Капитан 1 ранга соответствует званию в армии. Советские воинские звания

Ян Борисович Гамарник (настоящее имя - Яков Пудикович Гамарник, Житомир - 31 мая 1937, Москва) - советский военачальник, государственный и партийный деятель, армейский комиссар 1-го ранга. Застрелился накануне неминуемого ареста по «делу Тухачевского».

Учился в гимназии, но с 15 лет был вынужден добывать себе средства к существованию. В 17 лет заинтересовался марксизмом.

В 1913 году, окончив гимназию с серебряной медалью, переехал в г. Малин Киевской губернии и стал репетитором. В 1914 поступил в Петербургский психоневрологический институт, но, не увлёкшись врачебной деятельностью, в 1915 перевелся на юридический факультет Киевского университета. Познакомившись с руководителями большевистского подполья на Украине Н. А. Скрыпником и С. В. Косиором, оказавшими на него большое влияние, Гамарник в 1916 стал членом РСДРП(б). Вёл пропаганду на киевском заводе «Арсенал».

После Февральской революции 1917 Гамарник возглавлял Киевский комитет РСДРП(б).

После Октябрьской революции в Петрограде был арестован властями вместе с руководителями киевских большевиков. Был освобождён вооружённым восстанием 31 октября 1917.

В 1918-1919 годах - на подпольной партийной работе на Украине. В 1918 приехал в Москву, познакомился с В. И. Лениным и был избран в состав ЦК КП(б)У.
Участвовал в подавлении мятежа левых эсеров. В 1918 г. заместитель председателя Киевского Совета.

С 1919 года председатель Одесского губкома партии.

В августе 1919 года Гамарник был назначен членом РВС Южной группы войск 12-й армии. В феврале 1920 после разгрома деникинцев Гамарник был председателем Киевского губкома партии и Киевского губисполкома.

С июля 1923 года - председатель Приморского губисполкома, в июне 1924 года - председатель Дальревкома, а с марта 1926 года - Дальневосточного крайисполкома.

В 1927-1928 гг. первый секретарь Дальневосточного крайкома партии. Много занимался промышленным развитием Дальнего Востока, при его участии разрабатывался и осуществлялся 10-летний план (1926-1935) подъёма экономики края. Поддержал украинизацию юга Дальнего Востока, где в разных его районах проживало от 60 до 80 % украинцев.

С февраля 1928 года по октябрь 1929 года - первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии. Поддерживал политику коллективизации.

В 1929-1937 годах начальник Политуправления РККА, одновременно ответственный редактор газеты «Красная звезда». Через Гамарника осуществлялась связь между руководством Наркомата обороны и органами государственной безопасности.

В 1930-1934 годах первый зам. наркома по военным и морским делам СССР Ворошилова и зам. председателя Реввоенсовета СССР. Оказывал всемерное содействие Тухачевскому в осуществлении технической реконструкции Красной Армии и сыграл большую роль в повышении боеготовности РККА.
На ноябрьском Пленуме ЦК 1929 Гамарник поддержал Сталина в разгроме «правой оппозиции»:

«Мы не можем терпеть, чтобы в рядах нашего Политбюро находились люди, которые мешают нашей борьбе, которые путаются между ног, которые объективно защищают классового врага».

В 1934-1937 годах первый зам. наркома обороны СССР. Выступил в защиту Тухачевского, заявив Сталину, что в его отношении совершена ошибка. 13 марта 1937 г. назначен уполномоченным Наркомата обороны СССР при Совнаркоме РСФСР.

Гамарнику первому в Красной Армии 20 ноября 1935 года было присвоено воинское звание армейского комиссара 1-го ранга, соответствующее званию командарма 1-го ранга.

Самоубийство

20 мая 1937 года Гамарника сняли с поста начальника Политуправления РККА и понизили до должности члена Военного совета Среднеазиатского военного округа.

31 мая Нарком обороны К. Е. Ворошилов отдал приказ заместителю начальника Политуправления РККА А. С. Булину и управляющему делами Наркомата обороны И. В. Смородинову сообщить Гамарнику, находившемуся у себя на квартире в связи с болезнью, о решениях Политбюро. Они так же объявили Гамарнику приказ народного комиссара обороны об увольнении его из рядов РККА. Сразу же после их ухода Гамарник застрелился накануне неизбежного ареста...

1 июня газета «Правда» и другие советские издания опубликовали короткое сообщение: «Бывший член ЦК ВКП(б) Я. Б. Гамарник, запутавшись в своих связях с антисоветскими элементами и, видимо, боясь разоблачения, 31 мая покончил жизнь самоубийством». Его имя упоминалось в приговоре по делу Тухачевского от 11 июня 1937 года.

После смерти объявлен «врагом народа», было установлено его участие «в антигосударственных связях с руководящими военными кругами одного из иностранных государств», шпионаже и ведении вредительской работы.

Показания на Гамарника дали многие из фигурантов дела Тухачевского. Иона Якир, первоначально указывавший, что Гамарник только сочувствовал военному заговору, в существовании которого признавались арестованные военачальники, затем изменил свои показания и заявил, что с 1936 года информировал Гамарника о «вредительской работе», проводимой в западных пограничных районах, а тот сообщал ему о своей работе по подрыву обороноспособности на Дальнем Востоке. Сам Тухачевский показал, что Гамарник был одним из 10 членов «центра» военного заговора с 1934 года и ведал подрывной деятельностью на Дальнем Востоке. Иероним Уборевич ограничился предположением, что Гамарник мог входить в состав руководства «заговора Тухачевского». Витовт Путна, Борис Фельдман и Август Корк участия Гамарника в заговоре не подтвердили..

После этого было репрессировано большое число политработников - назначенцев Гамарника.

Являясь идеалистом по убеждениям, Гамарник, видимо, не понимал, что государство, в создании которого он принял столь деятельное участие, получилось не совсем таким, о котором он мечтал. Об этом свидетельствует его бесхитростный рассказ:

"Ко мне из Киева в Москву каждый год приезжает отец и просит у меня мои старые кожаные сапоги, а я не даю. Увидят его знакомые рабочие в этих сапогах и скажут: «Сын служит в армии и ворует, где же старику больше взять такие сапоги».

Источник статьи: http://ru.wikipedia.org/wiki/Гамарник,_Ян_Борисович

Задача данной статьи - выяснить, как заложен вынужденный шаг - самоубийство комиссара 1-го ранга ЯНА ГАМАРНИКА в его код ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

4 5 18 19 36 50 60 71 103 114 129 132 148 168 173 183 194 209 212 222 246
Г А М А Р Н И К Я К О В П У Д И К О В И Ч
246 242 241 228 227 210 196 186 175 143 132 117 114 98 78 73 63 52 37 34 24

32 43 58 61 77 97 102 112 123 138 141 151 175 179 180 193 184 211 225 235 246
Я К О В П У Д И К О В И Ч Г А М А Р Н И К
246 214 203 188 185 169 149 144 134 123 108 105 95 71 67 66 53 52 35 21 11

Что из знакомого нам по ряду предыдущих статей о самоубийстве застреливанием мы видим в таблицах:

71 = ГАМАРНИК, СУИЦ (идом). Следом идёт цифра 103 = ВЫСТРЕЛ. И, как естественное заключение, 114 = СУИЦИДОМ.

