта и его причины, выбрав одну из них, при этом есть неоднократные наблюдения.

2. Когда воспринимающий имеет одно-единственное наблюдение и тем не менее должен как-то объяснить причину события,

которых может быть несколько.

Для каждого из этих двух случаев предназначен специальный раздел теории Г. Келли: первый случай рассматривается в "модели анализа вариаций" (ANOVA), второй - в теории каузальных схем .

Модель анализа вариаций включает в себя такие структурные элементы атрибутивного процесса, как: Личность, Стимул (объект), Обстоятельства. "Соответственно называются три вида причин (а не два, как у Хайдера): личностные, стимульные (или объектные) и обстоятельственные" , при этом "три вида элементов и три вида причин составляют "каузальное пространство", которое изображается при помощи куба, где стороны обозначают виды атрибуции" , а сущность процесса приписывания причин заключается в том, чтобы "находить адекватные варианты сочетания причин и следствий в каждой конкретной ситуации" . В данном случае, "когда воспринимающий имеет возможность пользоваться данными многих, а не одного наблюдения, он "подбирает" причину к тем факторам, с которыми, как ему кажется, будет ковариировать результат" . Важно отметить то, что данную схему нельзя рассматривать как абсолютную, так как в ряде случаев "индивид может демонстрировать выбор и сложных причин, например "личностно-объектную"" .

Суть принципа конфигурации заключается в том, что "если в реальных ситуациях человек не располагает никакой информацией о реакциях субъекта на аналогичные стимулы или о реакциях других людей на тот же самый стимул (т.е. не может использовать критерии подобия, различия и соответствия), то он должен обрисовать для себя всю конфигурацию возможных причин и выбрать одну из них" , и для облегчения этого процесса предлагается учитывать следующие возможные характеристики причин: а) обесценивания (субъект отбрасывает те причины, которым есть альтернатива по причине их "обесценивания"), б) усиления (чаще приписывается причина, которая чем-нибудь усиливается: например, она кажется более вероятной, потому что встречает препятствие), в) систематического искажения информации (ошибки атрибуции), образующих в совокупности "принципы конфигурации" .

Люди очень часто пытаются ответить на вопрос, почему окружающие поступают так, а не иначе; пытаются найти причину такого поведения или описать обстоятельства, которые сложились определенным образом и побудили другого человека совершить поступок, который следует оценивать как положительный либо отрицательный, правильный либо неправильный. Разработанная социальными психологами теория социальной атрибуции утверждает, что, описывая поведение других людей, человек, как правило, руководствуется неким здравым смыслом. Однако подобный подход к анализу поведения другого человека часто приводит к тому, что называют ошибками атрибуции. Эти ошибки связаны с явлением стерео- типизации, т.е. поведение другого человека люди во многом склонны описывать под воздействием неких знакомых им стереотипов. Но в таком случае способные манипуляторы легко обманывают собеседника, партнера по общению или бизнесу, подменяя стереотипными действиями свои истинные мотивы и цели.

Как показывают исследования в этой области, в своих неудачах люди чаще винят обстоятельства, тогда как неудачи других объясняют личными качествами тех людей, которые не достигают жизненного успеха либо попадают в нелепые или опасные для них ситуации (каузальная атрибуция ).

Очень часто, взаимодействуя с другими людьми и оценивая свой вклад в общее дело, человек объясняет полученный результат (положительный либо отрицательный), основываясь на понятии причины. В этом случае могут быть выделены два социально-психологических типа людей. В научной литературе они получили название интерналов и экстерналов. Первые считают, что своими удачами или неудачами они обязаны самим себе, вторые видят причину собственных успехов или неуспехов в других людях. Эта модель носит название локуса контроля, ее разработал американский социальный психолог Джулиан Роттер.

Социально-психологическая установка

Одним из основных понятий социальной психологии, которое имеет непосредственное отношение к общению и взаимодействию людей, является понятие социально-психологической установки. Для психологии понятие установки (аттитюда ) является классическим. Оно впервые стало употребляться в начале прошлого века благодаря работам У. Томаса и Ф. Знанецкого, которые в 1918–1920 гг. изучали процесс адаптации польских эмигрантов в США. Позже, описывая структуру социальнопсихологической установки, американский психолог М. Смит предложил рассматривать ее как состоящую из трех компонентов: когнитивного (познавательного), аффективного (эмоционального), конативного (поведенческого). Сегодня изучение социально-психологической установки как фундаментального психологического феномена уже не проводится. Однако это понятие очень широко используется в качестве объяснительного принципа, психологического механизма, позволяющего проанализировать и описать то, что происходит с людьми в процессе социального влияния, взаимодействия, в частности, в результате влияния рекламы на сознание и поведение потребителя.

