3 предложения с прямой речью русский язык. Предложения с прямой речью, примеры

Сложным называется предложение, состоящее из двух или нескольких объединенных по смыслу и интонации грамматических основ (простых предложений).

По способу связи выделяют два типа предложений: союзной и бессоюзной.

Запятая ставится между частями сложного предложения перед всеми союзами (единичными и повторительным): Не то осенние воды шумели, сбегая в Дунай, не то ветер бился в извилинах пропасть.

Запятая не ставится:


  • Не то осенние воды шумели, сбегая в Дунай, не то ветер бился в извилинах пропасть .

  • ?

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Сложносочиненных называется сложное предложение, части которого равноправны по смыслу и объединяются с помощью сочинительных союзов и, да, а, но, однако, зато, или, или … или, то … то: Не встречаются горы с горами, а братаются люди с людьми.

Между частями сложносочиненного предложения могут относиться запятая, точка с запятой и тире.

Запятая ставится между частями сложного предложения перед всеми союзами (единичными и повторительным):
Не то осенние воды шумели, сбегая в Дунай, не то ветер бился в извилинах пропасть.

Запятая не ставится:

  • Между частями сложного предложения перед единичными союзами: и (й), и (и), или, или, если обе части имеют общее слово или общее придаточное предложение:
    Иногда в голубой вышине плыла облако или пролетала птичка .
  • Если обе части предложения однотипные (вопросительные, побудительные, восклицательные или именительный предложения):
    Во сколько собираемся и куда поедем ?

Точка с запятой ставится:

  • Если части сложносочиненного предложения далекие по смыслу или имеют в своем составе другие знаки препинания:
    То, бывало, дождь холодный сечет, а перестоять непогоды негде: то, бывает, ветер осенний пробирает до костей, а обогреться негде .

Тире ставится:

  • Если вторая часть предложения выражает следствие, противопоставление или быструю смену событий:
    Может умереть и человек и рассыпаться в прах — и горит на звездах огромное ее дело !

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Сложноподчиненных называется сложное предложение, в котором одно предложение подчиняется другому, части предложения неравноправны и соединяются союзами подчинительные или соединительными словами: что, как, если, потому что, как, несмотря на то, перед тем как:
Стихотворения Кобзаря рождены для того, чтобы не умирать никогда.

Предложение, от которого зависит другое предложение, называется главным, а предложение, которое подчиняется главному, придаточным. Придаточное предложение может стоять после главного, перед главным, а также в середине главного.

Все придаточные части отделяются от главного предложения запятыми. Если придаточные предложения присоединяется к главному сложенными союзами (несмотря на то, потому что, вследствие того что, по мере того как …), то запятая ставится либо перед всем союзом, либо внутри него:
Теплый туман стелился по полю и налив балку до краев, так что деревья утопали в нем.

Запятая не ставится между частями придаточного предложения:

  • Если они состоят из одного слова:
    Подвязывая светлый виноград, смеется девушка не знать из чего .
  • Соединенными единичным союзом и (й), и (и), или и (или), если обе части имеют общее слово или общую часть:
    Детям казалось, что уже вечер и сейчас придет мама .

Знаки препинания в бессоюзном предложении

Бессоюзным называется предложение, в котором составные части связаны в единое целое без помощи союзов и соединительных слов: Степ подбегал к обрыву и остановился — дальше бежать некуда: внизу, до самого горизонта, зеленело и менялось море. В бессоюзном сложном предложении между его частями относятся такие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире: В глубине леса стучал дятел, пищали синицы.

Прямая речь. Знаки препинания при ней

Прямая речь — это речь других, передано точно (не переменной), с соблюдением интонации от имени того, кто сказал или написал. Прямая речь сопровождается словами автора, которые указывают, кому она принадлежит. Прямая речь может стоять после слов автора или перед ними, а может разрываться словами автора.

Знаки препинания при прямой речи:

— Бабушка! — Говорит он. — Хотел я посмотреть, очень длинный мир.
— Увы! Смотрел бы из ворот, а лезть высоко малом не годится.

  • Если реплики берутся в кавычки и записываются подряд без слов автора, то между ними ставится тире. «На добрый, ты моя дорогая» — «На добрый, мой любимый друг» — «Что сегодня снилось тебе, милая?» — «Сон приснился, и дивненький очень». — «Что же за чудо снилось тебе, милая?» — «Мне снились билии лелеет..» — «Радуйся, милая, потому Лелия — цветок чистой и любой надежды!».
  • При передаче на письме требует особого пунктуационного оформления. Оно зависит от положения прямой речи и слов автора относительно друг друга.
    Возможны следующие случаи:

    «Хорошо, что ты зашла», - сказала соседка.
    «Как я рада тебя видеть!» - сказала соседка.
    «Зайдёшь завтра?» - спросила соседка.

