Почему на мусульманских похоронах нельзя присутствовать женщинам. Суть и значение обряда

Как проходят похороны у мусульман? Традиции, обычаи обряды по Шариату

Кто был на похоронах мусульманина, не забудет этого никогда.

Больше всего поражает, с каким трепетом родные и друзья покойного стараются выполнить все предписания Шариата и похоронить близкого как Настоящего Мусульманина. Начиная от предсмертного состояния, и пока не пройдет год (и даже большее) после похорон, родственники будут старательно выполнять определенные ритуалы. Многие из них покажутся человеку незнающему странными, но для истинных мусульман они важны, они священны. Сами похороны проходят в несколько этапов.

Подготовка к похоронам

Коран призывает готовиться к смерти на протяжении всей жизни, чтобы по ее окончании с легким сердцем принять столь сложное испытание. Особые ритуалы, прописанные в Шариате, начинают выполнять пока человек еще жив, но уже при смерти. Первым делом приглашают имама- мусульманского священника, чтобы над смертным ложе читался “Калимат-шахадат”. Кроме чтения молитвы, делают следующее:

Умирающего кладут на спину ногами к Мекке. Это олицетворение пути души к святому месту.

Нужно помочь страждущему справиться с жаждой, дав глоток холодной воды. По возможности капают в рот гранатовый сок или Зам-Зам - священную воду.

Громко плакать запрещено, чтобы умирающий мог сосредоточиться на своем последнем испытании и не горевал о мирском. Поэтому сердобольных женщин могут и не подпустить к кровати или вообще вывести из дома.

Сразу после смерти покойному закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, подвязывают подбородок. Тело накрывают тканью, на живот кладут тяжелый предмет.

Похороны у мусульман нужно провести как можно скорее, желательно в тот же день. Поэтому обычно последователей Ислама не везут в морг, а сразу же готовят к погребению.

Омовение и обмывание (тахарат и гусуль)

В Исламе строгое отношение к чистоте. Если не соблюдаются очищающие обряды, тело умершего считается оскверненным, а душа - неготовой к встрече с Богом. Тахарат - это омовение, очищение материального тела, в то время как гусуль - скорее ритуальное обмывание.

Сперва выбирают Гассала - ответственного человека, который будет проводить обряды омовения и обмывания. Это должен быть близкий родственник, обычно кто-то из старших. При этом женщины омывают женщин, мужчины - мужчин, но жена может омыть мужа. Еще как минимум три человека будут помогать Гассалу проводить очистительные обряды. Если нет возможности, чтобы покойного омыл человек его пола, вместо омовения водой проводят обряд таяммум - очищение землей или песком. Тахарат проходит в специальном помещении на кладбище или при мечети. Перед началом омовения в помещении зажигают благовония. Гассал трижды моет руки и надевает перчатки. Далее прикрывает тканью нижнюю часть покойного и совершает процедуру очищения. Потом следует обмывание (гусуль). Тело покойного обмывают 3 раза: водой с кедровым порошком, с камфорой и чистой водой. Все части тела обмывают и вытирают поочередно, голову и бороду моют с мылом.

Окутывание в саван (кафан)

По обычаям мусульман и мужчин и женщин хоронят босыми, одетыми в простую рубаху (камиса) и окутанными в несколько полотняных кусков. Богатого и уважаемого мусульманина, который не оставил после себя долгов, окутывают в дорогую ткань. Но не в шелк: мужчине-мусульманину даже при жизни запрещено носить шелка.

Мужской саван - это рубаха, кусок ткани для окутывания низа тела и большой отрез ткани, чтобы окутать все тело с головой со всех сторон.

Женский саван состоит из такой же рубахи, только до колен, куска ткани для нижней части, большого отреза ткани, чтобы окутать тело со всех сторон, а также из отреза для волос и еще одного для груди. Новорожденных и совсем маленьких детей окутывают одним отрезом полностью. По мусульманским обычаям покойного облачают в саван самые близкие родственники, обычно те же, кто принимал участие в омовении.