Пример

В середине 1990-х гг., когда наша страна переходила от плановой экономики к рыночной, появились совершенно новые для нас виды предпринимательской деятельности, и в частности реклама. О критериях ее экономической и психологической эффективности у большинства предпринимателей в те времена были весьма смутные представления. Тогда можно было столкнуться с огромным количеством психологических ошибок, которые допускались при производстве рекламной продукции. Например, в газетах рекламных объявлений, каких в те годы было очень много, объявления о продаже товаров и услуг обычно сопровождались слоганами и рисунками, задачей которых, по замыслу рекламодателей, являлось создание дополнительного положительного эмоционального впечатления и, соответственно, усиления эффекта от воздействия рекламы на потребителей.

В таких газетах в большом количестве можно было встретить рекламу жевательной резинки, зубной пасты или, скажем, шоколадных батончиков. В это время в Психологическое агентство для рекламных исследований (ПАРИ) обратился человек с просьбой ответить на вопрос: почему из трех видов рекламы одной и той же продукции, которую делает его фирма, хорошо работает только одна? Он предоставил три вида рекламных материалов, на которых по-разному был изображен шоколадный батончик. При этом менеджер попросил дать ему обоснованное научное объяснение данного явления и предложить методику количественной оценки психологической эффективности рекламных материалов.

Нужно отметить, что и в те годы, и сегодня рекламодатели и рекламисты не очень доверяют психологии как науке, когда речь идет о рекламе, хотя большинству людей кажется, что психология играет здесь чуть ли не определяющую роль. Предприниматели до сих пор предпочитают создавать рекламную продукцию, основываясь не на экспериментах, а на предшествующем удачном опыте рекламной кампании или интуиции рекламиста. Это происходит во многом потому, что, с одной стороны, психологические исследования требуют затрат времени и денег, а с другой стороны, рекомендации психологов, не имеющих опыта работы в рекламе и маркетинге, очень часто оказываются малоэффективными.

Итак, для экспертизы было предоставлено три рисунка.

  • 1. "Батончик в упаковке". С такой рекламой он продавался не очень хорошо.
  • 2. "Батончик в разрезе". Здесь были видны его внутренние слои – карамель, орехи, шоколад. Такие батончики продавались лучше всего, что, по-видимому, объяснялось когнитивным эффектом: изображение слоев расширяло представления покупателя о товаре и способствовало его высокой оценке по критерию информативности (когнитивный компонент установки ). Точно так же лучше продавались, например, фильтры для воды, в рекламе которых были представлены фильтрующие слои и указаны материалы, из которых они изготовлены.
  • 3. "Надкусанный батончик". Стремясь к максимальной реалистичности рекламы, художник не просто представил строение продукта в разрезе, но и изобразил следы зубов человека, который как бы откусил часть батончика. Наверное, художнику казалось, что такой вариант рекламы должен лучше всего воздействовать на потребителя. Возможно, в процессе работы над рисунком изображение человека, получающего удовольствие от еды, исчезло, а следы его зубов остались.

Для оценки психологической эффективности реклама рассматривалась с точки зрения теории социально-психологической установки. Специально подобранной группе испытуемых предложили несколько тестов, чтобы оценить, когнитивный, аффективный и конативный компоненты установки, которую должна создавать реклама в сознании человека, влияя на его потребительское поведение. По когнитивным тестам на первые места рейтинга вышли батончики с демонстрацией слоев.

Как уже отмечалось, это позволяло усилить эмоциональное впечатление от продукта и сделать изображение батончика "более вкусным", чем то, где его демонстрировали в обертке. По аффективному тесту первые места заняли батончик в упаковке и с ровным разрезом посредине. На последнем месте оказался батончик со следами зубов: он явно вызывал неприятные эмоциональные ощущения у респондентов. Аналогично тест на конативный компонент показал, что покупатели не испытывают непреодолимого стремления купить этот продукт: изображение следов от зубов вызывало у них чувство брезгливости, а вовсе не желание попробовать батончик и ощутить удовольствие, как первоначально полагал художник.