ГАМАРНИК ЯКОВ ПУДИКОВИЧ = 246 = 132-УХОД ИЗ ЖИЗНИ + 114-СУИЦИДОМ.

Вот и всё прочтение кода ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Но, памятуя о том, что код ИМЕНИ человека содержит много информации, в частности, это и причины ухода: болезнь, катастрофа, нервный срыв, шок, стресс, число полных ЛЕТ ЖИЗНИ, ДАТА УХОДА ИЗ ЖИЗНИ, ДЕНЬ УХОДА и т.д., продолжим дешифровку дальше.

129 = САМОУБИЙСТВ (о). 144 = САМОУБИЙСТВО.

246 = 102-ЗАСТРЕЛЕН, СМЕРТЬ + 144-САМОУБИЙСТВО.

Как мы подошли к слову САМОУБИЙСТВО, ведь мы не видим привычной в таких случаях цифры 47 = САМО...

Зато мы видим цифру 32 = Я, САМ, РО (к).

246 = 32-САМ + 214-ЛИШИВШИЙ СЕБЯ ЖИЗНИ.

С другой стороны - 97 = УБИЙСТВО, следом идёт цифра 102 = ЗАСТРЕЛЕН. Что остаётся добавить:

246 = 97-УБИЙСТВО + 102-ЗАСТРЕЛЕН + 47-ПОГИБ, УБОЙ, УЖАС, САМО...

Смотрим столбец:

97 = УБИЙСТВО
____________________________________________
169 = 102-ЗАСТРЕЛЕН, СМЕРТЬ + 67-САМОУ...

Смотрим столбцы:

103 = ВЫСТРЕЛ
____________________________________
175 = 97-УБИЙСТВО + 78-ЧЕЛОВЕКА

175-УБИЙСТВО ЧЕЛОВЕКА - 103-ВЫСТРЕЛ = 72 = В ГОЛОВУ. \ Грубо говоря, 72 - это слово ТРУП \.

Если мы зададимся целью - прочесть код одним словом, то получится следующее:

60 = ЧЕЛОВ..., 66 = ЧЕЛОВЕ..., 77 = ЧЕЛОВЕК..., 112 = ЧЕЛОВЕКОУ..., 114 = ЧЕЛОВЕКОУБ..., 134 = ЧЕЛОВЕКОУБИЙ...

Видимая встреча идущего навстречу друг другу слова ЧЕЛОВЕКОУБИЙСТВО - 246 = 112-ЧЕЛОВЕКОУ... + 134-ЧЕЛОВЕКОУБИЙ...

Смотрим, а где же невидимая встреча?

ЧЕЛОВЕКОУБИЙСТВО = 189. Эта цифра находится между цифрами 183 = ЖИЗНЬ ОБОРВАЛАСЬ и 194 = ГИБЕЛЬ ВЫСТРЕЛОМ, ЗАСТРЕЛИЛ СЕБЯ САМ.

Чтобы её найти, код буквы К = 11 \ в слове ПУДИКОВИЧ \ разложим на две цифры: 11 = 5 + 6.

183-ЖИЗНЬ ОБОРВАЛАСЬ + 6 = 189 = ЧЕЛОВЕКОУБИЙСТВО.

52 = ...ОВИЧ, УБИЕН + 5 = 57 = ЧЕЛО (векоубийство). Это невидимая встреча...

189-ЧЕЛОВЕКОУБИЙСТВО - 57-ЧЕЛО... = 132 = УХОД ИЗ ЖИЗНИ.

Продолжим дешифровку отдельных столбцов:

129 = САМОУБИЙСТВ (о) = САМОЗАСТРЕЛ
__________________________________________
132 = УХОД ИЗ ЖИЗНИ

132 = УХОД ИЗ ЖИЗНИ
_______________________________________
117 = ОТ ЗАСТРЕЛА = САМОЗАСТРЕ (л)

246 = 129-САМОЗАСТРЕЛ + 117-САМОЗАСТРЕ (л).

58 = СЕБЯ
_____________________________
203 = СОВЕРШИЛ УБИЙСТВО

203-СОВЕРШИЛ УБИЙСТВО - 58-СЕБЯ = 145 = СКОНЧАЛСЯ.

Читаем: 18 = С..., 36 = СОВ..., 148 = СОВЕРШИЛ УБИЙ..., 185 = СОВЕРШИЛ УБИЙСТ..., 188 = СОВЕРШИЛ УБИЙСТВ..., 203 = СОВЕРШИЛ УБИЙСТВО.

Код ДАТЫ ГИБЕЛИ: 31.05.1937. Это = 31 + 05 + 19 + 37 = 92 = ЗАСТРЕЛИ (лся), ПОГИБШИЙ.

246 = 92-ПОГИБШИЙ + 154-ЗАСТРЕЛИЛСЯ = 92-ЗАСТРЕЛИ (лся) + 154-ЗАСТРЕЛИЛСЯ.

154 - 92 = 62 = НАПОВАЛ.

Код ДНЯ ГИБЕЛИ = 123-ТРИДЦАТЬ, КАТАСТРОФА + 63-ПЕРВОЕ, ГИБЕЛЬ + 46-МАЯ, ЗАМЕР, ГИБ ВМИГ = 232 = ПРЕКРАЩЁННАЯ ЖИЗНЬ.

246 = 14-БЕДА + 232-ТРИДЦАТЬ ПЕРВОЕ МАЯ, ПРЕКРАЩЁННАЯ ЖИЗНЬ.

Код полной ДАТЫ ГИБЕЛИ = 232-ТРИДЦАТЬ ПЕРВОЕ МАЯ + 56-УМЕР-\ 19 + 37 \-\ код ГОДА ГИБЕЛИ \ = 288 = 123-КАТАСТРОФА + 165-ВЫБРАЛ СМЕРТЬ = 186-ВЫСТРЕЛИЛ В СЕБЯ + 102-ЗАСТРЕЛЕН.

Код полных ЛЕТ ЖИЗНИ.

Впервые! Я покажу читателю - как определить число полных ЛЕТ ЖИЗНИ. И вот почему:

Дата рождения ЯКОВА ГАМАРНИКА - 2.06.1894, а дата гибели - 31.05.1937. Мы видим, что до полных 43-х лет не достаёт всего двух дней. Так сколько же полных лет следует считать - 42 года или 43?

Считаем: СОРОК ДВА = 85. 85-СОРОК ДВА + 85-СОРОК ДВА = 170 = УБИВШИЙ СЕБЯ САМ. 170 + 18-С(орок) = 188. 170 + 33-СО(рок) = 203. 170 + 65-СОРО(к) = 235. 170 + 76-СОРОК = 246.

Цифры 188, 203, 235, 246 мы видим воочию.

СОРОК ДВА = 85 = В ТУПИКЕ, ЗАГНАН В УГО(л), "К СТЕНКЕ", МГНОВЕНИЕ, ОБРЕЧЁН, РАСПЛАТА.

246 = 85-СОРОК ДВА + 161-ВЫСТРЕЛИВШИЙ, ОКОНЧАНИЕ ЖИЗНИ.

161-ОКОНЧАНИЕ ЖИЗНИ - 85-СОРОК ДВА = 76 = СГУБЛЕН.

Примечание:

Нам осталось выяснить, какая причина побудила ЯКОВА ПУДИКОВИЧА ГАМАРНИКА пойти на САМОУБИЙСТВО.

