Что согласно библии для тела есть душа. Что такое душа? Представим более наглядно два состояния людей

Вы сами то читаете, что пишите? Душа "бессмертна", но можно ее погубить согласно Мат. 10:28 - это как? Числа 23:10 или Судей 16:30 где говориться о смерти души? Надеюсь, Вы найдете вразумительный ответ и осмелитесь ответить хотя бы по почте.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Словом душа в славянской и русской Синодальной Библии переведено еврейское нефеш (в греческой Библии –психе ; в Вульгате – анима ). Все эти слова этимологически близки, поскольку связывают жизнь человека с образом дыхания. Слово «душа» в Священном Писании употребляется в нескольких значениях: 1. Как духовное начало, богоподобная сущность. В этом значении понятие это синонимично понятию дух (евр. руах ): «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его»; Еккл.12:7). В том же значении, в каком понятие дух употребляется в процитированном стихе, понятие душа , используется в 48-м псалме: «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня» (Пс.48:16). Душа неразрушима и бессмертна: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс.15:10-11). В этом же значении говорит Господь Иисус Христос: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28). Люди могут убить тело, но не могут, если бы даже захотели, умерщвлять душу, лишить ее жизни. Господь же может ее погубить в геенне , т.е. поместить в место вечных мук. Когда в новозаветных священных книгах говорится об избавлении души от смерти, то имеется ввиду не физическая смерть, не уничтожение души, а потеря вечной жизни, томление в аде. Только жизнь с Богом может быть названа жизнью в точном значении этого слова. «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая» (Откр.20:14). 2. Слово душа в Библии нередко означает орган чувств. В этом значении оно тождественно понятию сердце . Поэтому говорится, что душа любит (Песн.3:1-2), страдает (Быт.42:21), проявляет желания (Мих.7:1), томится (Пс.83:3), веселится (Пс.85:4), утешается: «При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою» (Пс.93:19). 3. Часто священные писатели словом душа называют живого человека, т.е. человека в целом: «Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет, которые произошли из чресл его, кроме жен сынов Иаковлевых, всего шестьдесят шесть душ» (Быт.46:26); «Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их!» (Числ.23:10). Поэтому говорится, что душа жаждет, голодает, насыщается пищей: «Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден» (Притч.6:30); «И как голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща; и как жаждущему снится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет» (Ис.29:8). В этом смысле 3-м смысле и говорится о смерти души (человека): «Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу [и пролить] кровь невинную!» (Вт.27:25), истребить ее: «истребится душа та из народа своего» (Лев.7:20). В книге Судей то же говориться о смерти человека: «И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей» (16:30).

Приведенные нами значения слова душа является общепринятой точкой зрения библейской науки. Можно открыть любую специальную энциклопедию или словарь. Письмо, на которое мы отвечаем, ценно тем, что оно ярко иллюстрирует опасность буквализма при чтении Священного Писания. Читающий Библию должен обращать внимание не только на отдельные стихи, но и на контекст. Это важнейшее правило экзегетики. Иначе легко можно ошибиться.

В понятие душа каждый человек вкладывает что-то свое. Если провести опрос на улицах или среди знакомых, то стане понятно, что для одних душа – это их чувства и эмоции, другие отождествляют ее с сердцем: душа болит, – говорят они. Откуда же взялось понятие душа и что оно означает в православном вероучении?

Святая Библия для души православного – далеко не первый источник, который говорит об этой субстанции. Из уроков истории Библии мы знаем, что в существование души люди верили еще задолго до появления христианства. В этом нас убеждают многочисленные и разнообразные гробницы, которые строились для богатых вельмож с целью обеспечения их комфортной загробной жизни. Много рассуждали о душе древнегреческие философы, в частности Платон. Учение о бессмертии души легло в основу и православной веры.

В святой Библии душа упоминается несколько раз и в разных значениях. Для того, чтобы донести до простого человека, в чем заключается сущность души, что она из себя представляет, откуда берется и что происходит с ней после смерти, было написано множество богословских трудов, начиная с первых веков христианства и до наших дней.

Что говорится в святой Библии о душе?

