Доклад «Центр речевого развития в ДОУ. Доклад «Требования к организации речевого уголка в группе ДОУ Речевой центр в старшей группе

Данилова Евгения Васильевна
Консультация для воспитатетлей «Создание речевого центра в группе»

Консультация для воспитателей :

«Организация речевого центра в группе »

Подготовила : учитель-логопед Данилова Е. В.

МБДОУ «Детский сад №89»

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому мы заботимся о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение, имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

Уже давно доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Педагоги, работающие с детьми-логопатами, давно пришли к выводу, что речевые уголки должны быть в группах , должны привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве.

Речевая развивающая среда должна способствовать реализации следующих факторов :

- восприятие речи взрослых ;

Наблюдение за языком;

Вовлеченность в активную речевую среду ;

Диалог между взрослыми.

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

Задачи построения речевой развивающей среды :

Обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;

Обеспечение богатства сенсорных представлений;

Обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;

Обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций ;

Обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе.

Компоненты РРС : речь педагога, методы и приемы, оборудование.

Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.

РРС 1ой младшей группы :

Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец, сопряженная речь) ;

(чтение, рассказы) ;

Самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек и др. (на развитие инициативной речи) .

РРС 2ой младшей группы :

Грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;

Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);

Методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, чтение, рассказы) ;

Организация «уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания картинок, игрушек, книг, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).

РРС средней группы :

Грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;

Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации, формирование навыков общения со сверстниками, знакомство с формулами речевого этикета );

Методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя – акцент на стимулирование познавательного интереса);

Организация деятельности в «уголке интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи).

РРС старшей и подготовительной групп :

Грамотная речь педагога;

Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета , целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, умений грамотного отстаивания своей точки зрения);

Методы и приемы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения);

Организация деятельности в «уголке интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира, организация восприятия с последующим обсуждением).

Как уже апробировано практикой при организации речевого центра необходимо соблюдать следующие требования :

Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало (индивидуальные зеркала, игровой, дидактический, наглядный материал.

Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей , их индивидуальным и возрастным особенностям.

Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется , согласно лексической теме.

Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.

Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.

Игровой материал должен быть доступным для ребенка.

Не следует перегружать уголок оборудованием.

Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес , побуждать к речевой активности .

Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы .

Ей можно придумать название, например «Уголок речи и грамотности» , «Учимся говорить правильно» , или просто выделить место. В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, её героем может стать добрый гном, который будет учить правильно говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке.

Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи :

Развитие словаря ребёнка

Работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи)

Развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами)

- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания , развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи)

Подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения)

Развитие мелкой моторики и графомоторной функции

Знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок)

Оборудование и наполнение речевой зоны :

1. Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи

«Листочки» ; «Бабочки» ; «Волшебный пушок» ; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане» ; «Чей кораблик доберется быстрее» ; «Загони мяч в ворота» и др.

2. Формирование фонематического восприятия и слуха

Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты : рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки : Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ) ; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень» , «вата» ); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет» ; «Делим слова на слоги» ; «Найди себе пару» ; «Найди, что звучит» ; «Угадай, откуда идет звук» ; «Разложи картинки» ; «Повтори - не ошибись» ; «Тихо - громко» ; «Общий звук» ; «Придумай слова со звуком» ; «Испорченный телефон» ; «Звуковые символы» и др.

3. Развитие артикуляционной моторики

Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой схема для характеристики звука.

4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи) .

Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков,чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала в ассортименте Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Логопедическое лото» ; «Веселая гимнастика» ; «Звуки, я вас различаю (Р, Л) »

5. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте

Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; символы для звуко – буквенного анализа, кубики «Азбука в картинках» , «Учись читать» , «Умные кубики» , «Слоговые кубики» и т. д. ; альбом «Изучаем буквы» ; пособие «Говорящая азбука» ; волшебный домик «Букварь» Н. С. Жукова, «Чтение по слогам» , «Читаем с подсказками» ; «Тексты с хвостами» ; книжки-малышки и др. «Назови, прочитай, проверь» ; «Научись читать» ; «Я учу буквы» ; «Найди букву» ; «Готов ли ты к школе?» ; «Слоговое лото» ; «Волшебная тесьма» ; «Найди место звука в слове» ; «Прочитай по первым звукам» ; «Слоговая копилка» и др. ; серия «Умные игры» , ребусы.