Погребение (дафн)

Мусульманские захоронения проходят только на кладбище. Кремация под большим запретом, она приравнивается к горению в аду. То есть, если мусульманин кремировал тело родственника, это все равно что он обрек своего близкого на адские муки. В могилу покойного опускают ногами вниз, над женщинами при этом держат покрывало: даже после смерти никто не должен видеть ее тела. Имам кидает в могилу горсть земли, произносит суру. Потом место захоронения поливают водой, семь раз кидают землю. После похорон мусульманина все уходят, но один человек остается читать молитвы за душу покойного. Кстати, так как мусульман хоронят без гроба, после похорон дикие животные могут учуять запах и раскопать могилу. Этого допускать нельзя: осквернять могилу и мертвое тело - страшный грех. Мусульманский народ нашел выход в жженом кирпиче. Им укрепляют могилу, чтобы ее нельзя было раскопать, а жженый запах отпугивает животных.

Погребальная молитва (джаназа).
Мусульман хоронят без гроба. Вместо него используют специальные носилки с крышкой (тобут). Покойного на носилках относят к могиле, где имам начинает читать джаназу. Это очень сильная и важная молитва в исламской традиции. Если ее не прочитать, похороны мусульманина считаются недействительными.

Мусульманские поминки

Сразу после похорон не устраивают никаких пиршеств. Первые три дня после смерти родные должны только молиться об умершем, а готовку и хозяйственные дела свести к минимуму. На 3, 7 И 40 дни после похорон, а также через год проводятся поминальные трапезы. Все эти дни (до сорокового) в доме покойного не должна звучать музыка. Роскошные поминки с изысканными блюдами среди радикальных мусульман осуждаются. Исламом запрещает “объедать” семью покойного, вынуждать скорбящих родных хлопотать по хозяйству. Вместо этого нужно всячески поддерживать, помогать как морально, так и материально. Поминальная трапеза должна быть простым обедом в кругу близких.

Поминки в Исламе - это прежде всего поминовение умершего, молитва за его душу и возможность для семьи сплотиться, чтобы легче пережить горе. Алкоголь на поминках у мусульман под строгим запретом.

Итак, четвертым обязательным действием, которое необходимо совершить по отношению к умершему верующему, является его захоронение. Это является для мусульман коллективной обязанностью.

В хадисе, переданном аль-Хакимом и аль-Байхаки, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто выкопал могилу мусульманину и, уложив его в нее, засыпал, тому Всевышний зачтет за это такую награду, как за построение дома для нуждающегося, в котором бы он прожил до Судного дня ».

Правила захоронения по Шариату следующие. Рекомендуется похоронить умершего как можно скорее. Мусульманина следует хоронить только на мусульманском кладбище. Можно похоронить умершего и после захода солнца. В случае эпидемии или войны допускается хоронить нескольких умерших в одной могиле, установив барьеры между их телами.

Самой малой и необходимой могилой является такая яма, которая после захоронения в ней усопшего препятствует распространению запаха от его тела и оберегает его тело от диких животных, т. е. защищает его от того, чтобы хищники раскопали бы его могилу и съели бы его тело.

Если, не выкопав яму и положив тело умершего прямо на поверхности почвы, соорудить над ним какое-либо строение или засыпать его множеством камней и землей, этого будет недостаточно, даже если это препятствует распространению запаха и оберегает от диких животных. Потому что это не называется погребением, и чтобы действо называлось погребением, необходимо вырыть яму (могилу).

Нельзя хоронить таким же образом и в домах, сооруженных под землей, ибо даже если это защищает от зверей, но не препятствует распространению запаха. Так говорится в книге «Тухфат».

Ибн Салах и Субуки говорят, что хоронить умершего в таких (подземных) домах является греховным (харам).

Ибн Касим же пишет, что если этот дом сооружен в яме (под землей) и защищает умершего от диких зверей и запаха, то достаточно хоронить его и там, а если он не отвечает этим требованиям, то усопшего не хоронят в нем. Так говорится в книге «И‘анат».

В книге «Бушра аль-карим» приведены три причины в пользу запретности захоронения умершего в подобных домах:

1) смешивание в них умерших мужчин и женщин;

2) возникает необходимость хоронить там же очередного умершего, пока тело похороненного там окончательно не разложилось;

3) и это не препятствует распространению запаха, исходящего от мертвого.

