Логопед и дошкольник: антонимы. Что такое слова антонимы: конкретные примеры Антонимы для детей 3 5 лет

Как приятно видеть и слушать интересно рассказывающего человека. Я всегда восхищаюсь людьми, владеющими словом. Надеюсь, вы разделяете моё мнение.

Сейчас в окружающей наших детей среде очень мало источников качественного языка. Просто крайне мало.

Какой выход? Эту среду надо создать. Я уже говорила об этом в статье о театрализованной деятельности детей. Хороший результат для ума и речи дают словесные игры , например, когда ищем слово, противоположное по смыслу данному, ускоряется мышление.

Антоним – это слово, противоположное данному по смыслу.

Для дошкольников более понятно выражение "слова-неприятели". Но можно ввести понятие "антонимы к слову". Я обычно говорю малышу: "Сейчас будем искать "слова-неприятели". Их еще называют "антонимы". Ты будешь учить это слово в школе. Так что запомни, оно тебе ещё пригодится".

Поверьте опыту, дошкольник обязательно постарается запомнить и щегольнуть перед товарищами и родителями. Иногда так можно пояснить и школьникам, если поиск антонимов, для них новость. Причем это ученики не только первого класса.

Слова-неприятели для дошкольников

Игра. Закончи предложение и назови "слова-неприятели"

Инструкция. "Мы с тобой будем придумывать предложения: я придумаю начало, а ты - конец".

  1. комар маленький, а слон...;
  2. пушинка легкая, а камень...;
  3. горчица горькая, а сахар...;
  4. куст низкий, а дерево...;
  5. компот холодный, а суп...;
  6. сметана густая, а молоко...;
  7. ручеек узкий, река...;
  8. ночью темно, а днем...;
  9. сахар сладкий, а лимон…;
  10. ходят ногами, а бросают…;
  11. детский сад близко, а школа…;
  12. лента узкая, а пояс…;
  13. ручей мелкий, а озеро…;
  14. жаворонок поет, а ворона…;
  15. самолет летает высоко, а вертолет…;
  16. черепаха ползает медленно, заяц скачет...;
  17. в кастрюле воды много, а в стакане…;
  18. покупатель покупает, а продавец...;
  19. летом жарко, а зимой …;
  20. утром завтракают, а в полдень …;
  21. соль солят, а сахаром …;
  22. дети отвечают, а воспитатель...;
  23. вечером дети уходят из детского сада, а утром...;
  24. на дереве растут фрукты, а на грядке…;
  25. весной на деревьях появляются цветы, а осенью …;
  26. утром встают с кровати, а вечером...;
  27. небоскреб высокий, а избушка…;
  28. птицы летают, а змеи…;
  29. в полдень обедают, а вечером …;
  30. кино смотрит зритель, а книгу читает …;
  31. на улице грязь, а в доме…;
  32. ствол у дерева толстый, а веточка….
  33. карандаш рисует, а резинка...

Игра. Скажи наоборот

Инструкция. "Я скажу тебе слово, а ты скажи наоборот" (привести пример)

ночь -...;

завтрак -…;

вечер -...;

враг -...;

чистота -...;

холод -...;

война -...;

трава - …;

земля - …;

движение - …;

говорун - …;

здоровье - ….;

ум - ...

войти -...;

молчать -...;

отдал -...;

вставать -...;

раздеться -...;

поднимать -...;

смеяться - …;

включать-...;

закрывать -...;

приходить - …;

появляться -…;

есть - ….

большой - ...;

черный - ...;

низкий -...;

плохой - …;

больной -...;

старый -...;

молодой - …;

широкий -...;

толстый -...;

узкий - …;

сложный - …;

сухой-….;

горький - ...

Слова с противоположным значением отсутствуют в словаре даже старшеклассников. Поэтому поиск антонимов на данный момент актуален до выпускного класса.

Обучение поиску антонимов к слову и дошкольников, и школьников надо начинать с простого. Школьники могут возмутиться простоте. Объясните, что надо разогреться. Усложните: отвечай прямо "в лёт". Как правило, ребята с ограниченным словарем уже имеют комплекс неудачника . Предложив сразу сложные (например, абстрактные) слова, можно получить полный отказ от занятий.

Смысловые противоположности в стихах

Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:
Низко.

Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь:
… (близко).

Скажу я слово
Потолок,
А ты ответишь:
… (пол).

Скажу я слово
Потерял.
И скажешь ты:
… (нашёл).

Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты:
… (храбрец).