6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий

Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано» ; «Прогноз погоды» ; «Одень куклу» ; «В мире животных» ; «Детский компьютер» и др.

7. Развитие связной речи

Серии сюжетных картинок «Истории в картинках» ; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.

8. Развитие мелкой моторики

Сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам) ; «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв) Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам» ; мозаики; игры-шнуровки и др.

Татьяна Щербинина

Уважаемые Маамовцы! Рада приветствовать вас на своей страничке!

Каждый из нас старается на современном уровне реализовывать государственные стандарты в образовательных учреждениях. И одной из ведущих задач, которую решают ДОУ, является развитие речи детей . Ведь от качества речи зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного речевого развития детей является обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

В нашей группе для полноценного речевого развития детей оформлен центр книги , центр речевого творчества , представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально.

Мы с детьми решили пополнить развивающую речевую среду своими собственными книжками-малышками.

Работа над созданием книжки-малышки - это очень увлекательное занятие, которое комплексно воздействует на развитие ребенка :

Способствует развитию творчества дошкольников;

- развивает воображение , пространственное мышление, мелкую моторику;

Формирует усидчивость, умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

В ходе творческой деятельности дети делают множество открытий, добиваются личных достижений. Полученный результат - первая и очень важная ступень детского творчества.

Изготовление книжки-малышки нравится детям, ведь сделанное своими руками всегда больше, чем вещь. У ребят повысился уровень самооценки. Такая система работы помогает лучше понять детей, раскрыть их творческий потенциал. А родители, видя, как увлечены дети, с удовольствием принимают участие в создании книжки-малышки.

Детям очень хотелось создать свои книжки с загадками. А начали мы свое творчество с загадок о грибах. Дети предложили нарисовать отгадки, а тексты с загадками подобрать вместе с родителями. Так появилась наша первая книжка-малышка "Загадки о грибах".

На первой странице была информация о содержании книжки.

Затем шли страницы с рисунками-отгадками детей. Например : Макарова Ангелина выбрала подберезовик :

Затем появилась по такому же образцу вторая книжка-малышка "Загадки про фрукты". Дети подбирали загадки с родителями и рисовали в группе в свободной деятельности свои отгадки.

Родители могли посмотреть, чьи рисунки, открыв первую страницу книжки.

Создание третьей книжки мы решили усложнить : дети рисовали отгадки, а загадки сочиняли сами, записывали наиболее удачные, советовались с взрослыми. Теперь в нашем центре еще одна - третья собственная книжка-малышка "Загадки про овощи".

Над созданием четвертой книжки мы трудились дольше. Книжка называется "Наши любимые питомцы" и содержит рассказы детей и фотографии из семейных альбомов, которые предоставили нам родители.



Рассказ Артема Горшкова о своем друге Хоре. Тема с такой любовью рассказывал о своей дружбе с хорьком, какой он у него замечательный.


Паша Толстов сочинил рассказ о своем любимом Пушке.


Карина Федулова очень любит котенка, которого зовут Багира, и знает все его повадки.


София Рожкова ухаживает за попугаями, которые живут у бабушки.


Эвелина Монетова гордится своей собачкой, с которой любит играть и гулять.


С удовольствием рассказывал о своей кошке-красавице Ширшов Ярослав.


Ульяна Закащикова познакомила всех с любимым попугаем Сержем.


Черноброва Даша любит своего Барсика, который иногда кусается и царапается.


Наши книжки-малышки находятся на полочке, чтобы дети в любой момент смогли посмотреть.


И ребята часто берут эти книги, вспоминая самое интересное и забавное.




Дети так увлеклись созданием книжек, придумывали новые идеи, которые мы обязательно реализуем, собрав нужный материал. А с родителями мы решили организовать конкурс на лучшую семейную книжку-малышку. Разработали положение, и в марте следующего года подведем итоги.