Как показал анализ, компоненты социально-психологической установки в рекламе надкусанного шоколадного батончика находятся в противоречии друг с другом. Это означает, что социально-психологическую установку на приобретение товара создать не удалось. В результате исследований была разработана методика, которая позволила проводить оценку рекламы на основе модели социально-психологической установки и сравнивать различные рекламные материалы, оценивая их по компонентам.

Следует отметить, что первоначально на теорию и понятие социально- психологической установки психологи возлагали большие надежды. Они полагали, что это позволит изучить механизмы социального влияния и объяснить, как именно регулируется индивидуальное поведение человека в условиях общения с другими людьми. Методики оценки социальнопсихологической установки и измерительные шкалы широко применялись не только при проведении научных исследований, но и на практике. Однако в середине 1930-х гг. появились публикации, ставившие под сомнение и теорию установки, и саму возможность объяснить поведение человека на ее основе.

В частности, в 1934 г. Ричард Лапьер, психолог из Стэндфордского университета, провел эксперимент, в котором установил факт несоответствия между реальным поведением человека и его социально-психологическими установками. Это явление получило название парадокса Лапьера . Оказалось, что социально-психологические установки, которым человек, по его же словам, следует, во многих случаях не совпадают с его реальным поведением, т.е. знание установок индивида не позволяет заранее прогнозировать его реальное поведение. В те годы социальные психологи и социологи активно разрабатывали опросники для фиксации социально-психологических установок, поскольку общепринятым было мнение, согласно которому в реальной жизни люди ведут себя именно так, как сообщают об этом в ответах на вопросы анкет. Однако Лапьер показал, что высказанные человеком установки необходимо оценивать лишь как "символический ответ на гипотетическую ситуацию", т.е. по результатам опросов во многих случаях нельзя прогнозировать реальные поступки людей .

Пример

Р. Лапьер провел свое исследование в два этапа. На первом этапе он оценивал реальное поведение людей, для чего в сопровождении молодой китайской супружеской пары совершил автомобильное путешествие по территории США. Путешествие длилось около трех лет. За это время они объехали Тихоокеанское побережье Соединенных Штатов, преодолев расстояние в 16 000 км, посетили 67 отелей и 184 ресторана. При этом Лапьер тщательно фиксировал отношение к китайской паре всех служащих гостиниц и ресторанов. Причем ни его спутники, ни персонал гостиниц ничего не знали об исследовании и вели себя совершенно естественно.

Через шесть месяцев после окончания поездки Лапьер отослал во все места, которые им удалось посетить, опросник, где центральным был вопросом о том, согласны ли владельцы и служащие этих заведений принять у себя китайскую пару. Исследователь получил ответы из 81 ресторана и 47 отелей (т.е. примерно из половины заведений, которые они посетили). Одновременно Лапьер разослал такие же письма с вопросами в те места, где путешественники не были, но которые находились в тех же регионах. Ему ответили еще из 32 отелей и 96 ресторанов. Необходимо подчеркнуть, что в 1930-е гг. к выходцам из азиатских регионов (китайцам, японцам, корейцам и др.) американцы относились крайне негативно. Поэтому почти 90% владельцев ресторанов и отелей, которые посетили Лапьер и его спутники, а также тех, в которые ученый разослал письма после поездки, ответили, что они "не обслуживают китайцев".

Несмотря на критику со стороны многих психологов-экспериментаторов по процедуре исследования, результаты эксперимента Р. Лапьера вошли во все учебники по социальной психологии. Они и сегодня считаются классическими, хотя ученые до сих пор спорят как о результатах исследования, так и по поводу адекватности методики его выполнения.

Парадокс Лапьера важно учитывать в первую очередь при проведении массовых опросов общественного мнения. Поскольку социологические опросные листы, как правило, дают информацию о социальных установках, т.е. символах, если следовать терминологии самого Лапьера, то и результат следует рассматривать как символический. Кроме того, Лапьер обратил внимание на то, что ответы респондентов об их отношении к чему-либо в сфере политики тоже не следует однозначно связывать с реальным поведением людей. Реакция человека на символическую (условную) ситуацию, т.е. установка, определенная с помощью опросника, не может предоставить точный прогноз по поводу того, каким окажется поведение человека в реальной ситуации. Реальные установки человека можно определить только при изучении его поведения в реальной социальной ситуации, т.е. в условиях эксперимента.