Вернёмся к началу статьи:

30 мая 1937 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение: «Отстранить тт. Гамарника и Аронштама от работы в Наркомате обороны и исключить из состава Военного Совета, как работников, находившихся в тесной групповой связи с Якиром, исключённым ныне из партии за участие в военно-фашистском заговоре»...

31 мая Нарком обороны К. Е. Ворошилов отдал приказ заместителю начальника Политуправления РККА А. С. Булину и управляющему делами Наркомата обороны И. В. Смородинову сообщить Гамарнику, находившемуся у себя на квартире в связи с болезнью, о решениях Политбюро. Они так же объявили Гамарнику приказ народного комиссара обороны об увольнении его из рядов РККА.

ОШЕЛОМЛЕНИЕ = 134. Следом идёт 144 = САМОУБИЙСТВО.

Смотрим столбцы:

123 = КАТАСТРОФА
______________________
134 = ОШЕЛОМЛЕНИЕ

112 = САМОУБИЙЦ(а)
_______________________
144 = САМОУБИЙСТВО

144 - 112 = 32 = Я, САМ.

134-ОШЕЛОМЛЕНИЕ + 10-И + 144-САМОУБИЙСТВО = 288 = \ код полной ДАТЫ ГИБЕЛИ \-123-КАТАСТРОФА + 165-ВЫБРАЛ СМЕРТЬ.

Найденное нами слово - ЧЕЛОВЕКОУБИЙСТВО = 189 = БЕЗНАДЁЖНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ = 86-СУИЦИД + 103-ВЫСТРЕЛ = 100-ОБРЕЧЁН НА + 89-САМОУБИЙ(ство).

Каждый россиянин может спать спокойно благодаря могущественной российской армии и оборонительным силам флота. В мире регулярно вспыхивают военные конфликты, перерастающие в жестокие войны. Организации, призванные урегулировать нарастающие агрессивные настроения между странами и внутри них, не в силах справиться с этой задачей, поэтому российское Правительство видит единственно возможным вариантом избежать нападок со стороны противников – усиленное вооружение.

Каждый военнослужащий может продвинуться по службе, от рядового и до полковника, избранным удается дослужиться до генерала. Всего воинских званий в российской армии три десятка, в сухопутных войсках и в ВМФ они называются по-разному, хотя полномочиями особенно не отличаются.

Капитан 1-го ранга на флоте относится к старшему офицерскому составу, хотя капитан 3-го ранга считается офицером средней категории. Разобраться в званиях служивым позволяют погоны на повседневной или парадной форме.

Зная, какой пост занимает военнослужащий, вы всегда сможете придерживаться субординации, не принижая себя и другого человека.

Старшинство в среднем офицерском составе

Рядовыми управляет младший офицерский состав, иерархия начинается с младшего лейтенанта, получившего свой чин после окончания учебы в военном колледже при условии, что в дипломе присутствуют оценки только со знаком отличия. Дальше следует лейтенант – сотрудник, отдавший военной службе продолжительное время. Дослужиться дисциплинированному лейтенанту можно вплоть до старшего лейтенанта.

К старшим чинам относят майора, в ВМФ это звание приравнивают к капитану 3-го ранга. Следуя по карьерной лестнице, остается только увеличивать свою категорию, так можно достичь подполковника. Капитан 1 ранга как раз соответствует званию полковника в сухопутных войсках.

Кто стоит во главе армии РФ

Если высший офицерский состав толковый, можно говорить о боеспособности армии государства. На руководство возлагается огромная ответственность по управлению тысячами квалифицированных военнослужащих, которые кинутся спасать Родину по первому же приказу. Один неопрометчивый шаг, и важный бой может быть проигран. Поэтому в российской армии все реже наблюдается получение должностей по наследству, тем более вследствие взяточничества – коррупция здесь практически искоренена.

Опубликовано в 7. Размышления вслух Среда, 28 апреля 2010 14:33

Дизельные подводные лодки
Флот
Такт. номер, проект
Причины катастрофы
Причины катастрофы
Район катастрофы
Количество погибших
Примечание командир
С-117 (бывшая Щ- 117) головная Щука серии V- бис

Не установлена

Охотское море

Торпедная морская, кап 3 ранга Красников

М-200 Типа М XV серии 21 ноября 1956 г Столкновение с эм «Статный» потеря продольной надводной остойчивости Суурупский пролив Балтийское море 28 Торпедная прибрежная кап 3 ранга Шуманин

М-255 Пр.А-615

Балтийское море

Торпедная прибрежная Кап 3 ранга С.Ф.Савкин

М-351 Пр.А-615

Поступление воды в дизельный отсек через незакрытую захлопку. Пожар. Затонула

В районе бухты Балаклава

Торпедная прибрежная Кап 3 ранга Белозеров

М-256 Пр. А-615

Навигационная авария, потеря продольной надводной остойчивости

Балтийское море

Торпедная прибрежная Кап 3 ранга Ю.Вавакин

М-252 Пр.615Vii серия

Навигационная авария, посадка на мель, затопление корпуса

Японское море

Торпедная, прибрежная Кап 3 ранга Боровков С.Н.

Поступление воды через РДП

Баренцево море

Ракетная, морская Кап 3 ранга А.Ситарчик

Пожар и взрыв стеллажных торпед в 1-ом отсеке

Баренцево море

Полярный

Торпедная океанская Кап 2 ранга Бегеба

Взрыв стеллажных торпед у рядом ошвартованной лодки

Баренцево море.

Полярный

Торпедная морская кап 2 ранга Олег Абрамов

К-129 Пр.629А

Предположительно потеря плавучести при поступлении больших масс воды в 5-ый дизельный отсек при несрабатывании поплавкового клапана РДП

Тихий океан

Ракетная, крейсерская Кап 1 ранга В.Кобзарь

Потеря плавучести из-за столкновения с транспортом и поступления в пробоину большой массы воды

Японское море

Торпедная морская Кап3ранга Б.Маранго

Атомные подводные лодки

Флот

Такт. номер, проект

Дата происшествия

Причины катастрофы

Район катастрофы

Колич

ество погибших

Примечание

Пр.658

Разгерметизация 1-го контура

Северная Атлантика

Ракетная крейсерская Кап 2 ранга Н.Затеев

Пр.627 «Ленинский комсомолец»

пожар во втором отсеке, возгорание регенерации

Норвежское море

Торпедная, крейсерск. Кап 2 ранга С.Гориков

Пр.627А

пожар, потеря продольной надводной остойчивости, при поступлении внутрь корпуса больших масс воды.