Все с огромным увлечением принялись за работу, а дети рассказывают, как они вечерами с родителями готовят конкурсную книжку-малышку.

Всем большое спасибо за просмотр! Удачи и оптимизма!

Публикации по теме:

Особенности взаимосвязи речевого развития и личности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС Трунилина Елена Николаевна Учитель - логопед ГБДОУ детский сад № 19 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга ДОКЛАД Тема: «Особенности.

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС до «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Консультация для воспитателей «Содержание центра речевого развития в возрастных группах в соответствии с ФГОС» Требования к организации предметно-развивающей среды: Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной.

Круглый стол «Обновление образовательного процесса в ДОУ с учетом введения ФГОС». Круглый стол «Обновление образовательного процесса в ДОУ с учетом введения ФГОС». МКДОУ детский сад №2. Воспитатель: Скляренко З. В. Цель:.

Малые формы фольклора как одно из направлений речевого развития детей дошкольного возраста в условиях перехода к ФГОС. В условиях перехода от ФГТ к ФГОС дошкольного образования, содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Сегодня мы рассмотрим один из центров предметно-развивающей среды - Речевой уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.

Цель речевого уголка: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.

Задачи:

  1. Формирование фонематического восприятия и слуха.
  2. Развитие артикуляционной моторики.
  3. Закрепление навыков правильного произношения звуков.
  4. Закрепление навыков, полученных на занятиях.
  5. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
  6. Развитие связной речи.
  7. Развитие мелкой моторики.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.

При подборе составляющих речевого уголка необходимо учитывать:

  • соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • речевой уголок должен быть размещён рядом с книжным уголком;
  • важно, чтобы речевой уголок была комфортен и эстетичен. Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение к материалам и оборудованию содержащемуся в уголке;
  • игровой материал должен быть доступным для ребенка;
  • неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный персонаж» , обычная кукла, би-ба-бо, марионетка. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Она может двигаться (с помощью взрослого или ребёнка) , выполнять артикуляционную гимнастику, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, преподносить неожиданные сюрпризы и многое другое. Её способности вызовут у детей живой интерес, побудят к речевой активности.
  • не следует перегружать уголок оборудованием.

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски)

пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)

пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)

материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков) ; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)

игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова)

игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)

игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)

материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках» , «Учись читать» , «Умные кубики» , «Слоговые кубики» ) .

Подбор игрового и дидактического материала осуществляется учителем-логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.

Требования к содержанию речевых центров в разных возрастных группах

Младшая группа

  • Уголок книги 5-6 наименований книг по 2-5 экземпляра, так как детям данного возраста свойственна подражательность, книжки-ширмы (книги подбираем с учётом возраста детей, а именно для данного возраста произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов) ;
  • Альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки» . «Семья, «Транспорт» , «Домашние животные» , «Одежда» , «Посуда» , «Мебель» .
  • Картинки с простыми сюжетами и действиями
  • «Что лишнее?» , «Назови одним словом» .
  • Игры по типу «Найди пару» , «Найди отличия» .
  • Игровизоры, игрушки – телефоны.
  • Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?»
  • Картинки с простым сюжетом для составления рассказов.
  • Альбомы загадок скороговорок, песенок, потешек, стихов.
  • Трафареты, шаблоны.
  • Игры для развития ручной умелости.
  • Картотека речевых игр.
  • Открытки о родном городе.

Средняя группа

  • Уголок книг: 5-6 наименований, для оформления можно использовать эстампы на темы русских народных сказок. 1 раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки «Сказки» , «Времена года» , «Сказки о дружбе зверей» и др.
  • Альбомы дополняются по темам о Российской армии, о труде взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года о различных зданиях (архитектура) .
  • Открытки для рассматривания.
  • Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?» , «Назови одним словом» .
  • Игры небылицы «Чего на свете не бывает?» , «Кто кричит?»
  • Игры с картинками – загадками и предметными картинками по типу «Что изменилось?» «Найди пару?» , «Найди отличия» .
  • Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.
  • Игровизоры, игрушки- телефоны, занимательные головоломки.
  • Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму
  • Открытки о родном городе, крае.
  • Предметы быта и старины.

