Постановка звука “Ч”. Постановка звука ч, артикуляция звука ч Постановка звука ч индивидуального занятия

Приёмы постановки звуков [ш], [ж], [щ], [ч]

Подготовительный этап . При отсутствии звука [ш] работа начинается с формирования правильной артикуляции звука: вырабатывается умение слегка выдвигать вперед округленные губы; подъем широкого переднего края языка к бугоркам за верхними зубами; умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам; длительная воздушная струя, идущая посередине языка.

Постановка . Используется прием подражания и обращается внимание на правильное положение органов артикуляционного аппарата (просят несколько раз произнести СА и во время произнесения постепенно (плавно) поднять язык вверх, губы несколько выдвинуты трубочкой). При механическом способе используется зонд №5 от слога СА, язык вверх.

Межзубный сигматизм

Подготовительный этап: проводятся упражнения для подъема кончика и передней части спинки языка за верхние зубы; выработка направленной воздушной струи; отрабатывается звук [т], требующий подъема кончика языка за верхние зубы.

Постановка. Ребенку предлагается при открытом рте, в медленном темпе 4-5 раз произнести с придыханием [т], ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами; постепенно удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только поднимать к ним кончик языка.

Боковой сигматизм

Подготовительный этап: проводятся упражнения для укрепления боковых краев языка, равномерного подъема обеих половинок кончика и передней части спинки языка вверх; выработки воздушной струи, идущей посередине языка; отрабатываются [т] и [с].

Постановка. Используется механическая помощь (зонд №5, плоская, узкая, слегка выгнутая ручка от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад - к бугоркам, просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить [с] (передние зубы все время видны).

Носовой сигматизм

Подготовительный этап: вырабатывается умение удерживать широкий, распластанный язык на верхней губе; направлять воздушную струю на кончик поднятого на верхнюю губу языка; различать на слух звучание [ш] при носовом и ротовом произношении, отрабатываются [т] и [с].

Постановка [ш] от [с] с механической помощью

Если есть [р], то произнося РА, шпателем или зондом №5 останавливаем вибрацию языка - слышно шипение. При шепотном произнесении РА слышится ША, при громком - ЖА.

Губно-зубной сигматизм

Подготовительный этап: ребенка учат сопоставлять и различать на слух [ш] - [ф], используя картинки-символы; проводятся упражнения для отработки движений нижней губы вверх - вниз; подъема широкого переднего края языка вверх.

Постановка. Ставят [ш] по подражанию, используя зрительный контроль. Следят, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (губы можно придерживать пальцем). Возможен механический прием от [с].

Призубный сигматизм

Подготовительный этап: вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух [ш] - [т], используя картинки-символы; различать звуки [ш] - [т] на основе тактильных ощущений по воздушной струе ([ш] - длительная, [т] - толчкообразная); упражнения для длительной направленной воздушной струи; положение широкого переднего края языка у бугорков за верхними резцами; отрабатывается [с].

Постановка: по подражанию (зрительный контроль и тактильные ощущения).

Шипящий сигматизм

Подготовительный этап: сопоставлять и различать [ш] - [щ], используя картинки-символы; умения поднимать широкий передний край языка к бугоркам за верхними резцами; чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к передней части твердого неба (вперед - назад).

Постановка. От [с] механическим приемом (отодвигают язык назад).

Свистящий сигматизм

Подготовительный этап: сопоставлять и различать [с] - [ш], используя картинки-символы; разницу струи воздуха ([с] - холодная, [ш] - теплая); движения широкого языка вверх; чередование движений широкою языка за нижние - верхние зубы; чередование движений губ: растягивание в улыбку - сомкнуты вперед (трубочка).

Постановка. Прием подражания.

Звук [ж] ставится от [ш] путем подключения вибрации голосовых складок.

Среди недостатков произношения [ч], помимо тех, которые являются общими для всех шипящих, следует отметить замену [ч] мягкой свистящей аффрикатой [ц"], а также звуками [т"] или [ш"].

