Презентация на тему "зона арктических пустынь". Презентация на тему "зона арктических пустынь" Основные понятия и определения


Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять самопроверку. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и еȅ освещенности солнечными лучами. Работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни, рассказать по рисунку об экологических связях в этой природной зоне, моделировать цепи питания. Рассказать об экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Характеризовать зону арктических пустынь по плану.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные (знать, уметь)

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно - следственные связи.

Р. - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

К. - формулировать своё мнение и позицию, задавать вопросы, слушать собеседника.

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Основные понятия и определения

зона арктических пустынь

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о природе и экологических проблемах зоны арктических пустынь. Будем учиться давать характеристику этой зоны по плану

Вспомни, почему северные районы нашей стра-ны получают от Солнца очень мало тепла. Что ещё ты знаешь о природе этих районов?

Изучение нового материала

Зона арктических пустынь

Найди на карте природных зон России арк-тические пустыни. Каким цветом они обозначе-ны? Что ты можешь рассказать по карте об этой зоне? Научись показывать её на карте: со-ответствующие участки суши следует плавно об-водить указкой. Попроси соседа по парте прове-рить тебя.

ЦАРСТВО СНЕГА И ЛЬДА

Арктика... От этого слова веет суровым холо-дом. Арктика — район Земли, примыкающий к Се-верному полюсу. Включает Северный Ледовитый океан с островами и прилегающие окраины ма-териков. На островах Арктики расположена зона арктических пустынь, или ледяная зона.

Солнце в этих краях никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство снега и льда.

Не только океан, но и острова покрыты тол-стым ледяным панцирем. Лишь кое-где на ост-ровах его нет, но и здесь суша промерзает на много метров в глубину. Почва на арктиче-ских островах почти совсем не образуется.

Зимой в ледяной зоне полярная ночь. Несколь-ко месяцев подряд солнце совсем не показыва-ется — темнота! В небе светит луна, мерцают звёзды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния — словно разноцветный, пе-реливающийся занавес колышется в тёмном не-бе. Очень суровое это время года. Дуют силь-ные ветры, часто бушует пурга, температура нередко опускается до -60°...

Летом наступает полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля

Осмысление и понимание полученных знаний

1.С помощью рисунка на с. 78—79 определите, какие живые организмы обитают в зоне арктических пустынь. Подумайте и объясните, как они приспособлены к условиям жизни.

2.Расскажите по этому рисунку об экологи-ческих связях в зоне арктических пустынь. Изготовьте модель цепи питания, характерной для арктической пустыни.


1.Чайка. 2. Белый медведь. 3. Кайра. 4. Тю-лень. 5. Лишайники. 6. Полярный мак. 7. Га-гарка. 8. Сайка. 9. Рачки. 10. Водоросли.

ЖИЗНЬ В ЛЕДЯНОЙ ПУСТЫНЕ

К суровым условиям арктических пустынь при-способились немногие живые организмы.

На камнях островов встречаются лишайники, похожие на накипь. Кое-где растут мхи, поляр-ный мак и некоторые другие растения.

Из животных в этих местах больше всего птиц. Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки. Их шумные скопления называют птичьими базарами.

Всех птиц, живущих на прибрежных скалах, кормит море. В море множество водорослей. Ими питаются рачки, рачками — рыбы, а рыба-ми — птицы.

Рыбой кормятся и тюлени. Эти звери — пре-красные пловцы: у них удлинённое, обтекаемое тело, а ноги превратились в ласты. Под кожей у тюленей толстый слой жира, который защи-щает их от холода. В воде они добывают корм, а отдыхают и выращивают детёнышей на суше или на льдинах. В Арктике обитают моржи. Они похожи на тюленей, но гораздо крупнее и имеют мощные клыки.

Белый медведь замечательно приспособлен к условиям Арктики. Густая длинная шерсть за-щищает его от холода, широкие лапы помогают плавать, белый цвет меха скрывает среди сне-гов и льдов, позволяет незаметно подобраться к добыче. Самцы белых медведей круглый год бродят среди льдов. А самки, будущие мамы, на зиму залегают в снежные берлоги. Здесь у них в разгар зимы рождаются крошечные медвежа-та, которые не крупнее котят! В берлоге моро-зы и ветра не страшны медвежатам. Мать кор-мит их молоком, согревает. Когда медвежата подрастут и вместе с матерью выйдут из бер-логи, медведица научит их ловить рыбу, а потом и тюленей.