В святой Библии душа упоминается и в Ветхом, и в Новом Завете. В одних случаях под этим словом подразумевается самая возвышенная, нематериальная составляющая человека: …ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф. 16:25), в других – жизнь: Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца (Мф. 2:20). Апостол Павел, говоря о душе, имел в виду человека вместе с физической составляющей: Всякая душа да будет покорна высшим властям… (Рим. 13:1).

Основываясь на всем, что сказано о душе человека в святой Библии, православные богословы и учителя церкви вывели учение, которое дает нам общее понимание того, что же такое душа в православном вероучении.

Бессмертие души в святой книге Библии

Если собрать воедино все, что, основываясь на святой Библии, о душе написали православные богословы, то мы можем увидеть, что душа – бессмертная нематериальная часть человека, которая имеет начало, но не знает смерти. В стихах Ветхого Завета, которые повествуют о сотворении человека, сказано, что Бог вдохнул дыхание в лицо Адама, и стал он живой душой. То есть душа – это носитель жизни для человека, когда он умирает, она покидает тело.

Следует отметить, что в православном вероучении существует непременное условие для того, чтобы душа была бессмертной – жизнь во Христе. Эта оговорка основывается на словах святой Библии, которые говорят, что души грешных умирают. Некоторые толкователи считают, что в этом случае подразумевается духовная смерть, т. е. вечные муки и отсутствие возможности

Вопрос: Когда я думаю о смерти, я чувствую, что это что-то противоестественное человеческой природе. Должна быть какая-то надежда на то, что эта жизнь имеет продолжение. Существует или нет бессмертная душа? Что произойдет с нами после нашей смерти?

Ирина Н., г. Йошкар-Ола

Ответ: Мы употребляем слово «душа» в различных значениях, например, «чего душа пожелает», или «душа болит» и пр. Многие христиане верят, что в момент смерти душа возносится на небо. Что же такое человеческая душа, и какова ее участь?

Греческие мыслители провозглашали, что тело имеет материальную природу, а душа – нематериальную. Они верили, что эти два элемента соединяются только на период земной жизни человека, и хотя в момент смерти физическое существование прекращается, душа никогда не умирает.

Однако, согласно Священному Писанию, душа – не составная часть человека, а человек вообще. «Человек» и «душа» – это два отдельных слова для обозначения одного и того же понятия. В Библии слово «душа» впервые встречается в книге Бытие, где оно используется для определения первого человеческого существа. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице Его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие 2:7). Некоторые считают, что словом «душа» назван только человек. Однако выражение «душа живая» используется также для обозначения животных: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую… да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных по роду их» (Бытие 1:20,21,24). А поскольку люди и животные имеют одно «дыхание», то «участь сынов человеческих и участь животных – участь одна; как те умирают, так умирают и эти» (Екклесиаста 3:19). В Библии говорится, что «душа согрешающая, она умрет…» (Иезекииля 18:20).

Согласно Бытие 7:23, потоп уничтожил «всякое существо»: «от человека до скота, и гадов, и птиц небесных». Итак, душа – живой организм, оживотворенный Божественным дыханием. Когда дыхание жизни возвращается к Богу в момент смерти, душа умирает.

Итак, в Библии слово «душа» означает не часть человеческой природы, и тем более не ее бессмертную часть, а человека в целом. С наступлением смерти существование каждого человека прекращается. Последние научные открытия также подтверждают, что тело и разум настолько неимоверно сложно и тесно связаны между собой, что нельзя даже представить себе, как выглядело бы существование человека вне тела.

Согласно Божьему замыслу, люди должны были быть бессмертными. Однако это не означает, что мы обладаем врожденным бессмертием. Смерть – это следствие греха: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Римлянам 5:12). Мы смертны, однако сердце каждого подсказывает, что когда-то было по-другому и со временем все изменится. Священное Писание утверждает: «Дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем!» (Римлянам 6:23). Вечная жизнь начнется с момента воскресения мертвых во время Второго Пришествия Христа (1 Фессалоникийцам 4:14-17). Наше существование обретет особенный смысл, достигнет своей полноты только в вечности.

Человек – «душа живая» – во многом ограничен, смертен и зависим от Бога, Который дает жизнь. Однако он и исключителен. Будучи живыми существами, мы имеем возможность неограниченного существования. Слово «душа» говорит об огромной ценности каждой человеческой жизни. Библия дает понять, что Христос умер бы на Голгофском кресте даже ради одной души (см. Иоанна 3:16). Посему говорить о душе – значит говорить о конкретном человеке, сыне или дочери Бога, гражданине Неба, кандидате в Вечное Царство.