Теперь
Начало
Я скажу, -
Ну, отвечай:
… (конец) (Д. Чиарди)

Не люблю я слово «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
А зовут меня?
(Прохлада)

Неприятель слова «смех».
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? – Это…<
(Плач)

Не люблю я слово «лето».
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама!
Потому, что я – …?
(Зима)

Я противник шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха,
Для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь? –
(Тишина)

Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я – …?
(Конец) (А. О. Белобрыкина)

Поиск антонимов для школьников

  1. Источники противоположных по смыслу слов, конечно же, словари. Работу начинаем с поиска Словаря антонимов русского языка (автор М. Р. Львов). Есть также отличный информационно-справочный ресурс _http://bravica.ws/ru/antonims.htm. Загрузив эту ссылку в поисковую строку (без черточки вначале ссылки), попадете прямо на нужную страницу. С каждой страницей работайте не один день. Каждый раз берите 10-20 пар слов (в зависимости от возраста и развития речи).
  2. Прочитайте сами внимательно все словарные пары "слово – его противоположность".
  3. Предложите подростку тоже прочитать.
  4. Пусть он назовет слово, а вы – противоположное по смыслу.
  5. Меняетесь ролями.
  6. Следующее занятие начните с повторения: вы называете слово, он – слово наоборот.
  7. Затем следующие 10-20 пар слов (по пунктам 2-5).
  8. Выбрать противоположное слово поможет Word. Наведите курсор на слово и нажмите правую клавишу мышки. В нижней части выпавшего меню будет пункт "Синонимы". От него перейдите по стрелке вправо и в новом меню вниз до пункта "Антонимы".
  9. Некоторые слова русского языка не имеют не имеют своей смысловой противоположности. Если ваш поиск антонима к слову не удался, на ресурсе грамота.ру это можно сделать в режиме реального времени.

Дети любят учить родителей в любом возрасте, поэтому изредка "ошибитесь" где-нибудь. Похвалите подростка, но не "в лоб", потому что это может быть воспринято как заискивание, а как бы между делом. Похвалите его кому-нибудь третьему, например, в телефонном разговоре с бабушкой, пришедшему с работы отцу и т. д., но так, чтобы подросток это слышал.

Упражняя дошкольника или школьника в поиске антонимов, вы значительно расширяете его словарный запас и уже только этим ускоряете мышление. Это как минимум. Не жалейте времени на полезное дело. Возможно, сначала будет трудно. Но дорогу осилит идущий! Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.

Холодный и горячий, мелкий и глубокий, полезный и вредный, самостоятельный и зависимый, лето и зима, любовь и ненависть, радость и печаль, взлетать и приземляться, начинать и заканчивать, хорошо и плохо, серьезно и легкомысленно. Как вы думаете, это какие слова? Антонимы! Примеры таких слов, а также собственно понятие "антоним" мы представим в этой статье.

Антонимы: понятие

Итак, в лексике современного русского языка есть такое понятие, как "антонимы". Примеры слов с противоположными значениями можно приводить до бесконечности. Сладкий — горький; мило — мерзко; подниматься — опускаться; суета — покой. Именно такие слова называются антонимами.

Примеры слов, приведенные выше, доказывают, что назвать антонимами можно только такие слова, которые являются одной и той же частью речи. То есть слова "любовь" и "ненавидеть", "всегда" и "частый", "светлеть" и "темно" не являются антонимами. Можно ли назвать антонимами прилагательные "низкий" и "счастливый"? Нет, потому что сравнивать слова можно только по одному признаку. А в нашем случае их два. Кроме этого, если антонимы обозначают какое-то качество, то этим качеством они должны обладать или не обладать в равной мере. Так, "мороз" и "тепло" не являются полноценными антонимами, так как мороз — это высокая степень холода, а тепло — средняя степень температуры выше ноля.

Антонимы-существительные: примеры слов

В русском языке антонимы-существительные встречаются довольно часто. Следует отметить, что существительные, у которых есть антонимы, имеют в своем значении оттенок качества.

Например: принципиальность — беспринципность; минус — плюс; доходы — убытки; выход — вход; подъем — спуск; день — ночь; свет — мрак; слово — молчание; сон — явь; грязь — чистота; плен — свобода; прогресс — регресс; успех — неудача; молодость — старость; купля — продажа; начало — окончание.

Прилагательные с противоположным значением

Среди прилагательным можно встретить наибольшее количество пар антонимов.