Выскажи предположение, какую роль клыки играют в жизни моржа. Проверь себя на «Стра-ничках для самопроверки».

АРКТИЧЕСКИЕ ПУСТЫНИ И ЧЕЛОВЕК

Из-за освоения Арктики человеком в ледяной зоне возникли сложные экологические пробле-мы. Долгие годы люди охотились на белых мед-ведей и моржей. В результате эти звери стали редкими, и их занесли в Красную книгу России. От рук браконьеров страдают и тюлени, особен-но их детёныши. Необходимо защищать живот-ных от истребления!

В морях Арктики люди занимаются рыболов-ством. Это делают зачастую хищнически, не за-ботясь об охране рыбных богатств.

С различных судов в воду и на берега попа-дает мусор. На некоторых северных островах люди устроили свалки опасных отходов. В на-стоящее время ведётся работа по их устране-нию — «генеральная уборка Арктики».

Охота на редких животных ледяной зоны запре-щена. Под охрану взяты многие птичьи базары. Ограничена рыбная ловля. Созданы заповедни-ки, например заповедник «Остров Врангеля».

Сейчас в нашей стране осуществляется не-сколько специальных проектов по защите живот-ных, которые находятся под личным контролем Президента России Владимира Владимировича Путина. Среди этих проектов «Программа «Бе-лый медведь». Её цель — всестороннее изучение, сохранение и восстановление численности белых медведей в российской Арктике.

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1. Покажи на карте зону арктических пустынь.

2.Дай краткую характеристику зоны арктических пустынь по плану, приведённому на с. 71

Вывод

Зона арктических пустынь расположена на островах Арктики. К жизни в суровых услови-ях приспособились немногие живые организ-мы. Природа этой зоны нуждается в охране

Задания для домашней работы

1.Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.

2.Найди в дополнительной литературе, Интер-нете сведения об одном из животных этого края. Подготовь о нём сообщение.

Слайд 2

Царство льда и снега

Арктика – это всё огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами. На островах Арктики расположена зона арктических пустынь, или ледяная зона. Острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.

Слайд 3

Климатические условия

Солнце направляет на это пространство косые лучи. Оно светит, но не греет. Зимой в Арктике полярная ночь. Темноту освещают: луна, звёзды и Северное сияние. Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается – темнота! Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до -60 градусов. Летом в Арктике полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но тепла тоже нет. Это зависит от географического положения арктической зоны. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.

Слайд 4

Растения арктических пустынь

водоросли полярный мак мох на камнях лишайник На островах прямо на голых камнях встречаются лишайники, они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях мхи и полярные маки. В толще воды, не покрытой льдом, большое количество планктонных водорослей.

Слайд 5

Животные арктической зоны Птицы Звери чайки кайры гагарки тупики тюлень морж белый медведь

Слайд 6

Морские животные

Всех птиц, живущих на прибрежных скалах, кормит море. В море много водорослей. Ими питаются рачки, рачками – рыбы, а рыбами – птицы. Сайка Морские рачки

Слайд 8

ГАГАРКА

Гагарка – морская, ныряющая птица, выходящая на берег только для размножения. Размером со среднюю утку. Весит 520 – 900 г. Вершина клюва загнута крючкообразно, ноздри щеле- видные. В 2000 г. был установлен максимальный срок жизни в природе – 38 лет. Вне сезона размножения живёт на открытой воде. На птенцов и яйца гагарки охотятся чайки. Питается рыбой и ракообразными. Кормится на мелководье. Может нырять на глубину до 25 – 35 метров. Птенцов кормит мойвой. Гагарка довольно тихая птица. Её голос можно услышать только в сезон размножения. Голос скрипучий, может издавать рычащие звуки.