Душа
В Библии слово «душа» имеет различные значения. По мере развития библейского религиозно-философского мышления оно приобретало новый смысл.

I. В ВЗ душа обозначается древнееврейским словом нефеш – «дышащая», «воздыхающая»; в Синодальном переводе это слово (так же как и руах – дух) иногда передается как «дыхание» (сравните Иер 15:9 ; Иов 41:13 ). Под словом нефеш первоначально подразумевалась сущность человека, поддерживающая в теле жизненный процесс:
1) Из этого следует, что под душой в древнейшие времена понималось то начало, которое сообщает телу жизнь, постоянно поддерживает ее в нем;
2) а) В дальнейшем это слово применяется уже для обозначения самого живого существа (сравните → ) – как человека, так и животного (сравните Быт 1:20 ; Быт 2:7,19 ; Быт 9:10 ; Лев 17:11 ), – причем чаще всего оно встречается вместе со словом «живая». Таким образом, слово «душа» стало обозначать человека как такового, человека в целом (Быт 42:21 ; Быт 46:15 ; Чис 5:6 ; Иез 13:18 и следующие; смотрите также Быт 27:4,19,25,31 ; Чис 11:6 ; Ис 42:1 ; Плач 3:24 ). Выражение «душа моя» может выступать в значении «я» (Пс 41:2 ), что особенно ясно видно в тех случаях, когда человек молится о своем спасении (Пс 6:4 ; Пс 21:21 ). Слово «душа» может также иметь значение и «кто-то» (Быт 5:1,4 ; в Синодальном переводе – «если кто...»). Следовательно, и о мертвом человеке можно сказать как об умершей душе (Лев 19:28 ; Лев 21:11 ; Лев 22:4 ; Чис 6:6 ; Чис 9:6 ; в Синодальном переводе – «умерший», «мертвый»); б) выражения «душу мою», «душу его» и т.д. нередко имеют значение «себя», поскольку в древнееврейском языке возвратное местоимение отсутствует; в) если считать, что душа означает не только сущность, поддерживающую в человеке жизнь, но и человека в целом (→ ), то станет понятным смысл таких выражений, как «укреплять душу» (Пс 18:8 ; Пс 22:3 ), «хранить души» (Пс 96:10 ) или «сохранить душу» (Пс 120:7 ). В последнем случае очевидно тождество понятий «душа» и «человек в целом», которое показано с помощью обычного в библейском языке «параллелизма» – повторения одной и той же мысли в двух разных выражениях. «Человек в целом» подразумевается и тогда, когда говорится о том, что душа жаждет, алчет, насыщается (Пс 106:9 ; сравните с Пс 41:3 ; Притч 10:3 ; Притч 25:25 ), голодает, утомляется, скорбит (Притч 27:7 ; Иер 31:25 ) или подкрепляется (Плач 1:11,19 ), постится (Пс 68:11 ), отвращается (Чис 21:5 ; Иов 10:1 ) или оскверняется вкушением запрещенной пищи (Иез 4:14 ). Очевидно, что при этом подразумевается и весь человек, поэтому выражение «душой и телом» указывает не на разделение этих двух элементов, а на их целостность (сравните Пс 72:26 ; Пс 83:3 ; Откр 18:13 ). Даже после смерти о человеке говорится как о едином целом (Иов 3:17-19 ; Иов 10:21 и следующие; сравните 1Цар 28:11 и следующие о Самуиле);
3) Целостность личности предполагает тождество души и силы, формирующей жизненный процесс, то есть саму жизнь (сравните 3Цар 19:4 ). Эта жизнь находится в руках Божьих (Иов 12:10 ; Иез 18:4 ). Он может взять душа=жизнь, поэтому в случае угрозы для жизни люди опасаются за свою душу (Нав 9:24 ; в Синодальном переводе – «жизнь»; сравните Иез 32:10 ). Спасти душу означает вывести из опасности свою жизнь (Быт 19:17 ); уловить душу иногда означает убить кого-либо (Пс 55:7 ). Таким образом, утрата души – это не что иное, как смерть человека: душа умирает (Чис 23:10 ; Суд 16:30 ), ее истребляют (Быт 17:14 ), обрекают на смерть (Суд 5:18 ). Известно, что Соломон не просил себе душ врагов своих (3Цар 3:11 ). Человек порой не