Социальное заражение

Одной из важнейших в социальной психологии является проблема социального влияния, или воздействия. В связи с этим интересный феномен обнаружили и описали в 1982 г. американские психологи Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг. Результат своих исследований они назвали "теория разбитых окон" и выразили его весьма образно: если кто-то разбил окно в доме, и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется. Иными словами, люди, обнаружив беспорядок или деструктивное поведение окружающих, начинают рассматривать это как возможность продолжить начатое, однако первыми они не нарушают принятых норм и ведут себя "цивилизованно". В рамках прикладной психологии это объясняет психологический механизм мародерства, а в рамках фундаментальной науки – психологические механизмы психического заражения в социальных условиях. Для проверки этой теории исследователи из университета Гронингена в Нидерландах провели несколько экспериментов.

Пример

Жители города, приезжая за покупками, парковали свои велосипеды у стены магазина. Исследователи на каждый велосипед прикрепили рекламную листовку несуществующего магазина спортивных товаров и убрали от магазина урны. Когда стена, рядом с которой стояли велосипеды, была чистой, из 77 велосипедистов лишь 25 (33%) бросили рекламу на тротуар. Затем исследователи размалевали стену нелепыми рисунками. В этом случае рекламу намусорили уже 53 человека из 77 (69%), что статистически значимо. Было осуществлено много аналогичных экспериментов с соблюдением условий их корректного проведения. Все они подтвердили данный феномен.

Постепенно "теория разбитых окон" получила широкое распространение. В соответствии с ней сначала в Нью-Йорке, а затем и в других городах США, потом в Европе и в ЮАР власти стали создавать и реализовывать специальные программы по работе с населением и городской средой. Они оперативно устраняли стихийные завалы мусора на улицах, очищали стены от граффити, ремонтировали скамейки и детские площадки и пр. Тем самым удалось добиться не только значительного повышения уровня чистоты в городах, но и общего снижения показателей преступности. В целом люди стали вести себя культурнее. Очевидно, это подтверждает высказанную много лет назад английским философом Фрэнсисом Бэконом мысль о том, что именно "возможность украсть создает вора".

  • Основы этой теории заложены австрийским психологом Фрицем Хайдером, сотрудником исследовательской лаборатории Курта Коффки. Свою концепцию Хайдер изложил в книге "Психология межличностных отношений" (1958). Позднее над этой теорией работали американские психологи Гарольд Келли, Эдвард Джонсон, Ли Росс и др.
  • Тем не менее и сегодня многие бизнесмены и руководители государственных учреждений при принятии ответственных решений нередко руководствуются исключительно результатами социологических опросов, не рассматривая другие методы получения информации, что было бы корректно с точки зрения психологии. Но дело в том, что причины своих поступков люди просто не осознают. Как отмечал А. Н. Леонтьев, в ответах о причинах своих поступков люди чаше всего сообщают не мотивы , побуждающие их поступать определенным образом, а только мотивировки.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Теория атрибуции - общее теоретическое направление в социальной психологии, занимающееся проблемами социального восприятия. Акт атрибуции представляет собой приписывание или наделение человеком какими-то характеристиками (или чертами, эмоциями или мотивами и т.д.) себя или другого человека. Таким образом, термин представляет не столько формальную теорию, сколько общий подход в социальной психологии и психологии личности, согласно которому поведение изучается в свете этой концепции.

Корни этого подхода обнаруживаются в положении гештальтпсихологии о том, что информация, приобретенная в ходе прошлого опыта наблюдателя, играет важную роль в обработке новых данных.

Современная теория атрибуции происходит из положений казуальной атрибуции Хайдера и пытается объяснять, каким образом люди приписывают характеристики и качества другим людям. Кратко говоря, эта теория утверждает, что в социальных ситуациях наблюдается следующая последовательность: человек наблюдает поведение другого человека, делает логический вывод о намерениях этого человека, основываясь на воспринятых действиях, и затем приписывает ему какие-то скрытые мотивы, которые согласуются с этим поведением.