Слайд 9

ТУПИКИ

Все арктические птицы перелётные: они прилетают сюда в конце долгой полярной ночи, которая длится всю зиму и часть весны; с приходом осени птицы направляются к югу. К середине марта в поисках места для гнездования тупики собираются в большие колонии для обследования окрестной территории. Брачная пара тупиков клювом и лапами роет в земле длинные проходы, которые заканчиваются гнездовой камерой. Здесь самка откладывает одно яйцо. Тупик способен удержать в клюве несколько рыб, поэтому может подолгу не возвращаться на берег. Он может переносить от 15 до 20 рыб, держа их в клюве поперёк, как на шампуре.

Слайд 10

КАЙРА

Кайры – морские птицы, появляющиеся на брегу лишь в брачный период. Известно 2 вида кайр: толстоклювая и тонкоклювая. Кайры собираются большими колониями и гнездятся на уступах скал. Гнёзд они не делают, яйца кладут на голый карниз без какой- либо подстилки. Грушевидная форма придаёт яйцу некоторую устойчивость. Взрослые птицы заботятся только о собственном потомстве: своё яйцо они узнают по цвету и рисунку, а птенцов по голосу. Кайры кормятся в море мелкой рыбой: треской, сайрой, мойвой и др. Под водой птица может пробыть 2 мин. и нырнуть на глубину 20 метров. Ловят кайры всего 1 рыбку и летят к своим птенцам.

Слайд 11

Звери арктической зоны

морж тюлень белыймедведь

Слайд 12

МОРЖ

Это млекопитающее с длинными клыками. Морж-самец огромен: он может весить 1500 кг, в то время как масса самки до 1000 кг. У моржа морщинистое тело, покрытое редкой щетиной. Его сильный голос напоминает рёв льва, мычание быка. Во время сна он звучно похрапывает. Может часами отдыхать на солнце. Морж раздражителен и строптив, однако он не замедлит прийти на помощь своему собрату, которого атакуют охотники. Под кожей моржа плотный слой жира, он служит ему одновременно и защитой от холода, и резервным запасом пищи. Клыки незаменимы в жизни моржа: он защищается ими от врагов, буравит ими морское дно, с их помощью вскарабкивается на льдину и передвигается по льдине или земле.

Слайд 13

ТЮЛЕНЬ

Тюлень – это ластоногое животное. Он прекрасный пловец: у него удлинённое, обтекаемое тело, а ноги превратились в ласты. Под кожей тюленя толстый слой жира, который защищает его от холода. В воде тюлени добывают себе корм, а отдыхают и выращивают потомство на льдине или на суше. Питаются тюлени не только рыбой, но и ракообразными. После удачной охоты тюлени выбираются на сушу и часами отдыхают, подставляя солнцу сытое брюхо. На суше тюлени неуклюжи, передвигаются, ползая на брюхе. Детёныша тюленя называют белёк – по цвету меха. Как правило у самки рождается всего один детёныш. Из-за ценного меха бельков уничтожали, но сейчас охота на них запрещена.

Слайд 14

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ

Белый медведь замечательно приспособлен к условиям Арктики. Густая длинная шерсть, белый цвет меха, широкие лапы, чтобы было удобнее передвигаться по льду и снегу. Он замечательно плавает – этому способствует перепонка, которой соединены между собой подушечки его лап. Он самый крупный хищник в мире. Обычно он весит от 150 кг до 500 кг. Масса некоторых представителей превышает 700 кг. Охотясь на тюленей, медведь порой часами стоит на краю льдины Как только тюлень выныривает, чтобы набрать воздуха, медведь его хватает и тащит из воды. В конце осени самка белого медведя роет в снегу берлогу. В декабре – январе рождаются как правило, два медвежонка, но только весной они впервые выйдут из берлоги.

Слайд 15

Арктика и человек

Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда при- влекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северно- го Ледовитого океана работают научные станции. Проложен Северный морской путь. Люди наблюдают за погодой, изучают природу Севера, занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесён огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными вещества ми с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, рыбную ловлю ограничили, создали заповедники.