Звук [ч] ставят от [т]: при поднятом вверх кончике языка его отодвигают дальше вглубь от верхних резцов. Ребенка просят произносить ТЪ-ТЬ или Т’И (AT’) при поднятом вверх кончике языка, выдвигая при этом губы вперед. Можно применять зонд № 5 для отведения кончика языка назад.

Правильного произношения [ч] можно добиться и путем слитного произнесения звукосочетания ТШ сначала в медленном, потом в быстром темпе.

Среди недостатков произношения [щ] имеется укороченное произношение (как при [ш]), замена звука [щ] на [с"], произношение [щ] с аффрикативным элементом (как сочетание Ш’Ч). Звук [щ] часто появляется автоматически после того, как будут поставлены [ш, ж, ч].

Для вызывания [щ] ребенка просят длительно произнести [ш], растянуть губы в улыбку, продвигая язык вперед => [щ]. Также можно попросить ребенка длительно сказать [ч].

Возможен механический способ: ребенок несколько раз произносит С’И или С’А, логопед вводит шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад (или просто отодвигая прикосновением шпателя).

Автоматизация шипящих звуков

Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением), слова и фразовую речь. При сигматизмах заканчивают этапом автоматизации, при парасигматизмах – дифференциацией [ш] со звуками-заменителями: с [ф] при губно-зубном, с [т] при призубном, с [щ] при шипящем, с [с] при свистящем парасигматизмах.

Поставить ребёнку букву Ч и звук [Ч] можно и без помощи логопедов, а при организации самостоятельных систематических занятий. Есть много интересных способов, как помочь детям понять, как же нужно перестраивать язык, чтобы вышел артикуляционно правильный звук [Ч].

Возраст ребёнка и готовность речевого аппарата

Если малыш 3-4 лет не выговаривает звук и букву Ч, это ещё находится в пределах нормы, поскольку артикуляция звука [Ч] сложная:

  • кончик языка поднимается к нёбу, сгибаясь крючочком так, чтобы коснуться альвеол верхних зубов с внутренней стороны;
  • на короткое мгновение он присасывается к нёбу;
  • потом всё тело язычка резко опускается вниз.

Такая сложная артикуляция звука [Ч] доступна детям с 5 лет. Ребёнок готов произносить его произносить, если он уже освоил звуки , и [Щ].

Прислушайтесь к звукообразованию [Ч] и вы услышите, что звук состоит из мягкого [т’] и резкого [щ’] .

Характеристика звука [Ч]:

Звук [Ч’] – согласный, глухой, всегда мягкий.

Постановка звука [ч]

Артикуляцию звука [Ч] можно поставить 3 способами:

  1. С использованием части [т’] : произносить этот звук в очень быстром темпе так, чтобы кончик языка доставал до основания верхних резцов со стороны нёба. Потом начать заворачивать его, как бы поглаживая бугорок у корней зубов - альвеолы. И одновременно нужно широко растягивать уголки рта, как бы в улыбке.
  2. С применением двух составляющих [т’] и [щ’] : широко улыбаясь, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее произносить попеременно [т’] и [щ’] . Скорость позволяет слиться им и получить чистую артикуляцию звука.
  3. Объяснить звукообразование, разложив процесс на этапы: для упражнения нужен кусочек бумаги или шоколадки. Он ложится на кончик языка и ребёнка просят прилепить его над дырочкой, которая находится между верхними резцами с внутренней стороны. Для этого необходимо сначала нащупать это место, а потом уже с кусочком лакомства отправить язык на «задание». Для фиксации шоколада или бумаги необходимо приложить силу, что послужит и позволит автоматизировать движение языка.

Во всех случаях необходимо сажать ребёнка перед зеркалом и акцентировать внимание на том, чтобы он следил за своими движениями в отражении. Некоторые родители игнорируют это правило, однако логопедическое занятие проходит в разы продуктивнее при визуальном контроле положений рта и языка.

Артикуляционная гимнастика

Для начала необходимо «разогреть» язык, ведь этот орган - это большая мышца. Вот несколько упражнений, которые помогут подготовить её к работе:

  • «Чистка зубов»: языком необходимо водить по внутренней части верхних зубов. Делать это нужно с нарастающей скоростью. Важно, чтобы он соприкасался именно с основанием зубов - местом их стыка с десной. Именно там находятся альвеолы.