Исследования. Теория атрибуции предполагает, что мы наблюдаем поведение других и затем приписываем ему причины. Первоначально выдвинутая Хайдером (Heider, 1958) теория атрибуции фокусируется на заключениях, которые используются, чтобы сделать вывод о чьих-то намерениях или чертах на основе наблюдений за поведением этих людей. Центральным в теории Хайдера является предположение, что люди рассматривают поведение как обусловленное данным человеком (диспозиционно) или окружением (ситуативно). Это позволяет провести различие между внутренними и внешними причинами, т. е. инициируют ли люди свои действия сами или они просто реагируют на окружение, в котором имеет место данное действие.

Ковариационная модель Келли расширяет работу Хайдера и делает попытку точно объяснять, как мы делаем суждения о внутренних и внешних причинах. Согласно принципу ковариации, «следствие приписывается одной из его возможных причин, с которой через какое-то время она коварьирует (взаимосвязана)». То есть если два события неоднократно происходят вместе, мы скорее сделаем вывод, что они причинно связаны, чем если бы они происходили вместе очень редко.

Келли полагает, что в попытке определить, действовал ли другой человек, основываясь на внутренних или внешних причинах, необходимо рассмотреть следующие данные:

Как другие люди ведут себя в схожих ситуациях; это явление называется сходством;

В насколько одинаковым остается поведение данного человека по отношению к данному стимулу в других ситуациях; это явление называется постоянством;

Насколько данный человек одинаково ведет себя в других ситуациях; это явление называется исключительностью.

Затем информация об этих трех факторах объединяется и образует основу нашего решения о причинах поведения другого человека.

Теория атрибуции может быть применена к лидерству. Атрибутивная теория лидерства предполагает, что на суждения лидера о действиях его подчиненных влияет атрибуция лидером причин результатов работы служащих. То есть лидеры наблюдают работу своих подчиненных и затем пытаются понять, почему поведение последних соответствует, превосходит или не соответствует ожиданиям лидера. Атрибуции, сделанные лидером относительно поведения служащих, таким образом, определяют реакции лидера так же, как и фактическое доведение.

Как только сделана атрибуция причины поведения служащего, менеджер или лидер выбирает действия, чтобы реагировать на это поведение. Таким образом, если лидер объясняет плохую работу подчиненного внутренними факторами, например недостатком усердия или способностей, он может сделать выговор сотруднику, уволить его или направить на обучение. Если, однако, плохая работа объясняется внешними факторами, например недостатком сырья или перегрузкой, лидер должен задуматься об этом и улучшить ситуацию, а не давать отрицательную оценку работы служащего. Важность каузальных атрибуций лидеров подчеркивается в обзоре Стоберла и Шнейдерьянса , опросивших сотрудников 500 фирм. 97% опрошенных ими руководителей сообщили о проблемах с дисциплиной у подчиненных. Как известно, реакция руководителя на неэффективную работу подчиненных прямо влияет на работу группы. Если предпринимаются неадекватные меры, работник по-прежнему не будет справляться со своими обязанностями; кроме того, другие члены группы могут начать работать плохо.

Митчелл и Вуд разработали атрибуционную модель лидерства, пытаясь связать действия лидеров с плохой работой служащих. Обращаясь к этой модели, мы видим, что она показывает связь и взаимоотношения между наблюдениями работодателей, информационными признаками (т. е. исключительность, постоянство и сходство, которые упоминались ранее), каузальными атрибуциями (причины, которыми лидер объясняет проблему), источником ответственности и, наконец, реакцией лидера.

Attribution theory) . Теория о том, как люди объясняют поведение других, приписывают ли они причину действий диспозициям человека (устойчивым чертам, мотивам, установкам) или внешним ситуациям.

Теория атрибуции

греч. theoria – наблюдение, исследование; лат. atributio – приписывание) – общее направление в социальной психологии, идущее от гештальтпсихологии и изучающее проблемы социального восприятия (восприятия одним человеком другого). Акт атрибуции – это приписывание или наделение индивидом какими-то характеристиками (чертами, мотивами, эмоциями и т.п.) как самого себя, так и любого другого человека. Современная теория атрибуции происходит из положений каузальной атрибуции Хайдера и нацелена на понимание того, каким образом люди приписывают упомянутые характеристики. Теория основана на предположении о том, что в начале индивид наблюдает чье-то поведение, потом посредством имеющейся у него определенной когнитивной структуры делает логический вывод о вероятной мотивации такого поведения, а затем приписывает этому поведению некие скрытые мотивы человека, если возникает необходимость согласовать свои наблюдения этого поведения и собственные выводы. Другими словами, фактически индивид все это делает для того, чтобы сохранить свою когнитивную структуру по возможности в неизменном виде. Данная теория, с позиций психопатологии, представляет скорее образец когнитивного стиля параноика. Именно параноик приписывает другим людями определенные мотивы поведения, исходя из ложного убеждения, которое он не желает менять ни при каких обстоятельствах. Более того, теория содержит слишком сильное утверждение, согласно которому люди в большинстве своем являются скрытыми, потенциальными или актуальными параноиками.