Слайд 16

Заповедник «Остров Врангеля»

Заповедник был организован в 1976 году. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделённые долинами. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Весной на южном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. Она выводит здесь своё потомство. Остров – единственное место в нашей стране, где гнездятся редкие птицы – белые гуси. В этом заповеднике самые крупные в мире скопления моржей. Сюда приходят медведицы из разных уголков Арктики, чтобы вывести потомство. На острове обитает самое крупное копытное животное Арктики – овцебык, завезённый в заповедник из Америки. В далёком прошлом он обитал на территории нашей страны, но потом исчез.

Слайд 17 Посмотреть все слайды

1. С помощью карты учебника закрась на контурной карте (с. 36-37) зону арктических пустынь.

Карта из учебника

Для подбора цвета можешь воспользоваться приведённым ниже «ключом»: здесь дано несколько прямоугольников, чтобы точнее подобрать цвет.

Надо закрасить на карте территории, отмеченные голубым цветом.

2. Мудрая Черепаха приглашает тебя на мини экзамен: знаешь ли ты живой мир арктических пустынь? Вырежи картинки из Приложения и правильно расположи их. Проверь себя по рисунку в учебнике. После самопроверки наклей картинки.

Проверьте в классе свои работы. Кто сдал экзамен на «отлично»? Кто допустил ошибки?

3. Составь схему цепи питания, характерной для арктической пустыни. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в зоне арктических пустынь.

4. Подумайте, какие экологические проблемы, возникшие в зоне арктических пустынь, выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

Различные суда загрязняют воды Арктики. Также на некоторых островах люди устроили свалки опасных отходов.

Некоторые компании незаконно вылавливают рыбу, не заботясь об охране рыбных богатств и их воспроизведении.

Браконьеры охотятся на белых медведей и моржей. Из-за этого в Арктике все большее количество видов животных становятся редкими и исчезающими. Такие животные занесены в Красную книгу.

Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.

5. Папа Серёжи и Нади нарисовал плакат «Красная книга России» (в конце тетради).
На нём показаны редкие растения и животные разных природных зон. Найди животных зоны арктических пустынь и подпиши их названия.

Белый медведь, морж

6. Здесь ты можешь выполнить рисунок по заданию учебника (с. 82).

Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.

7. Здесь можешь сделать записи для своего сообщения по заданию учебника (с. 82).

Найди в дополнительной литературе, Интернете сведения об одном из животных этого края. Подготовь о нем сообщение.

Тема сообщения:

План сообщения:

  1. Внешний вид моржей
  2. Поведение моржей
  3. Питание моржей
  4. Хозяйственное значение моржей
  5. Охрана моржей

Важная информация для сообщения:

Моржи — исчезающие гиганты Арктики

Моржи — это огромные морские животные, обитающие только на территории Арктики. По виду моржи напоминают тюленей, но, в отличие от тюленей, они лучше приспособлены к передвижению по суше, имеют более гибкое и подвижное тело и огромные клыки-бивни, длинной до 1 метра.

Вес моржей-самцов нередко достигает 2 тысяч килограмм, а длина тела — 3 — 4,5 метров. Самочки отличаются заметно меньшими габаритами, но также хорошо приспособлены к жизни в суровых Арктических условиях. Толщина кожи этого животного может достигать 10 см (на шее), а толщина жирового слоя составляет 15 см.

Селятся моржи чаще всего на побережье на больших каменистых пляжах-лежбищах. Живут семьями по 10 — 20 особей. На одном лежбище может обосноваться до 3000 животных — целое общежитие таких семей. Во время отдыха на суше моржи обязательно выставляют часовых, которые при малейшей опасности предупреждают сородичей громким ревом и все лежбище многотонных животных мгновенно бросается в воду.

Питаются моржи моллюсками и донными беспозвоночными, иногда едят рыбу. Они прекрасно чувствуют себя в воде, могут задерживать дыхание до 10 минут и даже спать качаясь на волнах. Впрочем далеко отплывать от берега моржи не любят, предпочитая мелководье и прибрежные территории.

Для коренных северных народов — чукчей и эскимосов — лов моржей всегда был традиционным промыслом. Масо они употребляли в пищу, клыки и кости использовали в качестве инструментов, жир — для обогрева и освещения жилища, а шкуру для строительства юрт и обшивки лодок. Но в XVIII-XIX, браконьеры начали бесконтрольно убивать моржей ради их бивней. Это чуть не привело к полному исчезновению морских гигантов.