  • «Грибочек»: задание поможет тем ребятам, у которых были проблемы с другими звуками из-за короткой уздечки. Малышу нужно растянуть губы в улыбке и широким языком прижаться к верхнему нёбу. Чем шире раскрыт рот, тем лучше результат.

  • «Вкусняшки»: положить на кончик языка ириску, шоколадку и приклеивать её к верхнему нёбу у передних зубов. Важно, чтобы рот был широко открыт. В отличии от упражнения на постановку звука, ребёнку не нужно его произносить, потому что задача - укрепить мышцу.

Если малышу нравится так заниматься, то его можно ставить в конце артикуляционного блока и с него уже переходить на произношение звука [Ч]: сначала упражнение без звука, а потом его усложнение необходимостью проговаривать [Ч].

Правильная артикуляция

Выше описанные упражнения наглядно демонстрируют, что постановка звука [Ч] возможна несколькими способами, которые отличаются методикой звукообразования:

1. Использование опорного звука и правильная постановка последовательных движений языка:

  • малышу предлагают проговаривать всегда мягкий [т’] и при этом концентрировать внимание на том, чтобы язык плотно примыкал к альвеолам. Потом специалист показывает, как нужно завернуть язык к гортани из этого положения. Для этого используют шпатель. Если ему тяжело даётся изолированный звук [т’] , можно заменить его на [ат’] ;
  • ребёнка просят проговорить [т’] и при этом нажимать пальчиками на уголки рта, вытягивая губы трубочкой. При таком положении губ язык автоматически скользит назад.

2. Использование эффекта слияния частей [Ч] :

  • нужно попросить малыша последовательно, но быстро произносить твердый глухой [т], а за ним [щ]. Сначала это делается медленно, а потом с наращиванием темпа ускорения. Важно, чтобы произношение формировалось на выдохе.

3. Упражнение с применением игровой формы подражания:

  • имитировать стрекотание кузнечика или «звать» уток – «кача-кача»;
  • читать малышу стихи: взрослый зачитывает строчки и делает паузы в тех местах, где ребёнок должен произнести звук.

4. Использовать опорные звуки:

  • попросить произнести звук «ть», акцентировав внимание на правильном положении языка. Во время того, как ребёнок произносит, сопровождать звукообразование движеньем сгибающейся ладони.

Неспециалисту трудно определить, какой из способов, подойдёт ребёнку. Для этого родители могут попеременно использовать каждое из этих упражнений. По результатам работы оценивается его эффективность. Главное - не останавливаться на том, что у ребёнка получается дифференциация звуков [т’] и [ч], ведь артикуляционный навык ещё не закреплён.

Автоматизация звука [ч]

Для автоматизации произношения используется такая последовательность упражнений:

  • сначала проговаривание прямых, а потом обратных слогов: ча-ач, уч-чу, чо-оч;
  • проговаривание одно- и двухслоговых слов, у которых [ч] находится на конце: мячь, дичь, бычки, птичка;
  • произношение слов, где звук находится в середине: бочка, уточка, паучки;
  • проговаривание слов, которые начинаются на [ч]: чайник, чугунный, Чукотка;
  • чтение или произношение словосочетаний со звуком, их сопряжение: чайные чашки, кожаный чемоданчик, пень-пенёчек, кот-коточек.
  • чистоговорки и стихи, насыщенные этим звуком - заключительная часть логопедической работы по автоматизации.


Автоматизация звука [ч] в словосочетаниях и предложениях
Автоматизация звука [ч] в чистоговорках

Дифференциация звуков [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ],

Проблема разобщения звуков [ч]-[т] характерна для малышей, которые учатся проговаривать этот звук на одном языке. Дифференциация звуков [ц]-[ч]» и [щ]-[ч] актуальная для детей из билингвических семей. Такая замена характерна для иностранных языков Алтайской семьи.

Для дифференциации ребёнку предлагают произносить слоги, слова, словосочетания, предложения, содержащие звуки [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ].





