Что обозначает дуб на гербе. Денежный символ - "дубовые листья"

Пройти мимо самого древнего в мире антидепрессанта?!
- Нет, конечно, и действительно на многих средневековых щитах мы можем любоваться реалистично изображенными побегами виноградной лозы, виноградными листьями и виноградными кистями. Все они имеют символическое значение радости и возрождения, живости, общественного объединения и полезной дружбы». Не забыты в изображениях и бочки с вином, и даже затычки к этим бочкам.

Родовой герб семьи Русполи, ныне Марескотти (происх. из Кампи) «В синем поле золотая итальянская гора о шести вершинах с двумя дважды накосо переплетенными виноградными лозами, каждая с белой и красной гроздьями и листьями естественного цвета, укорененными в нижние боковые вершины»

Если бы кому-нибудь пришла в голову мысль объединить все щиты, на которых имеются , то получился бы лес не менее густой, чем знаменитый Тевтобургский, в котором Вар потерял жизнь и легионы.

Можно перечислить по крайней мере три причины такой избыточности:

  • Во-первых, наличие огромного количества мест и городков, которые носили название какого-либо дерева или плодов этого дерева, что приводило к возникновению соответствующих «говорящих» гербов.
  • Во-вторых, характерное для того времени стремление придавать символический смысл каждой вещи.
  • В-третьих, особое значение, которое придавалось лесным угодьям в экономике и общественном праве Средневековья, отголоски чего дожили и до наших дней (в связи с этим достаточно вспомнить, что французское законодательство начиная с XVII века и позже оставляло за военно-морскими силами право на выбор древесины на строительство кораблей также и в частных лесных владениях).

Общее значение дерева как символа - согласие и мир на родине или в кругу семьи (а также жизнеспособность). «Наиболее массивные деревья означают древние фамилии, особенно те, что выдаются над всеми, а самые древние те, что изображены с корнями» (как утверждает Джинанни).

Растительный мир, однако, представлен не только деревьями. Множество щитов украшено травянистыми растениями - как такими, что употребляют в пищу (злаками), так и чисто декоративными (роза или лилии). Эти два цветка могут быть изображены реалистично, но особое значение приобретают, будучи представленными в геральдическом виде. Эти «символические геральдические фигуры» играют важную роль в блазонировании (и даже в истории нации).

Прежде чем изучать отдельные виды растений, надо отметить, что при общем блазонировании «дерево... цвета» совсем не обязательно будет указано «зеленого» или «естественного», поскольку встречаются и золотой, и красный, и многие другие цвета. Обычное расположение «столбом» также может быть заменено любым другим («поясом», «перевязью справа», «перевязью слева»).

Кроме того, при блазонировании деревьев следует учитывать еще ряд характеристик («укорененные», «с почвой», «выкорчеванные»), указывать, как изображены ветви («естественно» или «накосо перекрещенные»), имеются ли плоды (цвет плодов, если он отличается от основного, должен быть блазонирован как «с плодами... цвета»), как выглядит ствол («сухой», «сучковатый», «густолиственный»).
Если в гербе представлены только ветки, или только листья, или только плоды, это заслуживает отдельного упоминания.

Части дерева, выделяемые цветом в геральдике в отличие от "естественного цвета"

Разновидности дуба в геральдике

Среди геральдических изображений дуб в геральдике встречается ненамного реже, чем сосна. По своим достоинствам это дерево считается самым благородным (в качестве строительного материала для кораблей самой драгоценной древесиной также считается дуб).
Из многочисленного рода дубов (Quercus) в геральдике используются лишь три разновидности: дуб черешчатый (Quercus robur) , дуб каменный (Q. ilex) и дуб австрийский (Q. cerris) . В «говорящем» гербе пизанской коммуны Суверето изображен пробковый дуб (Q. suber).

Обычно как герольды, так и геральдисты словом «дуб» обозначают все три разновидности, без уточнения деталей. По изображению тоже трудно что-либо определить, разве что простой дуб часто представлен в виде двух накосо перекрещивающихся ветвей, как это можно видеть на примере герба Делла Ровере (папа Римский Юлий II) и Киджи (папа Римский Александр VII).