Старшая группа

  • Уголок книги 7-8 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками) . 1 раз в квартал оформляются тематические выставки с рисунками детей на заданную тему
  • Портреты писателей в соответствии с программой
  • Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике.
  • Книги, созданные на рисунках детей на темы произведений детских писателей.
  • Портреты художников – иллюстраторов.
  • Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте.
  • Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Назови отличия» .
  • Наборы картинок , .
  • Азбука букв различной фактуры.
  • Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.
  • Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму
  • Игры на развитие ручной умелости.
  • Картотека словесных речевых игр.
  • (верёвочки, шнурки проволока, камушки, песок, пластилин и др.) .
  • Заготовки для штриховки, кодирование, трафареты, перфокарты.
  • Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, слоговые линейки.
  • Иллюстрации о памятниках и музеях старины (Москва, Санкт – Петербург) .
  • Карта России, где отмечены флажками города.

Подготовительная к школе группа

  • Наличие библиотеки книг по разделам: о природе, о животных или по авторам. Выставляются 10-12 книг, различных по жанру и тематике. Оформляются тематические выставки с рисунками детей.
  • Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей.
  • Альбомы загадок, скороговорок, стихов.
  • Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму, игры на развитие ручной умелости.
  • Картотека словесных речевых игр.
  • Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.
  • Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки, проволока, камушки, песок, пластилин и другое) .
  • Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, азбуки букв разной фактуры.
  • Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, обучению детей грамоте.
  • Игры – небылицы «Что перепутал художник?» , игры - картинки по типу «Найди отличия» .
  • Наборы картинок «Составь рассказ по картинке» , «Разложи по порядку и составь рассказ» .
  • Альбомы или книжки – самоделки с сочинёнными детьми и нарисованными рисунками.
  • Уголок «Читаем сами» журналы «Непоседа» , «Весёлые картинки» , «Солнечный зайчик» и др., детские красочные книги с крупным шрифтом, книги с развивающими заданиями.

Елена Литвиненко

Предотвратить развитие речевых нарушений в дошкольном возрасте сможет правильно организованная речевая среда , которая стимулирует развитие у ребенка познавательности, инициативности. Очень важно, чтобы она была не только комфортной и эстетичной, но и полифункциональной, обеспечивающей возможность изменений среды, позволяющей использовать материалы и оборудование для одной образовательной области и в ходе реализации других областей, обеспечивать возможность самовыражения воспитанников, эмоциональное благополучие.

Центр речевой активности , созданный в ДОУ, соединяет в себе 2 центра : центр «Здравствуй книжка» + центр «Будем правильно говорить» . Ключевым персонажем центра является мягкая игрушка – попугай Кеша со встроенным диктофоном. Попугай двигается, задает вопросы, преподносит сюрпризы, одним словом делает все для того, чтобы вызвать у детей большой интерес и побудить к речевой активности . У Кеши свой дом, в «окне» которого отражается тема недели. Здесь же на ниточках висят фигурки (в соответствии с темой недели, благодаря им дети могут проверить развитие своей воздушной струи. Главным украшением уголка является дидактическое дерево , меняющее окраску листьев в соответствии со временем года. На крючки подвешиваются яблоки, отображающие тему дня. Обращение к дидактическому дереву в начале недели с целью знакомства с новой темой, стало ритуалом. На ствол дерева закреплено зеркало. На столе игровизор – смоделированный из магнитной доски компьютер, он необходим при обучении чтению – дети составляют слова.

Игровой и дидактический материал располагается в шкафу, он помещен в папки с соответствующей маркировкой и располагается на самой верхней полке – это материал для воспитателя. Следующую полку занимает художественная литература. На доступной для ребят высоте - «Полочка умных книг» , на которой выставляется дидактический материал и художественная литературы по теме. Эта и следующая полка отражают интеграцию областей.

Центр речевой активности интегрируется с образовательными областями : «Социализация» , «Безопасность» , «Чтение художественной литературы» , «Познание» , «Труд» , «Физическая культура» , «Здоровье» .