ТЕОРИЯ АТРИБУЦИИ

Общее теоретическое направление в социальной психологии, занимающееся проблемами социального восприятия. Акт атрибуции представляет собой приписывание или наделение человеком какими-то характеристиками (или чертами, эмоциями или мотивами и т.д.) себя или другого человека. Таким образом, термин представляет не столько формальную теорию, сколько общий подход в социальной психологии и психологии личности, согласно которому поведение изучается в свете этой концепции. Корни этого подхода обнаруживаются в положении гештальтпсихологии о том, что информация, приобретенная в ходе прошлого опыта наблюдателя, играет важную роль в обработке новых данных. Современная теория атрибуции происходит из положений казуальной атрибуции Хайдера и пытается объяснять, каким образом люди приписывают характеристики и качества другим людям. Кратко говоря, эта теория утверждает, что в социальных ситуациях наблюдается следующая последовательность: человек наблюдает поведение другого человека, делает логический вывод о намерениях этого человека, основываясь на воспринятых действиях, и затем приписывает ему какие-то скрытые мотивы, которые согласуются с этим поведением. Имеется много вариаций на эту тему, включая теорию самовосприятия, в которой представление человека о самом себе рассматривается в рамках этого теоретического подхода. См. восприятие личности.

День ото дня мы встречаем большое количество людей, наблюдаем за их поведением, думаем о них, пытаемся понять то, о чем они говорят. Нам может показаться, что мы видим не только то, низкий или высокий человек, полный или худощавый, какого цвета у него глаза или волосы, но и то, глупый он или умный, солидный или нет, весело ему или грустно...

Какой смысл мы вкладываем в те или иные события? Как мы объясняем свое поведение или поведение близких? Например, почему человек сердится, злится, может, что-то произошло? Все это объясняет такое понятие, как атрибуция. Что это такое и как этим пользоваться? Давайте попытаемся разобраться с этими вопросами вместе.

Определение

С научной точки зрения атрибуция - это процесс, при котором люди используют определенную информацию, чтобы сделать выводы о причинах происходящих событий или поведении других людей. В течение дня человеку свойственно делать многочисленные выводы о своем собственном поведении, а также мышлении окружающих. Проще говоря, атрибуция - это все те наши обыкновенные мысли и действия, совершенные без осознания глубинных процессов и предубеждений, которые приводят к тем или иным выводам.

Как это работает

Есть 2 вида атрибуции для объяснения поведения других людей. Во-первых, мы можем объяснить поступок одной личности по отношению к другой. Во-вторых, поведение по отношению к ситуации. Например, если студент в первый день обучения ведет себя тихо и скромно, мы можем сделать вывод, что застенчивость является причиной такого Это диспозиционная атрибуция (по отношению к человеку). Или же мы можем предположить, что причиной застенчивости является недосыпание или личные проблемы студента (ситуационная). Итак, атрибуция в психологии - это выводы, которые люди делают о причинах событий и поступках других личностей. Люди делают их, чтобы понять и объяснить те или иные процессы. А эти выводы, в свою очередь, влияют на взаимодействие с другими.

Примеры

К примеру, вы сдаете экзамен, и у вас неплохо выходит, а вот ваш друг его провалил. Можно сделать вывод, что вы - умный, так как справились с заданием, но в то же время легко предположить, что вашему другу это не удалось, потому что всю ночь он провел в каком-то клубе и просто не в состоянии сдать материал. Психология человека устроена таким образом, что он припишет вам определенное свойство в результате успешной сдачи экзамена, а вашему другу наоборот.

Типы атрибуции


Теория атрибуции

Она пытается объяснить, как и почему обычные люди делают определенные выводы, а также как они объясняют события и их причины.