Сооружение могилы

Могила (кабр) может быть сооружена по-разному – это зависит от состава, влажности и плотности почвы, а также от рельефа местности, где находится кладбище.

Могила мусульманина представляет собой яму, в одной из стен которой сделана ниша (ляхд). Яма выкапывается таким образом, чтобы ее размеры соответствовали размерам умершего, т. е. длина могилы будет несколько больше, чем рост умершего, ширина – половина длины могилы (около 60–80 см), глубина минимум 150 см, но лучше (сунна) выкопать могилу глубже (обычно до 190–230 см).

В книге «Бушра аль-карим» пишется, что сунной является, чтобы ниша в могиле была широкой, свободной, в частности те ее стороны, где покоятся голова и ноги умершего, дабы это позволяло уложить покойного немного в той позе, в которой человек находится при поясном поклоне в намазе (руку‘). Об этом говорится и в достоверном хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Сообщается от Хашима ибн Амира, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Копайте могилу, делайте ее просторной и делайте это хорошо » (Ибн Маджа).

Оптимальным размером могилы является такой, что ее ширина позволяет свободно спустится туда и тому, кто хоронит умершего, и самому покойному. А глубина лучше, чтобы была такой, что если человек среднего роста, спустившись в могилу, поднимет вверх руки, то они не выходили бы из могилы, т. е. выше (приблизительно 225 см).

Также желательно, чтобы потолок с обеих сторон был высоким, в случае если тело покойного опухнет, дабы он не касался потолка. Даже обязательно делать потолок таким высоким.

Если почва плотная, то лучше на дне могилы сделать и такую нишу для тела покойного, в которой бы свободно поместился умерший. Ниша помещается в той из стен могилы, которая находится в стороне Киблы, и бывает такой высоты, чтобы в ней возможно было сидеть (т. е. примерно 80–100 см), а шириной чуть больше ширины плеч умершего (минимум 50 см).

В эту нишу иногда, если почва влажная и мягкая, справа от тела ставят тонкую плиту, а слева – плиту потолще и укрепляют потолок. А в некоторых случаях на дне могилы, оставив посредине место, достаточное для помещения в него тела покойного, с обеих сторон воздвигают стенку.

Затем туда укладывают тело покойного, направив лицо в сторону Киблы, потолок закрывают каменными или деревянными плитами и до полна засыпают могилу.

Мусульман не принято хоронить в гробу (табут) – это нежелательно (макрух), хотя это и не запрещено. В исключительных случаях умерших хоронят в гробу, и это не будет макрухом, например, если мусульманин погиб и его тело было расчленено или когда труп уже разложился и т. п.

Запрещается хоронить мусульман в стене, а также кремировать его тело, даже если он при жизни завещал это или дал на это свое согласие.

Похоронные традиции разных народов и религий сильно разнятся. Различия касаются не только самих похорон, но и поминовения умерших. Так, у православных принято устраивать поминальную трапезу на третий, девятый и сороковой день после кончины человека. Поминки у мусульман – сложная и спорная тема. Хотя мусульманские поминки прямо не запрещены Шариатом, отношение к ним в традиционном исламе иное, нежели у православных.

Мнения духовных лиц конфессии здесь расходятся. Отношение к поминкам в Исламе и практика поминовения умершего человека по-разному решаются у разных мусульманских народов. Это вопрос не столько религии, сколько местных традиций, обычаев и укладов.

Общие принципы поминовения в Исламе

  • Застолья в Исламе должны устраиваться по поводу радостных событий, но не горестных. Поэтому поминальная трапеза должна быть скромной.
  • Поминальный обед мусульман не должен отвлекать от скорби в первые дни после кончины и напоминать о ней спустя сорок дней.
  • Мусульманские поминки не должны финансово обременять семью усопшего и вынуждать их к излишним тратам.

Дни поминок у мусульман

Исламские традиции не устанавливают конкретные дни поминок у мусульман. У многих мусульманских народов есть традиция проводить поминки на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти. Некоторые религиозные авторитеты критикуют подобный обычай, указывая, что он заимствован у соседей-христиан. Несмотря на критику, эти даты поминовения у мусульман распространены. Также есть практика проводить поминальную трапезу в день смерти и спустя год. Однако однозначного ответа на вопрос, на какой день проходят поминки у мусульман, не существует.