Примеры слов: пустой — полный; дневной — ночной; задорный — унылый, счастливый — несчастный; легкий — тяжелый; простой — сложный; дешевый — дорогой; платный — бесплатный; уверенный — неуверенный; главный — второстепенный; значительный — пустяковый; реальный — виртуальный, родной — чужой; строптивый — покладистый; взволнованный — спокойный; гладкий — шершавый; искусственный — естественный; любимый — нелюбимый; сырой — сухой.

Наречия

Наречия в этом плане ничуть не уступают прилагательным. Среди них также много антонимов.

Примеры слов: легко — сложно; дешево — дорого; сразу — постепенно; глупо — умно; банально — оригинально; долго — недолго; достаточно — недостаточно; вразумительно — невнятно; правильно — неправильно, холодно — жарко.

Глаголы-антонимы: примеры слов в русском языке

Встречаются в русском языке и глаголы, противоположные по смыслу.

Например: ругать — хвалить; брать — отдавать; работать — бездельничать; болеть — выздоравливать; поправляться — худеть; отказываться — соглашаться; приучать — отучать; замечать — игнорировать; терять — находить; увеличивать — уменьшать; зарабатывать — тратить; зарывать — откапывать; уходить — возвращаться; прощаться — здороваться; поворачиваться — отворачиваться; гладить — мять; снимать — надевать; одеваться — раздеваться.

Таким образом, антонимами богаты почти все части речи. Их можно найти даже среди предлогов: в — из, на — под и т. д.

Упражнения

Чтобы закрепить изученный материал, полезно выполнить несколько упражнений.

1. Прочтите стихотворение известного детского поэта и найдите в нем все антонимы:

Вот тараторка для ребят:

Когда молчат, не говорят.

Когда сидят на одном месте,

Не совершают путешествий.

Что далеко, совсем не близко.

А высоко, не очень низко.

И как приехать, не уехав.

И съесть орех, раз нет орехов.

Никто лежать не хочет стоя.

Лить из порожнего в пустое.

Не написать на белом мелом

И не назвать безделье делом.

2. Вставьте вместо точек антонимы:

  1. ... человека кормит, а... портит.
  2. ... ... не разумеет.
  3. ... телом, да... делом.
  4. ... на еду, да... на работу.
  5. ... оседлали, но... поскакали.
  6. День дню рознь: нынче..., а завтра...
  7. Готовь телегу..., а сани...
  8. Один брат..., а второй...
  9. Сегодня море..., а вчера было совсем...
  10. У Алеши легкий характер: он помнит... и забывает...
  11. Ты всегда так..., почему же сегодня...?
  12. Корень учения..., зато плоды...

Упражнение № 1: молчат — говорят; далеко — близко; высоко — низко; приехать — уехать; лежать — стоять; безделье — дело.

Упражнение № 2:

  1. Труд, лень.
  2. Сытый, голодного.
  3. Мал, велик.
  4. Здоров, хил.
  5. Рано, поздно.
  6. Тепло, мороз.
  7. Зимой, летом.
  8. Молчун, говорун.
  9. Бурное, тихое.
  10. Добро, зло.
  11. Весел, радостен.
  12. Горек, сладки.

(от греч. anti – против, ónyma – имя) – это слова с противоположным значением при их парном употреблении. В антонимические отношения вступают те слова, которые раскрывают с противоположных сторон соотносимые понятия, связанные с одним кругом предметов, явлений. Слова образуют антонимические пары на основе их лексического значения. Одно и то же слово, если оно многозначное, может иметь несколько антонимов.

встречаются в пределах всех частей речи, однако слова антонимической пары должны принадлежать к одной и той же части речи.

В антонимические отношения не вступают:

– существительные с конкретным значением (дом, книга, школа), имена собственные;

– числительные, большинство местоимений;

– слова, обозначающие половой признак (мужчина и женщина, сын и дочь);

– слова с разной стилистической окраской;

– слова с увеличительным или уменьшительным акцентами (рука – ручища, дом – домик).

По своей структуре антонимы не однородны. Среди них встречаются:

– однокорневые антонимы: счастье – несчастье, открыть – закрыть;

– разнокорневые антонимы: чёрный – белый, хороший – плохой.

Явление антонимии тесно связано с многозначностью слова. Каждое из значений слова может иметь свои антонимы. Так, слово свежий в разных значениях будет иметь разные антонимические пары: свежий ветер – знойный ветер, свежий хлеб – чёрствый хлеб, свежая рубашка – грязная рубашка.

Антонимические отношения могут возникать и между разными значениями одного и того же слова. Например, просмотреть означает «знакомиться с чем-нибудь, проверить, быстро осматривая, проглядывая, прочитывая» и «пропустить, не заметить, прозевать». Совмещение противоположных значений в одном слове называется энантиосемией.