Часто дуб в геральдике изображается в укороченном виде с крупными листьями, которые в таком случае очень легко узнаваемы. «Это дерево, - пишет Джинанни, - обозначает выдающийся благородный род, признание заслуг, военную крепость и идущую из древности власть». То же значение могут иметь и отдельно изображенные желуди. Однако, по мнению другого геральдиста (Капаччо), дуб символизирует достижение добродетели, благие деяния, невинность и скромность, а если стоит на земле, то поверженную мощь.

Отдельные листья дуба встречаются довольно редко, зато часты изображения листьев, сплетенных в короны, венки и гирлянды, всегда занимающие почетное место в изображении. Желуди также редко встречаются отдельно; когда же они изображены на дереве, то блазонируются как «с желудями такого-то цвета». Еще более редко встречаются изображения дуба, охваченного пламенем, который блазонируется как «воспламененный» (как правило, «красного цвета»).

Что обозначал дуб в старые времена

Дуб - могучее дерево. Символическое его значение в мифологии народов мира чрезвычайно широко: долголетие, великолепие и мощь, плодородие, жизненная сила, твердость духа, покровительство и прибежище, происхождение великого из малого, священное место, слава и жертва, сакральная ось мира, процветание, духовная энергия, небесные врата, прообраз отца и проводника оберегающего, ведущего за собой и возводящего на новый уровень космического совершенства.

Связь с богами-громовержцами

Одним из наиболее известных символических качеств дуба является соотнесение его с индоевропейскими богами - громовниками. Так, на Руси его называли «перуновым деревом». Капище Перуна обсаживали по периметру дубовой рощей. В его честь возжигали костры из дубовых веток и следили, чтобы они горели постоянно; виновного в угасании признавали святотатцем и подвергали казни. Из дуба же, по свидетельству современников дохристианской Руси, был сооружен и новгородский идол громовержца.

В центре древнейшего святилища Зевса в Додоне находился дуб, рядом с которым бил источник. Под шелест его листьев, будто бы передававший волю верховного небожителя, Сивилла занималась предсказаниями будущего. В Древнем Риме в дубовой роще ежегодно отмечалась свадьба Юноны и Юпитера.
В античных государствах дуб считался местом обитания особых нимф - дриад. Он соотносился также с этрусским Тином, скандинавским Тором, литовским Перкунасом, японским Кашиано Ками, Прове у балтийских славян.

В Пруссии было принято окроплять священный дуб кровью жертвенных животных и поклоняться в его образе сразу трем богам. Литовцы и германцы, кстати, использовали огромные дубы в качестве храмов. В Англии порубка дубов очень долгое время считалась тяжким грехом, их можно было использовать исключительно для священных костров.

По-видимому, такое единодушное посвящение громовникам было связно с реалиями жизни: могучий дуб с высокой раскидистой кроной часто становился громоотводом во время грозы. Причем древесина дерева, в который ударила молния, наделялась особыми обережными свойствами. В частности, считалось, что если в доме хранится кусочек ее, то семья застрахована от пожаров вследствие грозы.

Магические свойства

Наши предки верили, что дубы способны влиять на погоду и предсказывать ее. В магических трактатах приводились соответствующие (к слову сказать, порой довольно экзотические) рецепты на этот счет: например, сжечь голову хамелеона на костре из дубовых дров. У жителей Уэльса была примета: если листья дуба скручиваются, следует ожидать засуху; Греки считали, что дубовая ветвь при должном обращении может помочь вызвать дождь.
Опубликовано в блоге "Русская жизнь. С миру по нитке...."

Признавались за ним также целительские, прорицательные и чудесные свойства. Например, корнуольцы были убеждены: чтобы снять головную боль, надо вбить гвоздь в ветку дуба, а чтобы вовсе не болеть - в день летнего солнцестояния молча потереть рукой кусочек дуба. Англичане верили, что если желудь попался червивый, то это знак грядущих финансовых потерь, а обнаружение паука на нем трактовали как предзнаменование болезни. А еще они гадали с помощью пары желудей: называли их именами влюбленных и опускали в тазик с водой, - коли сойдутся, то быть свадьбе.