Поминки у мусульман: традиции

У мусульманских поминок есть ряд важных особенностей. Терпение – это одна из важнейших добродетелей ислама, а потому традиции запрещают причитать по умершему, громко и публично его оплакивать. Поминки у мусульман проходят в тишине и спокойствии, без лишних разговоров.

Среди мусульманских общин принято собираться для чтения Корана, и поминки не исключение. Поэтому на них принято приглашать муллу для чтения молитв. Ислам утверждает, что для любого верующего необходимо помнить о смерти, а наставления духовного лица помогут правильно воспринять уход близкого человека.

По сей день в традиционных семьях есть обычай проводить раздельные мусульманские поминки для мужчин и женщин. В не столь консервативных общинах ограничиваются отдельными столами или размещением на разных концах стола.

Многие духовные лица отмечают, что подготовка к трапезе может быть финансово затратной и отвлечь семью умершего от скорби. Поэтому многие духовные лица наставляют друзей скорбящей семьи брать заботы по организации мусульманских поминок на себя.

Поминки у мусульман часто сопряжены с раздачей милости (хаир). Нередко мусульманам советуют не тратиться на пышные поминки, а совершить благое дело, накормив и одев нуждающихся. Дары могут быть разными, обычно для хаира используются чай, платки, деньги (фиксированной суммы нет).

Где проводить поминки у мусульман?

Согласно традиции, мусульманские поминки принято проводить в доме семьи покойного. Хотя соблюдение этой традиции желательно, ситуации бывают разные – например, когда дома не хватает места для всех приглашенных. В таком случае возможно провести мусульманскую поминальную трапезу в кафе или ресторане.

Угощения на мусульманских поминках

На поминки у мусульман принято готовить повседневные традиционные блюда. У татар-мусульман принято готовить суп из баранины или говядины с лапшой, часто также подают плов. У казахских мусульман принято подавать национальные блюда: тары, талкан, жети нан, баурсаки. Разумеется, на мусульманских поминках недопустим алкоголь (употребление спиртного считается в исламе грехом). Часто подают сладости: хурму, сахар, изюм, печенье. Сладкие блюда в поминальной трапезе символизирует сладость загробной жизни для усопшего.

Смерть и похороны по мусульманским традициям

Похоронный обряд и все связанные с этим ритуалы очень подробно расписаны в Шариате, который является сводом правил поведения и жизни мусульманина. Именно поэтому все мусульманские обряды едины. Они должны проводиться под руководством сведущих людей, которые получили свои навыки и знания от людей старшего поколения.

Обряд мусульманских похорон сильно отличается от обрядов других религий своей скромностью
в данном ритуале. Похороны по традициям мусульман должны быть совершены в самые короткие сроки, лучше если в течение 24 или 48 часов. Самые необходимые атрибуты мусульманских похорон – кафан (ткань, в которую обертывают тело), тобут (носилки на которых омывают, а в последствии выносят умершего), ткань покрываемая на тобут, временная деревянная доска с табличкой на могилу (но если в скором времени планируется установление памятника, то можно обойтись без нее) и транспорт для перевозки до кладбища. Законы Шариата предлагают свод правил связанных с переселением мусульманина в загробный мир, поэтому над находящимся при смерти мусульманином совершают определенные Шариатом ритуалы.

Последние минуты

Очень важно умирающего уложить на спину так, чтобы ступни его были направлены в сторону Мекки (ориентир: юго-запад). Если при этом возникают какие-либо трудности, то допускается повернуть умирающего на левый или правый бок, чтобы его лицо направлялось в сторону Каабы (Мекка). После этого присаживаются рядом с умирающим и читают ему «Калима-и шахадат». Вероятно, необходимо будет утолить жажду умирающего, поэтому нужно подготовить холодную воду, а лучше всего давать по маленьким каплям священную воду «Зам-Зам» или сок граната. В последние минуты жизни умирающему читают суру Йа Син и суру Гром, они облегчат смертельные мучения.