В зависимости от различительных признаков, которыми обладают слова с противоположным значением, можно выделить два вида антонимов общеязыковые (или просто языковые ) и контекстуально-речевые (авторские или индивидуальные ).

Общеязыковые антонимы регулярно воспроизводятся в речи и закреплены в словарном составе (день – ночь, бедный – богатый).

Контекстуально-речевые антонимы – это слова, которые вступают в антонимические отношения только в определённом контексте: Пой лучше щеглом, чем соловьём.

Употребление антонимов делает речь более яркой и выразительной. Антонимы используются в разговорной и художественной речи, во многих пословицах и поговорках, в названиях многих литературных произведений.

На резком противопоставлении слов-антонимов построена одна из стилистических фигур – антитеза (противопоставление) – характеристика путём сопоставления двух противоположных явлений или признаков: Да здравствует солнце, да скроется тьма! (А.С. Пушкин). Писатели часто строят с помощью этого приёма названия произведений: «Война и мир» (Л.Н. Толстой), «Отцы и дети» (И.С. Тургенев), «Толстый и тонкий» (А.П. Чехов) и др.

Другим стилистическим приемом, который строится на сопоставлении антонимических значений, является оксюморон, или оксиморон (гр. oxymoron – букв. остроумно-глупое) – фигура речи, при которой соединяются логически несовместимые понятия: живой труп, мёртвые души, звонкая тишина.

Подобрать антоним к слову помогут словари антонимов. Словари антонимов – лингвистические словари-справочники, в которых дается описание антонимов. Например, в словаре Л.А. Введенской дается толкование более 1000 антонимических пар (учитываются и их синонимические соответствия), приводятся контексты употребления. А в словаре Н.П. Колесникова фиксируются антонимы и паронимы. В книге представлено примерно 3 000 паронимов и более 1 300 пар антонимов. Иллюстраций употребления антонимов в словаре нет.

Кроме словарей антонимов общего типа, существуют также частные словари, фиксирующие полярные отношения в каких-то узких областях лексики. Сюда относятся, например, словари антонимов-фразеологизмов, словари антонимов-диалектизмов и др.

Еще раз обратим внимание на самые распространенные примеры антонимов: добро – зло; хорошо – плохо; друг – враг; день – ночь; жара – холод; мир – война, ссора; правда – ложь; успех – неудача; польза – вред; богатый – бедный; трудный – легкий; щедрый – скупой; толстый – тонкий; жесткий – мягкий; храбрый – трусливый; белый – черный; быстрый – медленный; высокий – низкий; горький – сладкий; горячий – холодный; мокрый – сухой; сытый – голодный; новый – старый; большой – маленький; смеяться – плакать; говорить – молчать; любить – ненавидеть.

Остались вопросы? Не можете подобрать антоним к слову?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Татьяна Астахова
Формирование словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем , который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, т. е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира.

Важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря , выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком.

Первоначально общение взрослых с ребенком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка.

Такое «подключение» происходит прежде всего через простейшие формы речи , с использованием понятных слов , связанных с определенной, конкретной ситуацией.

В связи с этим развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения.

Лексика (словарь ) ребенка развивается постепенно в ходе речевого общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром. Словарь представлен в двух аспектах : пассивный словарь (импрессивная лексика) - это те слова , которые, ребенок знает, понимает их значение. Активный словарь (экспрессивная лексика) - это те слова , которые ребенок использует в общении с окружающими. В норме пассивный словарь преобладает над активным. Понимание речи у детей формируется также в процессе речевого общения с окружающим миром.

Многие авторы отмечают скачкообразное развитие активного словаря , в то время как пассивный развивается равномерно и с опережением. Перевод слов из пассива в актив , т. е. актуализация, проходит ступенчато.

Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса , резком расхождении объема активного и пассивного словаря , неточном употреблении слов , многочисленных вербальных парафазиях, трудностях актуализации словаря .

На занятиях по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи проводится большая работа по активизации и совершенствованию словаря , понимания речи, формированию умения выделять части предмета. На основе уточнения пассивного речевого запаса организуется устная речевая практика.

Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования , поскольку она быстро обогащается за счет производных слов . Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка (вначале возникают семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые уменьшительно-ласкательные формы существительных ). Значительно позже в речи появляются названия профессий людей и другие более сложные по семантике слова . Таким образом, овладение словообразованием происходит на основе мыслительных операций, сравнения, синтеза, обобщения, что, в свою очередь, способствует интеллектуальному развитию детей .