Дифференциация звуков [ч]-[ц] в стихах
Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в слогах Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в словах
Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в текстах Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в стихах

При артикуляции звука ч

  1. Губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
  2. Зубы не смыкаются;
  3. Кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними;
  4. Посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;
  5. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  6. Голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Звук «ч» - аффрикат, состоящий из звуков «ть» и «щ». Если доступна нормированная артикуляция указанных звуков, то постановка, как правило, не вызывает затруднений. Ребенку предлагается усиленно произносить звук «ть», несколько оттянув язык на зад, от верхних резцов к альвеолам, а затем протянуть язык.

Основная трудность – моментальная смена положений передней части языка и удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка. В осмыслении этой позиции ребенку может помочь артикуляционный профиль, на котором подчеркивается мгновенная смена взрывного элемента африкативным.

На начальном этапе постановки звука можно прижать края языка к коренным зубам средним и указательными пальцами.

II этап работы

(проводится как часть занятия)
Тема . Уточнение произношения имеющегося звука ч или вызывание его по подражанию.
Цель . Вырабатывать у каждого ребенка умение правильно произносить звук ч и определять положение языка при произнесении звука ч.
Предшествующая работа . Подъем языка вверх отрабатывался на занятиях по звукам т, д, н, ш, ж.
Подготовительная работа . Выяснить, как дети произносят звук ч, чтобы, используя специальные приемы, добиться правильного произношении звука. Подобрать картинки с изображением кузнечика.

Игра «Поезд».

Краткое описание
Дети садятся в вагоны (на стулья, поставленные друг за другом). Выбирается машинист, который садится на первый стул. Он дает сигнал к отправлению: «ууу...» Поезд едет. Дети, делая движения согнутыми руками, произносят: «ч-ч-ч...» По сигналу воспитателя «остановка» поезд останавливается, и дети замолкают. Потом выбирают нового машиниста, и игра продолжается.

Упражнение «Кузнечики»

Краткое описание
Воспитатель показывает детям картинку с изображением кузнечика и говорит: «Когда летом мы были на даче, то слышали, как в траве стрекотали кузнечики: «ч-ч-ч». Как стрекочут кузнечики?.. Когда вы произносите ч, что делает кончик вашего языка? («Кончик языка стучит в нёбо за верхними зубами».)

Методические указания . Следить, чтобы дети произносили звук ч коротко, четко, без призвука ш. Обратить внимание детей на то, что кончик языка стучит в нёбо за верхними зубами. Если у ребенка звук не получается, надо предложить ему произносить слитно тш (при описанном выше положении органов артикуляции), все убыстряя темп, пока не получится звук ч.



III этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема . Воспитание правильного произношения звука ч в словах.
Цель . Упражнять детей в правильном произношении звука ч в словах.
Предшествующая работа . Проведено уточнение произношения изолированного звука ч.
Подготовительная работа . Приготовить чудесный сундучок - красиво оформленную в виде сундучка коробку, открывающуюся сбоку. Подобрать картинки, в названии которых звук ч находится в разных частях слова, например: чемодан, очки, чулки, точка, бочка, мальчик, девочка, пчела, качели, мяч, ключ и др.

Игра «Чудесный сундучок»

Краткое описание
Воспитатель показывает детям сундучок и говорит, что этот сундучок чудесный, потому что в нем лежит много интересного. Каждый сможет узнать, что там лежит; только надо сказать такие слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок». Дети по очереди вынимают из сундучка картинки, показывают всем и четко называют их.
Методические указания. Следить, чтобы дети говорили слова достаточно громко, звук ч произносили четко.

Конспект содержит материал по постановке шипящего звука Ш- специально подобранный комплекс упражнений, направленный на выработку верхнего подъема языка, описаны способы постановки звука. Занятие проводится в итересной игровой форме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш

Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);

Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

Упражнение в правильности произнесения звука Ш.

Коррекционно-развивающие :

Развитие артикуляционного аппарата;

Развитие фонематического слуха;

Устранение дефектного произношения звука Ш;

Развитие грамматического строя речи;

улучшение мелкой моторики.

Воспитательные:

Воспитание интереса к занятиям;

Воспитание самостоятельности.

Оборудование: предметные картинки.