Сейчас моржи занесены в Красную книгу как редкие и сокращающиеся в численности животные. Коммерческая охота на моржей запрещена во всех странах. Вылов моржей разрешен только коренным народам и только в ограниченных количествах. К сожалению численность оставшихся моржей в настоящее время неизвестна. Ученые предполагают, что на сокращение популяции может влиять и изменение климата, приводящее к таянию льдов. Поэтому говорить о том, что опасность исчезновения моржей миновала не приходится.

Источник (источники) информации: Интернет

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: способствовать формированию знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в Арктике; помочь осознать роль человека в негативных изменениях окружающего мира.

Планируемые результаты:

  • предметные – учатся читать карту, описывать особенности природной зоны, узнавать её на иллюстрации;
  • метапредметные :
    • познавательные – устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют анализ, сравнение, дифференциацию, «чтение» информации по представленным материалам, анализ своего отношения к природе;
    • регулятивные – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, дают оценку учебной деятельности;
    • коммуникативные – владеют правилами взаимодействия в совместной деятельности; личностные – имеют экологические представления об охране природы человеком.

Оборудование:

  • ноутбук, проектор, презентация «Край льда и снегов»;
  • карта природных зон России, иллюстрации животных Крайнего Севера;
  • карточки-схемы «Природная зона», «Цепи питания Арктики»;
  • карточки для самостоятельной работы в парах, для индивидуальной рефлексивной деятельности;
  • учебник «Окружающий мир» 4 класс (2 ч.) Н.Ф.Виниградова, Г.С.Калинова, тетрадь на печатной основе «Окружающий мир» 4 класс (2ч.) Н.Ф.Виниградова, Г.С.Калинова.

Ход урока

I. Мотивация к деятельности.

На доске карточка со словом «пустыня».
- А вы знаете значение этого слова?
- А вот этого слова? (мороз)
- А могу я поставить между ними знак = ? Вы со мной согласитесь? Почему?
- А хочется разобраться в этом?

II. Постановка учебной задачи.

Какую же цель поставим? Разобраться – может ли в пустыне быть мороз? И где это бывает?

III. Актуализация опорных знаний.

Мы начали изучать природные зоны России.

Кто как понял – что это такое? (схема на доске)

Природные зоны располагаются с севера на юг. Почему? (Зависит от расположения Солнца над горизонтом и от длительности освещения земной поверхности летом и зимой).

IV. Открытие нового знания.

Если мы посмотрим на карту России, то к какой территории мы можем отнести понятие «мороз» ? А к территории нашей Курской области можем отнести? Почему?

Работать мы будем по плану (лист самооценки)

1) Географическое положение (работа по карте – на доске и в тетради, с. 8-9)

Показ учителем зоны.

Зона Арктики занимает самый север нашей страны. Включает в себя Северный Ледовитый океана, его окраинные моря: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское; острова: Шпицбергена, Земля Франца Иосифа, Северная земля, Новосибирские острова, остров Врангеля (остров-заповедник).

Кругом лежат льды, но ледовый покров не везде одинаковый. Баренцево море в меньшей степени покрыто льдами, а самые толстые льды покрывают море Лаптевых, толщина которых даже у побережья достигает 2,5 м. Подумайте, почему? Посовещайтесь, обсудите в парах и предложите свою гипотезу.

(Работа в парах, предположения детей, обсуждение гипотез. Если верного ответа не найдено, учитель дает подсказку:

Причина в географическом положении морей относительно океана. Баренцево море близко к бассейну Атлантического океана, где проходит теплое течение Гольфстрим – «природная грелка». Море Лаптевых удалено и от Атлантического, и от Тихого океана, близость Северного полюса.)

Запись в рефлексивную карту (1).

2) Природные условия (слайд 2 - 5)

Как вы думаете, почему здесь льды и так холодно?

(Мало Солнца, солнечные лучи скользят по поверхности).

Зима суровая, ветреная, длинная. Температура опускается до -30 o , - 40 o С. Самая низкая температура - 69 o С. Часто метут метели. На полюсе полярная ночь длится 179 суток. (слайд 6)

Ученик читает стихотворение:

Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льется свет.
- Что же это?