    Соседка сказала: «Хорошо, что ты зашла».
    Соседка сказала: «Как я рада тебя видеть!»
    Соседка спросила: «Зайдёшь завтра?»

    Схемы:
    р.а.: «П.р.».
    р.а.: «П.р.!»
    р.а.: «П.р.?»

    «Хорошо, - сказала соседка, - что ты зашла».
    «Оленька! - сказала соседка. - Как я рада тебя видеть!»
    «Оленька, - спросила соседка, - зайдёшь завтра?»

    Схемы:
    «П.р., - р.а., - п.р.».
    «П.р.! - р.а. - П.р.!»
    «П.р., - р.а., - п.р.?»

    Примечание:

    Если первая часть прямой речи оканчивается точкой, вопросительным или восклицательным знаком, то вторая часть прямой речи начинается с прописной (большой) буквы.
    Если первая часть прямой речи оканчивается на запятую, точку с запятой, тире, двоеточие, многоточие, т.е. если предложение не завершено, то вторая часть начинается со строчной (маленькой) буквы.

    Например:
    «Париж - столица Франции, - поправил он младшую сестру. - А не Италии».

    «Париж, - поправил он младшую сестру, - столица Франции, а не Италии».

    Он сразу поправил младшую сестру: «Париж - столица Франции, а не Италии» - и вышел из комнаты, чтобы не мешать девочкам общаться.

    Сказав: «До свидания!», он вышел из комнаты, чтобы не мешать девочкам общаться.

    §2. Пунктуационное оформление диалога

    Диалоги и полилоги (разговор нескольких лиц) в художественной литературе, публицистике, а точнее, в печатных изданиях оформляются без использования кавычек.

    В начале реплик диалога ставится тире, например:

    «Толпа шумела, все говорили громко, кричали, бранились, но толком ничего нельзя было разобрать. Доктор подошёл к молодой женщине, державшей на руках толстую серую кошку, и спросил:

    Будьте добры, объясните, что здесь происходит? Почему народу так много, что за причина его волнения, и почему закрыты городские ворота?
    - Гвардейцы не выпускают людей из города...
    - Почему же их не выпускают?
    - Чтобы они не помогли тем, которые уже вышли из города...
    Женщина уронила толстую кошку. Кошка шлёпнулась, как сырое тесто. Толпа заревела.»

    (Ю.Олеша, Три толстяка)

    Отдельные реплики также могут быть оформлены с помощью тире:

    «Когда он пришёл в себя, уже был вечер. Доктор посмотрел вокруг:
    - Какая досада! Очки, конечно, разбились. Когда я смотрю без очков, я, вероятно, вижу так, как видит не близорукий человек, если надевает очки. Это очень неприятно.»

    (Ю. Олеша, Три толстяка)

    Примечание:

    Если прямая речь сочетается с речью автора, то могут использоваться разные схемы расстановки знаков препинания. Пунктуация будет различаться в зависимости от взаимоположения прямой речи и речи автора. Но кавычки не нужны. Прямая речь отделяется с помощью тире.

    1) Р.а.: - П.р. Например:

    Потом он поворчал по поводу отломанных каблуков:
    - Я и так невелик ростом, а теперь стану на вершок ниже. Или, может быть, на два вершка, потому что отломились два каблука? Нет, конечно, только на один вершок... (Ю. Олеша, Три толстяка)

    2) - П.р., - р.а. Например:

    - Караул! - кричал продавец, ни на что не надеясь и дрыгая ногами (Ю.Олеша, Три Толстяка).

    3) Р.а.: - П.р.! - р.а. Например:

    И вдруг гвардеец с разбитым носом сказал:
    - Стой! - и поднял высоко факел (Ю.Олеша, Три Толстяка).

    4) -П.р., - р.а. - П.р. Например:

    - Перестаньте кричать! - рассердился он. - Разве можно так громко кричать! (Ю.Олеша, Три толстяка)

    То есть логика оформления прямой речи и речи автора сохраняется, но не используются кавычки. Вместо них в начале прямой речи всякий раз ставится тире.

    Вконтакте

    Прямая речь - это часть текста, цитирующая слова или высказывания, принадлежащие героям повествования. Прямая речь передает всю уникальность высказываний: лексику персонажей, грамматику, стиль. Она употребляется со словами автора, благодаря чему становится известно, кому принадлежат высказывания.