Русичи при помощи дуба заговаривали зубную боль, лечили горло и детские болезни. Поляки при нарывах во рту плевали в ямку, выкопанную под дубом. Многие славянские племена оставляли на дубе одежду больного или привязывали к ветвям ленточки и нити. Южные славяне, чтобы вылечить больного ребенка, закладывали в ствол дерева отрезанные части его ногтей и волос, а потом забить отверстие колышком. Считалось, что как только он станет ростом выше колышка, так сразу и выздоровеет.

По поверьям народов южных стран, листья дуба способны околдовывать и усмирять львов, а если воткнуть дубовый столб в навозную кучу, то это будет верным средством для отпугивания змей.

В гороскопе друидов дубу посвящен день весеннего равноденствия - 21 марта. Хорошо известно, что они совершали свои богослужения в дубовых рощах, а перед предсказаниями непременно ели желуди.

Особо почитались деревья с омелой. Обряд срезания ее ветви считался одним из наиболее священных, поскольку ее считали панацеей не только от всех болезней, но и от любых жизненных несчастий. Действо совершалось в полнолуние и сопровождалось жертвоприношением двух белых быков. И лишь после этого жрец в белоснежном одеянии специальным золотым серпом срезал с дуба драгоценную ветвь. Это дерево для друидов - олицетворение центра мира, а все, что на нем растет - дар небес.

Алхимики использовали полый внутри дуб как сосуд для брожения и очищения элементов.

Дуб как - символ мужества, доблести, силы и мощи

Знаменитая палица Геракла была сделана из дуба, а это атрибут высших богов. Заметьте, в русском языке есть слово «дубина». У аргонавтов была дубовая мачта корабля, а золотое руно, за которым они отправились как за символом плодородия и благополучия в мифе представлено висящим на дубе под охраной змея. Дубовый венок у древнеиталийских правителей являлся символом сановного достоинства и чести. С давних времен и поныне дубовая ветвь, дубовый венок или гирлянды используются в военной униформе в качестве эмблем доблести и силы. Конечно же, неслучайно, что дубы - атрибуты монаршей власти.

По верованиям славян, в дубах обитают души умерших предков, от которых можно получить помощь, а в легендах и сказках это дерево связано с судьбой человека. Вот почему герои проявляют свою доблесть возле него. По древнерусскому обычаю, чтобы спина была крепкой, надо потереться ею о дубовый ствол при первом громе или при виде первой весенней птицы, а чтоб не подводила во время жатвы, затыкать за пояс сзади дубовую ветку. Поляки вешали на рога коровам дубовые венки, чтобы придать им побольше силы и укрепить рога во избежание поломки при бодании.

Наконец, дуб - символ мужского начала, а желудь носили в качестве амулета, усиливающего это начало.

Плодородие

Древние римляне несли дубовые венки в свадебных процессиях, почитая их символом плодородия. У славян были сходные воззрения, с этим, в частности, был связан обычай сажать дубок при рождении ребенка. А новобрачная, входя в дом мужа, должна была мысленно произнести: «Около двора дубочки, а в дом - сыночки». В Беларуси при принятии родов мальчику обрезали пуповину на дубовой плахе. Воду после купания новорожденного выливали под дуб.

Христианская традиция

Дуб неоднократно упоминается в Священном писании. Именно под этим деревом Господь явился Аврааму, а ангел Господень - Гедеону. Могила Авеля в Ливанских горах тоже окружена священными дубами, захоронение кормилицы Ребекки и Саула совершенно под дубом. Под ним были закопаны идолы Сехема. Не под одним и тем же, конечно.

Позднее Каменный дуб (падуб) получил статус одного из деревьев, из которых сооружен крест Господень. Согласно преданию, деревья, услышав о приготовлениях к распятию Христа, договорились рассыпаться под ударами топора, и когда пришли дровосеки, то эти удары выдержал только падуб, - и стал символом страстей Господних. Поваленный ствол дуба, попираемый ногой Св. Бонифация, олицетворяет обращение язычников.

Многие люди думают, что дубовые листья все одинаковы в природе. Но это не так. Известно, что разновидностей этого дерева, встречающихся в разных частях мира, насчитывается более шестисот. Что касается окраски, то летом листья могут быть от светло- и тёмно-зелёного до серебристого цвета. Причём дубы, растущие на гималайских склонах, имеют очень много отличий от шотландских или тропических полинезийских уже хотя бы потому, что в тёплых климатических широтах это вечнозелёные растения, не сбрасывающие листву на зиму, как это происходит у нас.