Таким образом, в дошкольном возрасте не только можно , но и необходимо развивать у детей словарь . А особенно обратить внимание на формирование и развитие , как активного, так и пассивного словаря , включая словарь антонимов .

Для обогащения и активизации лексики используются специальные задания, дидактические упражнения. Часто используется :

Речевой образец;

Повторение воспитателем нового слова в различном контексте;

Объяснение происхождения слова ;

Ответы на вопросы, требующие констатации (что? где? какой) ;

Договаривание слов , недосказанных воспитателем;

Различные игры, которые также будут способствовать развитию словаря антонимов .

На занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона нет другого пути, кроме опыта и наблюдения. Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова , именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова : знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове .

Внешние восприятия, опыт, личные переживания ребенка играют в развития его первенствующую роль, значение же слова - второстепенное и вспомогательное. Важнейшим и совершеннейшим методом преподавания в первую пору детства является культура наблюдательности.

Заботясь о расширении запаса слов детей надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления , а не слова – звука .

Все виды занятий по развитию речи служат этой цели. Но существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых – расширение лексикона и речевых навыков детей . Их полезно проводить с детьми дошкольного возраста при условии ведения их живо , непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей.

Вот некоторые из видов таких упражнений :

«Найди другое слово »

Цель : точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы .

Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она оборвется» . Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется» . Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.)

Качели папа делал летом. Но вот наступила. зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным) . Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий.) Мороз крепчал (становился сильнее) .

Как ты понимаешь выражение «крепкий орешек» ? (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят : «крепкий духом» (значит, сильный, стойкий человек) .

Объясните, что значат слова : «крепкая ткань» (прочная, «крепкий сон» (глубокий, «крепкий чай» (очень крепкий, не разбавленный кипятком) . Какие выражения со словом «крепкий» вам встречались в сказках и в каких? (В сказке «Козлята и волк» коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь.)

Придумайте предложения со словом «крепкий» .

Я вам буду называть слова , а вы говорите мне слова с противоположным смыслом : длинный, глубокий, мягкий, легкий, тонкий, густой, сильный; говорить, смешить, падать, смеяться, бежать.

Придумайте рассказ, чтобы в нем были слова , противоположные по смыслу. Можете брать слова , которые мы только что называли.

Еще при работе со словами- антонимами можно использовать стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра» :

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот» .

Скажу я слово «высоко» , а ты ответишь. («низко» ).

Скажу я слово «далеко» , а ты ответишь. («близко» ).

Скажу я слово «потолок» , а ты ответишь. («пол» ).

Скажу я слово «потерял» , а скажешь ты. («нашел» !

Скажу тебе я слово «трус» , ответишь ты. («храбрец» ).

Теперь «начало» я скажу - ну, отвечай. («конец» ).

Игровое упражнение «Закончи фразу»

Цель - развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели ) .

Логопед называет детям словосочетания , делая паузы. Ребенок должен сказать слово , которое пропустил логопед, т. е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон.

Луна видна ночью, а солнце.

Огонь горячий, а лед.

Река широкая, а ручей.

Камень тяжелый, а пух.

Закончить предложение и назвать слова - «неприятели» .

Слон большой, а комар.

Камень тяжелый, а пушинка.

Золушка добрая, а мачеха.

Зимой погода холодная, а летом.

Сахар сладкий, а горчица.

Дерево высокое, а куст.

Дедушка старый , а внук.

Суп горячий, а компот.

Сажа черная, а снег.

Лев смелый, а заяц.

Молоко жидкое, а сметана.

Река широкая, а ручеек.

Работать трудно, а отдыхать.

Днем светло, а ночью.

Сегодня мне весело, а вчера было.

Заяц скачет быстро, а черепаха ползает.

Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом.

Кричат громко, а шепчут.

Я больна, но скоро буду.

Я живу близко от реки, а мой друг.

Продавец продает, а покупатель.

Друзья часто ссорятся, но легко.

Легко заболеть, но трудно.

Воспитатель спрашивает, а дети.

Утром дети приходят в детский сад, а вечером.

Сначала гостей встречают, а потом.

При встрече здороваются, а при расставании.

Вечером ложатся в кровать, а утром.

«Сравни!»

По вкусу : горчицу и мед.

По цвету : снег и сажу.

По высоте : дерево и цветок.

По толщине : канат и нитку.