дорожит своей душой (Суд 9:17 ; в Синодальном переводе – «не дорожить жизнью»), но душа может быть и избавлена, спасена (Пс 6:5 ; Пс 33:23 ; Пс 114:4 ). Поэтому возвращение души означает продолжение человеческой жизни или ее возрождение (сравните 3Цар 17:21 – «душа отрока»); об угрозе для жизни может свидетельствовать и выражение «воды дошли до души моей " (Пс 68:2 ). Здесь, как и в предыдущих случаях, имеется в виду человек в целом. Об исходе души из тела в ВЗ говорится по-разному: например, в Иер 15:9 сказано, что умирающий «испускает дыхание» (в соответствии с тем, что душу связывали с процессом дыхания; сравните Быт 35:18 ), а в Пс 140:8 ; Ис 53:12 говорится, что душа «вытряхивается», т.е. исторгается силой (в Синодальном переводе это передано другими словами). Носителем «животной», т.е. «жизненной», души (нефеш ) считалась кровь (Быт 9:4 и следующие; Лев 17:11 ). Кровь даже приравнивается к душе (Втор 12:23 ), поэтому кровопролитие и употребление крови в пищу запрещены человеку; сравните «голос крови» (Быт 4:10 ). Другое библейское название души – нешама , т.е. «дающая дыхание». Согласно этому понятию, при сотворении человека душа была «вдунута» в него Богом (Быт 2:7 , в Синодальном переводе – «дыхание жизни»); душа является «светильником Господним» в человеке, она испытывает «все глубины его сердца» (Притч 20:27 , в Синодальном переводе – «дух»). Душа также именуется «дыханием Вседержителя» (Иов 33:4 ). Именно нешама , согласно древней иудейской традиции, является бессмертной и независимой от тела сущностью, в то время как нефеш связан с телом и подвержен смерти;
4) Душа человека трактуется и как орган чувств, при этом слово «душа» может быть заменено словом «сердце», которое будет иметь то же значение. Душа страдает (Быт 42:21 ), томится и радуется (Пс 83:3 ; Пс 85:4 ), мучается (Ис 53:11 ), любит (Быт 34:3 ; Песн 3:1-4 ), она нуждается в утешении и получает его (Пс 76:3 ; Пс 93:19 ), душа проявляет желания (Втор 12:20 и следующие; Мих 7:1 ), подвергается терзаниям и унынию (Иов 19:2 ; Пс 41:6 ), таит злые чувства или выражает их (Притч 13:2 ). Душа порой скорбит (Пс 118:81 ; в Синодальном переводе – «истаевает от скорби»), изливается (в слезах) (Иов 30:16 ), душа изливают пред Господом (1Цар 1:15 ). Иногда душа мыслит («говорит», 1Цар 20:4 ; в Синодальном переводе – «желает»), сознает (Пс 138:14 ) и волеизъявляет (Быт 23:8 ; в Синодальном переводе – «вы»);
5) Если душа обозначает данную Богом жизнь (Ис 57:16 , еврейское нешамот ; в Синодальном переводе – «дух и всякое дыхание»; Иер 38:16 ) и если она является результатом Божьего творения, значит ее существование неразрывно связано с Богом. Душа может оставаться здоровой и благополучной только в том случае, если она стремится к Богу, живет пред Ним (Быт 32:30 ; Пс 18:8 ; Пс 93:19 ); тогда и Бог защищает ее (Ис 38:17 ). Без Него душа тоскует, жаждет и алчет общения с Ним (Пс 41:3 ; Пс 62:2 ), томится по Нему (Пс 83:3 ), теряет покой (Плач 3:17 ), с Богом же она радуется (Ис 61:10 ) и утешается (Пс 76:3 ; Пс 93:19 ). Поэтому человеку надлежит полностью посвятить свою душу служению Богу, он должен всей душой искать Бога (Втор 4:29 ) и любить Его (Втор 6:5 ; Втор 10:12 ). Душа призвана благословлять, т.е. восхвалять, Господа (Пс 102:1,22 ; Пс 103:1,35 ), а человеку следует чутко внимать своей душе (Нав 23:11 ). Независимо от того, воспринимается ли слово «душа» в значении телесной или духовной жизни пред Богом, оно всегда подразумевает не какую-либо одну сторону человеческого существования, а всего человека в его жизни пред Господом.