Однако все дубовые листья всегда широкие, поэтому некоторые путают их с кленовыми, особенно осенью, когда они окрашиваются в удивительные пёстрые цвета всех оттенков. Как и большинство широколистных, они имеют тонкую пластину, а замысловатые зубчики - их характерная особенность. Вот по этим зубчикам и различаются между собой те или иные виды дубов, а также по наличию или отсутствию на листиках пушка и по геометрическим особенностям - они могут быть овальной или эллиптической формы.

Места, где эти растения произрастают компактно, называются дубравами. Дубовые листья весной на российской территории появляются довольно поздно и опадают тоже последними, стараясь удержаться на дереве даже в сухом состоянии.

Дерево растёт не спеша, сначала активно вытягиваясь ввысь, потому что не выносит затенения, отчего изо всех сил и стремится к солнышку. Только добравшись до выгодной ему высоты, оно начинает расширять свой ствол. Корневая система у него настолько мощная, что этот великан не страшится никаких поэтому и продолжительность его жизни - несколько веков. Так, только на территории России за последние два года получили государства уже двадцать восемь дубов-старожилов, проживших от трёхсот до пятисот лет.

Эти гиганты настолько потрясающи, что с самых древних времён люди придают им сакральное значение и используют дубовые листья во многих бытовых ритуалах и знахарских рецептах, направленных на восстановление сил, укрепление здоровья и поддержание красоты.

По этой же причине их так активно использовали в геральдике различные племена и народы. Самым известным примером тому служат германские княжества. Немцы во все времена настолько почитали дубовый лист, рисунок которого у них был изображён на гербах и щитах в средние века, на наградах и знаках отличия в более поздние времена, что в начале Второй мировой войны выгравировали его на высшей награде - рыцарском кресте, которым удостаивались самые доблестные офицеры, и только с представления самого фюрера.

В настоящее время, согласно действующему в законодательству, если проявившие героизм военные удостоились одной и той же награды во второй, третий, четвёртый раз, то вместо самих орденов им выдают нагрудный наградной знак, имеющий пять степеней доблести - серебряный дубовый лист. Фото этих наград наглядно демонстрирует, что каждый из знаков отличается размерами и крепится к На нём листья собраны в пучок вместе со стеблями и желудями.

Во многих индоевропейских традициях существовал культ дуба, считавшегося священным деревом, жилищем богов, небесными вратами, через которые божество может появиться перед людьми. Как и все деревья, дуб выступает в роли мирового дерева: он символизирует мировую ось, соединяющую верхний и нижний миры, живых существ и умерших предков, знаменуя центр Вселенной. Дуб означал силу, мужество, выносливость, долголетие, плодородие, благородство, верность. Это дерево было посвящено верховным богам-громовержцам: в Греции - Зевсу, в Древнем Риме - Юпитеру, в Германии - Донару, у литовцев - Перкунасу, у славян - Перуну.

Дуб символически связывают с огнем и молнией. По мнению Дж. Фрезера, древние считали, что "великий бог неба, объект их культа, чей ужасный голос доносился до них в раскатах грома, возлюбил-де дуб превыше остальных лесных деревьев и часто нисходил на него с грозового облака в виде молнии, оставляя в память о своем визите расщепленный, обугленный ствол и сожженную листву. Такие деревья были окружены ореолом славы, так как в их разрушении видели руку великого Громовержца". Место, куда ударяла молния, становилось священным.

Дубовые рощи были местом совершения обрядов, важнейших ритуалов (жертвоприношения, суда, клятвы), в них устраивались праздники. Дубовая палица в качестве орудия громовержца или солнечного бога символизировала твердость власти, суровость. Венок из дубовых листьев выражал идею силы, мощи, достоинства.

В Древней Греции центром святилища Зевса в Додоне был старый дуб, под которым находился источник. По шелесту листьев этого дуба давали предсказания жрецы оракула при храме. Зевсу был посвящен и особый крылатый дуб, на который было наброшено покрывало с изображением земли, океана и звезд. В дуб и липу были посмертно превращены богами Филемон и Бавкида, здесь дуб выступает как символ супружеского счастья. "Дубовыми" нимфами являлись дриады. В Афинах мальчик, произносивший во время элевсинских мистерий брачную формулу, увенчивался дубовыми листьями и терниями. По легенде, у Геракла была дубовая палица. По некоторым версиям из дуба была сделана мачта корабля аргонавтов.