Ход занятия

1.Организационный момент

2. Артикуляционная гимнастика

Статические подготовительные упражнения для языка

«Ковшик»

Широко рот открываем,

Краешки приподнимаем,

Язычок - баловничок,

Спинку низко опускает.

Очень он на ковш похож,

В него воду вылить можно,

Держи воду, не спеши,

Ковшик всем свой покажи.

Динамические упражнения для языка

«Часики»

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так.

«Почистим зубы»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

«Гармошка»

На гармошке чтоб сыграть,

Нужно челюсть опускать,

Язычок не отрываем,

Очень здорово играем.

Жила была на свете девочка Маша. Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»). Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»). А соседская белочка отвезла Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»). Маша и не заметила, как оказалась дома.

3. Постановка звука .

1-й способ При губно-зубном сигматизме, ребенку бывает трудно переключиться с привычного произнесения звука на правильное. А если еще и уздечка подъязычная коротка и упражнение "чашечка" не даётся, действует такой способ.

Нам пригодится деревянный шпатель.

Просим ребенка улыбнуться, высунуть язык - блинчик. Кладем под язык шпатель, приподнимаем им язык и надавливаем, убирая язык в рот. Получается такая пассивная "чашечка", к тому же губы "заблокированы" и не складываются в привычную для ребенка позу. Теперь просим сильно подуть ртом. Получается звук, близкий к Ш.

2-й способ При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш.

Чтобы ребенок чувствовал поднятие кончика языка вверх, можно заранее провести следующие упражнения: «колокольчик» - ля-ля-ля, «молоточек» - д-д-д и «паровозик» - ч-ч-ч. При выполнении упражнений «молоточек» и «паровозик» кладем на нижние зубы карандаш диаметром около одного сантиметра, а на него язычок и просим ребенка при этом постучать кончиком языка по верхним альвеолам. При этом ребенок обязательно сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно «паровозик» замедлять - ч-ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш». Начинаем подражать сердитому гусю: «шшшшшш», одновременно выполняя фигурку.

4. Анализ артикуляции

В каком положении находятся губы?

В каком положении находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта?

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

5. Закрепление изолированного произнесения звука

Когда Маша гуляла по лесу, она заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш). Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.

6. Развитие фонематического слуха

А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Ш, сразу лови его - хлопай в ладошки:

М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш

7. Домашнее задание

Придумай как можно больше слов, где звук Ш слышится:

В начале слова;

В середине слова;

В конце слова.

8.. Итог занятия.

Сегодня на занятии ты побывал в осеннем лесу, встретил Машу и Медведя и научился шуршать, как шуршат осенние листья и это здорово у тебя получилось! С каким звуком ты сегодня познакомился? Звук Ш- согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. Ты сегодня очень старался, молодец!


Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ч] у ребенка с дизартрией.

Данное занятие рекомендую для коррекции речевой деятельности ребенка дошкольника с Дизартрией. Дизартрия – это сложное нарушение речевой деятельности, при котором нарушена иннервация периферического речевого аппарата. У ребенка с Дизартрией очень трудно и длительно идет процесс автоматизации звука в речи. Звук [Ч] для таких детей является сложным звуком и в постановке звука и в его автоматизации.

Тема занятия: «Автоматизация звука [Ч]«

Цели занятия:

Развитие подвижности артикуляционного аппарата, силы голоса, выдоха.

Закрепление звука [Ч] в отраженном повторении за логопедом и в самостоятельном произношении в слогах, словах, чистоговорках.

  1. Развитие фонематического восприятия, слухового и речевого внимания.
  2. Обогащение и активизация словарного запаса.
  3. Развитие логического мышления, зрительного восприятия, памяти.
  4. Развитие тактильных ощущений, тонкой моторики.
  5. Воспитание любви к природе.

Оборудование:

  • карточка с буквой [Ч], схема артикуляции звука, звуковичок (характеристика звука);
  • картинки с изображением артикуляционных упражнений;
  • предметные картинки к игре «Назови маленький предмет»;
  • предметные картинки с изображением насекомых;
  • полянка с ручейком и цветочками;
  • пособие на дыхание «Бабочка на цветке»;
  • цветные камушки;
  • картина к игре «Посчитай насекомых»
  • картинки к игре «Свари обед.