II. В НЗ:
1) а) Здесь встречаются все известные в ВЗ понятия души [греческое псюхе ]. Душа является силой, поддерживающей жизнь (Деян 20:10 ; Откр 8:9 ) и означает саму жизнь (Мф 2:20 ; Мф 20:28 ; Ин 10:11,17 ; в Синодальном переводе – «жизнь»; Деян 15:26 ; Рим 11:3 ), которую Бог дает человеку и возвращает к Себе (Лк 12:20 ). Человек может любить свою душу (Откр 12:11 ) или ненавидеть ее (Ин 12:25 ), заботиться или не заботиться о ней, дорожить ею (Мф 6:25 ; Лк 12:22 ; Деян 20:24 ). В НЗ, как и в ВЗ, душа олицетворяет человеческую личность (Деян 2:41 : «душ около трех тысяч»; 1Пет 3:20 ; сравните Мк 3:4 ; 1Кор 15:45 : «душа живущая»); слово душа также употребляется в смысле «кто-то» или «всякий» (Деян 2:43 ; Рим 13:1 ); б) в НЗ, как и в ВЗ, душа воспринимает и чувствует: она скорбит и возмущается (Мф 26:38 ; Ин 12:27 ), бывает охвачена страхом и стеснением (Деян 2:43 ; Рим 2:9 ), раздражается (Деян 14:2 ; в Синодальном переводе – «сердца»), колеблется (Деян 15:24 ) и мучается (2Пет 2:8 ); душа может также и лелеять желания (сравните Лк 12:19 ; Откр 18:14 ). В НЗ, как и в ВЗ (Ис 1:14 ; Ис 42:1 ), говорится о душе Божьей (Мф 12:18 ; Евр 10:38 ); в) однако здесь в еще большей мере от человека требуется, чтобы он, как создание Творца, полностью руководствовался волей Божьей и возлюбил Его «всею душою» (Мф 22:37 ). Душа в НЗ также имеет двойное значение, подразумевая человека в его бренном существовании и в его подвластной воле Бога будущей жизни, над которой не властна смерть (сравните → , II). В этом смысле душа – это самое ценное, чем располагает человек (Мф 16:26 ). Душа, а значит, и человек в целом должна жить в согласии и в послушании своему Творцу и Господу (Мк 12:30 ; Лк 10:27 ; Еф 6:6 ). Если человек поступает вопреки этому, то Бог может «погубить» его душу (Мф 10:28 ), т.е. лишить его будущей жизни. Человек часто вредит своей душе (Мф 16:26 ), которая подвержена искушениям и поддается им (1Пет 2:11 ; 2Пет 2:14 ), но Бог желает, чтобы она спаслась (Иак 1:21 ; Иак 5:20 ; сравните 1Пет 1:9 ). Бог – Создатель души (1Пет 4:19 ), Он знает ее и призывается ею во свидетельство (2Кор 1:23 ), Он хочет очистить ее (1Пет 1:22 ). Христос – ее Пастырь и Блюститель (1Пет 2:25 ), желающий дать ей покой (Мф 11:29 ). Его ученики призваны заботиться о душах людей (2Кор 12:15 ; Евр 13:17 ; 3Ин 1:2 ). Человек всегда подвержен опасности потерять душу, если в своем желании сберечь ее исходит только из опыта земной жизни (Мф 10:39 ; Мф 16:25 ; Мк 8:35 ;
2) а) Душа отличается от духа [греческое пневма ] (1Фес 5:23 ) в том случае, когда человеческий дух понимается как сила, действующая посредством мышления и волеизъявления, в отличие от души как силы, поддерживающей жизнь, и как органа восприятия. В Евр 4:12 говорится о разделении души и духа, осуществляемом Словом Божьим. Наше мышление воспринимает скрытые, исходящие из глубины души намерения, которыми человек подсознательно руководствуется. В 1Фес 5:23 указывается, что и дух, и душа нуждаются в освящении, дабы подвигнуть человека к восхвалению Бога и служению Ему (сравните Лк 1:46 и следующие); б) о различии между душой и духом говорится и в 1Кор 15:44 и следующие, где душа обозначает сущность «перстного», т.е. земного, человека, отделенного грехом от Бога и поэтому обреченного на тление, в отличие от «небесного Адама», живущего духом и названного «духом животворящим» (1Кор 15:45 ). «Духовный» и «душевный» в данном случае – синонимы «небесного» и «перстного». Противопоставление «первого Адама» «второму» восходит к двум различным рассказам о сотворении человека, в первом из которых человек создается «по образу и подобию Бога», а во втором – «из праха земного» (Быт 1:26,27 ; Быт 2:7 ). В течение земной жизни душа полностью объединена с телом, т.е. с плотью, которая может подчинить себе душу и властвовать над ней (1Пет 2:11 ). Если подобное происходит с человеком, то чрево становится его богом, а крест Христов – врагом (Флп 3:18 и следующие). Божье освящение почиет на душу как на сущности, в наибольшей степени определяющей человеческую жизнь. Именно тогда человек переживает свое возрождение. Неосвященный человек ничего не принимает от Духа Божьего, ибо им управляет по-земному настроенная душа (1Кор 2:14 ; сравните с Ин 14:17 );
3) О том, что происходит с душой после смерти, в Писании говорится по-разному. Если учесть, что душа часто обозначает всего человека, становится ясно, что Библия не знает изобретенного философией и представленного в некоторых религиях понятия души как таковой, т.е. независимо от образа определенного человека. Это убедительно показано в 1Фес 5:23 , где говорится о сохранении человека во всей целостности духа, души и тела. Не только тело, но и душа нуждается в спасении и искуплении, и перед престолом Божьим предстают не только душа, но и люди в целостности их душ и тел (Откр 20:12,13 ). Для объяснения того, что происходит с душой после смерти, наших понятий и представлений оказывается недостаточно. Но как в ВЗ, так и в НЗ умершему человеку приписывается некое существование. Тем, кто не хранил заповедей Божьих, предстоит, расставшись с плотью, отправиться в царство мертвых (сравните Ис 14:9-11 ; Лк 16:22,23 ; → , II), пока их не призовут на последний (Страшный) суд по Втором пришествии Христа. Тем же, кто умирает в вере и послушании воле Божьей, обетовано общение с Богом (Лк 23:43 ; сравните Флп 1:23 ), и они не предстанут пред Его судом. То, что и в НЗ сохраняется представление о крови как о носителе души, подтверждается в Откр 6:9 , где говорится о душе мучеников у престола Божьего: они находятся там, куда, согласно ВЗ, стекается кровь жертв. Поскольку все они отдали свою жизнь за Бога, то она не потеряна, а сохранена. Но и здесь душа существуют не как некие абстракции, отделенные от своих телесных обликов, а предстают в новых телах, которыми их наделяет Божий Дух (сравните → ).