В Риме дуб символизирует силу и долголетие. Каждый год в дубовой роще праздновалась свадьба Юпитера и Юноны, на участниках обряда были венки из дубовых листьев. Дубовые ветви носили в брачных процессиях как символ плодородия. Священным считалось и дубовое полено, с его помощью поддерживался вечный огонь в храме Весты.

Дубу отводилась значительная роль в сакральных представлениях кельтов. В частности, под дубом творит свои чары Мерлин. Кельтские жрецы, друиды, превращали дубовые рощи в настоящие святилища и культовые центры, а дубовые ветви использовали в различных ритуальных обрядах. Само слово "друид" происходит, по мнению исследователей, от древнего названия дуба. В верованиях друидов дуб символизировал ось мира и ассоциировался с силой и мудростью. По представлениям кельтов все, что растет на этом священном дереве, является даром небес. Особую роль играет образ дуба, увитого "золотой ветвью" омелы, причем дуб символизирует мужской принцип, а омела - женский. В эпоху христианизации кельтов многие церкви и монастыри в Ирландии часто возводились неподалеку от дубрав или отдельных дубов.

В старину у славян было распространено верование, что в дубах обитают души умерших предков. Это представление подтверждается реальным фактом древних захоронений в лесах, в частности, дубовых, - на деревьях и под деревьями. В легендах и сказках древних славян дуб зачастую является сакральным местом, с которым связана судьба человека и возле которого совершаются решающие для героев события. Дуб почитали и как дерево плодородия; сохранился обычай садить дубок при рождении ребенка.

В библейской традиции дуб - символ гордости и высокомерия; у дуба становится царем Азимелах, под дубом восседает Саул, под дубом Иаков закапывает чужих богов, на дубе находит свой конец Авессалом. У христиан дуб - эмблема Христа как силы, проявляющейся в беде, твердости в вере и добродетели. По некоторым версиям христианского предания крест распятия был сделан из дуба.

Символизирует силу и долголетие, прочность и твердость. С незапамятных времен дуб - долголетнее и крепкое из деревьев был самым священным деревом у многих народов: у кельтов, древних евреев, греков, римлян. Во времена Авраама возле Сихема рос дуб чародеев или волхвов, которые истолковывали шелест листьев, воркование голубей в ветвях как знаки, ниспосылаемые духом дерева. Под священным дубом Додоны сивилла давала пророчества. Друиды совершали свои богослужения в дубовых рощах. У древних греков дуб был деревом Зевса (Юпитера). Знаменитая палица Геракла была сделана из дуба. У римлян дуб считался деревом Юпитера.
Храм Ваала, сохранившийся в Дамаске, был построен в роще из вековых дубов. Священными дубами окружена могила Авеля. Благодаря своим огромным размерам и значительной продолжительности жизни, дуб в мифологии многих народов почитался как царь леса, и поэтому он нередко посвящался верховным богам (Зевсу, Юпитеру, Перуну, то есть богам-громовержцам - существовало поверье, что в дуб молния ударяет чаще всего). Палица из дуба - атрибут верховных или солнечных божеств, символизирующий твердость власти. По причине своей тесной связи с богом-громовержцем, дуб нередко соотносится с военной тематикой; гирлянда из дубовых листьев используется в военной эмблематике.
Культ дуба существовал у всех европейских народов - этрусков, римлян, скандинавов, славян, германцев; во многих традициях существовали священные дубовые рощи. Само название друидов, кельтских жрецов, связывалось в своей этимологии с дубом. Также являлся священным деревом у евреев, которые почитали его как вечно живущее (из-под корня засыхающего дерева, согласно поверью, появляются новые поросли).
Нередко дуб предстает как мировое древо. Например, в древнегреческом мифе золотое руно (символ плодородия и благополучия) описывается висящим на дубе и охраняемым змеем (хтоническим существом, противником солярного героя); в этом мотиве прослеживаются отголоски основного мифа индоевропейской традиции. Само же вешание на дуб, как считалось, увеличивало благотворную силу руна. Также дуб отождествлялся с мужским началом: так, например, дубовое полено сжигали в середине лета, чтобы лишить божество плодородия мужской силы.
Венок из дубовых листьев символизирует мощь, величие.