И лишь иногда черную непроглядную тьму разрывают сполохи северного сияния (слайд 7–8).

Представьте, что наступило лето. Как освещена ледяная зона?

Поэтому лето ясное, но холодное. Самая высокая температура + 5 o , + 9 o С. Даже в июне идет снег, но солнце щедро освещает землю и не уходит за горизонт (слайд 9) На полюсе полярный день длится 186 суток.

Запись в рефлексивную карту (2).

3) Растительный мир.

Снежные и ледяные поля то сверкают в свете полярного дня, то тонут во мраке полярной ночи.

Как вы думаете, могут ли в таких суровых условиях существовать живые организмы?

А такое может быть? Вот какую историю рассказал один из полярников: «Высадились на остров мы и ахнули. У скал лежал красный снег. Слепили снежок из снега – розовый. Скатились на лыжах с горки – позади полосы красные. Хоть глазам не верь, а верить надо. Красным снег стал потому, что разрослась в нем от тепла и солнца особая красная водоросль. И снег зацвел.» (слайд 10) Это снежные водоросли.
- А с какими растительными организмами мы еще можем встретиться здесь? слайд 11)

Почему этим растениям удаётся здесь выжить?

Они растут в защищённых от ветра местах. Низкорослые, часто стелются по поверхности (защита от ветра, тепло от земли). Используя летнее круглосуточное освещение, успевают прорасти из семени, отцвести и образовать семена в течение короткого полярного лета.

Запись в рефлексивную карту (3).

Физминутка.

4) Животный мир

Растительный мир скудный, а что же представляет собой животный мир?

Где на территории Арктики могут обитать животные?

Все обитатели этого края связаны с морем, где много рыбы: камбала, треска, морской окунь, сайка, мойва, селёдка, пикша, которая питается в основном ракообразными.

(слайд 12–13)

А если бы мы вышли сейчас на берег моря… (слайд 14)

Ой, как шумно, как на базаре. Ребята, это же настоящий птичий базар!

Если птицы живут около моря, значит, чем они питаются?

А рыба живет в воде? Кто уже понял, какими качествами должны обладать эти птицы?

Сообщения о птицах (гагарке, кайре, тупике) подготовленных обучающихся (слайд 15 – 17)

Работа с учебником (с.9)

Рассмотрите иллюстрации зверей, обитающих в Арктике. Что помогает им выжить в таких суровых условиях?

  • Толстый слой жира.
  • Густая тёплая шерсть у зверей.
  • Широкие лапы у зверей.
  • Окраска меха.
  • Сезонные передвижения.
  • Близость моря и пищи.

А теперь давайте узнаем о них поподробнее (иллюстрации). Сообщения подготовленных обучающихся о белом медведе, морже, тюлене.

Составление цепей питания в Арктике (схемы на доске)

А как же питаются все эти обитатели Арктики?

Запись в рефлексивную карту (4).

V. Самостоятельная работа с самопроверкой (работа в паре) .

Вставьте пропущенные слова:

Животных арктической зоны кормит... (море). Морскими водорослями питаются... (рачки), а ими - ... (рыбы). Основная пища птиц и животных - это... (рыба). На скалистых берегах собираются... (чайки), ... (кайры) и...(гагарки), здесь они выводят... (потомство).
Птиц с необычными клювами называют... (тупики). Все звери - прекрасные - ... (пловцы). От холода их защищает...(слой жира). Это... (моржи) и... (тюлени). На тюленей охотятся... (белые медведи). У них длинная густая шерсть...(белого) цвета и... (широкие) лапы, чтобы удобнее было... (передвигаться по льду и снегу)

Самопроверка по слайду (18)

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

5) Влияние деятельности человека на ледяную зону.

Удивительное место - Арктика! А Вам хотелось бы здесь побывать?

Арктика с давних пор привлекала людей. Неизвестные земли, загадочная природа, обилие рыбы, морских зверей влекло сюда ученых, рыбаков, охотников.

На островах и во льдах Северного Ледовитого океана много научных станций. Здесь трудятся полярники, которые изучают природу, погодные условия Севера. Эта работа помогает составлять прогнозы погоды.