После смерти

Около умирающего запрещено слишком громко разговаривать или плакать. Когда человек скончался, в первую очередь покойному закрывают глаза, подвязывают повязкой челюсть, снимают всю одежду, но покрывают скрытые места (аврат) и связывают между собой большие пальцы ног. Смягчают суставы рук и ног сжатием и разжатием их, кладут на живот что-нибудь тяжелое и ставят рядом благовония. Затем выполняют малое омовение (малый тахарат). Очень важно знать, что женщин могут омывать только женщины, а мужчин только мужчины. Допускается омовение мужа женой, но муж жену омывать не должен.

Малое омовение - малый тахарат

Перед началом малого омовения, совершающий данный обряд должен сам очиститься и его помыслы и намерения (нийат) должны быть чисты, затем необходимо сказать: "Би-сми-ллях! " – «С именем Аллаха!», и можно приступать. Налить в чистую посуду чистую воду, ткань намочить в этой воде и левой рукой подмыть умершего. Следом за этим нужно взять чистую ткань, пропитать в чистой воде и правой рукой умыть ею лицо покойного сверху вниз, от корней волос до подбородка. Затем вымыть сначала правую, а потом и левую руку до локтя. Ту же процедуру нужно провести и с ногами, начать с правой, а закончить левой ногой. Двигаться нужно от пальцев до щиколоток, при этом нужно старательно протереть между пальцами.

Незнающие, могут совершать омовение без молитв, но обязательно после омовения нужно произнести «Калима-и шахадат». После завершения малого омовения, умершего накрывают чистой тканью.

Процессом омовения, а затем и обертывания, как и всеми последующими действиями на похоронах должен руководить приглашенный имам .

Омовение - гусуль

Перед началом похорон (дафн) нужно совершить полное омовение (гусль, гусуль). Для этого необходимы: вода, тобут или широкая скамья, ведра, кувшины, мыло, ножницы, вата, благовония и полотенце. Тело укладывают на тобут (или скамью) и начинают обливать теплой чистой водой (можно в воду добавить листья лотоса). Ноздри, уши и рот закрывают ватой, чтобы вода туда не попала. Моют волосы и бороду, а после этого укладывают умершего на левый бок, и начинают мыть с правой стороны до тех пор, пока вода не дойдет до левого бока. После этого покойного переворачивают на правый бок и совершают те же действия. Затем покойного приподнимают до сидячего положения, упирая его на руку, слегка надавливают на живот, чтобы освободить его. Все хорошенько смывают, а следом за этим умершего опять укладывают на левый бок и обливают водой. Всего насчитывается три омовения. В первое омовение моют чистой теплой водой, во второе омовение в воде должны присутствовать очищающие средства, в третье омовение в воде должна быть камфара. В каждом из 3-х омовений воду нужно лить по 3 раза, либо любое другое нечетное количество раз.

После завершения гусля покойного нужно тщательно вытереть и вынуть вату. Голову и бороду пропитывают благовониями из различных ароматных трав. Волосы не расчесывают и ногти не стригут. Те части тела, которые соприкасались с землей во время земного поклона (лоб, нос, ладони, колени и носки стоп), натирают камфарой.

Затем умершего заворачивают в кафан (саван) – одежда для умершего, он изготавливается из белого полотна или ситца.


Кафан для мужчин

Состоит из трех частей: изара, камиса и лифафы. Изар – простыня для укрывания от головы до пят. Камис – длинная простыня, ее нужно согнуть пополам и вырезать отверстие, для того чтобы одеть ее через голову как рубашку. Ни карманов ни швов быть не должно. Лифафа – кусок ткани, который будет идти от головы, и спускаться ниже ног.

Кафан для женщин

Состоит из пяти частей: изара, химара (орни - вуаль), камиса, лифафы и синабанда (хирка) - кусок ткани для поддержания груди. Рекомендуется, чтобы синабанд закрывал тело от груди до бедер. В общей сложности для мужчины требуется 20 метров, а для женщины 25 метров ткани. Как правильно надевать кафан:

Мужчине:

1. нужно развернуть лифафа на полу, сверху положить изар, а на него часть камиса, оставшуюся его часть сворачивают у изголовья.

2. теперь можно положить тело и покрыть его свернутой частью камиса до самых голеней.