    Прямая речь может употребляться в форме диалога. Диалогом называют чередующиеся высказывания двух или более лиц. Слова автора в диалоге зачастую отсутствуют, а высказывания именуются репликами.

    Правила оформления прямой речи

    • Прямая речь на письме начинается с большой буквы.
    • Прямая речь выделятся кавычками с двух сторон.
    • Слова автора, употребленные перед прямой речью, заканчиваются двоеточием.
    • Если прямая речь стоит до слов автора, то после нее ставятся запятая и тире. Прямая речь с восклицанием или вопросом оканчивается восклицательным или вопросительным знак и тире.
    • Если прямая речь разрывается в месте, где должна быть запятая, двоеточие, тире или не должно быть никакого знака, то слова автора с двух сторон выделяются запятыми и тире.
    • Если прямая речь разрывается в месте, где должна быть точка, то перед словами автора нужно употребить запятую и тире, а после них точку и тире.
    • Если прямую речь слова автора разделяют в месте, где должен быть восклицательный или вопросительный знак, то словам автора будет предшествовать соответствующий знак и тире, а после них ставят точку и тире.
    • Все реплики в диалоге размещаются с новой строки, перед каждой ставится тире, кавычки не используются.

    Примеры предложений с прямой речь

    1. Родители мне всегда твердили: "Делу время, потехе час".
    2. "Нет, не видел я тут никого", - сказал Санька.
    3. "Сережа, ты уже все уроки сделал?" - строго спросила мама.
    4. "Помнишь, - грустно затянул Ёжик, - как было весело с Медвежонком?"
    5. "Нет, не сделал, - ответил Серёжа. - Математика не идет, а к чтению не приступал даже".
    6. "Поздравляю! - воскликнул Винни Пух. - Желаю счастья в личной жизни!"
    7. - Ну, разобрал, какое горе у огурцов?

    Горькое, бабушка, горькое!

    Чужая речь – это высказывание другого лица, включенное в авторское повествование. Пример: «Мы в ответе за всех, кого мы приручаем», – сказал Антуан де Экзепюри.

    Прямая речь – это форма точной передачи чужой речи (см. ) с буквальным воспроизведением ее лексического наполнения и особенностей синтаксического построения. В текстах художественной литературы прямая речь используется с целью создания речевой характеристики персонажей.

    Предложение с прямой речью – это особая синтаксическая конструкция, состоящая из двух частей – из слов автора (см. ) и прямой речи (см. ). В отдельных случаях прямая речь в составе предложения с прямой речью может представлять целый текст, состоящий из нескольких предложений. Например: Немецкий лютеранский пастор рассказывал: «Когда убивали евреев, я молчал, потому что я не еврей. Когда сажали коммунистов, я молчал, потому что я не коммунист. Когда били католиков, я молчал, потому что я не католик. Когда пришли за мной, не было уже никого, кто мог бы сказать хоть одно слово в мою защиту ».(Газета.)

    Слова автора – это часть предложения с прямой речью, принадлежащая собственно автору. Слова автора выполняют вводящую функцию, они вводят прямую речь в повествование, поэтому в словах автора используются глаголы со значением сообщения, речи, мысли, вопроса (сказать, промолвить, спросил, выкрикнул, приказал и под.), а также существительные типа просьба, приказ, ответ, вопрос и т. д. Слова автора могут занимать любую позицию по отношению к прямой речи. Если слова автора стоят перед прямой речью, то вся конструкция напоминает бессоюзное предложение. Если слова автора используются в середине прямой речи, то они приобретают статус вставочной конструкции (вставки): «Нет, – отвечает Иван, – никуда идти я не намерен».

    Косвенная речь – передача содержания чужой речи в форме придаточного предложения. Главное предложение состоит из слов автора. Косвенная речь передает содержание чужой речи. В косвенной речи личные и притяжательные местоимения, формы лица глаголов употребляются не с точки зрения говорящего, а с точки зрения лица, передающего содержание чужой речи. Например: Иванов представил себя: «Я учитель. Работаю в сельской школе. » – Иванов представил себя, что он учитель, работает в сельской школе.

    Несобственно-прямая речь – форма передачи чужой речи, сочетающая в себе элементы прямой и косвенной речи. В несобственно-прямой речи в той или иной степени отражаются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, сохраняется эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. В результате создается двуплановость высказывания: передается речь персонажа, его мысли и настроения, но говорит за него автор. Например: Иван воскликнул: «Как же, так я и соглашусь на это!» – Иван был против. Как же так он и согласится на это!