Во многих индоевропейских традициях существовал культ дуба, считавшегося священным деревом, жилищем богов, небесными вратами, через которые божество может появиться перед людьми. Как и все деревья, дуб выступает в роли мирового дерева: он символизирует мировую ось, соединяющую верхний и нижний миры, живых существ и умерших предков, знаменуя центр Вселенной. Дуб означал силу, мужество, выносливость, долголетие, плодородие, благородство, верность. Это дерево было посвящено верховным богам-громовержцам: в Греции - Зевсу, в Древнем Риме - Юпитеру, в Германии - Донару, у литовцев - Перкунасу, у славян - Перуну.

Дуб символически связывают с огнем и молнией. По мнению Дж. Фрезера, древние считали, что «великий бог неба, объект их культа, чей ужасный голос доносился до них в раскатах грома, возлюбил-де дуб превыше остальных лесных деревьев и часто нисходил на него с грозового облака в виде молнии, оставляя в память о своем визите расщепленный, обугленный ствол и сожженную листву. Такие деревья были окружены ореолом славы, так как в их разрушении видели руку великого Громовержца». Место, куда ударяла молния, становилось священным.

Дубовые рощи были местом совершения обрядов, важнейших ритуалов (жертвоприношения, суда, клятвы), в них устраивались праздники. Дубовая палица в качестве орудия громовержца или солнечного бога символизировала твердость власти, суровость. Венок из дубовых листьев выражал идею силы, мощи, достоинства.

В Древней Греции центром святилища Зевса в Додоне был старый дуб, под которым находился источник. По шелесту листьев этого дуба давали предсказания жрецы оракула при храме. Зевсу был посвящен и особый крылатый дуб, на который было наброшено покрывало с изображением земли, океана и звезд. В дуб и липу были посмертно превращены богами Филемон и Бавкида, здесь дуб выступает как символ супружеского счастья. «Дубовыми» нимфами являлись дриады. В Афинах мальчик, произносивший во время элевсинских мистерий брачную формулу, увенчивался дубовыми листьями и терниями. По легенде, у Геракла была дубовая палица. По некоторым версиям из дуба была сделана мачта корабля аргонавтов.

В Риме дуб символизирует силу и долголетие. Каждый год в дубовой роще праздновалась свадьба Юпитера и Юноны, на участниках обряда были венки из дубовых листьев. Дубовые ветви носили в брачных процессиях как символ плодородия. Священным считалось и дубовое полено, с его помощью поддерживался вечный огонь в храме Весты.

Дубу отводилась значительная роль в сакральных представлениях кельтов. В частности, под дубом творит свои чары Мерлин. Кельтские жрецы, друиды, превращали дубовые рощи в настоящие святилища и культовые центры, а дубовые ветви использовали в различных ритуальных обрядах. Само слово «друид» происходит, по мнению исследователей, от древнего названия дуба. В верованиях друидов дуб символизировал ось мира и ассоциировался с силой и мудростью. По представлениям кельтов все, что растет на этом священном дереве, является даром небес. Особую роль играет образ дуба, увитого «золотой ветвью» омелы, причем дуб символизирует мужской принцип, а омела - женский. В эпоху христианизации кельтов многие церкви и монастыри в Ирландии часто возводились неподалеку от дубрав или отдельных дубов.

В старину у славян было распространено верование, что в дубах обитают души умерших предков. Это представление подтверждается реальным фактом древних захоронений в лесах, в частности, дубовых, - на деревьях и под деревьями. В легендах и сказках древних славян дуб зачастую является сакральным местом, с которым связана судьба человека и возле которого совершаются решающие для героев события. Дуб почитали и как дерево плодородия; сохранился обычай садить дубок при рождении ребенка.

В библейской традиции дуб - символ гордости и высокомерия; у дуба становится царем Азимелах, под дубом восседает Саул, под дубом Иаков закапывает чужих богов, на дубе находит свой конец Авессалом. У христиан дуб - эмблема Христа как силы, проявляющейся в беде, твердости в вере и добродетели. По некоторым версиям христианского предания крест распятия был сделан из дуба.

Удобрения