Бискайский залив

Торпедная, крейсерска

Кап 2 ранга В.Бессонов

Пр.658

пожар в 8 и 9 отсеках

Атлантический океан

Ракетная, крейсерск Кап 1 ранга В.Кулибаба

Пр.675

Поступление больших масс воды во второй отсек из-за пробоины, полученной в результате

столкновения с транспортом «Академик Берг»

Японское море

Ракетная крейсерская командир кап 2 ранга Леонид Хоменко

К-429 Пр.670А

Потеря плавучести из-за поступления большой массы воды в 4 отсек

Камчатка, Авачинский залив Тихий океан

Многоцелев

крейсерска

Кап 1 ранга В.Суворов

Пр.675

Пожар в 8 отсеке

Баренцево море

Ракетная крейсерска Кап 1 ранга Селиванов

К-219 Пр.667а

Пожар, потеря плавучести

Атлантический океан

Ракетная крейсерская Капитан 1-го ранга И.Британов

К-278 Пр.685 «Комсо

молец»

пожар в 7 отсеке потеря надводной плавучести и продольной надводной остойчивости, разгерметизации и поступления в прочный корпус больших масс воды

Норвежское море

Многоцелевая Крейсерска Кап 1 ранга Е.Ванин

К-141 Пр.949

Взрыв стеллажных торпед

Баренцево море

Ракетная крейсерская Кап 1 ранга Лячин Г.П,

К-159 Пр.667А

Потеря надводной плавучести при буксировке

Баренцево море

Ракетная крейсерская, выведена из боевого состава командир, кап 2 ранга Лаппа Сергей

Итак:

1. За рассматриваемый период с 1952 по 2003 г. г. были построены и включены в состав ВМФ:
- 251 атомная подводная лодка
- 29 дизельных пл типа М пр. А-615 с двигательной установкой по закрытому циклу.
- 225 дизельных пл пр.613 и модификаций
- 26 дизельных пл пр.611 и модификаций
- 58 дизельных пл пр.641 и модификаций
- 23 дизельных пл пр.629 и модификаций

2. У погибших или попавших в тяжелую аварию пл (К-129, К-3, К-8, К-429, К-219, К-278, К-141, К-159, К-56, К-131, К-19, С-80, С-178, С-350, Б-37, С-117, М-200, М-256, М-252, М-351) тактические номера были:

С цифрой -1 (К-129, К-19, К-219, К-141, К-159, К-131, С-178, С351, С-117, М-351) - 10 пл
(в 40% еще встречается цифра 9 )

С цифрой -2 (К-129, К-429, К-219, К-278, М-200, М-252, М-256)- 7пл
(У более 40% снова встречается цифра 9 )

С цифрой -5 (К-159, К-56, С-350, М-252, М-255, М-256, М-351)- 7 пл

С цифрой -8 (К-8, К-278, С-178, С-80)- 4пл

С цифрой - 9 (К-19, К129, К-219, К-429, К-159)- 5пл.

Замечание:
- С цифрой 5 , которая находится в разряде десяток, 7 случаев аварий. При этом, 80% аварий у подводных лодок типа М. -
- С цифрой 9 , которая находится в разряде единиц, только пл типа К.
- Самое неудачное сочетание цифр 1,2 или 9 - 10 случаев.
- Самое удачное сочетание цифр - 3,4,6,7.

3. Периоды времени максимума катастроф:
-дизельных пл

-1956-1962 г. г. - время, когда было наибольшее количество пл в составе ВМФ и время освоения пл с новой энергетической установкой.
-атомных пл
-1967-1973 - время освоения и начало циклического несения бс,
-1983-1989 г. г. - время наибольшего износа материальной части пл 1-го и 2-го поколения и максимального количества пл, несущих бс.

4. Периоды времени минимума катастроф:
-дизельные пл уже хорошо освоены и надёжны.
- 1962-1981 г. г.
-атомные пл

- 1973-1983 г г. - период перехода от пл 1-го поколения к пл 2-го поколения, более современным и надежным.
- 1989-2000 г. г. период прекращение несения бс, за исключением редких выходов в море или в автономное плавание.

5. Катастрофы по флотам (д/а/всего):
ТОФ:4/2/6
КСФ:3/9/12
КБФ: 3/-/3
КЧФ: 1/-/1 Всего: дпл - 11; апл - 11; Итого-22

6. Основные причины аварий, приведшие к гибели подводных лодок:
- пожар с последующим поступлением большого количества воды внутрь прочного корпуса, потерей надводной продольной остойчивости.
- 3 случая нарушения правил кораблевождения, приведших к столкновению с надводными кораблями.

7. Периодичность катастроф и тяжелых происшествий на ТОФе.
7.1. 1968 г 8 марта - гибель рпл пр.629А «К-129».
7.2. 1973 г. 13 июня - столкновение пларк пр.675 «К-56» с ЭС «Академик Берг».
7.3. 1978 г. 13 июня - затяжной выстрел орудия главного калибра на крейсере пр.68 бис «Адмирал Сенявин».
7.4. 1983 г. 24 июня - гибель пларк пр.670А «К-429».

Интервал происшествий практически 5 лет, более того, есть совпадение по датам п.7.2 и 7.3.

Возможные причины аварий и катастроф:
1. Неудовлетворительная профессиональная подготовка командиров подводных лодок и экипажей.
Порочная система отбора и подготовки командного состава - в первую очередь командиров пл - предпосылка всех аварий и происшествий. В середине 70-х годов сложилась обстановка, когда многие старшие помощники командиров ракетных пл не хотели сдавать на самостоятельное управление пл, чтобы их не назначали командирами пл. Из-за боязни ответственности. Так, на 1 февраля 1978 г. из 21 старпома 2 флпл ТОФ 19 человек не хотели сдавать на допуск к самостоятельному управлению кораблём. Спрашивается, кто потом командовал подводными лодками?

2. Технические ошибки в проектировании, строительстве и эксплуатации атомных подводных лодок и несовершенство их вооружения. Они носили системный характер, т. к. имели место на многих кораблях, о чем свидетельствуют результаты проверок кораблей и подводных лодок по замечаниям, приведшим к тяжелым авариям и катастрофам.

3. Приемка от промышленности подводных лодок, имеющих значительные недоработки и неисправности систем и механизмов, в угоду командованию ВМФ СССР и Руководству Министерства судостроительной промышленности.

4. Нарушение требований руководящих документов по подготовке экипажей подводных лодок и допуска их к выходу в море.

5. Гибель и аварии подводных лодок типа М проекта А-615 происходила из-за несовершенной энергоустановки, вызывавшей взрыв газовой смеси и пожар.

6. Основная причина гибели надводных кораблей - нарушение правил хранения и использования боезапаса.

7. Трудно объяснить, почему у пл. типа «К», пострадавших в авариях и в катастрофах, в тактических номерах повторялись цифры 1, 2 , 5 и 9.

Целесообразно на подводных лодках, находящихся в составе ВМФ РФ, поменять тактические номера, исключив эти цифры.

8. В ВМФ СССР и ВМФ РФ:
- отсутствуют специалисты, занимающиеся постоянным комплексным анализом состояния механизмов и боезапаса, организации БП, аварийных ситуаций, катастроф пл и нк, и способные обобщать статистический материал с послевоенного времени по настоящее время и давать рекомендации по предотвращению возможных аварийных ситуаций.
- возможно, Командование ВМФ РФ не заинтересовано в проведении тщательного анализа, чтобы данные, обличающие, бывшее руководство ВМФ, не стали достоянием гласности. Не учитывается то, что л/с кораблей будет совершать повторяющиеся в определённой последовательности и периодичности ошибки, которые чреваты тяжелыми авариями и катастрофами..
- кроме анализа навигационных аварий и происшествий в ГШ ВМФ СССР нет других материалов, которые были бы доведены до л/с пл и нк.