    Сложное синтаксическое целое

    Сложное синтаксическое целое (или сверхфразовое единство) – минимальный фрагмент текста, состоящий из нескольких самостоятельных предложений, представляющих собой тематическое единство (см. ), семантическое единство (см. ), структурное единство (см. ), функционально-смысловое единство (см. ), благодаря чему этот фрагмент может быть выделен из текста. Личная жизнь гения всегда представляет особый интерес. В ней, как в зеркале, отражаются все особенности его дарования. Личная жизнь Булгакова – не исключение. (Газета.) Слова – страшная вещь: их можно употреблять везде, но впустую употреблять нельзя. Они живые энергии и потому неизбежно влияют на душу произносящих их людей. (В.А. Степун.) Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на поверхности, и ее замечаешь сразу, а истина скрыта в глубине, и не всякий может отыскать её. (Й. Гёте.)

    Чаще всего, дословно передавая чьи-то слова, люди и не задумываются, что используют в своем высказывании предложения с прямой речью. Если их перенести на бумагу, то они потребуют правильного схематического написания с оформлением с помощью специальных знаков препинания - кавычек.

    Любое высказывание, будь то мысленное или озвученное, можно записать в виде предложения с прямой речью либо повествования. В современном русском языке различают конструкции с прямой, несобственно-прямой речью, косвенной и диалог.

    Что такое прямая речь?

    В русском языке предложения с прямой речью служат для дословной передачи чужих слов. При этом важным является также указание на того, кто их произнес, поэтому в составе такого предложения есть слова автора и его высказывание. В словах автора всегда присутствует глагол, показывающий, каким именно способом передается речь или с какой эмоциональной окраской. Например, сказал, подумал, произнес, утвердил, подсказал и другие:

    • «Что-то похолодало, может, неподалеку град прошел», - подумал Петр.
    • Я тебе приказываю: «Оставь брата в покое, пусть сам разбирается со своей жизнью».
    • «Почему здесь никого нет, - удивилась Аленка, - я пришла раньше или опоздала?»
    • «Вот так всегда», - тяжело вздохнула бабушка.

    Мало кто знает, что первые книги печатались без знаков препинания, а такое понятие, как «кавычки» впервые применили в литературе в конце 18 века. Считается, что этот символ ввел в употребление для письменной речи Карамзин Н. М. Свое название они получили, скорее всего, от диалектного слова «кавыш», которое означало «утенок». Похожие на следы от утиных лапок, кавычки прижились и стали знаком препинания при написании названий и передаче чужих слов.

    Оформление конструкций, передающих чужую речь

    Предложения с прямой речью делятся на две части: слова автора и высказывание. Для их разделения применяют кавычки, запятые, тире и двоеточия. Только в том случае, если не указывается говорящий, кавычки не ставят, например, это пословицы и поговорки (Без труда не вытянешь рыбку из пруда), у которых автор народ, лицо собирательное.

    Знаки препинания в предложениях с прямой речью ставятся в зависимости от того, где именно находятся слова автора.

    • Когда авторские слова в начале предложения, после них ставится двоеточие, а высказывание оформляется с двух сторон кавычками. Например, "Учительница напомнила классу: «Завтра в школе субботник»". В конце предложения с прямой речью (примеры ниже) ставится знак, в зависимости от интонации. Например:
      1) Маша удивилась: «Ты откуда здесь взялся?»
      2) Испугавшись темноты, малыш закричал: «Мама, я боюсь!»

    • Знаки препинания в предложениях с прямой речью без указания автора, идущие в одной строке, разделяются друг от друга с помощью тире. Например:
      «Ты куда сейчас идешь?» - спросил я насупившегося друга. - «А тебе зачем знать?» - «А вдруг нам по пути?» - «Вряд ли».

    Каждое предложение с прямой речью можно изобразить в виде схемы.

    Схемы предложений

    Схема предложения с прямой речью состоит из условных обозначений и знаков препинания. В ней буквой «п» или «П» обозначается прямая речь, а буквой «А» или «а» слова автора. В зависимости от написания букв, слова автора или прямая речь пишутся с заглавной или маленькой буквы.

    • «П», - а. «Здесь надо было повернуть налево», - сказала пассажирка водителю.
    • «П!» - а. «Вы тут не стояли, молодой человек!» - закричала бабка с конца очереди.
    • «П?» - а. «Ты зачем за мной увязался?» - спросил я старого пса.
    • А: «П». Мама повернулась к сыну: «После школы зайди в магазин за хлебом».
    • А: «П!» Бабушка подвинула тарелку назад к внуку: «Ешь, а то гулять не пойдешь!»
    • А: «П?» Учитель удивленно поднял глаза: «Ты как с такими отметками поступать будешь?»