Бессмертные ли дух и душа человека? Жизнь после смерти

Анализ библейского учения о смерти мы начнем с рассмотрения процесса сотворения человека:

«И создал Господь Бог человека из праха земного , и вдунул в лице его дыхание жизни , и стал человек душею живою » (Быт. 2:7 , см. также Зах. 12:1).

По моему мнению, это ключевой момент, и если в нем разобраться, то все остальное станет понятным. Представив данный текст схематично, мы получим следующее уравнение:

Прах земной (тело, химические элементы Земли) + дыхание Бога (дух, дар жизни) = душа живая (живой человек).

Для поддержания в людях бессмертия Господь посадил в Эдеме «дерево жизни» (Быт. 2:9). При этом Бог заключил с Адамом и Евой завет (см. Ос. 6:7), согласно которому люди не должны были вкушать плодов от другого важного дерева в саду «познания добра и зла» (Быт. 2:9,17) под страхом потерять вечную жизнь:

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь » (Быт. 2:16,17).

Но наши предки обольстились обещаниями сатаны стать, как боги, и познать добро и зло (см. Быт. 3:5), поверили его обману: «Нет, не умрете» (Быт. 3:4) и нарушили завет с Творцом. После грехопадения Бог, как и предупреждал, сделал человека смертным , запретив ему доступ к дереву жизни :

«И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни » (Быт. 3:24).