4. завернуть сначала левую часть изара, а затем правую сверху нее и покрывая камис

5. так же заворачивается и лифафа. Важно помнить, что правая часть всегда должна быть верхней

6. связать концы лифафа у изголовья, ног полосками материи.

Женщине:

1. развернуть лифафа, затем синабанд, на него изар, а потом камис, точно так же как и мужчине

2. уложить тело и накрыть его до голеней верхней частью камиса

3. убрать материю, которой прикрывались аврат

4. волосы разделить на 2 части и уложить на грудь поверх камиса

5. укрыть голову и волосы вуалью

6. затем, заворачивая изар не забывать, что сначала укрывается левая сторона, а затем поверх нее правая, камис и орни (вуаль) попадают под изар

7. закрыть лифафа: левую, а потом правую сторону

8. связать концы лифафа у изголовья, ног полосками материи.

Намаз джаназа

После этого над завернутым телом (джаназа) читают намаз - джаназа. Молитву читает имам или человек заменяющий его. Отличием этой молитвы от других является отсутствие коленопреклонения (Рукна) и падения ниц (Сажд). Намаз-джаназа содержит в себе 4 такбира, приветствие вправо и приветствие влево, а также обращение к Аллаху с просьбой о милости Его к покойному и прощению ему грехов. К началу молитвы имам всех приглашает словами: «Ас-Салат!», а затем спрашивает у собравшихся и у родственников о наличии за усопшим невыплаченных долгов, либо долгов по отношению к нему. И если таковые имелись, то просит простить или во втором случае рассчитаться с родственниками покойного. Тело в кафане укладывают на тобут. Родственники и друзья должны пронести покойного не менее 40 шагов и только тогда поставить его в катафалк.

Могила

Кабр (могила) – сооружается в зависимости от рельефа местности. 1) Лахад – это айван и келья внутри. Айван делают 1,5 х 2,5м. и глубиной в 1,5м. в нижней части айвана делают круглый вход 80 см.(в келью). 2) Ярма – это айван и шика (внутренняя полка). Ярма размер должен быть больше размера покойного на 50см. с обеих сторон. Шикка равна размеру длины тела, либо ширине ярмы (высота и ширина по 70см.). Могила укрепляется: ярма – досками, а лахад обожженным кирпичом. На кладбище джаназа ставят подле могилы в сторону направленную к Мекке. Люди, которые будут опускать покойного в могилу должны стоять лицом в ту же сторону. Когда опускают умершую женщину, то следует держать развернутую ткань над ее телом. Покойного в могиле укладывают на правый бок, чтобы он был обращен лицом к Каабе. Тело опускают ногами вниз. Полоски материи, которыми был перевязан кафан теперь можно развязать. Затем каждый по горсти земли бросает в могилу, при этом произносят айят (2:156) из Корана. По всем правилам могила должна быть выше земли на 4 пальца. После этого могилу поливают водой, 7 раз бросают по горсти земли и читают Коран (айят 20:57).

На этом мусульманские похороны считаются завершенными, напоследок следует прочесть первый руку суры «Корова» сначала у изголовья, а затем последний руку суры «Корова» около нижней стороны могилы.Важно помнить, что на мусульманских кладбищах все памятники и могилы направлены в сторону киблы (Кааба, г.Мекка). Запрещается на немусульманском кладбище хоронить мусульманина и наоборот. После похорон для того, чтобы отдать последнюю дань покойному необходимо читать айяты из Корана. В молитвах необходимо просить у Бога прощения покойного, т.к. по преданиям в ночь похорон в могилу приходят 2 ангела Мункар и Накир, они будут вести допрос покойного, а наши молитвы помогут и облегчат положение покойного перед таким судом. Законы шариата не одобряют установление на могиле мавзолеев, богатых склепов, т.к. это унижает бедных мусульман, а иногда и вызывает зависть. На могильном камне лучше всего написать: "Поистине мы принадлежим Аллаху и к Нему будем возвращены", и этого вполне достаточно.

По требованиям Шариата могила не должна становиться местом для молитвы и поэтому не должна быть похожа на мечеть. Ислам не запрещает плакать по умершему, но лучше вместо этого помолиться. Шариат предусматривает траур по покойному в первые после смерти дни (3 дня).

Хвойники