В 1932 году был открыт Северный морской путь, по которому на суда осуществлялись перевозки. В этом году отмечалось 85 – летие этого события. (слайд 19–20)

Запись в рефлексивную карту (5).

6) Экологические проблемы Арктики.

Но из-за освоения человеком Арктика оказалась в опасности. Почему?

С появлением мощных ледоколов, стрелкового оружия высокой точности и дальности – положение животных Крайнего Севера резко ухудшилось.

Основные причины: загрязнение морей, сокращение количества пищи, усиливающийся фактор беспокойства (суда, вездеходы, вертолёты, посёлки).

Для сохранения удивительной природы Крайнего Севера принимаются различные меры. В 1976 году был создан заповедник на острове Врангеля. (Рассказ учащегося о заповеднике, слайд 21–24)

VII. Рефлексия.

Мы заканчиваем наше путешествие по зоне арктических пустынь. Кто же может доказать наше равенство?

Проверим наши знания (выполнение задания рефлексии)

Карточка у каждого обучающегося.

Природная зона арктических пустынь расположена:

1) на островах Тихого океана
2) на островах Северного Ледовитого океана
3) на островах Тихого океана

В Арктике для растений и животных сложились
4) суровые условия
5) комфортные условия

В ледяной зоне растут
6) кедры, берёзы, черёмуха
7) лишайники, мхи, полярный мак
8) бузина, орешник, калина

В Арктике обитают животные:
9) бобры, суслики, хомяки
10) волки, белые медведи, рыси
11) моржи, тюлени, белые медведи

Найди верную цепь питания
12) водоросли – рачки – рыбы – гагарки – белый медведь
13) водоросли – рачки – сайки – тюлени

У кого получилась пятёрка? Вы молодцы!

А мне бы хотелось услышать в конце урока продолжение фразы - я сегодня удивился…

Домашнее задание: подготовить сообщение об арктической зоне России. По желанию, подобрать материал о северном сиянии.

1 слайд

2 слайд

Работа выполнена учениками 4 «В» класса санаторной школы-интерната №76 САО г.Москвы Завуч: Соколова Л.А. Учителя: Козырева Т.Н. Пшеничникова Н.А Юмашева Н.И

3 слайд

Царство снега и льда. Растительный мир. Животный мир. Белые медведи. Человек в Арктике. Внимание! Заповедник. Наши предложения.

4 слайд

Что за чудо-чудеса: Загорелись небеса! Ой, горит-пылает пламя Над сверкающими льдами! Кто зажег огонь чудесный, Золотой огонь небесный? Никого за тучей нет. Это с неба льется свет.

5 слайд

Арктика - это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами.Солнце направляет на это пространство косые лучи. Оно светит, но не греет. Зимой в Арктике полярная ночь. Темноту освещают: луна, звезды и Северное сияние. Дуют ветры, бушует вьюга. Температура опускается до - 60. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. Температура лишь на несколько градусов выше 0.

6 слайд

В Арктике все белым-бело до боли в глазах. Но вдруг попадается зеленая льдина. Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями. На островах прямо на голых камнях встречаются лишайники, но они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях и полярные маки.

7 слайд

Животных арктической зоны кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими - рыбы. Основная пища птиц и животных - это рыба. На скалистых берегах собираются чайки, кайры и гагарки, здесь они выводят потомство. Все звери - прекрасные пловцы. Это медведи и тюлени. От холода их защищает слой жира.. На тюленей охотятся белые медведи.

8 слайд

Полярные медведи - самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середине зимы у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Взрослый медведь весит около 500 кг. Они хорошо плавают и ныряют. Летом медведи питаются травой, лишайниками, черникой и леммингами.

9 слайд

Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Полярники изучают природу, наблюдают за погодой. Проложен Северный морской путь. Люди занимаются рыболовством, охотой.

10 слайд

В настоящее время природе Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

11 слайд

Заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Весной там можно встретить редкую птицу - розовую чайку. Белые медведи выводят здесь свое потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики - овцебык, завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля - единственное место, где гнездятся белые гуси.

Хвойники