То есть человек потерял вечную жизнь. Посмотрите внимательно, в Быт. 3:19 Библия показывает процесс, обратный творению. После грехопадения люди начали умирать, превращаясь в могиле обратно в прах , из которого и были образованы. А их дыхание жизни , полученное от Бога (см. Быт. 2:7), после смерти стало возвращаться к Создателю:

«Возвратится прах в землю , чем он и был; а дух возвратился к Богу , Который дал его» (Еккл. 12:7 , см. также Деян. 7:59 , Лук. 23:46 , Пс. 103:29,30).

Таким образом, после смерти «искра» жизни, дарованная человеку Богом, обратно возвращается к Творцу. То есть теперь наше уравнение будет иметь вид:

Душа живая (живой человек) - дыхание Бога (дух, дар жизни ) = прах земной (истлевающее в прах тело).

Как видно из приведенного текста Еккл. 12:7, душа человека после смерти не горит в аду, не блаженствует в раю, но тело его в земле, а дух (дыхание жизни ) - у Бога. Это означает, что у Господа просто хранятся разум и память человека, которые вместе с духом жизни после воскрешения вернутся в восстановленное из праха тело (это мы подробно рассмотрим в следующих главах):

«Так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших … и вложу в вас дух Мой, и оживете … и узнаете, что Я, Господь, сказал это - и сделал, говорит Господь» (Иез. 37:12,14).

Поэтому во всей Библии нет описания посмертного бодрствования душ ни в аду, ни в раю, что мы разберем позднее. Словосочетание бессмертная душа отсутствует во всем Священном Писании. И это не смотря на то, что слова душа и дух употребляются в Библии более 1300 (!) раз (в русском Синодальном переводе). В то же время понятие «мертвая душа» в ветхозаветном Писании имеется. Посмотрите на текст, запрещающий священнику прикасаться к мертвым телам:

«Священник … ни к какому умершему не должен он приступать» (Лев. 21:10,11 , см. также Чис. 6:6).

Здесь вместо слова умерший в оригинале стоит словосочетание умершая душа - греч. ψυχη τετελευτηκυια, евр. נפֶש מות, что обозначает мертвого человека. Из этих библейских текстов мы видим, что мертвая душа - мертвый человек – это противоположность душе живой (см. выше Быт. 2:7)т. е. живому человеку. Смертность души, то есть всего человека, выражена в Библии и другой известной фразой:

«Душа согрешающая, она умрет » (Иез. 18:20 , см. также Числ. 23:10 , Иис. Нав. 2:14 , Иак. 5:20 , Втор. 27:25 , 2 Цар. 14:7).

Стоит обратить внимание, что два слова дух и душа, не смотря на их близкое смысловое значение, все-таки различны, поэтому в некоторых текстах Библии они приводятся в перечислении.

Посмотрите, в последнем из приведенных текстов упоминаются дух, тело и душа , то есть все три элемента уравнения, которое мы приводили выше. К сожалению, сегодня понятия душа и дух практически слились и в основном воспринимаются бестелесной разумной субстанцией человека. Однако в Библии эти слова имеют другое значение. Слово душа (נפֶש – евр., ψυχη – греч.) в Священном Писании в основном обозначает: А) человека, Б) его жизнь, В) человеческую личность – характер, разум. Такое разнообразие значений одного слова можно объяснить особенностью древнееврейского языка. Иврит Библии насчитывает около 8 000 слов. Всего язык евреев того времени состоял примерно из 20 000- 30 000 слов. Для сравнения: Оксфордский словарь английского языка содержит 240 000 общеупотребляемых слов и фраз, словарь Даля состоит из 200 000 слов, а современный иврит, по мнению некоторых специалистов, насчитывает 80 000 слов.

А) «Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ » (Деян. 27:37 , Рим. 13:1 , см. также 1 Пар. 5:21 , Иез. 18:4,20 , Иез. 27:13 , Числ. 15:31 , Чис. 23:10 , 1 Пет. 3:20).