Ход занятия

1. Постановка цели.

Сегодня наш «звуковичок» пригласил на занятие Дюймовочку. Потому что Дюймовочка хочет научиться стрекотать как сверчок. Из какой сказки этот герой. (Сказка Х.К.Андерсен «Дюймовочка»). Но чтобы научиться стрекотать, нужно язычок размять. Покажем упражнения с язычком Дюймовочке.

2. Артикуляционная гимнастика.

  1. «Трубочка» (вытягивание губ вперёд трубочкой).
  2. «Трубочка» — «Улыбка» (чередование упражнений).
  3. «Конфетка» (удерживать «приклеенную» переднюю часть языка у верхнего нёба).
  4. «Лошадка» («поцокать» языком).
  5. «Вкусное варенье» (широким языком облизать губы).
  6. «Почистим зубки» (упражнение выполняется при закрытом рте, круговое движение языка между губами и зубами).
  7. «Качели» (языком потянуться к носу, затем к подбородку).

3. Произнесение изолированного звука [Ч].

Давай покажем Дюймовочке, как стрекочет сверчок.

Ч – Ч – Ч – Ч – Ч – Ч.

4. Разбор артикуляции звука.

На столе схема артикуляции звука.

Вспомним, где находится язык, как расположены губы при произношении звука [ч]. Схему комментирует логопед (ребёнок определяет положение своего язычка и губ):

  • Губы принимают положение трубочки,
  • зубы сближены,
  • язычок поднят, кончик языка касается нёба (за бугорками),
  • боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам,
  • воздушная струя теплая, широкая,
  • под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба.

5. Характеристика звука.

На столе звуковичок (характеристика звука).

Какой это звук?

Характеристику звука даёт ребёнок.

Звук [Ч] – согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий.

6. Игра «Назови маленький предмет».

Дюймовочка очень маленькая девочка. И все предметы у неё дома маленькие. (Логопед показывает предметные картинки).

Ни подушка, а ….(подушечка);

Ни чашка, а ….(чашечка);

Ни банка, а ….(баночка);

Ни сумка, а ….(сумочка);

Ни шкатулка, а ….(шкатулочка);

Ни кольцо, а ….(колечко);

Ни ложка, а ….(ложечка);

И одежда у Дюймовочки маленькая.

Ни кофта, а кофточка;

Ни юбка, а ….(юбочка);

Ни футболка, а ….(футболочка);

Ни шапка, а ….(шапочка);

7. Массаж лица.

Каждый день Дюймовочка встаёт рано утром и умывается.

Водичка, водичка, умой меня.
Чтобы глазки блестели.
Чтобы щечки розовели.
Чтоб кусался зубок.
Чтоб смеялся роток.

8. «Споем птичьи песенки».

Птицы очень любят Дюймовочку. Каждое утро птицы прилетают к ней и поют ей свои песни. Давай вместе с Дюймовочкой споем птичьи песенки. Слушай внимательно и повторяй.

АЧ – ОЧ – АЧ; ЧО – ЧА – ЧО;

ИЧ – АЧ – ИЧ; ЧО – ЧИ – ЧО;

УЧ – УЧ – АЧ; ЧИ – ЧУ – ЧУ;

ОЧ – АЧ – АЧ; ЧЕ – ЧЕ – ЧИ;

9. Слоговые дорожки.

Попоёт Дюймовочка песен и побежит играть на лужок. Но чтобы попасть на лужайку, нужно перейти через ручеёк. Помоги Дюймовочке перейти через ручеёк. Нужно выложить цветные камушки через ручеек, чтобы Дюймовочка могла по камушкам пройти (камушки выкладываются на наклеенные кружочки через ручеек). Выкладывая каждый камень нужно произнести слог, повторить за мной:

ЧА – ЧО – ЧУ – ЧИ – ЧЕ;

ЧАК – ЧОК – ЧУК – ЧИК – ЧЕК;

10. Дыхательная гимнастика.