В последнее время в открытой печати и на сайтах Интернета появилось много материалов, посвященных авариям и катастрофам советских подводных лодок. Авторы разбирают отдельные причины этих аварий, т. к. не имеют возможности сделать полный анализ из-за отсутствия доступа к материалам. Кроме того, часть сведений носят дезинформационный характер. Для проведения достоверного анализа и выявления объективных причин катастроф, необходимо, чтобы такое исследование провела специальная комиссия. Она должна состоять из профессионалов - подводников, имеющих большой практический опыт, не состоящих на действительной службе и способных вскрыть истинные причины аварий, используя как архивные документы, так и случаи, не нашедшие отражения в этих документах, но оставшиеся в памяти непосредственных участников этих событий. Все командиры знают, что черновой журнал вахтенного ЦП, в котором делались записи всех фактических событий и происшествий, отличался как черное от белого от чистового вахтенного журнала и отчета по боевой службе, которые сдавались в архив,

Кроме официальных материалов, многие из которых до сих пор имеют гриф секретности, значительное количество информации от руководства ВМФ скрывалось или доводилось только до узкого круга лиц.

Я не собирался давать полный анализ этих случаев по той же причине. Просто собрал и обобщил случаи аварии и катастроф, пытаясь найти какую-то необъяснимую закономерность. Кто-то может сказать, что здесь много мистики. Возможно и так. Я надеюсь, что когда-нибудь и этим явлениям будут даны объяснения, и они получат научное подтверждение и объективное обоснование. Если Вы, прочитав эти выводы, сможете мне ответить, буду вам признателен. Думаю, что не мне одному это нужно.

Приложение:
1. Фамилии командиров погибщих кораблей:

С-117 - Капитан 3-го ранга Красников,
М-200 - Капитан 3-го ранга Шуманин
М-255 - Капитан 3-го ранга С. Савкин
М-351 - Капитан 3-го ранга Р. Белозеров
М-256 - Капитан 3-го ранга Ю. Вавакин
М-252 - Капитан 3-го ранга С. Боровков
С-80 - Капитан 3-го ранга Ситарчик
Б-37 - Капитан 2-го ранга Бегеба
С-350 - Капитан 2-го ранга О. Абрамов
С-178 - Капитан 3-го ранга Б. Маранго
К-129 - Капитан 1-го ранга В. Кобзарь
К-19 - Капитан 2-го ранга Н. Затеев
К-3 - Капитан 2-го ранга С. Гориков
К-8 - Капитан 2-го ранга В. Бессонов
К-19 - Капитан 1-го ранга В. Кулибаба
К-56 - Капитан 2-го ранга Л. Хоменко
К-429 - Капитан 1-го ранга В. Суворов
К-13 - Капитан 1-го ранга Е. Селиванов
К-219 - Капитан 1-го ранга И. Британов
К-278 - Капитан 1-го ранга Е. Ванин
К-141 - Капитан 1-го ранга Г. Лячин
К-159 - Капитан 2-го ранга С. Лапа

2. Катастрофы надводных кораблей.
2.1. БПК «Отважный» пр.61 (КЧФ) 30 августа 1974 г. рейд бухты Стрелецкая, Черное море, причина - взрыв стартовых двигателей зур и другого боезапаса, погибло 24 человека
2.2. Крейсер «Адмирал Сенявин» пр. 68 бис (ТОФ) 13 июня 1978 г. Японское море. Затяжной выстрел орудия главного калибра носовой башни, погибло 24 человека.

2.3. Линкор «Новороссийск» бывший «Джулио Чезаре»,КЧФ 29 октября 1955 г. Севастопольская бухта, причина не установлена. Взорвался и затонул, стоя на бочке № 3, (спустя 39 лет после гибели линкора «Императрица Мария» 20 октября 1916 г. на том же месте.)

Погибло 610 человек

Концепция символики кораблей 1-го и 2-го ранга Военно-морского Флота

Согласно позиции Военно-геральдической службы ВС РФ право на собственную эмблему имеют корабли 1-го и 2-рангов. 1-й ранг – это крейсера (в т.ч. авианесущие), атомные подводные лодки, эсминцы и большие противолодочные корабли; 2-й ранг – это большие десантные корабли, сторожевые корабли, неатомные подводные лодки. Кроме того, ко 2-му рангу причисляются относительно небольшие ракетные корабли на воздушной подушке и, скорее всего, к нему же будут причислены строящиеся фрегаты, корветы и закупаемые за рубежом универсальные десантные корабли.

В основе концепции символики кораблей (по аналогии с разработанной тем же коллективом авторов концепции символики соединений) лежит идея составления эмблемы соединения из двух компонентов: окруженной цепью центральной части, расположенной поверх вертикального якоря, и положенных в косой крест по бокам от якоря внешних атрибутов.

Внешние атрибуты:

Внешние атрибуты строго зарегламентированы, их комбинация и внешний вид четко отражают класс корабля. Кроме того, эти атрибуты во многом соответствуют внешним атрибутам из концепции символики соединений, чем достигается необходимое единообразие всей флотской символики.

Все подводные лодки обязательно имеют в качестве одного из внешних атрибутов трезубец, как символ подводного флота, второй атрибут уже отражает специализацию лодки. Булава для РПКСН - как символ невероятной мощи баллистических ракет, пучок стрел для ПЛАРК – как символ значительной ракетной вооруженности, второй трезубец для АПЛ – как символ их многоцелевого назначения, и одна стрела для НАПЛ, подчеркивающая их небольшой размер и состав вооружения.

Меч используется в символике всех крупных надводных кораблей. У крейсеров/эсминцев он подчеркивает их ударную мощь, у десантных кораблей – наличие на борту подразделений морской пехоты. Второй атрибут крупных НК отображает их специализацию: у эсминцев - пучок стрел, у БПК – гарпун, у БДК – абордажный крюк, у крейсеров - второй меч, подчеркивающий их мощь. Авианосные корабли (ТАВКР, УДК) имеют дополнительный атрибут в виде двух крыльев на якоре.

В эмблемах «среднеразмерных» кораблей: СКР/фрегатов и корветов, отображаются их основные функции: ракетные и противолодочные (стрелы и гарпун), только у фрегатов пучок стрел, а у корветов – одна стрела.

Если бы концепция ВГС ВС РФ разрешала бы иметь эмблемы небольшим кораблям (как в геральдических системах военно-морских сил многих стран мира), то систему атрибутов можно было бы продолжить: МПК – гарпуны, МДК – абордажные крючья, РКА – стрелы, МРК – пучки стрел и т.д.

Эмблемы в центре:

Центральная часть эмблемы не имеет строгой регламентации: это малый герб, отражающий в первую очередь название корабля. В большинстве случаев корабль несет название города или региона – тогда в центральной части эмблемы просто используется герб (изображение в щите, без обрамлений) соответствующего города/региона. Возможны редкие исключения: если герб города радикально не соответствует правилам геральдики, то необходимо внести в герб минимальные изменения для устранения нарушений, либо вообще отказаться от использования городского герба в эмблеме.

В случаях, когда название корабля не имеет отношения к городам и регионам, следует разрабатывать самостоятельную эмблему, отображающую его название. Эта эмблема должна быть графически несложной и “геральдичной”, не нести в себе чисел, букв, памятников и архитектурных объектов, оружия и других предметов из новейшего времени, излишне натуралистичных изображений и изображений представителей животного мира.