Оборудование и материалы центра :

Книжный фонд

Детские книги по программе «Детство» и другие (книги детей по возрасту, «на вырост» , сезонная литература, книги-самоделки): сказки, загадки, потешки, рассказы, стихи, научно-познавательная литература и краеведческая, детские журналы

Картинный словарь русского языка Азнабаевой Ф. Г., Гасановой Р. Х, Хисматуллиной Р. Р.

Методическая литература по развитию речи дошкольников

Сценарии к сказкам

Папка с подборкой художественных текстов «Всё обо всём»

Методическая копилка по темам неделей -1

Методическая копилка к сюжетно-ролевой игре «Пасека»

Картотеки

Артикуляционная гимнастика «Смешарики»

Артикуляционная гимнастика «Знакомство с язычком и его домиком»

Пальчиковая гимнастика по темам неделей

Пальчиковая гимнастика в карточках

Гимнастика для глаз

Развитие речи дошкольников в играх (сборник игр) : слуховое внимание, высота и сила голоса, речевые дыхание и слух

Консультации для родителей

Как сказка помогла (4 стр.)

Домашние задания для родителей (по темам неделей)

Игры на кухне (1 стр.)

Артикуляционные упражнения

Логопедические задания

Как заучивать стихотворение наизусть

Демонстрационный материал для фронтальных занятий

Сказочные герои

Любимые герои (лоскутная мозаика)

Профессии детского сада

Профессии

Всероссийский день библиотек

В деревне

Дикие животные

Домашние животные

Транспорт наземный, воздушный, водный Ч. 1.

Времена года

Правила дорожного движения

Зимние сказки

Летние сказки

Маша и медведи

Пословицы и поговорки в иллюстрациях

Все профессии нужны, все профессии важны (со стихами)

Животные Африки (серия Вохринцевой и др., с рассказами о некоторых животных)

Чистоговорки в картинках

Календарь праздничных событий

Тематическая папка «Детские писатели» (А. С. Пушкин, К. И. Чуковский)

Набор открыток «Стерлитамак – золотой город» и «Стерлитамак»

Моя семья + Что такое хорошо и что такое плохо (социально-нравственное развитие)

Детские писатели

Лото «Сказочные герои»

Мягкие кубики «Составь сказку»

Прочитай по первым буквам

Я учу буквы

Фонетическое лото «Звонкий - глухой»

Познавательная игра – лото «Мир вокруг нас»

Сам себе сказочник (5-8 лет)

Игры - шнуровки

Звуковая азбука

Лото «Азбука»

Логопедическое лото (5-7 лет)

Лото «Заколдованные картинки» (5-7 лет)

Краеведческая игра «Экскурсия по Стерлитамаку»

Аналогии (от 3-х лет)

Четвёртый лишний (5-7 лет)

Профессии (от 3-х лет)

Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: материал будет интересен и полезен воспитателям дошкольных учреждений.
Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС.