По ширине : дорогу и тропинку.

По возрасту : юношу и старика .

По весу : гирю и пушинку.

По размеру : дом и шалаш.

Игра «Сравни наоборот» .

Используются слова : больше - меньше, тяжелее легче, выше - ниже, быстрее - медленнее и др.

Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?

Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?

Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?

Игра «Антонимы »

Ход игры : объясните ребенку, что антонимы - это слова с противоположным смысловым значением . Например, утро - вечер, темно - светло, холодно - жарко. Прочтите ребенку предложения. Попросите найти в них слова , противоположные по смыслу.

Зимой короткий день, а летом. (длинный) .

Жарко теплым летом, холодно. (зимой) .

Грустно поздней осенью, радостно. (зимой) .

Зверям голодно зимой, зверям сытно. (летом) .

Лето далеко, зима. (близко) .

В городе дороги широкие, в лесу тропинки. (узкие) .

Таким образом, в авторских методиках и рекомендациях приводятся целые системы работ по формированию словаря антонимов . Авторы берут разные части речи, стихи, чистоговорки, пословицы , на основе которых можно осуществляться данная работа логопедом, родителями, педагогами.

Список использованной литературы

1. Коноваленко, В. В. Антонимы . Картинный дидактический материал. Пособие для педагогов и родителей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Издательство : ГНОМ и Д

2. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И Лалаева, Н. В Серебрякова– СПб.:СОЮЗ, 1999 – 160 с.

3. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР) / Сост. В. П. Глухов, В. Б. Атрепьева, Т. И. Контрактова. – М.: АРКТИ, 2003.

4. Сидорова, У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР : Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. / У. М. Сидорова - М.: ТЦ Сфера, 2005.

Антонимы - это слова, которые различны по звучанию и имеют противоположные значения: ложь - правда, злой - добрый, молчать - говорить. Примеры антонимов показывают, что они относятся к одной и той же части речи.

Антонимия в русском языке представлена гораздо уже, чем синонимия. Это объясняется тем, что в антонимические отношения вступают только слова, которые соотносятся по качественному (хороший - плохой, родной - чужой, умный - глупый, густой - редкий, высокий - низкий), временному (день - ночь, ранний - поздний), количественному (единственный - множественный, многие - немногие), пространственному (просторный - тесный, большой - маленький, широкий - узкий, высокий - низкий) признакам.

Существуют антонимические пары, обозначающие наименования состояний, действий. Примеры антонимов подобного рода: радоваться - горевать, плакать - смеяться.

Виды и примеры антонимов в русском языке

Антонимы по структуре подразделяются на разнокоренные (утро - вечер) и однокоренные (заходить - выходить). Противоположность значения у однокоренных антонимов вызвана приставками. Однако следует помнить, что прибавление к наречиям и приставок без -, не - в большинстве случаев придает им значение ослабленной противоположности (высокий - невысокий), поэтому контрастность их значений оказывается "приглушенной" (невысокий - это еще не означает "низкий"). Исходя из этого, к антонимам можно отнести не все префиксальные образования, а лишь те, которые являются крайними точками лексической парадигмы: сильный - бессильный, вредный - безвредный, удачный - неудачный.

Антонимы, так же как и синонимы, находятся в тесной связи с многозначностью: пустой - серьезный (разговор); пустая - полная (чашка); пустой - выразительный (взгляд); пустой - содержательный (рассказ). Примеры антонимов показывают, что разные значения слова "пустой" входят в различные антонимические пары. Однозначные слова, а также слова с конкретными значениями (ямб, карандаш, парта, тетрадь и др.) антонимов иметь не могут.

Существует среди антонимов и явление энантиосемия - это развитие взаимно исключающих, противоположных значений некоторых многозначных слов: нести (в помещение, приносить) - нести (из помещения, уносить); брошенная (фраза, только что высказанная) - брошенная (оставленная, забытая). Значение в таких случаях уточняется в контексте. Нередко энантиосемия является причиной двусмысленности определенных выражений. Примеры антонимов такого рода: он прослушал доклад; директор просмотрел эти строки.

Контекстные антонимы: примеры и определение

Контекстуальные антонимы - это слова, противопоставленные в определенном контексте: лунный свет - солнечный свет; не мать, а дочь; один день - вся жизнь; волки - овцы. Полярность значений подобных слов в языке не закреплена, а их противопоставление является индивидуально авторским решением. Писатель в таких случаях выявляет противоположные качества различных понятий и противопоставляет их в речи. Однако подобные пары слов не являются антонимами.

Сад, Огород