КОРАБЛИ С НАЗВАНИЯМИ В ВИДЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ:

Эмблемы кораблей с названиями в виде прилагательных семантически очень просты. Элементы эмблемы просто символически демонстрируют тот качественный признак, который и используется в названии корабля.

Беспокойный – Четыре стрелы, направленные в разные стороны, как символ беспокойного движения и неугомонности.

Настойчивый – Три колчана со стрелами, как символ готовности упорно и настойчиво достигать намеченной цели.

Пылкий – Три пламени в пурпурном поле, как символ пылкости.

Совершенный – Геральдическая роза, как символ совершенства.

Стерегущий – Закрытые ворота и перекрещенные алебарды, как символстерегущей стражи.

Бойкий - Три стрелы, направленные в разные стороны и боевой барабан, как символ активности и бойкости.

Боевой – Три перекрещенных меча и щит, как символ боевитости.

Бурный –Чередующиеся синие и белые крупные волны, как символ бурности.

Быстрый –Стрела с двумя крыльями, как символ скорости и быстроты.

Безбоязненный –Рука, держащая огонь на ладони, как символ отсутствия страха и боязни.

Стойкий –Крепостная башня с бойницами посередине моря, как символ стойкости.

Расторопный – Крылатое колесо над волнами – как символ подвижности и расторопности.

Гремящий – Три молнии между небом и морем, как символ гремящего грома.

Сообразительный – Три перекрещенных факела, как символ ума, знаний, сообразительности.

Пытливый –Три перекрещенных подзорных трубы и компас, как символ пытливого поиска.

Ладный –Арфа, как символ совершенства, изящества и «ладности».

Неустрашимый –Три пылающих сердца, как символотваги и неустрашимости.

Сметливый – Морской узел из двух веревок – как символ смекалки и сметливости.

Проворный – Трискеле (три бегущие ноги), как символ бега и проворства.

КОРАБЛИ С НАЗВАНИЯМИ В ЧЕСТЬ СОВЕТСКИХ ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ:

Эмблемы кораблей с названиями в честь советских маршалов и адмиралов имеют единый формат: верхняя узкая часть золотого цвета с изображением звания военачальника в виде комбинации звезд (как на погонах) и нижняя большая часть с «мини-гербом», символически отображающим заслуги военачальника и, по возможности, семантику его фамилию.

Маршал Устинов – Маршал Советского Союза - одна большая маршальская звезда. Многолетний министр обороны – перекрещенные шестоперы. Руководил армией и флотом в годы холодной войны, поддерживая стратегический паритет со странами запада - весы в равновесии. Также весы обыгрывают фамилию: «Устин» - справедливость, равенство.

Адмирал Чабаненко – Адмирал - три адмиральские звезды. Командовал Северным флотом - щит с эмблемой СФ. Водил (крупные походы подлодок в океан) и оберегал (создал мощную ВМБ) – Северный флот - посохи пастыря. Также посохи обыгрывают фамилию: «чабан».

Адмирал Левченко – Адмирал - три адмиральские звезды. В ряде заслуг - оборона Черноморского флота и портов Южной Украины во время ВОВ - щит с эмблемой ЧФ (она же - герб Новороссийска), защищаемый/удерживаемый двумя лапами. Также лапы обыгрывают фамилию: «лев».

Адмирал Харламов – Адмирал - три адмиральские звезды. В ряде заслуг - обеспечение взаимодействия с союзниками во время ВОВ (открытие второго фронта, караваны) - пожатие двух рук в доспехах между западом и востоком (закатом и восходом). Также солнца обыгрывают фамилию: «Харлам» - радостный свет.

Вице-адмирал Кулаков – Вице адмирал - 2 адмиральские звезды. Крупный политработник, отвечал за морально-политическую обстановку в военном флоте - кулак в броне, сжимающий меч. Также кулак обыгрывает фамилию.

Вице-адмирал Иван Грен – Вице адмирал - 2 адмиральские звезды. Главный специалист по морской артиллерии – перекрещенные орудия и пирамида ядер.

Адмирал Горшков – Адмирал флота Советского Союза - одна большая адмиральская звезда. Главком ВМФ в течении 30 лет – якорь и перекрещенные шестоперы.

Адмирал Касатонов – Адмирал флота - 4 адмиральские звезды. Руководил и лично участвовал в первых крупномасштабных океанских подводных операциях - плавники касаток (подлодок) в воде. В т.ч. совершил первую подводную кругосветку - глобус. Также касатки обыгрывают фамилию.

Маршал Шапошников – Маршал Советского Союза - одна большая маршальская звезда. Создатель современного Генерального штаба - «мозга армии», разработчик системы управления в армии, «патриарх генштаба» - шлем и маршальские жезлы. Также шлем обыгрывает фамилию: «шапка».

Адмирал Виноградов – Адмирал - три адмиральские звезды. Выдающийся советский подводник, разработчик тактики подводной войны – перекрещенные трезубцы. Виноградная гроздь обыгрывает фамилию.

Адмирал Пантелеев – Адмирал - три адмиральские звезды. Ему поручали самые разнообразные задачи, и с каждой из них он с успехом справлялся - прошел все возможные военно-морские профессии на всех флотах - рука «сверху», вручающая символы надводного и подводного флота. Также рука с небес обыгрывает фамилию: «Пантелей» - всемилостивый.

Адмирал Трибуц – Адмирал - три адмиральские звезды. Спас Балтийский флот во время ВОВ, проведя его «меж двух огней» - наступающими немецкими войсками и требованиями руководства страны «не поддаваться на провокации» - в эмблеме щит с эмблемой БФ меж двух постаментов с огнями. Также постаменты (алтари, жертвенники) обыгрывает фамилию: «триба/треба» - молитва, жертва.

Адмирал Кузнецов – Адмирал флота Советского Союза - одна большая адмиральская звезда. Главком ВМФ, стоял у истоков создания мощного океанского ВМФ - якорь и молоты. Также молоты обыгрывают фамилию: «кузнец».

КОРАБЛИ С НАЗВАНИЯМИ В ЧЕСТЬ РУССКИХ КНЯЗЕЙ:

Эмблемы кораблей с названиями в честь князей имеют единый формат: в верхней части – золотой княжеский шлем-ерихонка, в нижней части – элементы, отображающие индивидуальные заслуги.

Юрий Долгорукий – часть кремлевской стены, как символ основания Москвы, и золотой шлем в серебряном поле - геральдическое исключение, подчеркивающее особую значимость несущего это имя корабля.

Дмитрий Донской – перекрещенные кривые сабли в зеленом поле – символизируют победу над татаро-монголами на Куликовском поле.

Ярослав Мудрый – перекрещенные перья в пурпурном поле – символизируют развитие образования и юриспруденции, и становление русской государственности.

Александр Невский – перекрещенные мечи в синем поле – символизируют победы над немецкими и шведскими рыцарями на Неве и Чудском озере.

Даниил Московский – перекрещенные топоры в чёрном поле – символизируют одновременно и военные и мирные заслуги князя – борьба с феодальной раздробленностью и активное строительство. Даниил Московский – покровитель инженерных войск.

Владимир Мономах – перекрещенные мечи и шапка Мономаха, названная в честь этого князя.

КОРАБЛИ С НАЗВАНИЯМИ В ЧЕСТЬ ГЕРОЕВ РОССИИ/СОВЕТСКОГО СОЮЗА:

Эмблемы кораблей с названиями в честь героев имеют единый набор элементов: в верхней части одна (или две) золотая Звезда Героя, в нижней – элементы, отображающие индивидуальные заслуги.