Характеристика группы:
В мою группу ходят дети с младшей группы. На февраль месяц их возраст колеблется от 5лет 6 мес. до 6 лет 3 мес. В группе 15 девочек и 8 мальчиков, в основном (80%) это дети служащих, рабочих - 20%. Группа - общеразвивающая. Есть дети с задержкой речевого развития, которым требуется помощь учителя-логопеда (13%), есть дети (57%), речевое развитие которых соответствует возрасту, у остальных детей (30%) – чистая речь.
Факты, полученные в результате анализа.
а) безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в ДОУ.
Создавая развивающую среду в старшей группе, я, прежде всего, уделила внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Я старалась, чтобы обстановка в моей группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности.
Переставляется мебель в игровых зонах, что позволяет уйти от надоедливой однообразной обстановки и внести в интерьер что-то новое и свежее. Мебель в центрах разнообразная, часто меняются варианты расстановки столов в обеденной части группы. В группе есть мягкая мебель,(мягкий уголок), что создает уютную атмосферу, а так же игрушки детей, принесенные ими из дома. В работе с детьми я использую не авторитарную, а личностно-ориентированную модель воспитания, тесно взаимодействую с родителями с целью изучения потребностей ребенка. Сотрудничество детского сада с семьей идет по единому воспитательному плану и приводит к достижению максимальных результатов в формировании личности ребенка.
б) реализация образовательных программ дошкольного образования.
Детский сад работает по общеобразовательной программе ГБДОУ №43 Колпинского района, поэтому все центры в развивающей среде созданы в соответствии с этой программой, с рекомендациями по развивающей среде: учтены основные требования и основные принципы организации среды.
Создавая среду развития в группе, я учитывала следующие параметры:
содержательно-насыщенная, развивающая;
трансформируемая;
полифункциональная;
вариативная;
доступная;
безопасная;
здоровьесберегающая;
эстетически-привлекательная.
Кроме того, все пространство в группе я разделила на определенные зоны или центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса:
художественно- творческий уголок, уголок безопасности, музыкально- театрализованный, уголок природы, экспериментальный, конструкторский, познавательно-речевой.
в) Учет возрастных особенностей детей.
Дети моей возрастной группы соответствуют физическим и психологическим данным детям старшего дошкольного возраста.
Основная группа: 22 ребенка - 2 группа здоровья, 1 ребенок – 1 группа здоровья. Инвалидов и с задержкой психического развития - нет.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр сюжетно - ролевой игры
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые.
Сюжетно-ролевые игры: Ателье, Почта, Салон красоты, Супермаркет, Поликлиника, Семья.



Центр дежурства.
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный и там находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства.



Центр безопасности.
Создавая развивающую среду в группе, немало внимания я уделяла созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно -печатные игры.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Физического развития»

Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, я делала акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь сделанный своими руками.



Во время образовательного процесса устраиваются динамические паузы, на прогулках дети вовлечены в спортивные и подвижные игры. В работе с детьми старшего возраста мною используются различные виды гимнастики: пальчиковая, дыхательная, для глаз, бодрящая.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Театральный центр

Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, деревянный на дисках, би-ба-бо, напольный, теневой. Также в группе имеется уголок «Ряжение», где дети очень любят надевать разнообразные наряды. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками.


Музыкальный уголок.
В музыкальном центре имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха.


Центр творческой деятельности
В центре творческой деятельности имеется: разнообразный демонстрационный материал. Различные материалы для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно- прикладному искусству, настольно- печатные игры.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Познание»

Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры». «Учись считать»,«Цвет», «Форма», «Размер».Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», Целое из частей, «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические домики», «Составь число»,»Математическая рыбалка»,«Детям о времени», «Измеряем всё подряд», «Составь задачу».Развивающие игры: Блоки Дьенеша и схемы к ним, Палочки Кюйзенера и схемы, счётные палочки и схемы к ним. Сложи узор, сложи Квадрат», «Рамки Монтессори», «Дроби», «Прозрачный квадрат», «Логический пояс», Игры на плоскостное моделирование: Танграм. Игрушки для сенсорного развития детей: пирамидки, вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, парные картинки.




Центр природы
В центре природы имеется: календарь погоды, инвентарь за уходом комнатных растений, муляжи фруктов, овощей.



Центр экспериментирования
В центре экспериментирования имеется: различные емкости для воды и сыпучих, весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы. Имеется картотека проведения экспериментов в старшем возрасте, природный материал для проведения эксперементов; знакомство с растениями и животными различных климатических зон, живая и неживая природа и т.д.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Развитие речи»

В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи.
Игры по звуковой культуре речи
Игры на звукоподражание: «Звуковой куб», Кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши»,«Позови громко», «Эхо».
Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики».
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения
«Дин-дон», «Чьи игрушки», «Звуковой поезд», «Звуковое лото», «Логопедическое лото»,«Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку», «Шумящие коробочки», «Звуковой коллаж».
Картотека артикуляционных игр и упражнений.
Игры на развитие словаря, и грамматического строя речи «Глаголы в картинках», «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Автобус для зверят», «Ёлочка», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки».
Игры на развитие связной речи
«Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала,что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов»,«Расскажи про детский сад», «Телефон», «Сам себе сказочник».
Болезни