Посмотри, сколько на лугу растет красивых цветов. Давай понюхаем цветы. Какой ароматный запах! (Вдыхаем в себя).

А на этот цветок села бабочка. Подуй на бабочку. Положи широкий язык на губу и дуй на середину языка. Сначала подуй тихо, чтобы она не улетела с цветка, а летала над этим цветком. А теперь подуй сильнее, чтобы бабочка полетела на другой цветок.

На лужайке Дюймовочка встретила насекомых. (логопед выкладывает картинки с насекомыми. Кого она встретила, угадай? Дюймовочка встретила насекомых, в названии которых есть звук [Ч]. Выбери картинки со звуком Ч. (ребенку предлагаются картинки: бабочка, пчела, жук, червяк, паук, кузнечик, сверчок).

Молодец! Скажи полным предложением кого Дюймовочка встретила на лужайке.(Дюймовочка встретила жучка, червяка, кузнечика, сверчка, бабочку).

11. Пальчиковая гимнастика «Дружно пальчики считаем».

Дружно пальчики считаем (Сжимают и разжимают пальцы)
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха (Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца)
Это жук с зеленым брюхом.
Это кто же тут звенит? (Вращают мизинцем)
Ой, сюда комар летит! (Прячут руки за спину)
Прячьтесь!

12. Игра «Посчитай насекомых».

Давай посмотрим, сколько на полянке насекомых?

(Ребенку предлагается полянка, на которой изображено: 5 бабочек; 7 жучков; 6 пчел, 5 кузнечиков).

  • Одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек;
  • Один жучок, два жучка, три жучка, четыре жучка, пять жучков, шесть жучков; семь жучков;
  • Одна пчела, две пчелы, три пчелы, четыре пчелы, пять пчел, шесть пчел;
  • Один кузнечик, два кузнечика, три кузнечика, четыре кузнечика, пять кузнечиков.

13. Игра «Кого не стало?»

Насекомые любят играть с Дюймовочкой в прятки. Помоги Дюймовочке, подскажи, кто спрятался?

Логопед закрывает по одной картинке, ребенок угадывает, кого не стало.

Не стало жучка;

Не стало червяка;

Не стало бабочки;

Не стало сверчка;

Не стало кузнечика.

Динамическая пауза.

1. Ходьба в полуприседе, хлопки по бедрам.
Наш кузнечик на лужайке
Ч – Ч — Ч – Ч.

2. Легкий бег на носках.
Прилетел лохматый жук – Жу, жу, жу, жу.

3. Ходьба с перекатом с пятки на носок или ходьба на носках, руки назад. Гуси шею выгибают – Га, га, га, га.

4. Прыжки с продвижением вперед. А лягушки на болоте Ква, ква, ква, ква.

14. Слоговые дорожки (обратные слоги).

Погуляла Дюймовочка на лужайке, проголодалась, побежала домой. Но нужно опять через ручеек перебраться. Помоги ей!

Ребенок расставляет камушки на ручеек и проговаривает за педагогом слоги:

АЧ – ОЧ – УЧ – ЫЧ;

АЧКА – ОЧКА – УЧКА – ЫЧКА;

15. Ира «Свари обед».

Прибежала Дюймовочка домой, а мышь уже приготовила обед и ждет её.

Что ели на обед мышь и Дюймовочка, назови? (логопед показывает картинки)

Каша из гречки — …(гречневая каша);

Салат из огурцов — ….(огуречный салат);

Икра из кабачков — ….(кабачковая икра);

Пирог из яблок — ….(яблочный пирог);

Сок из клубники — ….(клубничный сок);

16. Игра «Найди ошибку».

Во время обеда Дюймовочка рассказала мыши, кого она видела на лужайке. Но она что-то перепутала в рассказе. Исправь ошибки.

Паук (пчела) собирает нектар с цветков.

Муравей живет в улье (муравейнике).

Паутину плетет муха (паук).

Стрекочет бабочка (кузнечик).

Строят муравейник шмели (муравьи).

17. Повторение чистоговорок.

После обеда Дюймовочка и мышь учили чистоговорки.

Повтори за Дюймовочкой:

Чу – чу – чу, на лугу скачу;

Хвойники