Б) «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13 , см. также Лук. 6:9 , 1 Ин. 3:16 , Лук. 12:20 , Деян. 20:10 , Ис. 53:12 , Исх. 4:19 , 1 Цар. 23:15 , 1 Цар. 24:12 , 3 Цар. 19:10 , Рим. 11:3 , Мф. 2:20).

Сам Иисус отдал за нас душу, то есть свою человеческую жизнь «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28 , см. также Мар. 10:45).

В) «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим » (Мф. 11:29 , см. также Деян. 15:24 , 1 Пет. 1:22 , Пс. 138:14 , Исх. 23:9 , Иов. 3:20 , 4 Цар. 4:27).

Слово дух (– евр., πνευμα – греч.) по отношению к человеку обозначает в основном А) дыхание жизни от Бога, Б) жизнь, В) человеческую личность, в т. ч. под влиянем Божьего Духа:

А) «Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете» (Ис. 37:5 , см. также Еккл. 12:7 , Ис. 42:5 , Деян. 7:59 , Лук. 8:55 , Лук. 23:46).

Б) «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145:4 , см. также Суд. 15:19 , Иов. 27:3 , Пс. 30:6 , 1 Кор. 5:5 , Ин. 12:25 , Лук. 17:33 , Иак. 1:21 , Мф. 26:41 , Ин. 6:63).

В) «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50:12 , см. также Пс. 50:19 , Иов. 15:13 , Ис. 54:6 , Иез. 13:3 , Иез. 21:7 , Дан. 4:5 , Дан. 13:45 , Агг. 1:14 , Еккл. 2:26 , Мал. 2:15,16 , 1 Кор. 14:14,15 , 1 Кор. 6:16,17 , Чис. 16:22 , Чис. 27:16 , Евр. 12:9).

В Библии понятие душевность применяется в основном при описании человеческой сущности людей, а духовность – преимущественно Божественной (под влиянием Божьго Духа ):

«Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное » (1 Кор. 15:44-46).

«Возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным . Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно » (1 Кор. 2:13,14).

«В последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди … душевные, не имеющие духа » (Иуд. 18,19 , см. также Иак. 3:15).

Самая главная миссия Иисуса - научить людей и помочь им в этой жизни сохранить чистоту среди «развращенного» нынешнего мира, чтобы наш характер был подготовлен для будущего вечного бытия и на Великом суде наши дух и душа были спасены для бессмертной жизни в новом теле :

«Чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5:5).

«Любящий душу (жизнь со всевозможными наслаждениями тела . – Прим. авт.) свою погубит ее (для жизни вечной. – Прим. авт.); а ненавидящий душу свою в мире сем (отдающий приоритет духовному перед плотским. – Прим. авт.) сохранит ее в жизнь вечную » (Ин. 12:25)

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (за грехи человека. Сначала за грехи людей умирали жертвенные животные. Но они были лишь прообразами истинной заместительной жертвы – Сына Божьего. Иисус, являясь Богом и одновременно человеком, умер за раскаянные грехи людей. Библия говорит, что Христос победил ад и смерть: «Поглощена смерть победою. Смерть ! где твое жало? ад ! где твоя победа?» (1 Кор. 15:54,55 , см. также 1 Кор. 15:26 , Ос. 13:14). То есть Иисус дал людям возможность вновь получить бессмертие . В день Великого Суда после Второго Пришествия Христа все люди будут воскрешены: одни - для вечной жизни, другие - для того, чтобы умереть вновь, но теперь уже второй вечной смертью . Иисус так рассказывал об этом событии:

«Мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут . Все , находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни , а делавшие зло - в воскресение осуждения » (Ин. 5:25,28,29 , см. также Откр. 1:7).

То есть люди, делавшие зло , оживут, но потом будут преданы второй смерти (подробнее об этом мы поговорим позднее):

«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая » (Откр. 21:8).

Но воскресшие люди, творившие добро, не потерпят вреда от второй смерти , так как за их грехи этой «второй смертью» уже умер Иисус, чтобы даровать им после воскрешения бессмертие:

«Над ними смерть вторая не имеет власти» (Откр. 20:6).) возвещает бессмертие праведных людей после предстоящего воскрешения. Теперь давайте разберемся, о каком аде идет речь в текстах Библии, рассказывающих о победе Иисуса над адом: «Ад! где твоя победа?» (

Хвойники