Николай Вилков – морской пехотинец - перекрещенные сабли. Совершил подвиг во время десантной операции – желтый конус суши в синем фоне воды. Подвиг заключался в закрытии телом вражеской пулеметной амбразуры – изображено в виде пылающего сердца – символа бесстрашия и самопожертвования.

Цезарь Куников – морской пехотинец - перекрещенные сабли. Совершил подвиг во время десантной операции – желтый конус суши в синем фоне воды. Пятиугольная фортеция, как символ обороны, - обозначает длительную героическую оборону Малой Земли – побережья в районе Новороссийска.

Николай Фильченков – морской пехотинец - перекрещенные сабли. Совершил подвиг во время десантной операции – желтый конус суши в синем фоне воды. Пылающая гренада символизирует подвиг героя – с последней гранатой бросился под вражеский танк.

Александр Отраковский – морской пехотинец - перекрещенные сабли. Родился, вырос, учился, служил, получил звание героя России и умер на Кавказе. Поэтому в эмблеме – символическое изображение Кавказских гор с самой высокой белой двуглавой вершиной (Эльбрусом).

Александр Шабалин – две звезды – дважды герой. В годы ВОВ командир торпедных катеров - стрела. Потопил более 30 вражеских судов – 3 пробитые стрелой рыбы. Участвовал в Петсамской операции: герб Петсамо – также три рыбы.

КОРАБЛИ С НАЗВАНИЯМИ В ЧЕСТЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ:

Пересвет – монах-великосхимник, участвовавший в Куликовской битве. Вышел с копьем на поединок против татарского воина Челубея. Оба погибли в бою. Соответственно в эмблеме – символически изображенный куколь (головной убор) Великой Схимы и атрибуты воина-монаха: щит, крест и копье.

Ослябя – монах-великосхимник, участвовавший в Куликовской битве. В противовес Пересвету канонически изображается с мечом. Соответственно в эмблеме – символически изображенный куколь (головной убор) Великой Схимы и атрибуты воина-монаха: щит, крест и меч.

Святой Николай Чудотворец – один из самых почитаемых святых, покровитель моряков. Канонически изображается с Евангелием в руках. Соответственно в эмблеме - якорь и символически изображенное раскрытое Евангелие.

Святой Георгий Победоносец и Георгий Победоносец – в обеих эмблемах каноническое изображение Святого Георгия – всадник, поражающий копьем змея. Для отличия – разный цвет поля. У обычного Георгия – привычный красный, у Святого Георгия – пурпурный.

Пётр Великий – в эмблеме вензель Петра Великого.

Варяг – в эмблеме традиционные варяжские («викингские») предметы вооружения – перекрещенные боевые топоры особой формы, «русский» щит каплевидной формы, шлем с наносником.

Адмирал Нахимов, Адмирал Ушаков, Адмирал Лазарев – во всех трех эмблемах изображены дворянские гербы знаменитых адмиралов. Примечание: герб Нахимова – реконструкция самобытного герба, который не был внесен в общий гербовник дворянских родов Российской Империи.

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ:

Названия в честь природных явлений:

Бора – холодный сильный ветер с моря. Соответственно в эмблеме сине-белых цветов символическое изображение ветра, дующего из возникающего с небес рога, над морскими волнами.

Самум – жаркий сильный ветер в пустыне, «красный ветер». Соответственно в эмблеме красно-желтых цветов символическое изображение ветра, дующего из возникающего с небес рога, над песчаными барханами.

Названия в честь представителей животного мира:

В связи с запретом Военно-геральдической службы ВС РФ на использование изображений животных в военно-морской символике, легитимность подготовленных эмблем требует дополнительного уточнения. На данный момент кораблям с названиями Гепард , Волк , Тигр , Пантер а, Леопард , Вепрь , Карп и Кашалот предлагаются простые эмблемы с изображением соответствующего животного.

Названия в честь российских компаний:

Таких названий два – подводные лодки Алроса и Северсталь . Предлагается в обоих случаях использовать логотип компании в черном (подводном) фоне.

Корабли, не имеющие собственных названий:

Б-187 – подводная лодка Тихоокеанского флота, в ходе службы активно посещавшая выставки вооружений в качестве образца. В эмблеме символизируется военно-техническое сотрудничество и торговля – на фоне волн, перекрещенные мечи и кадуцей.

Б-394 - подводная лодка Тихоокеанского флота, носившая ранее название «Комсомолец Таджикистана». В эмблеме – цветок (коробочка) хлопка, одновременно символизирующая историческое название и техническую особенность лодок этого проекта – малошумность.

БДК-98 – десантный корабльТихоокеанского флота, регулярно участвующий в международных мероприятиях посвященных памяти военных моряков. Соответственно в эмблеме – рында и перекрещенные сабли.

АС-16 и АС-19 – атомные глубоководные станции специального назначения. Северного флота. В эмблеме - красная гвоздика, как символ разведки, и раковина, как символ подводных операций.

Б-806 – подводная лодка Балтийского флота, много лет использующая для обучения иностранных экипажей. На ней производились съёмки большинства российских художественных фильмов, посвященных подводному флоту. В эмблеме - пожатие разноцветных рук, как символ международного сотрудничества, и кинолента.

Могоча – к сожалению, герб города, в честь которого названа подводная лодка, далек от геральдического совершенства. Поэтому в его эмблеме – черно-белый витой шнур и золотые монеты на зеленом поле, символизирующие Могочу как город железнодорожников, золотодобытчиков и лесопромышленников. Плюс трезубец, подчеркивающий, что это эмблема лодки, а не герб города.

Александр Марченко, Алексей Скрыпник


ДОПОЛНИТЕЛЬНО


Руководитель департамента ГОЗ Объединенной судостроительной корпорации Анатолий Шлемов в ходе прошедшей в Индии выставки DEFEXPO-2014 рассказал "Голосу России" о перспективах десантных сил ВМФ и дальнейшем военно-техническом сотрудничестве РФ с Индией


– Анатолий Федорович, Индии недавно передали «Викрамадитью». Будут ли еще совместные проекты подобного масштаба?

– Наше сотрудничество с Индией ни в коем случае не завершается «Викрамадитьей». Хотя, конечно, этот проект самый масштабный за всю . Работы в этой сфере не исчерпываются «Викрамадитьей». Как вы знаете, Россия поставила разработанное Невским проектно-конструкторским бюро авиационно-техническое оборудование для индийского тренажерного комплекса палубной авиации (аналога нашей «НИТКА» – Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный. – прим.ред.), а также и для индийского нового авианосца проекта 71. Кроме того, ведутся переговоры о послегарантийном техническом обслуживании и сопровождении жизненного цикла авианосца.

– В ходе работы на «Викрамадитье» «Севмаш» получил большой опыт работ по ремонту крупных надводных кораблей. Как он будет востребован? Ждать ли ремонта «Кузнецова»?

– «Адмирал Кузнецов», конечно, нуждается в серьезном заводском ремонте и модернизации. Сейчас флот не может позволить себе потерять авианосец на длительное время – корабль выполняет важные политические задачи. И по сути, это единственная платформа для подготовки летчиков палубной авиации. Вывод «Кузнецова» в ремонт обернется потерей квалификации.