    Это примеры цельных прямых предложений

    Схемы «разорванной» прямой конструкции


    Схема предложения с прямой речью наглядно показывает, как следует расставлять знаки препинания.

    Применение прямой речи

    Множеством способов изложения повествования обладает русский язык. Предложения с прямой речью - один из них. Чаще всего их используют в художественных текстах и в газетных статьях, где требуется дословная передача чьих-то высказываний.

    Без передачи человеческих мыслей и слов художественная литература носила бы только описательный характер и вряд ли имела успех у читателей. Больше всего их интересуют чужие мысли и чувства, которые вызывают положительный или отрицательный отклик в сознании. Именно это «привязывает» читателя к произведению и определяет его как понравившееся или нет.

    Еще один прием, применяемый в русской литературе и повседневной жизни, - это косвенная речь.

    Что такое косвенная речь?

    Легко запомнить, чем отличаются предложения с прямой речью от косвенной речи. В ней нет дословной передачи чужих слов и интонации. Это сложноподчиненные предложения с придаточной и главной частями, объединенными с помощью союзов, местоимений или частицы «ли».

    Предложения с прямой и косвенной речью в русском языке передают чужие слова, но звучат они при этом по-разному. Например:

    1. Доктор предупредил: «Сегодня процедуры начнутся на час раньше». Это прямая речь с дословной передачей слов доктора.
    2. Доктор предупредил, что сегодня процедуры начнутся на час раньше. Это косвенная речь, так как слова доктора передает кто-то другой. В предложениях с косвенной речью слова автора (главная часть) всегда стоят перед самим высказыванием (придаточная часть) и отделяются от него запятой.

    Строение косвенных предложений

    Как все сложноподчиненные предложения, косвенные состоят из главного и одного или более подчиненных:

    • Доктор предупредил, что сегодня процедуры начнутся на час раньше, поэтому надо раньше встать.

    Также косвенная речь может передаваться в простом предложении с помощью второстепенных членов, например:

    • Доктор предупредил о начале процедур на час раньше.

    В этом примере слова доктора передаются без построения сложноподчиненного предложения, но при этом их смысл передан правильно.

    Важным показателем при изменении прямой речи в косвенную является то, что в сложноподчиненном предложении от главной части к второстепенной всегда можно поставить вопрос:

    • Доктор предупредил (о чем?), что сегодня процедуры начнутся на час раньше.

    Для построения косвенной речи используют союзы и местоимения. В этом различие предложения с прямой и косвенной речью.

    Союзы и союзные слова для передачи чужих слов

    В том случае, если косвенная речь носит повествовательный характер, используют союз «что»:

    • Мама сказала, что лучше взять зонт.

    Когда предложение побудительного характера, используют союз «чтобы»:

    • Бабушка велела, чтобы я вымыла посуду.

    При создании вопросительного косвенного предложения сохраняются те же местоимения, что имеют вопросительные предложения с прямой речью:


    Если в прямой речи отсутствуют вопросительные местоимения, в предложении с косвенной речью используют частицу «ли»:

    • Я спросил: «Ты будешь доедать борщ?»
    • Я спросил, будет ли он доедать борщ.

    При передаче чужих слов в косвенной речи не передается интонация говорящего.

    Несобственно-прямая речь

    Еще один вид косвенных предложений - несобственно-прямая речь. В ней сочетается одновременно речь автора с персонажем.

    Чтобы лучше понять разницу, следует сделать разбор предложения с прямой речью, косвенной и несобственно-прямой.

    • Приехав из Греции, мои друзья сказали: «Мы обязательно туда вернемся». Это предложение с прямой речью, разделенной на слова автора и само высказывание.
    • Приехав из Греции, мои друзья сказали, что они обязательно туда вернутся. Это предложение с косвенной речью, в котором от главной части можно поставить вопрос к подчиненной (сказали о чем?)
    • Мои друзья приехали из Греции. Они обязательно туда вернутся! Это несобственно-прямая речь, основная функция которой - передача основного смысла сказанного, но не от имени персонажей, которые побывали в Греции, а автора повествования, их друга.

    Главное отличие несобственно-прямой речи - это передача чужих эмоций с помощью своих слов.

    Диалог

    Еще один вид передачи чужой речи в литературе - это диалог. Он применяется для передачи слов нескольких участников, при этом реплики пишутся с новой строки и выделяются тире:

    Учитель спросил:

    Почему тебя не было на уроке?

    Я ходил к врачу, - ответил ученик.

    Диалог применяется в художественной литературе в произведениях с большим количеством персонажей.

    Хвойники