1. Фриц Хайдер (1958 год) считал, что люди — наивные психологи, пытающиеся разобраться в социальном мире, они склонны видеть причинно-следственные связи даже там, где их нет. Однако тем не менее ученый выдвинул две основные теории появления атрибуции:

  • когда мы объясняем поведение других, то пытаемся отталкиваться от внутренних атрибуций, таких как например, мы связываем поведение человека с его наивностью или надежностью;
  • когда мы пытаемся объяснить наше собственное поведение, мы склонны отталкиваться от внешних (ситуационных) атрибуций.

2. Эдвард Джонс и Кит Дэвис (1965 год) считали, что люди уделяют особое внимание преднамеренному поведению (в отличие от случайного или бездумного). объясняет процесс создания внутренней атрибуции. То есть в их понимании атрибуция - это совершение тех или иных действий вследствие связи между мотивом поведения человека и самим поведением.

3. Модель ковариации Гарольда Келли (1967 год) является наиболее известной теорией атрибуции. Он разработал логическую модель для оценки того или иного действия, которое следует отнести к одной характеристике: человека - к внутренней, окружающую среду - к внешней. Термин "ковариация" означает, что у человека есть информация из нескольких источников, которую он получил в разное время и в различных ситуациях, вследствие чего делает вывод о наблюдаемом событии и его причинах. Келли считает, что существуют три типа причинной информации, оказавшие влияние на наши суждения:

  • консенсус;
  • отличительность;
  • последовательность.

Итак, мы видим, что два события происходят одновременно, и поэтому считаем, что одно вызывает другое. Такое объяснение причин событий и называется не иначе, как социальная атрибуция. Данное явление каждый из нас может наблюдать в повседневной жизни.

Ошибка атрибуции

Фундаментальная ошибка является распространенным типом когнитивной предвзятости в По сути, это акцентирование внимания на внутренних личностных характеристиках для объяснения поведения в определенной ситуации, а не на внешних ситуационных факторах. Оборотной стороной этой ошибки является то, что люди, как правило, недооценивают роль ситуации в их поведении и подчеркивают свою собственную роль. Это, в свою очередь, иллюстрирует несколько видов когнитивных отклонений. Например, человек идет и несет полные сумки продуктов, которые, возможно, мешают проходить другим людям. Если проезжающий мимо велосипедист столкнется с этим человеком, тот может подумать, что водитель крайне невоспитан и не имеет ни капли уважения к проходящим мимо. В этом случае человек не в состоянии рассмотреть ситуационные факторы, такие как то, что его сумки занимают больше места, чем он думает, тем самым вынуждая людей сталкиваться с ним. Чтобы избежать фундаментальной ошибки атрибуции, человек должен поставить себя на место другого и подумать о том, что он может сделать в такой же ситуации.

Оборонительная атрибуция

Оборонительная гипотеза атрибуции является социально-психологическим термином, относящимся к набору убеждений, принадлежащих личности с функцией защиты себя от беспокойства. Как правило, оборонительные атрибуции имеют место в том случае, если человек был свидетелем той или иной катастрофы. В таких ситуациях приписывание ответственности и создание собственных выводов будут зависеть от тяжести итогов неудачи и уровней личностного и ситуативного сходства между человеком и жертвой. Примером оборонительной атрибуции является всем известная гипотеза "хорошие вещи случаются с а плохие вещи случаются с плохими людьми". Все верят в это, потому что чувствуют себя уязвимыми в тех ситуациях, которые не могут контролировать. В то же время это приводит к обвинению жертвы даже в трагической ситуации. Ведь когда люди слышат, что кто-то умер в результате автомобильной аварии, они решают, что водитель был пьян в момент катастрофы, и пытаются себя убедить в том, что несчастный случай никогда не случится с ними. Однако, как ни странно, некоторые люди верят, что положительные события происходят с ними чаще, чем с другими, а негативные, соответственно, реже. Например, курильщик считает, что имеет меньше шансов получить рак легких, чем другие курильщики.

Применение

Все вышеописанные психологические термины и теории мы применяем в реальной жизни. Например, чувство беспомощности, "дописывание" истории, образа человека, критика и самокритика - это все следствие того или иного вида атрибуции. Итак, подведем итог. Атрибуция - это процесс выведения причины событий или поведения вследствие человеческого любопытства или в попытке избежать неудобных, а порой опасных ситуаций.

Сад, Огород