– Но новая «НИТКА»?

– Да, комплекс построен, и когда он будет полностью принят в эксплуатацию, авианосец можно будет вывести на ремонт. Я думаю, это случится в ближайшие 3-4 года.

– Радикальным решением вопроса было бы строительство нового авианосца. Стоит ли его ждать в обозримом будущем? Каково состояние разработок?

– Ведется проработка нескольких вариантов корабля этого класса, однако сказать что-то определенное можно будет только после утверждения долгосрочной программы военного кораблестроения, которая должна быть завершена в этом году. Она определит параметры строительства флота и потребности в кораблях основных классов до 2050 года.

– Что можно сказать о ремонте «Адмирала Нахимова» (тяжёлый атомный ракетный крейсер)? Во сколько он обойдется?

– Сейчас ведутся подготовительные работы, в ближайшем будущем корабль будет поставлен в бассейн, где недавно стоял «Викрамадитья». Срок сдачи корабля флоту – 2018 год. Что касается цены – я бы не стал называть конкретную цену. Крейсер в ходе ремонта получит новые возможности благодаря новым системам вооружения и радиоэлектронному оборудованию.

– Можно ли сказать, что ремонт «Нахимова» – подготовка к таковому для «Петра Великого»?

– Конечно. «Петр Великий» также крайне важен для флота, выполняет большой объем задач. Корабль вошел в состав флота в 1998 году и с тех пор активно эксплуатируется. Сроки его ремонта скоро подойдут, и его предстоит модернизировать так же, как и «Нахимова».

– Как продвигаются работы по проекту «Лидер»?

– Вы, наверное, знаете, что в прошлом году Минобороны заключило контракт на опытно-конструкторские работы (ОКР) «Лидер» по созданию надводного корабля океанской зоны.

– Как он будет классифицироваться? Это эсминец или крейсер?

– Пока мы говорим о многоцелевом боевом надводном корабле океанской зоны, этот термин более полно обозначает задачи и возможности перспективного корабля.

– Можно ли что-то сказать о техническом лице корабля? Водоизмещение, энергетика, вооружение?

– Этот выбор еще предстоит сделать – флот пока не решил, нужен ему корабль с газотурбинной энергетической установкой – и тогда это одни размеры и водоизмещение. Если с ядерной установкой - это совсем другие параметры. Что касается вооружения, то многое из того, что предстоит иметь на корабле океанской зоны, мы должны отработать на фрегате проекта 22350 (тип многоцелевого фрегата дальней морской зоны, разработанный для перевооружения Военно-морского флота России).

– Кораблей океанской зоны флоту остро не хватает, а сейчас вдобавок выведен на ремонт «Адмирал Чабаненко». Какие изменения предполагаются на нем?

– Корабль будет полностью отремонтирован, кроме того, будет проведена «точечная» модернизация по тем узлам, ремонт которых невозможен или слишком дорог.

– Будет ли меняться вооружение корабля?

– А зачем? Оно имеет достаточно высокие характеристики, позволяющие этому кораблю выполнять свои задачи. За счет модернизации мы их дополнительно несколько повысим, не тратясь на полную замену.
Вообще надо отметить, что «Чабаненко» и его предшественники проекта 1155 – исключительно удачные корабли, обеспечившие присутствие флота и выполнение задач во всех ключевых районах – Тихий, Индийский океан, Аденский залив, Средиземное море, Атлантика… Мы будем сохранять их в составе флота – пока не появится достаточно массовая замена.

– Почему «Чабаненко» так и не получил продолжения? Можно было сделать обновленный корабль на тех же общекорабельных системах еще лет 15 назад?

– К этому кораблю у меня особое отношение - я отвечал за его строительство. Это потребовало огромных усилий - денег тогда не было ни на что. Но корабль все-таки удалось ввести в строй.
Тогдашний главком ВМФ Владимир Куроедов выходил с предложением о постройке серии – если бы оно было принято, мы бы могли иметь сейчас не менее 6-8 модернизированных кораблей этого проекта. Однако в те годы финансирование ВМФ было минимальным. Строительство серии оказалось просто невозможным.

– Сегодня строится серия фрегатов проекта 22350, но выход головного корабля на испытания и его ввод в строй постоянно откладываются. Есть ли какие-то изменения?

– В этом году корабль выйдет в море. Проблемы у проекта есть. Они связаны с большим процентом новизны – и по энергетике, и по электронике, и по мы заложили много перспективных решений. Разумеется, без затруднений не обошлось, в частности с поставками со стороны производителей соответствующих систем вооружения и радиоэлектронного оборудования.

Мы решаем эти проблемы. В декабре в Петербурге состоялось совещание под руководством вице-премьера правительства России Дмитрия Рогозина, посвященное этим вопросам. Были приняты конкретные решения по срокам поставок оборудования и обязательствам производителей. Мы возлагаем на этот проект большие надежды, он должен дать нам эффективный инструмент и в дальней морской зоне, и отчасти в океанской.

– Что можно сказать о перспективах десантных сил ВМФ? Какова судьба «Ивана Грена» и вообще проекта 11711 (тип новейших больших десантных кораблей, предназначенных для высадки десанта, перевозки боевой техники и оборудования)?

– Проблемы «Грена» связаны в том числе с изменением технического задания со стороны ВМФ, но этот корабль мы сдадим в следующем году. Предполагается постройка еще 2-3 больших десантных корабля данного проекта.

– Но для обновления десантных сил этого явно недостаточно? Какой тип будет основным, «Мистраль»?

– В боевой состав ВМФ скоро войдут два ДВКД (десантный вертолетоносный корабль-док) типа «Мистраль», но это достаточно дорогие корабли, и массовыми они не будут.

Полагаю, что основным типом десантного корабля может быть средний по размерам ДВКД, схожий по идеологии с голландским «Роттердамом», водоизмещением в 13-15 тысяч тонн. Таких кораблей можно построить 6-8 единиц. В сочетании с «Мистралями», проектом 11711 и ремонтом уже имеющихся БДК это позволит содержать десантные силы на должном уровне.

Интервью Анатолия Шлемова проливает свет на корни многих решений последнего времени в сфере строительства ВМФ, считает военный обозреватель «Голоса России». Наиболее пристальное внимание следует обратить на названные сроки начала строительства перспективных надводных кораблей океанской зоны, в сочетании с решением о ремонте крейсеров проекта 1144 и переговорами относительно возможного выкупа находящегося на Черноморском судостроительном заводе (г. Николаев, Украина) крейсера «Украина» (бывший «Адмирал Лобов»), и ремонта остальных кораблей этого класса, а также поддержанием готовности кораблей проекта 1155.

Названные сроки реализации проекта «Лидер», с ожидаемой закладкой головного корабля в районе 2017-2018 годов, означают, что головной корабль может войти в состав флота примерно в 2022-2023 годах, первый серийный – в 2024-2025 годах, а более-менее массовыми они станут лишь к концу второго десятилетия нашего века. Такова цена длительного перерыва в разработке новых кораблей океанской зоны, но терять эту часть морской мощи Россия не имеет права. В этих условиях ремонт кораблей проектов 1144, 1164, 1155 – единственная возможность поддержать возможности флота в данной сфере, и насколько возможно – повысить их с относительно быстрым результатом.

Сад, Огород